Пугaющaя пpocьбa в 41 гoд: "Ecли co мнoй чтo-нибудь cлучитcя, нe ocтaвляй Дaшку..." Тpaгeдия, кoтopую Дpoздoвcкaя пpeдчувcтвoвaлa
Август 1978 года. Москва задыхается от жары. Актриса Микаэла Дроздовская возвращается с дачи вместе с подругой Аллой Будницкой. Они весело болтают, шутят, смеются.
И вдруг Микаэла резко меняется в лице и произносит странную фразу: "Алла, если со мной что-нибудь случится, не оставляй Дашку".
Будницкая удивленно смотрит на нее - какие странные слова для женщины в расцвете сил, у которой есть все: любящий муж, две дочери, квартира напротив Дома кино, роли в кино. Но Микаэла настаивает, и в ее голосе звучит что-то пугающее. Через три месяца актриса погибнет в огне на съемках, а ее младшая дочь Даша действительно останется без матери.
Детство и юность
Микаэла Михайловна Дроздовская родилась 10 марта 1937 года в Москве. Ее родители были людьми рабочих специальностей, далекими от искусства. Отец работал инженером, мать - в сфере образования. Но девочка с ранних лет тянулась к творчеству – рисовала, занималась рукоделием, по вечерам устраивала домашние представления, где пела и танцевала.
Когда началась война, Микаэле не было и четырех лет. Детство прошло в тяжелое время, но после войны жизнь постепенно налаживалась. Девочка росла мечтательной, любила читать и ходить в кино. В школе активно участвовала в самодеятельности, играла в школьных спектаклях.
Мечта стать актрисой зародилась рано. После школы Микаэла не стала поступать на "практичную" специальность, как хотели родители. Она подала документы во ВГИК – Всесоюзный государственный институт кинематографии. Экзамены прошла успешно. В 1959 году окончила институт по мастерской Михаила Ромма и Владимира Белокурова – в одном выпуске с ней учились будущие звезды советского кино.
Первые роли
Еще будучи студенткой, в 1955 году Микаэла дебютировала в кино. Ей досталась роль продавщицы Юли Петровой в фильме "За витриной универмага" режиссера Самсона Самсонова. Это была небольшая роль, но девушка сыграла так органично, что сразу привлекла внимание и зрителей, и режиссеров.
После окончания ВГИКа Микаэла стала актрисой Театра-студии киноактера. Но главным ее призванием было кино. В 1957 году последовали роли в "Ленинградской симфонии" и "Екатерине Ворониной". В 1958 году она снялась в историческом фильме "Атаман Кодр", где сыграла Наташу.
Настоящая известность пришла после роли Тани, жены Уфимцева в культовой картине "Добровольцы" режиссера Юрия Егорова в 1958 году. Партнером Микаэлы был Петр Щербаков. Актриса создала образ любящей жены, которая поддерживает мужа в его стремлении уехать на стройки пятилетки. Роль была небольшой, но запоминающейся – Дроздовская играла без фальши, и зрители поверили каждому ее слову.
Расцвет карьеры
В 1960-е годы Микаэла много снималась. Она прекрасно справлялась и с драматическими, и с комедийными ролями. Особенно удачными стали ее работы в комедиях. В 1962 году Ролан Быков пригласил ее в фильм "Семь нянек", где она сыграла Майю. Быков увидел в актрисе живой, современный типаж – не советскую "правильную" героиню, а настоящую женщину со своим характером.
В 1965 году последовала роль в комедии Эльдара Рязанова "Дайте жалобную книгу". Дроздовская умела создавать яркие характеры даже в эпизодах. Режиссеры ценили ее за профессионализм – она никогда не опаздывала, всегда была готова к съемкам, легко находила контакт с партнерами.
В 1970 году Микаэла сыграла роль модистки в масштабной исторической картине Александра Алова и Владимира Наумова "Бег". Роль была небольшой, но актриса сумела сделать свою героиню запоминающейся.
В 1974 году вышел фильм Александра Митты "Гори, гори, моя звезда" – драма о судьбе актеров провинциального театра во время Гражданской войны. И снова Дроздовская создала объемный образ в небольшой роли.
"Гори, гори моя звезда" (1969)
Звездный час – "Мимино"
Настоящим звездным часом стал 1977 год, когда Георгий Данелия пригласил Микаэлу в комедию "Мимино". Ей досталась роль Марины – бывшей жены главного героя Валико Мизандари. Роль была небольшой, всего несколько сцен, но ключевой для понимания характера главного героя.
Микаэла создала образ женщины, которая любила, разочаровалась, но сохранила достоинство. Ее героиня живет своей жизнью, не держит зла на бывшего мужа, но и не собирается возвращаться к нему. В игре Дроздовской не было ни капли театральности – все было естественно, как в жизни.
На съемках "Мимино" Микаэла подружилась с Вахтангом Кикабидзе и Фрунзиком Мкртчяном. Вахтанг позже вспоминал: она была удивительно светлым человеком, всегда готовым помочь, поддержать, развеселить. На площадке царила атмосфера творчества и дружбы.
"Мимино" (1977)
После "Мимино" последовали другие роли, но Микаэла не стала звездой первой величины. Она была актрисой второго плана – из тех, кто украшает любой фильм своим присутствием. Критики отмечали ее способность создавать живые характеры в эпизодических ролях.
Работа в дубляже
Параллельно со съемками Микаэла активно занималась озвучиванием иностранных фильмов. У нее был красивый, мелодичный голос, и она прекрасно владела техникой дубляжа. Первой серьезной работой стало озвучивание Мишель Мерсье в фильме "Гром небесный" в 1965 году.
Голос Дроздовской был хорошо знаком советским зрителям по французским комедиям. Она озвучивала героинь во многих картинах, и зрители часто не подозревали, что говорит не оригинальная актриса, а Микаэла Дроздовская – настолько органично она передавала интонации и характер героинь.
За свою карьеру актриса снялась в 32 фильмах и приняла участие в озвучивании более десяти картин. Она никогда не делила роли на главные и второстепенные – всегда играла честно и профессионально.
Личная жизнь
Личная жизнь Микаэлы складывалась непросто. В студенческие годы был короткий, мимолетный брак, который быстро распался. По слухам, первым мужем был архитектор, но этот брак оставил лишь горечь разочарования.
Долгое время Микаэла жила одна, посвящая себя профессии. Она была красивой женщиной, пользовалась вниманием мужчин, но всегда ставила карьеру на первое место. В те годы для женщины выйти замуж в 30 лет считалось поздно, но Микаэла не торопилась.
Когда актрисе было около 30 лет, в ее жизни появился Вадим Семенович Смоленский – врач-кардиолог, доктор медицинских наук. Он был старше ее на 16-20 лет (источники расходятся в точных цифрах), но разница в возрасте не помешала счастью. Вадим был человеком интеллигентным, обеспеченным, успешным. Он понимал, что жена-актриса – это не обычная домохозяйка, и был готов поддерживать ее карьеру.
Свадьба была скромной – только близкие друзья и родственники. Молодожены поселились в просторной квартире напротив Дома кино. В 1966 году у них родилась дочь Вероника, которую в семье называли Никой. 23 ноября 1970 года появилась вторая дочь – Дарья, Дашенька.
Семейное фото. Девочки Ника, Даша и родители
Счастливая семья
Микаэла боготворила дочерей. Они росли в атмосфере любви и заботы. Правда, воспитанием в основном занимался отец – Вадим Семенович нанял двух нянь, которые по очереди сидели с девочками, а также домработницу, которая следила за порядком в большой квартире.
Дарья позже вспоминала: "Я поздний ребенок. Когда родилась, папе было за пятьдесят, а маме за тридцать лет. Отец был нам и папой, и мамой. Мама же была каким-то сказочным существом. Жар-птицей, Снегурочкой, нереальным Явлением, Мечтой... А папа был всем остальным. Он стирал пеленки, укладывал нас спать, вставал к нам ночью и рассказывал сказки..."
Микаэла не была классической матерью, которая все время проводит с детьми. Она много работала, часто уезжала на съемки. Но когда была дома, устраивала дочерям настоящие праздники – водила по магазинам, в кино, в театры. Летом семья проводила время на даче в Подмосковье.
Вадим Семенович обожал жену. Он никогда не упрекал ее в том, что она мало времени проводит дома. Наоборот, гордился ее успехами, ходил на премьеры, поддерживал во всем.
Дочери обожали маму и сравнивали ее с Жар-птицей и сказочной царевной. Она была яркой, красивой, всегда веселой. В доме постоянно собиралась московская богема – приходили Белла Ахмадулина, Элем Климов с Ларисой Шепитько, заезжали знаменитые иностранные режиссеры – Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра.
Микаэла была женщиной-праздником. Она умела создавать атмосферу радости вокруг себя. Друзья говорили: когда Мика входит в комнату, становится светлее.
Фото из архива Д. Дроздовской На новогоднем празднике мама в костюме Снегурочки, папа в маске зайца. Среди гостей художник-иллюстратор Татьяна Гнисюк, актриса Алла Будницкая и сценарист Тонино Гуэрра (второй слева)
Роковое предчувствие
Летом 1978 года что-то изменилось. Микаэла стала задумчивой, иногда казалась отсутствующей. Подруги замечали, что она стала говорить о смерти – не в депрессивном ключе, а как-то буднично, словно готовилась к чему-то.
В августе произошел тот самый разговор с Аллой Будницкой. Они возвращались с дачи в прекрасном настроении, шутили, смеялись. И вдруг Микаэла посерьезнела и попросила: "Если со мной что-нибудь случится, не оставляй Дашку".
Алла попыталась отшутиться – что может случиться с молодой, полной сил женщиной? Но Микаэла была серьезна: "Обещай. Я знаю, что с детьми будет нелегко. Обещай, что будешь рядом".
Будницкая обещала, хотя не придала словам особого значения. Казалось, это просто минутная слабость. Но Микаэла словно знала.
Алла Будницкая была крестной матерью младшей дочери Даши. Они дружили семьями, часто виделись. Даша любила приезжать к крестной в гости – там ее всегда ждали подарки и вкусный обед.
Фото из архива Даши. "Мама и Алла Будницкая в день моих крестин"
Последние съемки
В ноябре 1978 года Микаэла получила приглашение на съемки фильма "Пишите письма" режиссера Роберта Меркуна. Съемки проходили во Владикавказе (тогда – Орджоникидзе). Ей досталась главная роль – директора дворца культуры Лины. Это была комедия о том, как в осетинском колхозе организовали вокально-инструментальный ансамбль.
Роль была большой и интересной, и Микаэла с радостью согласилась. Она попрощалась с семьей и уехала. Вадим Семенович проводил ее на вокзал, дочери махали ей вслед. Никто не знал, что видят маму в последний раз.
Во Владикавказе стояла промозглая ноябрьская погода. Съемочную группу разместили в спортивном лагере на окраине города – в деревянных домиках без отопления. Условия были спартанские, но никто особо не жаловался – такова была реальность советского кинопроизводства.
Актеры нашли выход – стали использовать в качестве обогревателей мощные осветительные прожекторы. Включали их в домиках, и становилось тепло.
Последний фильм "Пишите письма"
Роковая ночь
7 ноября 1978 года, в годовщину Октябрьской революции, вся съемочная группа поехала в город на праздничное мероприятие. Микаэла отказалась ехать – она чувствовала усталость после долгого съемочного дня. Осталась одна в неотапливаемом домике.
День выдался особенно холодным, на улице было около нуля, ветер пронизывал насквозь. Микаэла вернулась в домик совершенно замерзшая. Она попыталась согреться – надела все теплое, что было с собой, но холод пробирал до костей.
Тогда она, как и все остальные, решила использовать осветительные приборы. Включила маленький и большой прожекторы, направила их на диван. Постепенно в домике стало теплее. Усталость взяла свое – Микаэла легла, укрылась одеялом с головой и заснула.
Во сне она пошевелилась, и одеяло сползло с дивана прямо на раскаленную лампу прожектора. Синтетическая ткань моментально начала тлеть, потом вспыхнула. Огонь быстро распространился, а дым начал заполнять маленькое помещение.
Микаэла проснулась от едкого дыма, но было уже поздно. Угарный газ делал свое страшное дело – легкие горели, голова кружилась, сознание мутнело. Она попыталась встать, добраться до двери, но сил не было. Пламя охватило одеяло, добралось до одежды.
Когда съемочная группа вернулась из города поздно вечером, домик Микаэлы еще тлел. Дверь выбили. Когда в помещение хлынул свежий воздух, остатки огня вспыхнули с новой силой. Микаэлу вытащили из домика. Она была без сознания, с тяжелейшими ожогами и отравлением угарным газом.
Последние дни
Микаэлу немедленно госпитализировали в местную больницу. Врачи сразу поняли – состояние критическое. Ожоги покрывали значительную часть тела, особенно пострадали ноги. Легкие были поражены угарным газом. Началась ожоговая болезнь.
Попытались организовать срочную транспортировку в Москву, в специализированный ожоговый центр. Но состояние актрисы было настолько тяжелым, что врачи боялись – она не перенесет перелет. Оставалось только бороться за ее жизнь на месте.
Вадим Семенович экстренно вылетел в Орджоникидзе. Он не отходил от постели жены. Девочек отправили к бабушке с дедушкой. Микаэла то теряла, то обретала сознание. В редкие минуты ясности она спрашивала о дочерях. Врачи делали все возможное, но медицина конца 1970-х была бессильна перед такими травмами.
Целую неделю Микаэла мучилась. Боль была невыносимой. 14 ноября 1978 года рано утром ее сердце остановилось. Актрисе был 41 год. До следующего дня рождения оставалось меньше четырех месяцев.
Страшное известие
Пока Вадим Семенович находился у постели тяжело больной жены, а девочки у бабушки и дедушки, в Москве произошло еще одно несчастье. Квартиру Дроздовских ограбили. Воры узнали, что семьи нет дома, и вынесли ценные вещи. Это было страшным ударом поверх трагедии.
Весть о гибели актрисы потрясла советский кинематограф. Коллеги не могли поверить. Дом кино скорбел.
Микаэла Дроздовская с дочками
Прощание
Похоронили Микаэлу в Москве на Ваганьковском кладбище, на 35-м участке. На похороны пришли сотни людей – актеры, режиссеры, друзья, поклонники. Гроб несли на руках коллеги по цеху.
Самым страшным было смотреть на дочерей. Восьмилетняя Даша и двенадцатилетняя Ника стояли у гроба матери, не до конца понимая, что происходит. Рядом был отец – Вадим Семенович держался, но было видно, что он сломлен. Рядом с Дашей стояла Алла Будницкая – она помнила обещание.
Судьба дочерей
После смерти Микаэлы Вадим Семенович попытался справиться с воспитанием дочерей сам.
Алла Будницкая вспоминала: "Я и одна наша общая с Микаэлой приятельница каждый день приезжали к ним, стирали, убирали квартиру. Я привозила горячие обеды: так и ездила с укутанными кастрюльками с Кутузовского, чтобы девочки поели, придя из школы".
Через год после гибели жены Вадим Семенович познакомился с женщиной по имени Елена и решил начать новую жизнь. Он переехал к ней. Старшая дочь Ника перебралась к своей крестной матери – актрисе Софье Давыдовой. Младшая Даша какое-то время жила с отцом, его новой женой Еленой и ее сыном от первого брака Николаем.
Дарья вспоминала: "Прошел год, как мамы не стало, и папа переехал жить к другой женщине. Алла приходила к нам каждый день. Потом Нику забрала к себе мамина приятельница Соня Давыдова, а я переехала к папе и его жене. Они до сих пор вместе. С ними я прожила около года".
Девочка подружилась с Колей, но с мачехой отношения не складывались. Однажды, когда Алла Будницкая приехала в школу проведать крестницу перед летними каникулами, Даша расплакалась: "Не хочу домой! Возьми меня к себе!"
Разговор с Вадимом Семеновичем был тяжелым, но он понял – дочери действительно будет лучше у крестной. Алла Зиновьевна Будницкая и ее муж, режиссер Александр Орлов, взяли Дашу к себе и вырастили как родную дочь. Будницкая сдержала обещание, данное подруге.
Даша со второй мамой Аллой Будницкой
Обе девочки получили любовь и заботу. Ника выросла и стала врачом, как отец – детским гастроэнтерологом. Даша пошла по стопам матери – окончила Щукинское училище в 1993 году и стала актрисой и театральным режиссером.
Расследование
После трагедии была создана комиссия. Выводы были очевидны: причиной пожара стало грубейшее нарушение техники безопасности. Осветительные приборы – мощные прожекторы – категорически запрещалось использовать для обогрева жилых помещений. Они разогревались до опасных температур. Оставлять их включенными без присмотра было смертельно опасно.
Но главным выводом комиссии стало другое: недопустимо размещать съемочные группы в неотапливаемых помещениях в холодное время года. После гибели Дроздовской правила размещения киногрупп на выездных съемках были ужесточены.
Режиссер Роберт Меркун долго винил себя в случившемся. Фильм "Пишите письма" был закончен и вышел на экраны в 1981 году, через три года после трагедии. Для всех участников съемок он навсегда остался связан со страшной гибелью коллеги.
Память
Микаэла Дроздовская не была суперзвездой. У нее нет памятника, ее имя не носит ни одна улица. Но ее помнят те, кто работал с ней, и те, кто любит советское кино.
Ее роли в "Мимино", "Добровольцах", "Семь нянек", "Беге", "Гори, гори, моя звезда" остались в истории кинематографа. Небольшие, но яркие штрихи в полотне великих фильмов.
Коллеги вспоминают ее как человека светлого, доброго, оптимистичного. Она украшала жизнь одним своим присутствием. Леонид Филатов посвятил жизни и творчеству Микаэлы Дроздовской главу в своем цикле "Чтобы помнили".
В архивах сохранились фотографии – Микаэла смеется на съемках, репетирует, общается с партнерами. На одной из последних фотографий, сделанных во Владикавказе за несколько дней до трагедии, она стоит на фоне гор и улыбается. Светлая, красивая, полная жизни.
Дочери о матери
Дарья Дроздовская в интервью рассказывала: "Мамой я стала называть Аллу давно. Когда это произошло в первый раз, уже не помню. Это случилось потому, что иначе быть не могло. Сейчас я могу сказать: "Мама, я сегодня Микаэлу во сне видела". Со стороны это, наверное, странно слышать. Но жизнь вообще странная штука".
Она всегда тепло отзывалась о Будницкой и Орлове: "Мне повезло с родными папой и мамой, повезло со вторыми родителями, с сыном и дочкой, с друзьями, с бывшим мужем. Я абсолютный везунчик".
О Микаэле Дарья говорила редко - слишком больной была эта тема. Но когда говорила, то всегда с огромной любовью и грустью о том, что не успела по-настоящему узнать мать.
Сестры Вероника и Дарья до сих пор поддерживают отношения, часто бывают вместе на могиле матери на Ваганьковском кладбище.
Дарья прожила с телеведущим Александром Олейниковым 17 лет. У них родились двое детей - сын Александр и дочь Дарья. Внуки, которых Микаэла никогда не увидит.
Загадка предчувствия
До сих пор остается загадкой - откуда у Микаэлы было это предчувствие? Почему она в августе просила подругу позаботиться о младшей дочери?
Может быть, никакой мистики не было. Может, просто мать, оставляя детей ради съемок, всегда думала о худшем - а вдруг что-то случится? И просила подругу быть рядом с ребенком на всякий случай.
Но совпадение слишком жуткое. Три месяца между просьбой и смертью. Словно она знала.
Последнее "спасибо"
Алла Будницкая вспоминала: перед отъездом на съемки во Владикавказ Микаэла зашла к ней попрощаться. Они выпили чаю, поговорили о пустяках. Микаэла была спокойна, даже весела.
Уже уходя, на пороге, она обернулась и сказала: "Спасибо тебе за все". Будницкая удивилась - за что спасибо? Они же просто чай пили. Микаэла улыбнулась: "Просто так. За дружбу".
Это были их последние слова. Через две недели Микаэлы не стало.
Будницкая сдержала обещание. Она вырастила Дашу как родную дочь, дала ей любовь, которую не успела дать мать. И когда уже взрослая Дарья спрашивала о маме, Алла рассказывала ей - какой удивительной женщиной была Микаэла, как она смеялась, как работала, как любила своих дочерей.
Память о Микаэле Дроздовской живет в ее дочерях, внуках, в ее ролях, в сердцах тех, кто ее помнит. Короткая, яркая жизнь, оборвавшаяся трагически. Жизнь, которая могла бы продолжаться, подарить еще столько ролей, радости, любви.
На ее могиле на Ваганьковском кладбище всегда лежат свежие цветы. Дочери приходят сюда регулярно. Они помнят. Мы помним.









0 коммент.:
Отправить комментарий