Cлишкoм дoлгaя пoмoлвкa
— Милый, я старая для брака, — ласково говорила Элиза, — мне пятьдесят три!
Но принц Лихтенштейна твердо стоял на своем. Ему была нужна только эта прекрасная женщина. Он ждал ее многие годы, хотя ему не раз предлагали жениться на европейских принцессах. Но разве они могли сравниться с его Элизой? Весной 1929 года Франц умолял возлюбленную одуматься. В конце концов, их помолвка слишком затянулась.
Дворянскую приставку «фон» делец из Моравии, Вильгельм Гутманн, получил за свои ошеломляющие успехи в бизнесе. Император Франц Иосиф лично возвел его в рыцарское достоинство в 1878 году. Элиза родилась за три года до этого. Она была настоящей «золотой девочкой» — росла в великолепном особняке родителей, воспитывалась вышколенными гувернантками и за ней обещали хорошее приданое.
Все знали, что Гутманны – иудеи. Но семья словно и не вспоминала о своих корнях, и на каждое Рождество наряжала праздничное дерево… Чтобы окончательно освоиться в австрийском имперском обществе им требовался не только титул, но и подходящая вера. Так что Вильгельм, его жена Ида, а еще их семеро детей, приняли католичество.
У Элизы не было недостатка в кавалерах. Во-первых, она была на диво хорошенькой: с густыми блестящими волосами, которые тяжелыми волнами падали до самой талии и большими черными глазами. Во-вторых, капиталы отца делали ее завидной невестой.
В-третьих, у этой девушки было еще и большое сердце. Все знали, что она подбирает брошенных собак. Элиза создала в Вене приют для бездомных животных, и сама возилась с ними. Отец смотрел на ее «причуды» сквозь пальцы. Денег это занятие отнимало немного, а еще в Вене обсуждали: какая добрая девушка! Как она очаровательна!
— Выйдет замуж, начнутся другие заботы, — считал Вильгельм фон Гутманн.
Для любимой доченьки нашли хорошего жениха. Знатного. Венгерский граф Геза Эрёш фон Бетленфальва сделал предложение на исходе 1898 года. У него было имя, герб, поместье и долги. У дочери еврейского банкира – состояние. Идеальная пара. Их обвенчали весной 1899 года. Элиза шла под венец с крепко сжатыми губами. Геза ей не понравился.
Этот высокомерный дворянин считал, что Элиза занимается «лишними» вещами. Какие питомцы? Собак держат только для охоты. Дом, в котором поселилась молодая пара, обставляла семья невесты, и надменный Геза считал, что это «мещанское роскошество».
Разные во всем! Супруги попытались жить вместе, но вскоре разошлись по разным спальням. Вместе они проводили всего несколько ночей в году… Конечно, у них не было детей.
А в 1908 году Геза умер. Злые языки утверждали, что причина была в «нехорошей хвори», подхваченной во время поездки в Париж. Другие считали, что венгра сточила чахотка. Так или иначе, но Элиза осталась вдовой.
Она стала все больше времени заниматься благотворительностью. В 1914 стала сестрой милосердия… И в тот же год, совершенно случайно, познакомилась с принцем Францем Лихтенштейнским. Он был старше на 22 года и влюбился без памяти.
О такой женщине он мечтал всю жизнь. Умной, спокойной, доброй. Элиза впечатлила его своей красотой, но куда больше – широтой своей души. Уже позже он узнал, что она – крещеная иудейка, что отец ее – банкир и делец, который стал дворянином по воле императора. Но для Франца это не играло никакой роли. А вот для его семьи – очень даже!
— Ты не сможешь жениться на ней, — твердо сказал старший брат Франца, правитель Лихтенштейна. – Она – из низов. Ты должен взять в жены девушку знатного происхождения.
— Она графиня.
— По мужу! Это ничего не значит! Она все равно остается простолюдинкой, даже если бы выходила замуж за принца!
Иоганна II обычно называли Добрым, но в отношении своего брата он проявил редкую жестокость. Даже когда стало понятно, что для Франца его увлечение Элизой – это не просто мимолетная история, он не пожелал отступаться. Твердил о долге, о чести, о семье… Предлагал брату выбрать любую из принцесс, даже другой веры. А потом, на всякий случай, как глава дома Лихтенштейнов он наложил официальный запрет на женитьбу Франца и Элизы. И его мнением нельзя было пренебречь.
Влюбленные могли только обручиться. Помолвка обещала затянуться, но по-другому не получалось. И лишь в феврале 1929 года, когда Иоганн II испустил свой последний вздох, Франц помчался к Элизе с новостями.
— Выходи за меня замуж!— Но мне 53 года.— А мне 75! Какая разница, если я люблю тебя?
Она сомневалась, но Франц продолжал уговаривать любимую. Столько препятствий было, и ни одного не осталось!
В июле 1929 они все-таки поженились. Этому предшествовала слишком долгая помолвка. Невеста по случаю свадьбы заказала себе белую шляпку, но надела ярко-зеленое с кружевом платье. Ей казалось странным выглядеть, словно девушка…
Это был счастливейший, хотя и бездетный брак. Наконец-то! Никто больше не осуждал эту пару, наоборот. На них смотрели с воодушевлением: смогли, выстояли, победили.
Элиза уговорила мужа создать Фонд помощи молодежи, а еще Фонд поддержки сирот. Принцесса Лихтенштейна помогала нуждающимся, покупала для них лекарства, посещала школы, и сама оснащала их всем необходимым. Ее называли не иначе, как «ангел Элиза». В княжестве никогда не было более популярной принцессы!
Франц покинул этот мир в 1938 году. Его наследником и преемником, согласно законам о престолонаследии, стал племянник. Тогда же княжество перешло под управление Австрии, и Элизе со своими домашними питомцами пришлось уехать в Швейцарию. Ей, из-за ее происхождения, грозило преследование.
В те места, где она была так счастлива, Элиза больше не возвращалась. Она умерла в Вицнау в 1947 году, с именем Франца на устах.
0 коммент.:
Отправить комментарий