5 июня 1983 гoдa. Вeчep, кoгдa "Aлeкcaндp Cувopoв" нe дoплыл. Oни cмoтpeли кинo нa пaлубe...
Трагедия, о которой долго молчали
5 июня 1983 года на Волге произошла одна из крупнейших катастроф в истории речного флота СССР. Круизный теплоход «Александр Суворов» на полном ходу врезался в пролет железнодорожного моста.
Погибли, по разным данным, от 173 до нескольких сотен человек. Но в то время об этой трагедии почти не говорили вслух. Масштаб бедствия старались скрыть: город Ульяновск сразу же закрыли, чтобы посторонние не узнали о случившемся, а официальная информация ограничилась сухим выражением соболезнований от имени правительства.
Описание судна и рейса 5 июня 1983 года
Теплоход «Александр Суворов» был новым комфортабельным лайнером проекта 92-016 (типа «Октябрьская Революция»), построенным в Чехословакии в 1981 году. Его длина превышала 135 метров, он имел несколько палуб и оснащался по последнему слову техники.
Теплоход «Александр Суворов» за несколько часов до отплытия
Этот корабль считался флагманом Волго-Донского пароходства, а экипаж – одним из лучших в регионе. Для начала 1980-х «Суворов» выглядел роскошно: просторные рестораны, кинозал, прекрасно отделанные каюты и отменная кухня – всё для комфортного отдыха туристов. Неудивительно, что рейсы на нём пользовались популярностью.
В начале июня 1983 года «Александр Суворов» совершал большой круиз из Ростова-на-Дону в Москву, поднимаясь по Волге с юга на север. На борту находилось около 400 человек – официально 330 пассажиров и порядка 80 членов экипажа. Однако свидетели утверждали, что судно было переполнено: команда в каждом порту подсаживала безбилетных знакомых в свободные каюты, поэтому реальное число людей могло быть больше списочного.
Основную массу пассажиров составляли семьи рабочих, получивших путёвки от профсоюзов: на борту отдыхали шахтёры Донбасса, рабочие из Львова, служащие из Армении и сибирских регионов – люди почти со всего Советского Союза.
5 июня 1983 года теплоход приближался к городу Ульяновску по расписанию. Вечер выдался тёплым и праздничным. Туристы завершали четвертый день путешествия: ужинали в ресторане, поздравляли по громкой связи повариху Надежду Чалую с её 19-летием, аплодировали имениннице.
Затем объявили развлекательную программу – планировался небольшой аукцион сувениров – и киносеанс. По судовой традиции по воскресеньям круизерам показывали фильм.
На верхней прогулочной палубе был оборудован импровизированный кинозал, куда после ужина подтянулось более 200 человек – практически все, кто хотел посмотреть кино перед сном. Остальные расположились кто в каютах, кто в баре на нижней палубе. Настроение царило самое благодушное: смех, музыка, звон бокалов.
Момент катастрофы
22:45, 5 июня 1983 года. Сумерки сгущаются над Волгой, когда из темноты перед носом «Суворова» вырастает громада Ульяновского железнодорожного моста. Это единственная переправа через реку в округе – старый Императорский мост длиной более 2 км.
По правилам, проходя под ним, любое судно должно следовать через специальный высокий пролет, отмеченный навигационным знаком и огнями. В рубке «Александра Суворова» за штурвалом стоит 23-летний рулевой Андрей Уваров, рядом дежурит старший помощник (штурман) Евгений Митенков.
Капитан Владимир Клейменов в это время отдыхает в своей каюте на верхней палубе, готовясь к ночной смене.
Теплоход идёт полным ходом – около 25 км/ч – и мост уже совсем близко.
За несколько минут до подхода к переправе с берега поступает радиосигнал: дежурный диспетчер передаёт габарит моста – «13,8» метров. На такой высоте расположен судоходный пролёт, и формально лайнер должен пройти.
Однако Митенков и Уваров начинают сомневаться: в сумерках кажется, что корабль направляется не в тот проём. Штурман дважды перепрашивает диспетчера, но ответ неизменен: «13,8», – проходите.
Позже выяснится, что «Суворов» сбился с курса и шёл не к высокому третьему пролёту, а к шестому – низкому, несудоходному. Почему опытный штурман этого не заметил вовремя – до сих пор остаётся загадкой. Возможно, сказалась усталость или банальная невнимательность: ходили слухи, будто в тот момент Митенков отвлёкся и читал детективный роман.
Свою роль сыграли и внешние факторы. Навигационные огни на мосту, по одной из версий, не были включены. А на злополучном шестом пролёте находилась будка путевого обходчика: её квадратный силуэт в сумерках напоминал сигнальный знак, которым отмечен нужный проход.
Этот обманчивый ориентир мог окончательно сбить рулевого с толку. Впоследствии эксперты признают: сочетание всех факторов стало роковым.
За мгновения до удара опасность осознаёт лишь один человек – охранник, дежуривший на мосту. Видя, что большой теплоход летит прямо в низкий пролет, он в отчаянии вскидывает ружьё и пускает в воздух предупредительные выстрелы. Но сигнал уже не может ничего изменить.
Бах!!! Раздаётся чудовищный грохот – стальная громада «Суворова» врезается в массивную ферму моста. От чудовищной силы удара корабль содрогается и мгновенно теряет всю верхнюю надстройку. Металлическая балка пролёта словно гигантским ножом срезает верхнюю палубу вместе со всем, что на ней было.
Кинозал, заполненный людьми, фактически исчезает в одно мгновение – его крыша и стены срезаны до уровня пола. Пассажиры, сидевшие на верхней палубе, погибают мгновенно, даже не успев вскрикнуть. Лайнер продолжает по инерции двигаться вперёд, словно подныривая под мост, и с открытой пробитой палубы видно ночное небо.
Но на этом бедствие не заканчивается. По мосту как раз идёт длинный грузовой поезд. От удара пролёт моста смещается, рельсы искривляются – и состав теряет опору. Вагоны один за другим срываются вниз, падая прямо на искалеченный теплоход.
На верхние палубы со звоном и грохотом обрушиваются тонны груза: уголь, брёвна, мешки с зерном летят с высоты, превращаясь в смертоносный дождь. Одним из вагонов проламывает центральную часть судна. Люди, уцелевшие после удара мостом, получают новые травмы от обломков и падающего багажа. Теплоход погружается в хаос – вокруг темнота, шум аварийных сирен, крики.
И всё же судьба уберегла оставшихся в живых от полного уничтожения: в составе поезда была цистерна с бензином, но она чудом не упала с моста. Вагон застрял на краю пролёта, и горючее не пролилось на палубу. Ещё секунда – и теплоход вспыхнул бы как спичка, превращая катастрофу в огненный ад, где уже не выжил бы никто. Но огня не случилось.
Лайнер, потеряв ход, дрейфует недалеко от моста, его двигатели заглохли. Несколько секунд стоит зловещая тишина, и лишь затем раздаются первые крики ужаса.
На верхней палубе творится невообразимое. Место, где минуту назад показывали фильм, теперь напоминает фронтовое побоище.
Пассажир Владимир П. в момент столкновения находился в каюте на средней палубе – это и спасло ему жизнь. “Я ощутил удар – какой-то растянутый, не резкий, но жуткий, будто суда столкнулись… Теплоход замедлял движение. Я выскочил из каюты и бросился наверх по трапам. Перед последним, ведущим на верхнюю палубу, отпрянул. Пересилив себя, пошёл вверх. Глазам открылось страшное зрелище”.
Ошеломлённый Владимир находит среди раненых тело своей жены – она лежит у входа в кинозал. Вокруг – десятки таких же трагедий. Кто-то потерял сознание от удара и больше не проснулся. Кто-то лишился сразу всей семьи.
В полнейшей темноте (электричество выбило при аварии) выжившие пытаются спастись. Одни, охваченные паникой, прыгают за борт в холодную воду Волги. Шокированные люди бросаются в реку, даже не подумав, что до ближайшего берега здесь более километра и течение сильное. Другие, оправившись от ступора, стараются помочь раненым.
На нижних палубах многие сначала не поняли, что случилось. Там не было прямого удара, и пассажиры отделались ушибами.
Кто-то начинает подавать сигналы бедствия. Так, один пассажир по имени Акоп выбегает на открытую палубу, снимает пиджак и размахивает им изо всех сил, пытаясь привлечь внимание на берегу или у проплывающих судов. Но вокруг ночь и тишина. До ближайшего населённого места – несколько километров. Помощи придётся ждать долго, каждая минута кажется вечностью.
Только через 40 минут к месту трагедии начинают подтягиваться первые спасатели.
Что запомнилось, как спасались, кого потеряли
Выжившие пассажиры потом признавались: происходящее казалось нереальным, будто фильм ужасов наяву. Некоторые не сразу понимали, что ранены: люди с тяжелейшими травмами продолжали двигаться, не чувствуя боли. Другие впадали в ступор или потеряли дар речи.
На верхней палубе почти никто не кричал – раздавались лишь тихие стоны, даже дети не плакали. Каждый переживал трагедию по-своему. Кто-то, как Владимир П., в одночасье потерял самых близких. Другие спаслись чудом, из-за стечения обстоятельств – и порой всю жизнь потом задавались вопросом, почему выжили они, а не те, кто был рядом.
Примечательно, что двоим друзьям-инженерам из Донецкой области жизнь фактически спасла… банальная привычка выпить. Они отправились в круиз с жёнами. В тот вечер супруги нарядились и пошли на верхнюю палубу смотреть фильм, а мужчины решили спуститься в каюту и пропустить по рюмке коньяка. В момент столкновения женщины сидели в кинозале и погибли, а их мужья, находившиеся внизу, остались целы. Мужчины винили себя, что ничего не смогли изменить.
Многие истории трагически уникальны. Главный акушер-гинеколог из Армении отправил в этот рейс жену и десятилетнюю дочь – специально догнал теплоход на автомобиле, чтобы посадить родных на борт, когда они опоздали к отправлению. Он сам не поехал в круиз. А спустя несколько дней ему пришлось прилететь в Ульяновск на опознание. Таких трагедий было множество.
Нередко от гибели людей отделяли секунды или шаги. Некоторых спас случай. Так, капитана Владимира Клейменова за минуту до катастрофы угораздило выйти из своей каюты на верхней палубе – и это сыграло роковую роль. Когда мост срезал надстройку, каюта капитана была уничтожена, но сам он чудом выжил, оказавшись за бортом.
Ударной волной его буквально выбросило через окно на береговую дамбу. Клейменов очнулся в одном нижнем белье, весь в синяках, с поврежденными внутренними органами. Он сразу бросился спасать людей: по разным свидетельствам, вытащил из воды несколько утопающих. Позже капитан сетовал, что не смог сделать больше.
Первое время многие уцелевшие вообще не понимали, что им делать. Одни ждали помощи на палубе, другие пытались найти спасательные жилеты и круги, но большая часть этих средств была смята обломками. Те, кто прыгнул в Волгу, вскоре начали выдыхаться – температура воды ночью не превышала +12 °C, а плыть до берега слишком далеко.
К счастью, на помощь пришли местные жители и экипажи других судов. В районе моста рыбачили несколько человек – они на лодках первыми подплыли к обездвиженному «Суворову» и стали вытаскивать людей из воды. Сразу же из Ульяновска к месту аварии выслали пожарные катера, катера милиции, скорые помощи.
В спасении участвовали все, кто мог – даже курсанты военного училища примчались разбирать завалы и выносить раненых. Позже вспоминали, что спасателей-первопроходцев поили валерьянкой и водкой.
Спасательная операция и хаос первых часов
Первые часы после катастрофы – сплошная неразбериха. В 22:50 диспетчеры на берегу наконец понимают, что произошла авария, и поднимают тревогу.
Свидетели вспоминают, что в Ульяновске в ту ночь «разбудили всех главврачей больниц, ректоров вузов, глав транспортных предприятий» – требовались сотни добровольцев, чтобы разгребать завалы, переносить раненых и, увы, делать гробы.
До утра продолжается спасательная операция. Водолазы уходят под воду, пытаясь на ощупь найти тех, кто мог оказаться запертым в затопленных отсеках. Некоторые тела выбрасывает течением на берег лишь через несколько дней и даже недель. Говорили, что нашлись и мародёры, которые под покровом ночи снимали с трупов ценные вещи и одежду.
Одновременно начинается опознание. Только через несколько дней официально объявят о 176 погибших. Однако капитан милицейского катера Гущин вспоминал, что видел около 400 тел, а МЧС позднее тоже упоминало до полутысячи жертв. Дело в том, что истинное число пассажиров изначально было выше списка, а часть тел могла вовсе не быть найденной.
К утру 6 июня картина более-менее прояснилась. Разбитый теплоход отбуксировали к мелководью у берега, чтобы он не затонул окончательно. На мосту восстановили повреждённые рельсы, движение поездов возобновили уже через сутки.
Ульяновск был наводнён милицией, военными и госслужащими. Посторонних в город не пускали, документы проверяли даже на выходе с вокзалов. Одновременно свою работу начала государственная комиссия во главе с первым зампредом Совмина Гейдаром Алиевым – высокое начальство прилетело ночью спецрейсом из Москвы, чтобы разобраться в причинах трагедии.
Отбуксированный теплоход на берег после аварии
Следствие и обвинения: почему судно пошло не туда
Разбирательство причин катастрофы шло напряжённо, но в итоге неудовлетворительно. Уже в первые дни стало ясно, что непосредственная вина лежит на команде «Суворова»: судно не снизило скорость перед мостом и ушло не в тот пролёт.
Почему это произошло? Версии возникали разные. Популярной была самая простая – пьянство. На борту же как раз гуляли день рождения поварихи, ходили слухи, что и штурман, и рулевой выпивали за компанию. Однако экспертиза опровергла: все члены экипажа были трезвы.
Следствие сошлось на мнении, что роковая ошибка – следствие халатности и невнимательности.
«Причин катастрофы было несколько…Первая: халатность вахтенного штурмана. Нашлись свидетели, видевшие, как тот перед встречей с мостом увлечённо читал детектив.Вторая: халатность рулевого.Третья: на мосту не зажгли сигнальных огней.Четвёртая: на шестом пролёте стояла будка обходчика, напоминавшая очертаниями сигнальный щит…»
То есть виноваты оказались и люди, и обстоятельства.
Официальные выводы обвинили прежде всего сам экипаж: рулевого Уварова и штурмана Митенкова (оба погибли в момент удара), а также капитана Клейменова. Капитан, как утверждали власти, «самоустранился от спасения пострадавших и не обеспечил дисциплину на судне».
В. В. Клеймёнов был капитаном «Александра Суворова» в день катастрофы
Ему инкриминировали нарушение правил безопасности, хотя во время столкновения Клейменов даже не находился на мостике. В 1984 году суд приговорил его к 10 годам лишения свободы. Многие считали это несправедливым. Клейменов отбыл шесть лет в колонии (его освободили досрочно в 1989-м), вернулся больным человеком и вскоре умер от сердечного приступа.
Между тем, сразу после аварии власти поняли, что предотвратить её можно было ещё на стадии проектирования моста. Построенный в начале XX века, Императорский мост имел несколько пролётов разной высоты. Единственный судоходный пролёт (13,8 м) располагался не по центру фарватера. Если бы их было два или более, шансов на столкновение было бы меньше. Но историю уже не повернуть назад.
Молчание в СМИ и почему об этом почти не говорили
Советское руководство восприняло катастрофу как угрозу репутации страны, поэтому сразу же был дан приказ засекретить информацию. Уже через несколько часов после крушения милиция и КГБ получили указание не допустить распространения сведений о трагедии.
В публичные места (на рынки, в столовые, вокзалы) направили сотрудников в штатском, которые прислушивались к разговорам и пресекали любые “ложные слухи”. Особое внимание уделялось иностранцам: важно было, чтобы ни один гость из-за рубежа не узнал о случившемся.
Телевидению и газетам строго указали молчать. Если кто-то пытался снимать на месте – фотоаппараты и плёнки изымались и уничтожались.
Только в 1990-е годы стали появляться первые публикации о катастрофе на «Суворове». Сегодня уже точно подтверждено: милиция тогда буквально охотилась за фотографиями с места крушения, уничтожая их.
Поэтому реальных кадров с «Суворова» 1983 года практически не сохранилось – только позже, при поднятии судна, кое-что засняли для отчётов. Сейчас эта история, ранее замалчиваемая, обросла легендами и воспоминаниями, но долгое время о ней помнили лишь выжившие да жители Ульяновска.
Память и личные истории спустя годы
Прошло более 40 лет. Теплоход «Александр Суворов» – тот самый, восстановленный после трагедии – до сих пор бороздит реки, перевозя новых туристов. Мало кто из них знает, что на его борту когда-то погибло столько людей.
Современный вид восстановленного теплохода «Александр Суворов», который продолжает совершать круизы и спустя десятилетия после трагеди
Судно, словно призрак, хранит молчание. Зато люди не забыли. В Ульяновске у подножия злополучного моста сейчас стоит памятный знак: фрагмент металлического пролёта и 12-метровый крест с именами погибших. Каждый год 5 июня сюда приходят выжившие, родственники и просто неравнодушные, чтобы почтить память.
Воспоминания очевидцев – страшные, пронзительные – зафиксированы в книгах, фильмах, статьях. Они рассказывают о цене халатности и о том, какой хрупкой может быть жизнь. Многие выжившие признавались, что та ночь изменила их навсегда. Одни после случившегося ушли с речных профессий, не сумев больше ступить на палубу. Другие, напротив, стали каждый день воспринимать как подарок, помятуя о погибших товарищах.
Гущин – тот самый капитан милицейского катера – до глубокой старости продолжал видеть кошмары и слышать ночами крики с «Суворова». Родные погибших так и не получили полной правды, но они берегут личную память. В некоторых семьях хранятся уцелевшие вещи с теплохода: билет, фотография, брошка – как реликвии. Ведь для них 5 июня 1983 года стал чернее черной даты.
Наконец, эта катастрофа, какой бы ужасной она ни была, показала и примеры настоящего героизма. Среди спасшихся немало тех, кто, забыв о собственном страхе, вытаскивал других, перевязывал раны, возвращался на тонущий корабль за людьми.
О них не писали в советских газетах, но они есть в народной памяти. Например, говорят о матросе, который вынес на себе двоих детей, о проводнице, прикрывшей собой пассажира от падающей балки… Эти имена малоизвестны, но их подвиг – часть истории.
Сегодня, спустя десятилетия, трагедия теплохода «Александр Суворов» больше не засекречена. О ней сняты документальные фильмы, написаны статьи. Это необходимо не для смахивания пыли с давних дел, а для того, чтобы помнить: цена ошибки бывает непомерно высока.
Драматизм той ночи – в криках и слезах выживших, в оборванных жизнях, в сломанной судьбе целого поколения. И долг живых – хранить память об этом, чтобы подобное больше не повторилось.
0 коммент.:
Отправить комментарий