четверг, 23 января 2025 г.

От мальчишеской мечты до всенародной любви: жизнь Савелия Крамарова

Савелий Крамаров. 1973 год

От мальчишеской мечты до всенародной любви: жизнь Савелия Крамарова

Савелий Крамаров — имя, которое вызывает улыбку у миллионов. Его талант превращать даже самые крошечные роли в шедевры заставляет нас любить его героев до сих пор. Но за успехом стоит путь, полный неожиданных поворотов, великих достижений и трогательных моментов. Это история о человеке, чьи искренность и труд вдохновляют, а наследие продолжает жить в сердцах зрителей. Впереди — увлекательное путешествие по жизни одного из самых ярких артистов советского кино.

Савелий Крамаров: история таланта, любви и неизгладимого следа в кино

На экране он был воплощением недотеп и забавных уголовников, героев вроде «джентльменов удачи», которых, несмотря на их простоватость, невозможно было не любить. Косоглазие делало внешность Савелия Крамарова комично узнаваемой, почти карикатурной, но именно эта черта придавала его персонажам обаяние. Публика обожала его экранных простаков, а образ "идиота" оказался плодом невероятного актерского мастерства. Крамаров с легкостью превращался в своего героя, «включая» его по первому зову режиссера.

На улице к нему подходили незнакомцы, хлопали по плечу, смеялись и нередко предлагали пропустить рюмочку. Савелий с трудом сохранял спокойствие. Люди не догадывались, что за экранным образом скрывался глубоко верующий, чувствительный человек, для которого такая фамильярность была порой болезненной.


Его узнавали повсюду. Достаточно было ему появиться в гостях у друга, как перед дверью моментально выстраивалась очередь за автографами. Савелий пытался спрятаться за темными очками и надвинутой кепкой, но скрыться от внимания было невозможно. Он был одним из самых востребованных актеров в советском кино, и подобная популярность казалась недостижимой мечтой для большинства.

Однако, несмотря на успех, Савелий ощущал внутреннюю пустоту. В возрасте 47 лет он покинул Советский Союз, стремясь воплотить свою мечту о Голливуде.

Последние годы жизни он посвятил активному образу жизни: занимался спортом, следил за питанием, придерживался строгих принципов здоровья. Его уверенность в собственном благополучии казалась нерушимой. Поэтому диагноз, прозвучавший в феврале 1995 года, стал для него сокрушительным ударом. Рак кишечника. В это сложно было поверить. Савелий не плакал – он злился, отчаянно протестуя против несправедливости судьбы.

— Я сидела с ним в машине, — вспоминала Наталья Сирадзе, вдова актера. — Он не позволял себе слез. Плакала я. А Савелий просто ругался, как последний сапожник. Никогда раньше я не слышала от него такого языка. Это было ужасно тяжело. Но даже тогда он не сдавался – тут же стал делать звонки, надеялся и готов был бороться.

Не теряя времени, Савелий согласился на операцию, а затем прошел курс химиотерапии. Шесть недель борьбы принесли осложнения: начались проблемы с сердцем, деформировался клапан, стали образовываться тромбы. В апреле состояние актера резко ухудшилось – он постепенно терял способность видеть, говорить, глотать. Осознание собственного бессилия терзало его больше физической боли. Он оставался в полном сознании и не мог смириться с тем, что теряет контроль над своим телом.

Этот страх был ему знаком с детства. Когда Савелию было всего четыре года, ночь озарил грохот. В квартиру ворвались чужие люди. Они с шумом бросали на пол книги, выворачивали ящики. Маленький Сава плакал, но мама, словно окаменев, стояла у стены, не в силах подойти к нему. Она только молча наблюдала, как отца Савелия выводят за дверь.

Родители Савелия Крамарова

Виктор Крамаров, отец Савелия, был известным московским адвокатом. В 1937 году он участвовал в политических процессах против "врагов народа". Однако вместо того чтобы соглашаться с прокурором и формально просить о смягчении, Виктор открыто защищал своих клиентов. Такое поведение стоило ему свободы. В 1938 году его арестовали по обвинению в соучастии и сослали в лагерь.

Судьба Савелия Крамарова всегда была тесно связана с трагедиями и триумфами, но он до последнего оставался бойцом – на сцене, на экране и в жизни.

Что на самом деле произошло той ночью, Савелий узнал только спустя годы. Мать, пытаясь защитить сына от суровой правды, сказала, что отец ушел на фронт и обязательно вернется.

— Я ждал его очень, ходил на вокзал, — рассказывал Крамаров в интервью 1994 года. В этот момент он не выдержал, его голос сорвался, и он заплакал, так и не договорив.

Когда правда наконец открылась, Савелий стал писать отцу проникновенные письма. В одном из них он писал: “Дорогой папа, мы с мамой живем хорошо. Я учусь на 4 и 5”. Но это было лишь утешение для отца. На самом деле, учеба давалась ему с трудом. В школе он учился плохо и часто сталкивался с насмешками из-за своего косоглазия. Но Савелий не был из тех, кто позволял себя обижать – он научился давать сдачи. Как-то раз он даже в одиночку справился с тремя задирами. Жаловаться матери он не стал, понимая, что ей и так было тяжело.

Единственной отрадой для Савы в детстве стали походы в театр. Но денег на билеты не было, и он нашел свой способ попасть в зрительный зал. Савелий подходил к окошку администратора и уверенно говорил: “Мне заказал пропуск такой-то, такой-то”. Этот трюк удавался ему не раз, пока однажды не произошел конфуз. Названный актер оказался поблизости и раскрыл обман мальчика. Администратор, разозлившись, вызвал его мать. Она пришла, извинилась и пообещала наказать сына.

Но, выйдя на улицу, мама неожиданно остановилась, взглянула на Савелия с гордостью и сказала: “Все-таки мой сын станет великим артистом!” Как будто предсказала его судьбу.

Мама Савелия никогда не переставала ждать мужа. Когда в 1946 году срок его заключения подошел к концу, она отправилась в Бийск, надеясь вернуть семью. Но домой вернулась одна, с потухшими глазами. На вопросы сына она отвечала уклончиво: “Он не смог приехать”. Позже выяснилось, что отец, выйдя из лагеря, женился на другой женщине.

В 1949 году Виктора Крамарова снова арестовали, а спустя два года в ссылке в Красноярском крае он покончил с собой. Для матери Савелия это известие стало непосильным ударом. Она ослабла, погрузилась в глубокую печаль, и вскоре умерла. Савелию едва исполнилось 16 лет, когда он остался сиротой.

— У мамы была сестра, у которой не было детей. Они с мужем забрали его к себе, — вспоминала Ирина Курляндская, вдова двоюродного брата Савелия. — Он какое-то время жил у них.

Но несмотря на то, что родственники взяли его под опеку, Савелий остался одинок. Он чувствовал себя ненужным и потерянным. Единственным местом, где он находил утешение, был театр. В темном зале, глядя на сцену или экран, он мечтал о том, что однажды сам станет героем, красивым и удачливым, как те, кого он видел перед собой.

Он мечтал об актерской карьере, но родственники, от которых Савелий был полностью зависим, настояли: нужно выбрать более надежную, «земную» профессию.

— Отец моего мужа был строителем. Он хотел, чтобы Савелий получил специальность, которая могла бы его прокормить, — вспоминала Ирина Курляндская, вдова двоюродного брата Крамарова. — Он прямо говорил: "Какой ты актер с таким лицом?" Даже когда Савелий стал известным, они не воспринимали его всерьез. Постоянно критиковали и говорили: "Ничего особенного. Что ты зазнаешься?"

Поддавшись давлению, Савелий попытался пойти по стопам отца и стать адвокатом. Но в приемной комиссии юридического факультета с ним обошлись жестко: сыну врага народа здесь не место.

В итоге Крамаров поступил в Лесотехнический институт, где конкурс был меньше, и к происхождению студентов относились спокойнее. Однако учеба не стала для него приоритетом. Больше всего времени Савелий проводил в студии самодеятельности при Центральном доме работников искусства (ЦДРИ).

Именно там он впервые раскрыл свой актерский талант. Его номер “Передвижение рояля” вызывал бурю смеха. Савелий изображал, как пытается сдвинуть инструмент: хватался то за одну ножку, то за другую, отчаянно кряхтел, а затем, обессилев, забирался на рояль и с размаху падал. Это выглядело так натурально и смешно, что зрители аплодировали стоя. В тот момент Крамаров, возможно, еще не осознавал, что предсказание его матери обязательно сбудется, и он действительно станет знаменитым.

"Ход конём" (1962)

Первый успех пришел, когда Савелий еще выступал в ЦДРИ. Его искрометные выступления не только завоевывали сердца зрителей, но и привлекали поклонниц, что, впрочем, едва не разрушило его личную жизнь. Его первый брак с однокурсницей Людмилой из Лесотехнического института оказался непрочным. — Мы поженились по глупости, — признавал позже Савелий. — Спустя три года разошлись, как в море корабли.

К тому времени Крамаров уже начал сниматься в кино. Его первая роль была практически случайной. На военных сборах от института он познакомился с будущим режиссером Алексеем Салтыковым, который тогда еще учился во ВГИКе. Когда Салтыков снимал короткометражку «Ребята с нашего двора», он предложил Савелию сыграть роль дворового авторитета Васьки-ржавого.

Уже в 1961 году судьба снова свела его с Салтыковым, который вместе с Александром Миттой искал актеров для нового фильма «Друг мой, Колька!..». Савелию предложили роль Пигмена — персонажа, который с виду казался хулиганом, но в душе был добродушным, смешным и немного нелепым. Картина имела успех, а на улице стали узнавать того самого «хулигана». Это стало началом пути, который принес Крамарову всенародную любовь и признание.

Предложения сняться в кино буквально посыпались на Савелия Крамарова, как из рога изобилия. И он не разочаровывал. Его герои, хоть и казались немного простоватыми и нелепыми, мгновенно становились запоминающимися. Даже в самых небольших эпизодах Крамаров умел создать что-то особенное, что оставалось в сердцах зрителей надолго.

Настоящую бессмертную славу ему принес фильм «Неуловимые мстители». Одна единственная фраза — «А вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина…» — сделала Крамарова поистине легендой. Именно с этого момента он стал всенародным любимцем. Его лицо и голос стали символом комического кино, а зрители с нетерпением ждали каждой новой роли. Казалось, что вместе с успехом в карьере Савелий обрел и личное счастье.

Савелий с женой Машей

Несмотря на свою необычную внешность, Крамаров без труда находил общий язык с девушками. Он был обаятелен, весел и умел влюблять в себя. Когда в его жизни появилась Маша, эффектная блондинка, работавшая в НИИ архитектуры, Савелий считал ее настоящей находкой. Он гордился ею, как трофеем.

Маша подарила ему редкий шанс — быть просто собой. Ей был не нужен «Савелий Крамаров — актер» или «Савелий Крамаров — знаменитость». Ей был нужен он — человек, с его привычками, слабостями и уникальной личностью. Маша принимала его полностью, без осуждения, и в этом Савелий находил поддержку и тепло, о котором так мечтал.

В то время судьба казалась исключительно благосклонной к Крамарову. Ему везло во всем, и казалось, что это счастье будет длиться вечно.

Савелий Крамаров, Евгений Стеблов

В 1971 году Савелий получил приглашение сняться в фильме Александра Серого «Джентльмены удачи». Комедия буквально взорвала советский кинопрокат и стала лидером 1972 года. Больше 65 миллионов зрителей отправились в кинотеатры, чтобы увидеть эту историю. Герой Крамарова, который на первый взгляд был типичным недалеким и смешным персонажем, по ходу фильма раскрывался с новой стороны. Его искренние переживания, смешанные с драмой, вызывали у зрителей неподдельное сочувствие и любовь.

Эта роль укрепила репутацию Крамарова как актера, способного одновременно смешить и трогать до глубины души. Савелий стал символом целой эпохи советского кинематографа.

Трудно было представить, что актер, который так искусно владел вниманием аудитории, никогда не получал профессионального образования. Савелий Крамаров своими работами постоянно доказывал, что его таланту нет границ. В фильме «Большая перемена» зрители начали замечать новую сторону его дарования — это был не просто комик, а актер с глубиной и драматизмом.

В 1972 году Савелий поступил в ГИТИС, решив наконец получить профессиональное образование. Учеба давалась ему нелегко: постоянные съемки оставляли мало времени на занятия. Но он справился и получил заветный диплом, чем невероятно гордился.

В 1974 году Крамаров был удостоен звания Заслуженного артиста. Когда он узнал об этом, на глаза навернулись слезы. Его мама, которая всегда верила в его талант, оказалась права. Савелий чувствовал, что оправдал ее надежды.

После смерти матери Савелий впервые задумался о Боге. В юности он начал искать высшую силу, которая могла бы поддержать его в самые трудные моменты. Со временем молитвы, больше похожие на душевные разговоры, стали для него неотъемлемой частью жизни.

Поворотным моментом стало письмо от дяди из Израиля. Тот приглашал Савелия приехать к себе. Это предложение совпало с тяжелым периодом в его карьере. Он устал от однотипных ролей смешных недотеп, которые ему предлагали снова и снова. Савелий мечтал о серьезных ролях, но режиссеры видели в нем лишь привычного комика.

Возможность переехать в Израиль он тогда не рассматривал, но информация о письме быстро распространилась в нужных кругах. Это привело к тому, что его перестали снимать. В 1978 году советская фильмография Крамарова закончилась.

Савелий мог бы переждать, надеясь, что ситуация изменится, но он решил действовать. Вдохновившись идеей начать карьеру в Голливуде, он подал документы на выезд. Начался скандал. Дважды его заявление отклоняли, но Крамаров не сдавался.

— Он приехал ко мне и говорит: «Мне уже два раза отказали в выезде. Что делать?» — вспоминал продюсер Сергей Вульман. — Я ответил: «Если хочешь уехать, сиди тихо. И ты уедешь».

Но сидеть тихо Савелий не умел. В мае 1981 года по радио «Голос Америки» трижды прозвучало письмо, адресованное Рональду Рейгану. В нем Крамаров обратился к президенту как актер к актеру. После этого разрешение на выезд последовало незамедлительно.

В эмиграцию Савелий отправился один. Его супруга Маша, которая прощала ему все, включая измены, не захотела покидать Родину. Разрыв многолетнего брака Савелий принял с легкостью, заявив: «Значит, не судьба».

Американская карьера началась неожиданно удачно. Крамаров сразу получил роль агента КГБ в фильме «Москва на Гудзоне» и был принят в актерский профсоюз — редкая удача для иностранца.

Савелий радовался новой жизни, в которой мог свободно посещать синагогу, не опасаясь осуждения. Именно там раввин предложил ему познакомиться с прихожанкой Мариной Зборовской. Их свадьба не заставила себя ждать, но брак оказался недолговечным. Савелий, несмотря на успехи за границей, все еще искал свое место и ту гармонию, которой ему всегда не хватало.

С Мариной Зборовской

У Савелия и Марины родилась дочь, которую назвали Басей — Бенедиктой, в честь мамы Савелия. Каждый раз, произнося имя дочери, он будто превращался в ребенка: его глаза светились неподдельной радостью.

Однако семейное счастье оказалось недолговечным. Марина была недовольна тем, что Савелий почти всё своё время посвящал работе, а дома едва участвовал в семейной жизни. Постоянные разногласия привели к разводу. Это разочарование в личной жизни совпало с кризисом в карьере. Несмотря на громкий старт в Голливуде, ему снова предлагали лишь роли комичных персонажей — того, от чего он так хотел уйти. Даже исправив своё косоглазие, он не смог доказать режиссерам, что способен на большее.

С дочерью Басей

Финансово он достиг невиданного благополучия, особенно по сравнению с советскими коллегами. Но в творческом плане Савелий чувствовал себя будто отброшенным на много ступеней назад. Всё чаще он скучал по Родине, друзьям и преданной публике.

В 1992 году Крамаров впервые за долгие годы приехал в Москву. Его возвращение было трогательным. В Парке Царицыно как раз проходила торжественная церемония открытия нового павильона. Среди собравшихся была вся театральная элита. Савелий зашел через боковую дверь, стараясь не привлекать внимания, но как только он появился, все присутствующие словно по команде обернулись к нему. Зал наполнился теплом, и от такого приема на глазах у актера выступили слезы.

Едва вернувшись в Москву, он сразу получил приглашения сниматься. Данелия предложил ему роль в своем фильме «Настя», а Кокшенов доверил одну из главных ролей. Эти предложения стали для Савелия глотком свежего воздуха, но его сердце всё равно было полно грусти: мама так и не узнала, каким успешным и благополучным стал её сын.

Во второй приезд в Москву, в 1994 году, Савелий решился на необычный шаг. Он забрал прах матери с собой, чтобы она, пусть даже символически, всегда была рядом. Дома в Америке он поставил урну у своей кровати, чтобы каждое утро и вечер видеть её. А когда пришло время возвращаться в США, он взял урну с собой.

Свадебная церемония Савелия Крамарова и Наталии Сирадзе. 1994 год

Позже судьба подарила Савелию ещё одну любовь. В Сан-Франциско через общих друзей он познакомился с Натальей. Их отношения начались с телефонных разговоров. После неудачного опыта брака Крамаров был осторожен, но рядом с Натальей, которая была младше его на 20 лет, он будто снова обрёл молодость.

В конце 1994 года они поженились. Савелий был полон энергии и вдохновения, строил планы на будущее, мечтал показать Наталье весь мир. На шутки друзей о том, что на это не хватит всей жизни, он с улыбкой отвечал: «Я проживу 120 лет!»

Однажды утром Савелий почувствовал резкую боль в боку. Она не проходила ни через день, ни через два. Взволнованный, он отправился к врачу, но услышал диагноз, который перевернул его мир. Он понимал, что впереди долгая борьба, но болезнь оказалась сильнее. Савелий стремительно сдавал.

К концу апреля 1995 года, видя, как угасает муж, Наталья решила устроить ему вечер поддержки. Она пригласила в гости близких друзей Савелия.

— Мы сидели до позднего вечера, вспоминали, смеялись, старались создать ему уют, — рассказывала Наталья. — Когда гости разошлись, Савелий отправился в свою спальню. Но Илюша Баскин, один из его друзей, решил вернуться. Он вошел и увидел Савелия, лежащего и плачущего. Савелий понимал, что это была их последняя встреча.

На следующий день Крамаров отправился в госпиталь. Врачи прогнозировали, что у него осталось всего пять дней. Но он продержался сорок, изо всех сил цепляясь за жизнь.

6 июня 1995 года. Сан-Франциско. Госпиталь. Было 19:30. Медсестра, проверив показания приборов, тихо обратилась к Наталье и Олегу Видову, другу Савелия:

— Подойдите. Скажите ему что-нибудь.

Наталья подошла к мужу. Она поцеловала его, погладила руку и что-то прошептала, сдерживая слезы. Савелий, чье лицо было искажено муками страдания, вдруг расслабился. Его черты разгладились, и он выглядел спокойным, почти умиротворенным. Через несколько минут его сердце остановилось.

Каждый Новый год с Савелием Крамаровым

Савелий Крамаров ушел, но память о нем осталась бессмертной. Возможно, он сам никогда не осознавал, насколько велик его вклад. Хотя ему не довелось сыграть ни одной главной роли, каждый его персонаж становился поистине незабываемым. Его талант, доброта и искренность сделали его по-настоящему народным актером, чье имя на Родине будет помнить не одно поколение.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab