Олег Табаков и Марина Зудина
Олег Табаков: как мечта превратилась в наследие"
Его имя знакомо каждому, кто хоть раз соприкасался с миром театра и кино. Олег Табаков — человек-легенда, чей талант и трудолюбие не знали границ. Это история о бесконечной любви к искусству, о великих свершениях и маленьких, но таких значимых человеческих моментах. Здесь есть всё: триумфы, вдохновение, преданность своим ученикам и вера в мечту. Читайте дальше, чтобы окунуться в удивительный мир человека, который создал эпоху и подарил её миллионам.
Олег Табаков: Жизнь, которая стала искусством
Его жизнь кажется сюжетом для романа — настолько невероятной она была.
Его обожали, восхищались им, ставили на пьедестал поколения за поколением. Олега Табакова считали баловнем судьбы, человеком, которого фортуна осыпала своими дарами. Лучшие роли, народная любовь, уважение сильных мира сего — казалось, он был обладателем всего, о чём только можно мечтать.
1964 год. Репетиция спектакля "Обыкновенная история" шла в Театре Современник. Работа затянулась, стрелки часов давно пересекли полуночный рубеж, но режиссёр Галина Волчек настояла: нужно пройти ещё одну сцену. Олег Табаков, несмотря на явное утомление, согласился. Казалось, его силы были на исходе, но привычка работать до предела не позволяла отказаться.
И тут что-то пошло не так. Сначала появилась тупая, давящая боль в груди. Табаков замер, сделал глубокий вдох и подумал: "Ерунда, сейчас отпустит". Но когда он повернулся, чтобы сказать очередную реплику, ноги его не удержали. Он рухнул, как подкошенный.
В зале повисла напряжённая тишина, мгновенно сменившаяся хаосом. Коллеги в панике пытались понять, что произошло. Кто-то тут же вызвал "скорую". Диагноз врачей потряс всех до глубины души: инфаркт, вызванный полным истощением организма.
Это звучало абсурдно. Ему было всего 29 лет.
"Обыкновенная история" на сцене театра "Современник. Олег Табаков и Галина Соколова.
За свою жизнь Олегу Табакову пришлось бороться еще задолго до того, как он появился на свет. Его мать, Мария Андреевна, уже воспитывала дочь от первого брака, и перспектива родить еще одного ребенка в тяжелейших условиях 30-х годов казалась ей невозможной.
Она пыталась прервать беременность, прибегая к отчаянным и опасным методам: пила отвары, лежала в ледяной воде. Но судьба распорядилась иначе. Позже Олег Павлович говорил, что бойцовский дух у него зародился еще тогда, в утробе матери, и остался с ним на всю жизнь.
Родители Табакова, оба врача, жили в Саратове. Когда началась война, Олегу было всего шесть лет. Его отец, Павел Кондратьевич, ушел на фронт, а маленький Лелик четыре долгих года жил в ожидании его возвращения. В эти годы он часто бывал в госпитале, где работала его мама, и пел для раненых солдат. Ему казалось, что его детские песни приносят им хоть немного облегчения. Именно тогда Олег впервые почувствовал, как искусство может менять настроение людей и дарить надежду.
В 1945 году его отец вернулся домой. Орден Красной Звезды и медаль "За отвагу" на груди отца вызывали у Олега гордость. Он бросился к нему, ослепленный радостью. Но счастье оказалось недолгим: вскоре отец объявил, что любит другую женщину и приехал лишь за вещами. Для семьи это стало потрясением, а для шестилетнего мальчика — одной из самых болезненных утрат в жизни. Табаков позже признавался, что в тот момент ощутил физическую боль, словно его сердце разорвали.
Он дал себе обещание: никогда не причинять такой боли своим детям и доказать отцу, что тот напрасно отказался от такого сына.
Но беды военного времени на этом не заканчивались. Олег запомнил постоянное чувство голода, преследующее его день и ночь. Он с горечью рассказывал, как мама, недоедая сама, приносила домой суп, который ей выдавали на работе. Он понимал, что она жертвует ради него, но голод был сильнее.
Однажды он стал свидетелем события, оставившего неизгладимый след в его памяти. По главной улице Саратова вели пленных немцев. Их лица были исхудавшими, запуганными, полными боли. Прижавшись к бабушке, Олег смотрел на тех, кого с детства учился ненавидеть. Но бабушка достала из своей авоськи кусок хлеба, отломила и велела Олегу отнести его пленным. Удивленный мальчик смотрел на неё в недоумении: хлеба и так едва хватало. На что бабушка спокойно ответила: "Это побежденный враг. К нему тоже можно испытывать жалость". Этот урок останется с Табаковым на всю жизнь.
Однако в тот период мальчик, потерявший веру в людей после ухода отца, связался с уличной бандой. Чтобы уберечь сына от дурного влияния, мать записала его в шахматный кружок. Но там Олег задержался ненадолго. Случай определил его судьбу: в соседнем зале ставили пьесу, но мальчиков для участия катастрофически не хватало. Олег согласился помочь, и с тех пор театр стал его вторым домом. Наталья Сухостав, его учительница, сыграла ключевую роль в этом пути, подарив ему не только профессию, но и чувство, что он снова приносит радость людям, как когда-то раненым солдатам.
После школы Олег Табаков был уверен, что легко поступит в театральный вуз. Провожать его отправились мама, бабушка и сестра. Но бабушка, не считая актерскую профессию достойной, молилась, чтобы внука не приняли. К ужасу Олега, её молитвы были услышаны: в ГИТИС он не поступил.
Вернуться домой для Олега означало признать поражение, чего он категорически не мог себе позволить. Случайный совет от знакомых стал для него судьбоносным: попробовать поступить в Школу-студию МХАТ. Табаков успешно сдал все экзамены, блестяще проявив себя в каждом из испытаний. Единственное, что подвело его, — сочинение на свободную тему, за которое он получил тройку с натяжкой. Эта оценка стоила ему места в общежитии. Вместо этого он был вынужден арендовать койку в многолюдной коммунальной квартире.
Однако для человека, пережившего годы войны и голод, такие бытовые неудобства казались лишь мелочами. Олег быстро стал душой компании на курсе. А еще — влюбился. Его избранницей стала утонченная красавица Майя Менглет.
Но добиться её расположения было нелегко: за Майей ухаживали и другие однокурсники — Валентин Гафт и Евгений Урбанский. Однако их соперничество оказалось напрасным. Майя вышла замуж за другого — актера Михаила Сатановского. Все трое поклонников остались с разбитыми сердцами.
На третьем курсе судьба преподнесла Табакову шанс, который нечасто выпадает молодым артистам. Режиссер Михаил Швейцер пригласил его на главную роль в фильме "Тугой узел". За работу Олег получил солидный гонорар, но это было не главным. Самым ценным для него стало признание отца, который был впечатлен успехом сына. В знак гордости Павел Кондратьевич даже подарил Олегу новый костюм.
Так началась стремительная карьера молодого актера. В Школе-студии Табаков встретил Олега Ефремова, который сыграл ключевую роль в его театральной судьбе. Ефремов пригласил его участвовать в постановке "Вечно живые". А вскоре Табаков стал одним из основателей нового театра, который назвали "Современник". Тогда ему было всего 22 года.
На сцене "Современника" он выступал в спектакле "Вечно живые", где его заметила старшеклассница Людмила Крылова. Настолько впечатлённая его игрой, она решила тоже стать актрисой. Судьба распорядилась так, что их пути вскоре пересеклись. Оба снимались на Мосфильме: она — в "Сверстницах", он — в "Людях на мосту". Павильоны, где велись съёмки, располагались рядом, и это стало началом их истории.
Вскоре Олег и Людмила поженились. Это был союз двух ярких, талантливых и по-настоящему счастливых людей. Их семья быстро пополнилась: в 1960 году родился сын Антон, а шесть лет спустя — дочь Александра. К этому времени карьера Табакова была на пике. В его послужном списке к 29 годам было более десяти ролей в кино и столько же в театре. Его энергия, талант и неугасаемая жажда творчества делали его настоящей звездой своего времени.
Олег Табаков с сыном Антоном. По признанию сына, такие моменты были очень и очень редкими в семье
Олег Табаков и Людмила Крылова
Правда, на семью у Олега Табакова времени почти не оставалось. Постоянные репетиции, съемки, спектакли — он жил в режиме, где даже на сон отводилось не больше четырех часов. Тогда ему казалось, что этого вполне достаточно. Он был убежден: спать некогда, жизнь слишком коротка для отдыха. Так продолжалось до тех пор, пока во время одной из репетиций спектакля его не подкосил инфаркт.
Многие, включая самого Олега, думали, что он больше не встанет. Коллеги и друзья приходили в больницу, чтобы попрощаться. Табаков смотрел на это с недоумением и горечью, задавая себе вопрос: "Неужели это все? Конец жизни?" Но даже в эти тяжелые моменты он думал не о своем здоровье, а о том, что роль Адуева в "Обыкновенной истории" придется сыграть другому. Для него это была настоящая трагедия. Однако судьба дала ему второй шанс, и постепенно он начал восстанавливаться.
Перед выпиской врачи настаивали, чтобы Табаков три месяца не появлялся в театре и строго соблюдал постельный режим. "Конечно, обязательно," — заверил их Олег. Но на следующий день он уже был на репетиции, словно ничего не случилось.
И все же инфаркт оставил свой след. Табаков по-настоящему испугался. Он впервые осознал, насколько хрупкой может быть жизнь, и понял, что нужно бережнее относиться к себе. Он бросил курить, алкоголь позволял себе лишь в редких случаях и строго контролировал режим. Даже днем старался находить время для сна, что раньше казалось ему непозволительной роскошью.
С детьми Антоном и Александрой
В 1961 году Сергей Бондарчук начал работу над самым амбициозным проектом советского кино — эпопеей "Война и мир". Получить роль в этом фильме мечтали все ведущие актеры. Олег Табаков не стал исключением. Его утвердили на роль Николая Ростова, и эта работа стала поворотным моментом в его карьере. Режиссеры увидели в Табакове не только талантливого исполнителя комедийных ролей, но и глубокого драматического актера.
Через несколько лет он получил роль Шелленберга в легендарном сериале "Семнадцать мгновений весны". После выхода этого фильма любовь народа к Табакову приобрела невиданный масштаб. Он стал по-настоящему народным артистом, человеком, которого знали и обожали во всех уголках страны.
- Однажды мы ехали в Саратов. Вечер. Шел совершенно дикий дождь. На проселочной дороге нас стянуло в кювет. Самостоятельно совершенно невозможно было выкарабкаться. Мы пошли по домам, но нам никто не открывал, хотя свет в окнах горел.Нам открыли в третьей избе. Сидело человек пять перед маленьким телевизором. А там шло “Семнадцать мгновений весны”. То, что произошло дальше, было что-то невообразимое.Чудом собралась вся деревня, и нашу машину практически на руках вынимали из грязи. Тогда я действительно осознал степень народной любви к моему отцу.Антон Табаков.
Обожание Олега Табакова не ограничивалось только границами Советского Союза. Роль Шелленберга в "Семнадцати мгновениях весны" произвела впечатление даже на родственников реального Шелленберга. Его племянница отправила актеру телеграмму с неожиданными словами благодарности: "Спасибо Вам. Спасибо за то, что Вы были так добры, как дядя Вальтер". Эти слова стали удивительным подтверждением силы искусства, способного находить отклик даже в самых неожиданных сердцах.
Казалось бы, успех достиг пика, и оставалось лишь наслаждаться жизнью. Но за кулисами личного счастья не всё было так гладко. Те, кто были для Олега ближе всех — его семья, — чувствовали себя оставленными. Жена Людмила, которая когда-то пожертвовала своей карьерой ради мужа и детей, видела, как всё время и силы Олега уходят на театр и роли. Постепенно она начала упрекать его за невнимание к семье.
В 1970 году "Современник" пережил настоящий шок. Главный основатель и лидер театра, Олег Ефремов, объявил, что уходит, чтобы возглавить МХАТ. Это решение стало громом среди ясного неба для труппы и поклонников театра. Оставшись без руководителя, "Современник" оказался на грани кризиса.
И тогда Олег Табаков сделал шаг, который навсегда изменил его карьеру. Он заявил: "Я буду директором". Никто его об этом не просил, никто не назначал. Но он был уверен в своем решении. Это было смелое и практически беспрецедентное заявление. Табаков был не только молод — ему было всего 35 лет, — но и до этого момента он был лишь актером театра, а не его администратором.
Спустя несколько лет, в 1977 году, Табаков решился на ещё более дерзкий шаг. Он давно мечтал создать нечто своё — театр и театральную школу, которые будут следовать его видению. С помощью друзей ему удалось получить в распоряжение бывший угольный склад на улице Чаплыгина. Идея выглядела сумасшедшей. Все вокруг твердили, что начинание обречено, что ничего не выйдет.
Но Олег не слушал скептиков. Вместе со своими студентами он сам расчищал помещение склада, превращая его в пространство для творчества. Так появился театр, который назвали просто — "Подвал". Государство не поддерживало этот проект финансово, и всё, что создавалось, было результатом упорства, веры и труда. Но именно здесь началась новая глава в жизни Табакова, где он стал не только актёром, но и настоящим творцом, воплощая в реальность свои самые амбициозные мечты.
- Как это вставало на ноги. Мы с Гариком Леонтьевым недели полторы каждый день мыли сортиры. Студийцы, до того насмотревшись на это, стали мыть тоже. Это была наша территория.Олег Табаков. Интервью 2012 года.
В 1978 году на сцене нового театра Табакова состоялась премьера пьесы "С весной я вернусь к тебе". Успех был ошеломляющим. Зрители и критики говорили о спектакле с восторгом, а следующая постановка, "Прощай, Маугли", стала настоящим событием. Табаков был уверен, что теперь его театр окончательно утвердится в культурной среде.
На спектакль "Прощай, Маугли" пришел представитель Министерства культуры. Олег ожидал, что это станет шагом к официальному признанию. Но реальность оказалась куда суровее. После окончания спектакля чиновник зашел в гримерку и холодно заявил: "Можете забыть о своем театре. Молитесь, чтобы вас не посадили". В постановке усмотрели жёсткую сатиру на советский строй.
Эти слова стали для Табакова сокрушительным ударом. У него подкосилось здоровье, и вскоре он оказался в больнице. Врачи диагностировали второй инфаркт. На этот раз страх смерти был сильнее, чем когда-либо. Лежа на больничной койке, Олег чувствовал себя одиноким и брошенным. Боль усиливала мысль о том, что многие друзья и коллеги, чью поддержку он ждал, остались в стороне.
Но был кто-то, кто не оставил его. Его студенты. Они приходили в больницу, долго и молча сидели рядом, передавая ему свою веру и надежду. Это молчаливое присутствие напомнило ему, ради чего он начал этот путь. Ради них — молодых, вдохновлённых, полных сил.
Эта поддержка вернула Табакову желание жить и бороться. Он пообещал себе, что ради этих ребят он обязан подняться. И слово своё сдержал: всем своим студентам из первого набора он нашёл работу в других театрах, чтобы дать им шанс продолжить карьеру.
К 1982 году Табаков снова почувствовал, что готов начать новый виток своей театральной истории. Он набрал новый курс студентов, полных энтузиазма и таланта. Именно среди них была девушка, которая в корне изменила его жизнь и его представления о счастье. Это была новая глава его судьбы, полная неожиданных открытий и эмоций.
- В конечном итоге мне было довольно много лет. Я решаюсь на любовь со студенткой. Довольно странная история. Я профессор, она студентка. Щекастая такая. Единственное, что я говорил Марине: Я ничего не могу обещать тебе.Олег Табаков. Интервью 2012 года.
Мечта, к которой Олег Табаков шел многие годы, наконец, осуществилась. В 1986 году Министерство культуры СССР подписало указ о присвоении театру Табакова государственного статуса. Для всех, кто знал и любил этот театр, он оставался просто "Табакеркой" — уютным, душевным уголком искусства, где царила атмосфера творчества и искренности.
Но 90-е годы стали суровым испытанием. Финансирование прекратилось, и в разрушенной стране театры оказались на периферии внимания. Актерам "Табакерки" порой нечего было есть. И вот однажды Табакову сообщили, что на его имя из Германии пришел контейнер.
Оказалось, что труппа немецкого театра, с которым Олег когда-то работал, узнала о бедственном положении его театра. В знак благодарности они собрали продукты и отправили их в Москву. Сдерживать эмоции в тот момент Табаков не мог. Со слезами на глазах он произнес: "Это вернулся тот хлеб, который мы с бабушкой отдали немецким пленным".
Но не все в жизни Табакова было столь трогательным и светлым. Более десяти лет он жил, разрываясь между семьей и своей возлюбленной. Ему было невероятно трудно решиться на шаг, который неизбежно принес бы боль его детям и жене. Однако в какой-то момент он осознал, что старшему сыну уже 34 года, а он все еще продолжает обманывать себя и близких. Тогда он собрался с силами и признался своей семье, что уходит к другой женщине.
С супругой Мариной Зудиной
Для его жены, сына и дочери это стало настоящим ударом. На долгие годы они прервали с ним всякое общение. Для них он стал предателем, врагом. Олег мучился осознанием того, что повторил поступок своего отца — тот же, который когда-то ранил его самого до глубины души.
Спустя пять лет его сын Антон все же простил отца. Они начали заново выстраивать отношения, но на новых основах.
- Это были совсем другие отношения. С его стороны снисходительные. С моей - доверительные. Мы обсуждали вещи, которые никогда не обсуждали.Антон Табаков.
После того как Олег Табаков и Марина Зудина официально стали мужем и женой, у них появился сын Павел. А спустя десять лет родилась дочь Маша. Эти дети стали новым началом для Табакова, символом его второй жизни, полной искупления, любви и новых надежд.
Олег Табаков с супругой Мариной, детьми Павлом и Машей
В 2000 году жизнь Олега Табакова была потрясена тяжелой утратой — ушел из жизни Олег Ефремов, человек, которого он всегда считал своим наставником и вдохновителем. Это стало для него серьезным испытанием. Но именно тогда судьба приготовила для Табакова новый вызов: ему предложили возглавить МХАТ имени Чехова.
Для многих это казалось невозможным. Табаков одновременно руководил "Табакеркой" и МХАТом, был ректором Школы-студии МХАТ, вел собственную студию, играл в театре и продолжал сниматься в кино. Друзья и коллеги часто удивлялись: как ему удается все это совмещать? Но в этом и был весь Табаков — человек, который не знал границ своих возможностей, живший полной жизнью и отдававший себя искусству до последней капли.
К сожалению, в конце 2017 года здоровье Олега Павловича резко ухудшилось. Его госпитализировали с подозрением на заражение крови. Врачи боролись за его жизнь, но через несколько дней он впал в предкомное состояние. А 12 марта 2018 года после очередного сердечного приступа сердце великого артиста остановилось.
Олег Табаков стал не просто символом эпохи, но и её живым воплощением. Его имя золотыми буквами вписано в историю советского и российского театра и кинематографа. Он оставил после себя не только блистательные роли, которые стали частью культурного наследия, но и целую плеяду талантливейших артистов. Теперь именно они продолжают его дело, выполняя ту же великую миссию, которой он посвятил всю свою жизнь, — нести радость зрителям и вдохновлять их.
Его уход стал огромной утратой, но его наследие продолжает жить в сердцах миллионов, напоминая, что искусство всегда будет выше времени и жизненных преград.
0 коммент.:
Отправить комментарий