Куда и зачем побежал штрафник Левченко в фильме «Место встречи изменить нельзя»: самая непродуманная сцена в картине Говорухина
Вопреки всей моей любви к прекрасному мини-сериалу «Место встречи изменить нельзя» от Станислава Говорухина, я не могу отрицать то, что в картине присутствует немалое количество странных сюжетных моментов.
Отдельной проблемой лично для меня стала концовка, оставляющая после себя странное чувство недосказанности и поспешности, но не только к финалу истории возникают вопросы – есть и множество более мелких, на первый взгляд практически незаметных, моментов, над которыми уже начинаешь задумываться после очередного пересмотра.
Конкретно я говорю про сцену с Левченко в конце пятой, то есть финальной, серии. Сначала хотелось бы в принципе поговорить о том, как этот персонаж подаётся в сериале. Я не очень люблю сравнивать литературные первоисточники с киноэкранизациями, так как фильм и книга – это два разных произведения, но здесь максимальное непопадание в образ.
К актёрской игре Виктора Павлова у меня нет никаких претензий, безусловно прекрасный советский артист, только вот, как минимум внешне он совершенно не вписывается. В книге Сергей Левченко представляет собой опытного и опасного бандита, который в случае чего мог бы и самому Шарапову легко дать отпор.
Эдакий прожжённый бандюган с грозным выражением лица и, само собой, в отличной форме. От Павлова такого ощущения не исходит. Он не выглядит как боец, закалённый суровыми испытаниями. Легко могу представить его в роли какого-нибудь подполковника, но учитывая типаж персонажа Левченко – это однозначно неправильный выбор.
Ладно, это так, немного субъективных ощущений, теперь переходим непосредственно к самой сцене. Во-первых, мне категорически не нравится то, как в принципе по ходу сериала выставлены взаимоотношения Шарапова и Левченко.
Видите ли, Шарапов был командиром Левченко во время ВОВ, отчего сцена с неудавшимся побегом Сергея выглядит ещё более драматичной: у Шарапова на глазах не стало его товарища, после того как он отчаянно пытался убедить Жеглова не применять огнестрел.
Накал эмоций был обеспечен, только вот, в экранизации всю сюжетную ветку с Шараповым и Левченко практически вырезали. Возникает вопрос, отчего Володя так тяжело переживает «утрату» этого бандюгана? Их практически ничего не связывает, ну не стало его и не стало – чего слезы по таким ворам нечестивым проливать? От этого вся сцена, по сути, теряет смысл.
Во-вторых, хотелось бы отметить более незаметный, и тем не менее важный, момент. В фильме Шарапов просто обобщённо кричит в воздух мол: «Не стрелять!», будто отдавая приказ всем сразу. В книге он говорит именно «Не стреляй», тем самым обращаясь к Жеглову.
Я уже упоминал в своих статьях, что в книге взаимоотношения Володи и Глеба Егоровича раскрыты в разы лучше. При всём уважении к Высоцкому и Конкину, у них действительно отличный дуэт, но тут именно вина сценаристов.
В целом персонажа Жеглова в экранизации значительно «смягчили». Он должен был быть проводником Володи Шарапова в сложный криминальный мир, где милиционеру часто приходится действовать гораздо более опасно, чем преступник.В фильме ничего подобного нет, Жеглов выступает просто суровым ворчливым дядькой, что тоже вполне неплохой образ, просто рушащий оригинальную атмосферу.
Итого, в книге получилась кульминационная сцена, в которой Володя отчаянно обращается к Жеглову с просьбой пощадить его старого товарища. Капитан, разумеется, не стал прислушиваться к просьбе подчинённого и совершил тот самый выстрел.
Володя Шарапов теряет последние остатки надежды – он сломался. Грань между «добром» и «злом» в его глазах окончательно стёрта. Только что он увидел, как доблестный блюститель порядка отправил на тот свет его лучшего друга. Возникает вопрос, а кто из них по-настоящему бесчеловечен? Как вы понимаете, всего этого в фильме попросту нет.
За счёт местами «кривой» адаптации оригинальной истории, искажения первоначальных образов и отсутствия важных сюжетных линий, эта важнейшая сцена в сериале выглядит абсолютно нелогично, просто не имеет никакого смысла.
Непонятна ни реакция Шарапова, ни его стремление сохранить жизнь Левченко. Даже сама идея о том, что «добро» совсем не такое «светлое», как это представлял себе Володя, тоже упущена.
Ещё раз повторюсь, я всей душой обожаю «Место встречи изменить нельзя» от Говорухина. Просто конкретно эта сцена могла стать одной из лучших во всём советском кинематографе, если бы только сценарий был более полноценным и не таким «обрезанным». Ну и к самому персонажу Жеглова тоже есть несколько вопросов, хотя я понимаю, что это уже скорее субъективщина.
0 коммент.:
Отправить комментарий