Озорная, искромётная, самобытная Ольга Викландт: жизнь взахлёб и любовь навзрыд
«Детей надо баловать, вот тогда из них вырастают настоящие разбойники!» Если вам известна эта фраза, то это вовсе не значит, что вы правильно воспитываете детей. Это значит, что о талантливой игре Ольги Викландт вы знаете не понаслышке.
Да-да, она в «Снежной королеве» настоящая разбойница. А в сказке «Двенадцать месяцев» это весьма колоритная мачеха, и вновь с мудрым изречением: «Коли легко найденное — и потерять не жаль… Ведь не заработанное!»
Её героини темпераментны и женственны, своенравны и очаровательны. И даже если малосимпатичны по своей сути, всё равно вызывают восторг зрителей.
Вспомним актрису в картине «За двумя зайцами», особенно в сцене драки:
Или лотошницу с пирожками в фильме «Артист из Кохановки», где её разыграл фокусник Околёсов, показав, что в пирожках рубли.
И Царица-Водяница в «Садко», и Мирандолина, и Коринкина ставят Ольгу в один ряд с Фаиной Раневской, Татьяной Пельтцер, Риной Зелёной, являясь лучшими ролями в истории советского кино.
В 30-44-х она блистала в театре Моссовета, где выходила на сцену до 1949 года. Вместе с наставником (а потом мужем) Василием Ваниным стояла у истоков этого театра.
Играла юных и задорных героинь, имела множество воздыхателей и поклонников, которые обожали её Людмилу в «Вассе Железновой» (1936), Мирандолину в «Трактирщице» (1941), Жанину в «Забавном случае» Гольдони (1945), Эмилию в «Отелло» (1945), Атуеву в «Свадьбе Кречинского» ( 1949)…
Обаятельный и талантливый Василий Ванин был всегда окружён женским вниманием и часто ловил стрелы Амура. Ольга с трудом переносила его частые романы.
А во время эвакуации в Алма-Ате в театре Моссовета появился молодой и статный актёр Михаил Названов. Он с первой встречи проникся глубокой симпатией к актрисе. А когда увидел Ольгу на сцене в образе Мирандолины, просто растворился в ней.
Ольга играла эту роль вторым составом, поскольку все первые роли по мановению руки Завадского отдавались его великолепной супруге Вере Марецкой. И Названов дал слово Ольге, что однажды в Москве поставит этот спектакль для неё. Через 14 лет он осуществил задуманное. Это была могучая, страстная любовь на века, о которой слагали легенды.
Если вначале отношения между Ваниным и Названовым не ладились, то потом, благодаря мудрости Ольги Артуровны, они стали не только друзьями, но и единомышленниками в искусстве.
В 1949 году Ванина назначили главным режиссёром открывшегося театра имени Пушкина. И Ольга с Михаилом последовали за ним. Но через три года Василий Ванин умер. А Ольга Артуровна осталась там до конца своих дней.
Через некоторое время Названов сделал попытку вернуться во МХАТ, был много занят в кино. Менялись режиссёры, но она оставалась верна своему театру и продолжала там работать. Всегда опекала начинающих актёров. Была требовательна к себе и другим. Отличалась открытостью суждений и мнений, любила прямоту и искренность.
Гениальной актрисе на сцене не было равных в темпераменте и находчивости. Но и в закулисных баталиях, по мнению коллег, она была впереди: «пленных не брала». Но в памяти благодарных зрителей осталось не это, а её работы, которые пережили актрису и будут жить дальше.
Образы Ольги Викландт в Театре:
Сцены из спектаклей» «Мария Тюдор», «На бой ком месте», «День рождения Терезы», «Свиные хвостики», «Джон — солдат мира», «Свадьба Кречинского».
Впервые снялась в фильме Викландт в 1944 году. В ролях своенравных, упрямых, жёстких, взбалмошных женщин она была неотразима. И несмотря на негативные образы, быстро стала любимицей экрана.
Даже в самые трудные времена Викландт никогда не открывала миру тайн своей личной жизни. Когда в 1964 году ушёл из жизни Михаил Названов, она внутри себя пережила это горе и ещё сильней замкнулась.
По просьбе любимого Ольга Артуровна развеяла его прах над морем в Крыму. В следующие 30 лет она никого не пускала в свой мир, утешалась лишь общением с обожаемыми внучатыми племянницами.
Выучилась кройке и шитью, стала сама создавать себе наряды, даже шубы и шляпки мастерила своими руками. Немощной и больной её не видел никто. Актриса тщательно маскировала свои невзгоды.
Страдая от болезни ног, она не могла пользоваться подземными переходами, а потому, когда нужно было перейти через проспект, входила в образ хромой старушки и начинала ковылять через дорогу так, что машинам приходилось тормозить. На другой стороне улицы вновь преображалась.
Когда в театре появился новый режиссёр и стал давать Ольге Артуровне маленькие роли в разовых спектаклях, она, будучи гордой натурой, покинула театр навсегда. Коллеги поговаривали, что актриса порой забывала текст. Возможно, и этот факт не позволил самолюбивой женщине остаться на сцене.
Но и тут, когда актриса осталась оторванной от смысла своей жизни, никто не видел её удручённой и несчастной. Напротив, при встрече с коллегой она обмолвилась, что вполне довольна жизнью и жалеет, что не ушла из театра раньше, а дождалась, когда ей предложили.
Незадолго до своего ухода попросила не устраивать пышных похорон и положить её рядом с другом и учителем Василием Ваниным, которого всю жизнь ценила и любила. Её желание исполнили. Ольга Артуровна Викландт покинула этот мир 8 мая 1995 года и нашла покой на Новодевичьем кладбище рядом с первым мужем.
В 1995-м сломав шейку бедра, Ольга Артуровна оказалась прикованной к постели. Тогда эта сильная женщина приняла роковое решение, не желая стать на старости лет для кого-либо обузой. На третий день госпитализации она замолчала, перестала пить и есть и, отвернувшись к стене больничной палаты, тихо ушла из жизни.
0 коммент.:
Отправить комментарий