понедельник, 9 июня 2025 г.

Зaбытaя тpaгeдия мocкoвcкoгo мeтpo: чтo пpoизoшлo нa "Aвиaмoтopнoй" в 1982 гoду


Зaбытaя тpaгeдия мocкoвcкoгo мeтpo: чтo пpoизoшлo нa "Aвиaмoтopнoй" в 1982 гoду

110 секунд ада, которые изменили московское метро навсегда.

- Товарищ машинист, включайте четвертый! - крикнул дежурный по станции, глядя на растущую толпу пассажиров у входа на "Авиамоторную". Было 16:30, рабочий день подходил к концу, и поток людей, как обычно, нарастал.

Машинист эскалаторов кивнул и нажал на пусковую кнопку. Резервный эскалатор № 4 медленно ожил, его ступени начали равномерно скользить вниз к платформе. Несколько минут механизм работал вхолостую - так положено по инструкции. Убедившись, что все в порядке, дежурный разрешил пускать пассажиров.

Никто из них не подозревал, что через 15 минут их ждет одна из самых страшных трагедий в истории московского метро.

Станция под землей

"Авиамоторная" была еще молодой станцией - открылась всего два с небольшим года назад, 30 декабря 1979 года. Глубокого заложения, 53 метра под землей, с длинными эскалаторами и просторными залами.

Архитекторы А.Ф. Стрелков, В.И. Клоков и их коллеги создали светлое пространство, посвященное строителям авиационных двигателей. Серебристый металл имитировал восходящие потоки воздуха, в которых парил Икар рядом с самолетами разных эпох.

В тот февральский вечер через станцию проходили тысячи людей. Как всегда в час пик - инженеры с заводов, служащие из близлежащих учреждений, студенты. Обычный московский рабочий день заканчивался, и все спешили домой.

Пассажиропоток рос, и около 16:30 было принято решение включить дополнительный, четвертый эскалатор. Это была нормальная практика - в часы пик задействовали резервные мощности, чтобы не создавать давку на входе.

Станция метро "Авиамоторная"

Ступенька № 96

То, что произошло дальше, реконструировать удалось только через несколько месяцев кропотливого расследования. Около 16:45 на работающем эскалаторе № 4 случилось то, чего не должно было произойти никогда - сломалась ступенька № 96.

Полотно лестницы эскалатора держалось на специальных цепях-гребенках, которые обеспечивали сцепление с электродвигателем. Сломанная ступенька зацепилась за нижнюю площадку, деформировалась и разрушилась. В этот момент цепи-гребенки порвались.

- Что происходит?! - закричал кто-то из пассажиров наверху.

Эскалатор вдруг рванул вниз с удвоенной скоростью. Двигатель аварийно отключился, но механизм уже жил своей жизнью. На нем стояло более ста человек общим весом примерно 12 тонн. Под этой тяжестью полотно лестницы начало стремительно набирать скорость.

Дежурный внизу инстинктивно потянулся к кнопке аварийного тормоза. Нажал. Ничего. Скорость эскалатора уже превышала номинальную в 2,5 раза, а электромагнитный тормоз был рассчитан на другие параметры.

Две минуты ада

- Держитесь! Держитесь за поручни! - кричали люди друг другу, но удержаться было невозможно.

Люди падали, скатывались вниз, сметая друг друга. Каждая секунда приносила новых пассажиров - ведь вход на станцию никто не перекрыл. Наверху продолжали становиться на эскалатор ничего не подозревающие люди, которые через мгновение оказывались в этом хаосе падающих тел.

Михаил Миронов, один из пострадавших, потом рассказывал следователям:

- Я понял, что падаю, когда уже ничего нельзя было сделать. Попытался зацепиться за ступени, но они мчались так быстро... Моя нога попала между входной площадкой и ступенью. Зажало намертво.

У подножия эскалатора образовалась гора тел. Люди падали друг на друга, кричали, звали на помощь. Кто-то пытался выползти, кто-то уже не двигался.

Некоторые пассажиры в панике стали перепрыгивать на балюстраду между эскалаторами, надеясь спастись. Но тонкое пластиковое покрытие не выдерживало веса человека. Оно ломалось, и люди вместе с осколками ламп падали с двухметровой высоты на бетонные блоки внизу.

Трагедия длилась всего 110 секунд. Но эти почти две минуты изменили жизни десятков семей навсегда.

Остановка

Машинист эскалаторов метался по машинному залу, пытаясь понять, что происходит. Связь с дежурным внизу прервалась - тот был занят совсем другим. Наконец, до машиниста дошли крики и звуки аварии. Он выскочил к пульту управления и вырубил автомат цепи управления.

Эскалатор замер.

В 17:10 вход на станцию ограничили. В 17:35 перекрыли полностью. Еще через десять минут закрыли саму станцию - поезда проходили мимо без остановок.

Бригады "скорой помощи" уже спешили к "Авиамоторной". Начиналась спасательная операция, которая продлится несколько часов.

Михаила Миронова освобождали два часа - его нога была намертво зажата между конструкциями эскалатора. Врачи боролись за каждую минуту, но спасти конечность не удалось. Пришлось ампутировать.

Стена молчания

Утром 18 февраля москвичи, открыв "Вечернюю Москву", увидели внизу третьей страницы небольшую заметку:

"17 февраля 1982 года на станции "Авиамоторная" Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются".


Больше ни слова. Ни по радио, ни по телевидению, ни в других газетах. Полное молчание.

А между тем по Москве уже пошли слухи. Страшные, преувеличенные, обрастающие новыми подробностями каждый час.

- Говорят, там сотни погибших, - шептались люди в очередях. - Эскалатор оборвался, и всех затянуло в механизмы...

- Да что вы! Семьсот человек погибло! Настоящая мясорубка была!
- А я слышал, что люди проваливались в шестеренки, и их там перемалывало...

Москвичи передавали друг другу леденящие душу истории. В отсутствие официальной информации слухи жили своей жизнью, становясь все страшнее и фантастичнее.

Даже на Западе о трагедии узнали быстрее, чем в самом СССР. Радиостанция "Голос Америки" сообщила о происшествии, сильно преувеличив количество жертв. Газета русской эмиграции "Новое русское слово" в апреле 1982 года писала:

"По сообщениям очевидцев, в результате обрыва переполненного эскалатора несколько сот человек упало в продолжавший вращаться механизм, десятки были раздавлены, более сотни искалечено".

На самом деле никого в механизмы не затягивало - под балюстрадой на глубине двух метров находилось бетонное основание. Но кто мог это знать в условиях информационного вакуума?

Визит из Америки

Как ни парадоксально, но замалчивание трагедии было связано с международной политикой. В мае 1982 года Москву должна была посетить Кэрол Беллами - президент городского совета Нью-Йорка. Советское руководство готовилось показать американской гостье лучшие стороны социализма.

И действительно, Беллами была впечатлена:

- Единственное, что мне понравилось в Москве, - это городской транспорт и полное отсутствие надписей на стенах и в вагонах метро, - говорила она журналистам.

Американка и понятия не имела, что кровь со стен станции "Авиамоторная" к тому времени была давно смыта, а сама трагедия тщательно скрывалась от общественности.

Техническая экспертиза

Пока Москва жила слухами, специальная комиссия разбирала причины аварии. Работа велась в строжайшей секретности, но постепенно картина происшедшего прояснялась.

Главным виновником трагедии стал мастер по ремонту эскалаторов В.П. Загвоздкин. За три месяца до аварии, в декабре 1981 года, на всех четырех эскалаторах станции "Авиамоторная" установили новые электрические тормоза. К ним прилагалась новая инструкция по настройке.

Но Загвоздкин, имея за плечами многолетний опыт, решил, что лучше знает свое дело. Он настраивал новые тормоза по старой, привычной схеме, даже не изучив новые требования.

Результат - все три месяца, с момента установки до дня трагедии, эскалаторы работали в аварийном режиме. Тормозная система была разрегулирована и в критический момент просто не сработала.

Утром 17 февраля машинист эскалаторов проводил регламентные испытания и получил удовлетворительные результаты. Никто не подозревал, что под внешне нормальной работой скрывается смертельная опасность.


Суд

Только через девять месяцев после трагедии, в ноябре 1982 года, на закрытом заседании Верховного суда РСФСР были обнародованы результаты расследования и названо точное число жертв: 8 погибших и 30 пострадавших с телесными повреждениями различной степени тяжести.

В.П. Загвоздкин и еще несколько должностных лиц были приговорены к лишению свободы. Но разве могли годы тюрьмы вернуть жизни погибшим или здоровье покалеченным?

Последствия и реформы

Трагедия на "Авиамоторной" стала переломным моментом в истории московского метро. Инженеры немедленно предложили закрыть шесть станций Калининского радиуса, где стояли эскалаторы той же серии. Власти пошли на компромисс - закрыли для модернизации саму "Авиамоторную" и в ударном темпе переоборудовали на ней все эскалаторы.

Были пересмотрены инструкции по обслуживанию эскалаторного оборудования. Ужесточены требования к квалификации персонала. Введены дополнительные системы безопасности.

Но главное - изменилось отношение к безопасности в метро. То, что раньше казалось невозможным, произошло. И это означало, что нужно быть готовым к любым сценариям.

Память

Прошло более 40 лет с тех пор, как прозвучали последние крики на эскалаторе "Авиамоторной". Станция давно отремонтирована, модернизирована, к ней добавилась пересадка на Большую кольцевую линию. Ежедневно через нее проходят десятки тысяч пассажиров.

Большинство из них даже не подозревает, какая трагедия произошла здесь в далеком 1982 году. Официальных мемориалов нет - в советское время было принято не напоминать о неприятных событиях.

Заключение

17 февраля 1982 года навсегда изменило московское метро. Трагедия показала, что даже самые надежные системы могут дать сбой, а человеческий фактор способен превратить техническую неисправность в катастрофу.

110 секунд на эскалаторе "Авиамоторной" стали уроком, который не должен быть забыт. Безопасность пассажиров - это не просто слова в инструкции, а ежедневная ответственность каждого, кто работает в метро.

Память о погибших - это не только скорбь, но и обязательство сделать все возможное, чтобы подобное никогда не повторилось.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab