Cмepть зa cмepть. Кaк жил и кaк ушёл oдин из caмых oдиoзных питepcких aвтopитeтoв 90-х
Как знать, окажись его жертвами люди попроще, может, всё и сошло бы с рук в очередной раз. Как случалось прежде. Но жестокое убийство сотрудника ФСБ, крупного чиновника и известного местного предпринимателя вызвало широкий общественный резонанс, так что, кто бы как ни хотел, а следствие с оперативниками землю рыли пока не докопались до истины.
И за спиной одного из самых дерзких криминальных авторитетов города на Неве, не сумевшего перестроиться под веяния времени, захлопнулась решетчатая дверь. Как оказалось, навсегда. Приговор - 19 лет строгого режима - оказался для него пожизненным.
Из заключения на свободу Артур Казанский уже не вышел.
Он стал одной из знаковых фигур криминального мира Северной столицы. Личность, по-своему, легендарная. Родившись в карельском городе Лахденпохья, в эпоху становления молодежных банд Артур Кжижевич сплотил вокруг себя уроженцев Казани, за что и получил свое прозвище.
В юности будущий криминальный авторитет ничем не отличался от сверстников: школа, пионерия, комсомол, спорт - всё, как у других мальчишек советской поры. Разве что характер - жесткий, лидерский, бескомпромиссный. Спуску обидчикам никогда не давал. А занятия боксом и борьбой только упрочили его позиции среди равных, научили терпеть трудности и упорно идти к поставленной цели.
В Ленинград Артур Кжижевич перебрался после срочной службы в армии, как и многие спортсмены той поры, собираясь поступать в институт. Но уже наступила середина 80-х, объявленная Михаилом Горбачевым Перестройка стремительно меняла правила игры. И именно молодежь быстро поняла, куда дуют ветры перемен.
Вокруг пышным цветом расцветали кооперативы, деньги текли рекой, а глаз дразнила показная роскошь, доступная новым советским толстосумам. Молодой спортсмен и комсомолец Кжижевич вскоре нашел себе применение: устроился вышибалой в находившийся в гостинице «Советская» бар "Шайба", имевший уже определенную репутацию. Здесь познакомился с Костей-Могила, дружба с которым продлится два десятка лет, пока ставшие питерскими авторитетами друзья не рассорятся в 2003 году перед самой смертью Могилы.
Костя Могила и популярный шансонье Вилли Токарев
В 1986 году Артур Кжижевич получил свой первый срок - четыре года - за нанесение тяжких телесных повреждений. А вернувшись в Ленинград сколотил свою группировку. И пока криминальные сообщества Питера с драками и стрельбой делили жирные куски Северной столицы, Кжижевич с размахом "окучивал" родную Карелию, подминая под себя лесозаготовки и торговлю пиломатериалами.
Он всегда отвечал за слова и никогда излишне не рефлексировал. Потому созданная им ОПГ отличалась жестокостью и не стеснялась насилия. С "клиентами" особо не церемонились: Карелия - просторный край озер и болот, утопающих в густых таежных лесах. Привычный термин "концы в воду" здесь работал со 100% гарантией.
А поднаторев на криминальном поприще и набрав силу, преступники положили глаз на заправочный бизнес, торговлю нефтепродуктами, заставив считаться с собой все криминальные сообщества Питера. При этом действовали с размахом, самоуверенно и часто даже нагло, что вызывало возмущения в определенных кругах.
Вели подручные Кжижевича себя разнуздано. Благодаря и ему в том числе. Мало кто помнит набег его красавцев на бар "Сугроб", что находился в Выборгском районе. Именно там железными прутьями из-за пустякового повода были избиты посетители. В том числе и несколько уважаемых посторонних пацанов, попавших ни за что под замес. Вскоре к дому, где жил Кжижевич, приехали изувеченные пацаны вместе с боевыми друзьями. А так как всех их было под пятьдесят и люди все были характерные, то он был вынужден пойти на извинения и возмещение вреда здоровью. Этот пример характерен именно для него: плевая причина — бессмысленная расправа — немедленно возникшие проблемы, — писал питерский журналист Евгений Вышенков.
Неудивительно, что рано или поздно Артур Кжижевич должен был кому-то перебежать дорогу. В декабре 1993 года в подъезде дома на Комендантском проспекте, где он жил, неизвестный киллер дважды выстрелил ему в спину и поспешил скрыться. Организацию покушения знающие люди приписывали Андрею Маленькому, который в то время руководил одной из бригад известной в Петербурге Малышевской группировки. Дело в милиции так и осталось среди нераскрытых.
Получив тяжелое ранение, Артур Казанский выжил, но поквитаться с обидчиком не успел. Едва встал на ноги, как уже летом 1994 года выехал в родной Лахденпохья, чтобы навести порядок в делах и приструнить вышедшего из повиновения коммерсанта.
У него был универсальный метод разрешения бизнес-конфликтов.
Нерадивого коммерсанта вывезли в лес, собираясь получить с него пять миллионов рублей. И для острастки Кжижевич пострелял немного, прекрасно понимая, что доброе слово, подкрепленное автоматной очередью, действует куда лучше, чем любая пламенная речь.
Едва ли он думал, что у насмерть напуганного "терпилы" окажутся связи в правоохранительных органах. Вымогателей принял карельский РУБОП, Артур Казанский получил свои 6 лет, отбывать которые суд направил его в Верхнеуральскую тюрьму - место куда более строгое, чем обычная зона. Ходили слухи, что там его "короновали", однако сам Кжижевич данную информацию никогда не подтверждал.
На свободу он вышел только в конце лета 2000-го и вернулся в Петербург. До этого его уже этапировали в город на Неве - сыщики задержали Андрея Маленького и активно шили ему эпизод с покушением. Но сотрудничать с милицией было вовсе не "по понятиям", и от дачи показаний преступный авторитет отказался. Возможно, сам хотел оплатить все долги.
Конец 90-х - время, которое Артур Кжижевич провел в местах лишения свободы - возможно, спас его от кровавых криминальных разборок, захвативших Петербург и многих преступников отправивших на тот свет, но и не позволил приспособиться к новым реалиям жизни. Пока его коллеги по цеху стремились приобрести респектабельный вид и выйти из тени, легализовав свой бизнес, Артур Казанский остался братком из прошлого.
Сложно сказать, какое место ему отводилось в преступной иерархии бандитского Петербурга. Некоторые называли его "смотрящим" по Питеру от воровского мира, будто бы столь почетный титул он получил после смерти Кости-Могилы. Другие считают эту информацию пустыми слухами: даже покойного Костю-Могилу "смотрящим" признавали далеко не все, несмотря на то, что это право было пожаловано ему самим Дедом Хасаном. Потому что воровское сообщество Северной столицы, в котором насчитывалось около 40 "законников", скептически относилось к чьим бы то ни было притязаниям на роль "смотрящего".
Ему также приписывали контроль за существенной долей Морского порта, похоронного бизнеса, нефтяной и фармацевтической промышленностью. Но эти факты так и остались неподтвержденными. Официально Артур Кжижевич никаких должностей не занимал, учредителем ни в каких компаниях не числился. Просто хорошо обеспеченный безработный, разъезжающий на дорогом автомобиле и проживающий в роскошном жилище.
Мало ли таких на просторах нашей необъятной родины?
После последней отсидки здоровье Кжижевича стало сбоить: сказывались последствия покушения, у него развился тромбофлебит. После длительного лечения в Израиле медики отняли у него ногу ниже колена, и круг его хобби сузился до посещение футбольных матчей (а раньше он сам с удовольствием играл) и рыбалки на Ладоге в местах, где когда-то вырос.
Именно рыбалка и поставила жуткую точку в криминальной карьере Артура Казанского.
6 сентября 2003 года в милицию поступило заявление о пропаже 52-летнего директора Управления гостиничного хозяйства Санкт-Петербурга Алексея Курникова, который вместе со своими друзьями, майором УФСБ Константином Нагорным и предпринимателем Павлом Кирилловым на катере два дня назад отправились порыбачить на Ладожском озере и не вернулись.
Уже на следующий день в ходе начавшихся поисков в районе острова Верккосаари удалось обнаружить сгоревший остов дорогого финского катера Silver Eagl, принадлежавшего Павлу Кириллову, а спустя еще сутки местные жители наткнулись на выброшенное на берег тело Курникова со следами колото-резанных ран.
К расследованию возбужденного прокуратурой города Приозерска уголовному делу быстро присоединилась бригада из сотрудников уголовного розыска, Управления ФСБ и ОРБ главного управления МВД по Северо-Западу. Были найдены свидетели, которые видели в этой части акватории катер Рыбнадзора, другие свидетели показали, что наблюдали, как двое сошедших с катера человек сжигали в разведенном на берегу костре окровавленную одежду.
Постепенно у следствия сложилась картина случившегося. Выяснилось, что обладавший безграничными связями в Лахденпохья Кжижевич "зафрахтовал" катер Рыбнадзора вместе с инспектором и отправился с друзьями на рыбалку.
Как положено, приняли на грудь, потом добавили еще. А затем увидели невдалеке на водной глади красивый финский катер, который оказался гораздо более комфортабельным, чем служебная посудина Рыбнадзора. Кжижевич посчитал, что самый крутой катер должен быть у них.
Катер финской компании Silver Eagl
Незваных гостей, находившихся в изрядном подпитии и поднявшихся на борт, ведущих себя крайне развязано, рыбаки восприняли в штыки. Завязалась потасовка, в ходе которой пятеро бандитов жестоко избили троих отдыхающих и только потом обнаружили у Нагорного удостоверение сотрудника ФСБ.
Чтобы замести следы - попробуй на бескрайней Ладоге установи очевидцев - Кжижевич распорядился пустить всех в расход.
Преступники ударили Курникова ножом, а остальных расстреляли из отобранного у рыбинспектора табельного пистолета. Катер подожгли, рассчитывая, что он затонет, а тела выбросили за борт.
Своего рыбинспектора, бандиты оставили в живых, посчитав, что став соучастником он едва ли кому-то будет рассказывать о случившемся. И здесь они просчитались: именно инспектор Рыбнадзора стал ключевым свидетелем следствия.
Артура Кжижевича задержали менее чем через 3 недели после совершения преступления, 23 сентября, на выходе со стадиона после окончания футбольного матча "Зенит" — "Спартак". Тогда же оперативники арестовали и его подельников.
В общей сложности на скамье подсудимых оказалось девять человек. Суд предъявил им обвинение не только в убийстве на Ладоге, но и совершении других аналогичных преступлений. В том числе в в убийстве, совершенном на дискотеке базы отдыха "Климовец" в поселке Лосево Приозерского района Ленинградской области, когда по приказу Артура Казанского его подопечные выволокли на улицу молодого человека, оскорбившего авторитета, и забили его до смерти. А также в похищении бывшего бригадира группировки Александра Захарова, который спасся только благодаря тому, что был мастером спорта международного класса по боксу в супертяжелом весе.
Единственное, что суд посчитал недоказанным, это вменяемую Артуру Кжижевичу "организацию преступного сообщества". Согласно мнению судьи, свидетельские показания, на которых построено обвинение, говорят лишь о знакомстве подсудимых между собой, совместных занятиях спортом и "о наличии предварительной договоренности группы лиц о совместных действиях, в том числе и преступных"...
Артур Кжижевич (слева) на скамье подсудимых
16 июня 2006 года суд вынес свое решение, приговорив Артура Казанского к 19 годам лишения свободы (позже защита скостила срок до 16 лет). Другие обвиняемые в зависимости от тяжести доказанных преступлений получили от 6 до 18 лет.
Но несмотря на все старания адвокатов, криминальный авторитет на свободу так и не вышел. В мае 2007 года он скончался от острой сердечной недостаточности в камере бывшей внутренней тюрьмы ФСБ на Шпалерной улице в Петербурге...








0 коммент.:
Отправить комментарий