понедельник, 27 октября 2025 г.

Мapинa Пoпoвич. Ee улыбкa мoглa бы oкaзaтьcя нa пepeдoвицaх pядoм c Гaгapиным. Нo oнa вызывaлa peвнocть у мужчин, зaвиcть у жeнщин


Мapинa Пoпoвич. Ee улыбкa мoглa бы oкaзaтьcя нa пepeдoвицaх pядoм c Гaгapиным. Нo oнa вызывaлa peвнocть у мужчин, зaвиcть у жeнщин

30 ноября 2017 года из Краснодара в Москву экстренно вылетел военный самолет АН-72 с телом легендарной летчицы-испытателя первого класса Марины Попович. Было далеко за полночь, когда в небе над Чкаловским аэродромом показались огни самолета. Почти 35 лет назад именно на таком АН-72, любимом Чебурашке, так называла этот самолет Попович, она поставила 17 мировых рекордов.

Ее жизнь была похожа на сюжет увлекательного фильма. Первая советская летчица, преодолевшая звуковой барьер на реактивном истребителе.

Первая женщина в мире, которая стала проводить испытания сверхтяжелых самолетов. Абсолютная рекордсменка среди летчиц. 101 мировой, 126 отечественных рекордов. Для Советской авиации она была настоящим Гагариным в юбке. Но какую цену она заплатила за эти регалии и славу?


Экстремальные полеты: Мастерство и отвага

-Командир, кажется мы горим. От этих слов бортмеханика перед глазами 38-летнего командира экипажа Марины Попович на мгновение пронеслись лица дочерей Оксаны и Наташи. 60-тонный самолет попал в грозу. Его швыряло из стороны в сторону.

На борту находился груз: подвесной бак. Экипаж перевозил его с завода на аэродром на Волге. Рабочие заверили: бак пустой. Но на высоте 6000 метров из него стал выливаться чистейший керосин. Неужели возгорание?

Марина глянула на левое крыло, по которому металось синее пламя и с облегчением вздохнула: -Это не пожар. Это огни святого Эльма.

В грозу статическое электричество дает эффект свечения. Три часа Попович вела самолет среди сверкающих молний, а затем заходила на посадку почти не дыша от напряжения. Таких ситуаций, когда ее жизнь висела на волоске, было предостаточно.

Профессиональные испытания

В 1972 году за полетами Марины Попович, первой в мире женщины - командира воздушного корабля-гиганта Ан-22 "Антей" пристально наблюдали и советские военные, и чиновники. Все были убеждены, что конструктор Олег Антонов пошел на большой риск, доверив пилотирование женщине. Здесь нужна была большая физическая сила.

Когда самолет пошел на подъем, началась сильная вибрация. Штурвал начало вырывать из ее рук. После приземления она увидела, что ногтями сплошь поранила свои ладони. До потери сознания она удерживала эту махину в воздухе.

Про Попович шутили: рекорды для Попович - рутинная работа. За свою карьеру Марина освоила 40 типов самолетов, защитило кандидатсую и докторскую диссертации, написала 15 книг по авиации. Вдохновила и заразила небом сотни женщин.

Казалось, все вокруг должны только восхищаться такой героиней. Но Марина обладала несчастливой способностью возбуждать в окружающих не самые лучшие чувства. Скепсис и ревность у мужчин. Зависть у женщин. И это серьезно осложняло жизнь знаменитой летчицы.

Марина Попович, 1966 год. Снимок сделан с помощью фотокамеры, установленной в кабине реактивного самолета во время выполнения фигуры высшего пилотажа «бочка»

Мечта о космосе

Марина Попович могла покорить и космос. В 1962 году она проходила отбор в первый в истории отряд будущих женщин-космонавтов. Два месяца сложнейших испытаний и бесконечных анализов. Попович показала отличный результат. В тот момент она была уже опытным летчиком-инструктором, летала на всех типах самолетов, которые тогда эксплуатировались в ДОСААФ. Заочно училась в Киевском Институте Гражданского воздушного флота.

Характер и личность

Кроме профессиональных заслуг были и личные, которые делали Попович идеальным кандидатом: Характер, харизма, улыбка. Перед ее улыбкой и глазами никто устоять не мог. Ее улыбка могла оказаться на передовицах всех газет рядом с Юрием Гагариным. Но этого не произошло.

Когда все испытания в будущий отряд женщин-космонавтов были закончены, Попович услышала от медицинской комиссии неожиданный приговор: "Вы не прошли отбор. У вас повышенный кислородный обмен".

-У меня, летчика. И такой диагноз? - возмутилась Марина. Но спорить было бесполезно. Позже она узнала, что истинной причиной отказа было то, что ее муж - космонавт Павел Попович летом 1962 года совершил первый в мире групповой полет. Наверху решили, что два космонавта в одной семье это слишком. Марина чувствовала себя обманутой. Муж успокаивал, как мог.

-Папа всегда шутил, когда спрашивали, почему Марина в космос не полетела.

Он говорил, что Марина слишком много разговаривает. А в космосе так нельзя. Рот открыл и еда вылетела. Она умерла бы от голода. Поэтому ее в космос не отправили. - Оксана Попович. Дочь.

Марина Попович читает газету с сообщением о благополучном возвращении из космоса Павла Поповича и Андрияна Николаева, 1962 год

Преодоление

Словно доказывая, что ее отстранили несправедливо, в июне 1964 года Марина поставила мировой рекорд скорости на чехословацком самолете Л-29 дельфин. А вскоре на реактивном истребителе МИГ-21 преодолела звуковой барьер, став второй женщиной в мире, которой это удалось.

В 1965 году на стол помощника Главкома ВВС Николая Каманина легло письмо с требованием запретить Марине Попович летать, уволить ее из военно-воздушных сил. А также лишить родительских прав, так как она не занимается воспитанием дочери Наташи и отправила несчастную девочку в интернат. Об интригах за ее спиной Попович даже не догадывалась. Она была слишком поглощена работой.

Пока ее прямо с аэродрома не привезли в Звездный городок на собрание. Обладающая огромным авторитетом и влиянием, Попович была ошеломлена. В те годы многие занятые и успешные люди: дипломаты, артисты, на время отправляли детей учиться в интернат. Марина, которая не только работала, но и заочно училась в институте, вынуждена была пойти на это. Хотя и очень скучала по дочери и ездила к ней 4 раза в неделю.

Вместо того, чтобы отнестись с сочувствием к ее ситуации, коллеги устроили судилище. Тогда ее спас Каманин. Прекратил всякие разбирательства. Но больнее всего Марину ранило поведение мужа. Павел, который был секретарем парторганизации, не бросился на защиту жены, а молчал.

Павел Попович с дочерьми. Марина Лаврентьевна честно признавалась, что уделяла воспитанию детей немного времени: "Я дочерей практически не воспитывала. Была у меня одна женщина в нянях, которая жила у нас два года, потом дети ходили в ясли, садик".

Начало пути

А ведь когда-то он ей помог. В 1951 году, когда Марина закончила авиационный техникум и хотела продолжать обучение, из Саранска ей пришел отказ. Пережить разочарование Марине помог будущий муж. Курсант Сталинградского военного авиационного училища. Марина шутливо называла будущего мужа: товарищ истребитель. А он ее: товарищ пилотесса.

На первое свидание курсант явился без цветов. Зато Марина как раз нарвала ромашек и подарила их незадачливому кавалеру. Тогда и в голову не приходило, что молодой человек засушит их и сохранит. А спустя годы возьмет с собой в космический полет.

Путь к мечте

Марина решила не сдаваться. Она отправилась за разрешением на поступление к самому маршалу Ворошилову.

-Ей сказали, что нужно идти к самому главному. Мама поехала в Москву. Причем ночевала на скамейке в Парке Горького. У нее были шикарные волосы, длинные густые косы. И, представляете, у нее косы отрезали, пока она спала. - Оксана Попович.

Любая другая после такого разрыдалась бы, но Марина была из другого теста.

-Хотите летать? - спросил ее Ворошилов, когда она попала к нему на прием.

-Да, - от волнения еле слышно ответила Марина.

-Чем продиктована ваша столь необычная просьба?

-Местью, - сказала она, вдруг громко и четко.

История военного детства

Летом 1942 года отец Марины ушел на фронт. Ей было 11. Марина заигралась с подругами. Вдали слышались разрывы снарядов и автоматные очереди. В 30 километрах от их деревни Самусенко шли ожесточенные бои.

В небе вдруг появились два самолета. Один с черными крестами, выпустил очередь по второму, с красными звездами. Тут же повалил черный дым. Из самолета выпала фигура, над которой раскрылся парашют. Но фашист сделал второй заход и расстрелял парашютиста. Все это происходило на глазах девочки.

Именно тогда в ней возникло это желание: стать воином. Когда немцы вошли в их деревню, отобрали все продукты. Мама Марины тогда была беременна младшим братом Колей и плакала от отчаяния. Чем кормить двух дочек и малыша, который вот-вот родится.

Вскоре они смогли покинуть оккупированную деревню. Их вывезли партизаны. Затем они отправились в эвакуацию в Сибирь. Приют нашли в маленьком селе Пушкаревка, где их в 1947 году разыскал отец. Он мечтал, чтобы Марина связала жизнь с музыкой. Мечтам отца не суждено было сбыться. Мариной безраздельно владела страсть к небу.

Первые шаги в авиации

Так что даже Ворошилова удалось убедить дать ей шанс. Марину в виде исключения допустили к сдаче экзаменов, которые она успешно прошла. Она немедленно написала Павлу Поповичу, и немедленно получила ответ: искренние поздравления и предложение выйти за него замуж.

Она согласилась с условием, что он не будет препятствовать ей в профессии. Павел обещал не подрезать крылья жене, но не представлял, насколько сложно будет ему выполнить это обещание.

В 1954 году Марина закончила Саранскую летную школу, а через два года родила дочь Наталью. Только тогда им удалось воссоединиться с мужем, который служил в Карелии. Следующие несколько лет они часто переезжали. Павла переводили с одного гарнизона на другой.

Марина продолжала летать. Была командиром самолетного звена в Петрозаводске, летчиком-инструктором в Луганске. Но она стремилась на военную службу. Хотела испытывать самолеты, а в ответ слышал: Не женское это дело.

Преодоление физических ограничений

Причем рост Марины составлял всего 150 сантиметров. Ноги попросту не доставали до педалей в кабине самолета. Девушка раздобыла альпинистские цапли. И, зацепившись ими за перекладину, часами висела на турнике вниз головой. Трудно сказать, помогла ли эта гимнастика, но вскоре она стала выше на целых 10 сантиметров.

В 1962 году Марина Попович пришла на прием к командиру эскадрильи НИИ ВВС Бровцеву. "Товарищ полковник. Я хочу стать летчиком-испытателем…" В кабинете Бровцева в тот момент были еще три летчика. Услышав такое, они расхохотались в голос. Марине был 31 год, но выглядела она как девчонка.

Бровцев долго беседовал с Попович. Он сумел разглядеть в Марине железный характер. И Попович стала летчицей-испытателем первого класса. В Звездном городке, где жили Марина с мужем, это событие много обсуждали. Как и саму Попович.

Летчик-испытатель Марина Попович и ее муж, летчик-космонавт СССР Павел Попович, на зимней рыбалке.

Профессиональные триумфы и испытания

Марина старалась не замечать сплетен злопыхателей. В 1964 году она первая женщина в стране преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МИГ-21. Через месяц собиралась побить на нем рекорд дальности и скорости американки Жаклин Кокран.

Тренировочный полет был назначен на 21 июля 1964 года в день рождения Марины. Стояла нестерпимая жара в 40 градусов. Внезапно во время разбега самолет перестал набирать скорость и с трудом взлетел лишь в самом конце полосы. Но вдруг самолет повис, не набирая высоту. Самолет начал падать.

От мгновенного взрыва самолета Попович и Кобрилева спасло лишь то, что подвесной бак с горючим во время падения оторвался. Рухнув на землю, Марина никак не могла выбраться из кабины. Заклинило дверцу. На помощь пришел напарник. Едва он вытащил Попович, самолет загорелся.

После этой аварии Марина долго приходила в себя. Она считала, что навсегда опозорена. В тысячный раз прокручивала в памяти свою ошибку. Возвращение в небо

Попович все же нашла в себе силы вернуться в небо. В 1967 году она поставила очередной мировой рекорд среди женщин на одноместном высотном самолете ЯК-25 РБ, преодолев расстояние 2497 километров и получила первую международную авиационную награду: Диплом Поля Тиссандье.

Летчик-космонавт СССР Павел Попович с женой Мариной и дочерью Наташей, 1962 год

А вскоре Марина снова забеременела. Она панически боялась, что это станет поводом отстранить ее от полетов. До последнего она летала, всячески скрывая свое положение. Кое-кто из коллег догадывался, но к тому моменту Попович завоевала такой авторитет, что к ее тайне относились с уважением.

А в семье это добавило конфликтов. Муж считал риск неоправданным и требовал стать наконец обычной женщиной. Но это было не в ее силах. Через месяц после рождения дочери Оксаны, Марина вернулась к полетам.

-Мама была человеком мира, а не семейным человеком. Если бы она сидела со мной, никаких рекордов бы не было, - Оксана Попович. Дочь.

Полет сквозь судьбу

В далеком 1973 году международное авиационное сообщество торжественно признало выдающиеся заслуги советской летчицы, удостоив ее золотой медали. Такой чести ранее были удостоены легендарные Андрей Туполев и Юрий Гагарин, а во всем мире подобной награды были удостоены всего пять женщин.

Однако церемония награждения прошла не так торжественно, как можно было бы ожидать. Советские чиновники, словно следуя негласному правилу торпедировать любой личный триумф, сообщили в Международную федерацию о внезапной болезни летчицы. Медаль привезли в Звездный городок тихо и буднично, без малейших торжеств.

Марина Попович, привыкшая к подобным бюрократическим выкрутасам, просто махнула рукой на очередную несправедливость. Она уже была не понаслышке знакома с такими ситуациями.

Незадолго до этого в ЦК появились анонимные письма с утверждениями о том, что ее диссертацию написали другие. Разразилось неприятное разбирательство, которое могло бы сломить менее стойкого человека. Однако эксперты комиссии полностью подтвердили: диссертация написана самой Мариной Попович.

Вскоре её ожидало еще более серьезное испытание — расставание после 30 лет брака с Павлом Поповичем. Их отношения, казавшиеся крепкими, как и их профессиональные достижения, разбились о суровую реальность.

В 1974 году Павел совершил второй космический полет и начал работать в Центре подготовки космонавтов. Теперь у него появилось больше свободного времени, которое он хотел проводить с женой. Судьба, казалось, предоставила им шанс на новый этап отношений.

Однако в 1978 году грянул новый удар. Марину неожиданно уволили с военной службы, и медкомиссия заключила, что у нее прединфарктное состояние. За два месяца до планируемого повышения ей вместо награды пришел приказ об увольнении.

Отчаявшись, она отправилась к Дмитрию Устинову. Войдя в его кабинет, Марина не смогла сдержать эмоций и расплакалась. Устинов позвонил мужу Марины, разобрался в ситуации, и в итоге ей было присвоено звание полковника, хотя на службу она больше не вернулась.

Почти два года она жила как в тумане, пока в 1982 году не получила предложение работать в Киеве, в опытно-конструкторском бюро Олега Антонова. Она согласилась немедленно, не раздумывая.

Домой в Звездный городок Марина приезжала лишь на выходные. Павел, устав ждать, подал на развод. Марина не стала чинить разрушенные отношения.

Позже её критиковали: мол, стоило ли терять семью ради двух лет работы? Но для неё это был не просто выбор, а путь.

Выйдя на пенсию, она начала писать книги.

В 1994 году в Звездном городке произошла судьбоносная встреча с Борисом Жихоревым — военным летчиком, генералом в отставке. После этой встречи они уже не расставались. К тому времени Марина десять лет была одна и уже не верила в личное счастье.

С супругом, генерал-майором в отставке, Борисом Александровичем Жихоревым

30 ноября 2017 года она боролась за жизнь в межрайонном кардиологическом центре Краснодара. Утром, в 7 часов, её голова казалась свинцовой, перед глазами — взволнованное лицо мужа. Через несколько часов её не стало.

Постскриптум

А был в её жизни и другой героический момент. В 1961 году она спасла свою пятилетнюю дочь, которой в детском саду по ошибке сделали прививку от сибирской язвы. Начиналась сильнейшая аллергическая реакция.

Марина раскрыла окно, положила дочь на подоконник и начала делать искусственное дыхание. На вопрос, откуда она знала, что делать, ответила просто: "Когда у самолета мотор барахлит, я знаю, что надо кислородом продуть его".

Она смотрела на мир иначе — глазами пилота, исследователя, человека, который знал цену каждой секунде жизни.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab