Анжелика и Жоффрей де Пейрак: как сложилась их судьба на самом деле
Анжелика де Пейрак — одна из самых легендарных героинь мировой литературы. Эта красавица до сих пор покоряет сердца читателей. Серия романов о ней, написанная супругами Анн и Сержем Голон, выходила с 1956 по 1985 год.
Действие разворачивается в XVII веке, когда Анжелика проходит через череду испытаний: коварные заговоры врагов, смертельные опасности и невероятные путешествия. Из Версаля она отправляется через Средиземное море в Алжир, затем снова возвращается в Париж и в итоге оказывается в Новом Свете. Прошли десятилетия, но эти исторические любовные романы по-прежнему завораживают читателей, многие из которых уверены, что им нет равных по увлекательности. В 1964–1968 годах на экраны вышла знаменитая экранизация с блистательными Мишель Мерсье и Робером Оссейном в главных ролях, которая лишь усилила популярность этой удивительной истории.
Но самое любопытное – в истории Франции действительно существовала Анжелика! Анжелика де Фонтанж, фаворитка самого Людовика XIV, жила в ту же эпоху, что и литературная героиня. Подобно Анжелике де Пейрак, она отличалась редкой красотой и необычайной харизмой.
Полное имя предполагаемой исторической прототипа Анжелики – Мария-Анжелика де Скорáй де Русси́ль, герцогиня де Фонтанж. Однако судьба отпустила ей всего 20 лет жизни... Ее отец, Жан де Скорáй, занимал пост губернатора Ове́рни. Когда девушке исполнилось 16, в гости к ее семье приехал двоюродный брат, который был поражен ее красотой. Он сразу же задумал представить Анжелику при дворе, уверенный, что там она без труда сможет найти себе богатого и влиятельного мужа, а если судьба будет благосклонна – стать одной из фавориток самого короля.
Современники не могли не восхищаться ею. Один из послов французского двора описывал Анжелику де Фонтанж как «блондинку потрясающей красоты, подобной которой не видели в Версале уже многие годы. Фигура, дерзновенность, весь ее облик потрясли и заворожили даже такой галантный и изысканный двор». Это описание будто оживляет литературную Анжелику из романов Анн и Серж Голон. Однако существовало и другое мнение: «Прелестна, словно ангел, но глупа, как пробка».
Несмотря на свою ослепительную внешность, Анжелика часто погружалась в раздумья, избегала придворных интриг и не спешила наслаждаться всеобщим восхищением, что, напротив, лишь разжигало интерес короля. Людовик XIV решил добиться ее расположения и довольно быстро преуспел в этом. Родственники девушки фактически подталкивали ее в объятия монарха, а возможно, и сама Анжелика питала к нему симпатию.
Она вошла в жизнь короля в особый период: ее роман с Людовиком начался после пылких отношений с маркизой де Монтеспан и перед тем, как он влюбился в мадам де Ментенон. Однажды маркиза де Монтеспан даже выразилась так: «У короля три женщины: я – официальная фаворитка, этой девушке принадлежат его ночи, а вам – его сердце».
В начале их связи Людовик будто помолодел: вновь начал с увлечением наряжаться, с головой погрузился в маскарады и театральные представления, которые так любила Анжелика. Их часто можно было увидеть вместе на охоте – в этом занятии она не уступала мужчинам. Как и ее литературная тезка, настоящая Анжелика была великолепной наездницей.
Людовик 14 и Анжелика де Фонтанж
Король осыпал Анжелику дарами, но, в отличие от большинства придворных дам, она не тратила баснословные суммы на роскошные наряды и украшения. Ее страстью были породистые лошади, и именно на них уходило состояние, которым одаривал ее Людовик XIV. Вскоре король-солнце официально объявил Анжелику де Скорáй своей фавориткой. К тому моменту она уже носила под сердцем его ребенка.
Сначала маркиза де Монтеспан покровительствовала юной девушке, даже подыскивала ей достойного жениха. Она не воспринимала скромную и, казалось бы, простодушную Анжелику как соперницу. Но когда король сделал свою избранницу официальной любовницей, отношение маркизы резко изменилось – она решила избавиться от конкурентки.
Беременность Анжелики сначала протекала благополучно, но внезапно она начала стремительно слабеть. Цветущая, юная красавица таяла на глазах: теряла силы, почти не ела, худела, мучилась от удушья. В Версале заговорили о том, что ее отравила ревнивая маркиза. Судьба нанесла роковой удар – Анжелика родила мертвого ребенка и так и не смогла оправиться от тяжелых родов. Ее красота увядала, на коже появились странные пятна, которые она пыталась скрывать с помощью мушек. Придворные дамы тут же переняли этот модный прием, даже не догадываясь, что за ним скрывается трагедия.
С каждым днем ей становилось хуже. Людовик XIV, не терпящий слабости, начал избегать умирающую фаворитку. Она больше не могла сопровождать его на охоте, не могла развлекать его разговорами, не могла быть с ним в постели. Когда Анжелика попросила позволить ей удалиться в монастырь, король охотно согласился, даровав ей титул герцогини де Фонтанж – традиционный знак завершения отношений. Анжелика осознавала, что путь обратно в Версаль для нее закрыт.
Современники вспоминали этот момент с болью. Одна из придворных писала: «Анжелика де Фонтанж уезжает. У нее четыре кареты, запряженные шестью лошадьми, ее сопровождают все ее сестры, но все выглядит так печально, что на это невыносимо смотреть, – эта потрясающая красавица потеряла всю кровь, побледнела, изменилась, ее переполняет грусть, несмотря на пожалованные 40 000 ливров годового дохода. Все, чего она желает, – вернуть себе здоровье и сердце короля».
Анжелика отправилась в аббатство Шелле, где монахини славились своими знаниями в медицине, но никакие средства не помогали. Ее состояние ухудшалось, она уже почти не вставала с постели. Незадолго до смерти она попросила короля навестить ее. Людовик XIV приехал и несколько часов провел у ее ложа. Когда он увидел, что от былой красоты не осталось и следа, он не смог сдержать слез. В ответ Анжелика слабо прошептала: «Теперь я могу умереть счастливой – я знаю, что мой король сокрушается обо мне, я верю, что он меня не забудет». Так завершилась одна из самых трогательных историй XVII века.
Образ Анжелики: вдохновение и реальность
Анн Голон, создательница литературной Анжелики, признавалась: «Это скорее собирательный образ XVII века. Это вымышленный персонаж, но он объединяет многие черты эпохи». А ее дочь Надин добавляла: «Неосознанно Анн Голон отразила свою личность и свою жизнь в Анжелике».
Сама писательница прожила не менее яркую и полную приключений жизнь. В молодости она пересекла на велосипеде оккупированную Францию, рисуя по пути пейзажи. Едва не оказалась в концлагере после ареста немецкими войсками. В 27 лет, будучи уже успешной журналисткой, отправилась работать в Конго, где встретила будущего мужа.
Что касается Жоффрея де Пейрака, то его образ, возможно, навеян историей Никола Фуке – могущественного министра финансов при Людовике XIV. Его богатство и роскошный образ жизни вызвали гнев короля. После грандиозного праздника в своем замке Фуке поразил монарха таким размахом, что тот почувствовал угрозу своему величию. Вскоре министр был арестован по обвинению в коррупции и растрате казны, отправлен в Бастилию, где и провел остаток жизни.
Однако сама Анн Голон имела другое мнение о прототипе Жоффрея де Пейрака. «Я не стала бы писать свои романы, если бы не муж, – говорила она. – Именно он стал прообразом супруга Анжелики».
Серж Голон: человек с удивительной судьбой
Настоящее имя Сержа Голона – Всеволод Сергеевич Голубинов. Он появился на свет в августе 1903 года в Бухаре в семье российского консула в Иране. В юности учился в севастопольской гимназии, но после революции 1917 года оказался в водовороте гражданской войны. После нескольких безуспешных попыток вступить в ряды Белой армии он устроился кочегаром на теплоход «Святой Николай» и эмигрировал во Францию, где уже жили его родственники.
Ему повезло: часть отцовских сбережений находилась в лондонских банках, что позволило ему получить высшее образование. Он не просто поступил в университет – он блестяще его окончил и к 20 годам стал самым молодым доктором наук во Франции. Как и Жоффрей де Пейрак, он обладал пытливым умом и тяготел к науке, хотя вместо алхимии углубился в точные дисциплины. Всеволод Голубинов был невероятно талантлив: у него было восемь степеней магистра – в математике, минералогии, физике, машиностроении, геологии, химии, электротехнике, а также в лингвистике, ведь он свободно владел 15 языками.
Его жизнь могла бы стать основой для приключенческого романа. Он работал в самых разных уголках мира – Китае, Камбодже, Тибете, Лаосе, Бирме, Вьетнаме, занимаясь поиском месторождений золота, олова, фосфора. Однако больших богатств так и не нажил. Во время Второй мировой войны примкнул к движению Сопротивления и был приговорен к смертной казни прогерманским режимом во Франции. Однако даже в то время он оставался верен своим убеждениям: обнаружив богатое месторождение золота, он тайно передал его антифашистской организации. На полученные средства удалось вооружить 2-ю бронетанковую дивизию под командованием Филиппа Леклерка, которая сыграла важную роль в освобождении Франции.
После войны Голубинов остался в Конго – во Франции у него больше не было родных. К тому моменту ему было за сорок, но он так и не завел семью. Все годы он был поглощен учебой и работой, обеспечивал младших братьев, сестер и престарелых родителей.
Судьбоносная встреча
В 1947 году судьба свела его с молодой французской журналисткой Симоной Шанжё. Ей было 27 лет, она уже девять лет работала в литературной сфере и приехала в Конго вместе с группой кинематографистов снимать документальный фильм. По сюжету ей предстояло взять интервью у управляющего золотым рудником – Всеволода Голубинова.
Симона и не думала о романтических чувствах: ее собеседник был лысым, невысокого роста, хромал и был старше нее на 18 лет. Однако его интеллект, галантность и тонкость натуры настолько покорили журналистку, что она уже не представляла свои дни без их долгих бесед за чашкой чая.
Объяснение в любви было столь же неожиданным, как и сама эта история. У водопада Буэнза, куда африканские племена некогда сбрасывали жертв, Всеволод внезапно прыгнул в бушующий поток. И – о чудо! – через мгновение он выбрался на берег с цветком в зубах, преподнеся его возлюбленной. Так этот стремительный роман привел к свадьбе в 1948 году.
В 1951 году у пары родился первый сын, Кирилл, а уже в 1952 году семья переехала во Францию. Однако вернуться к прежней жизни оказалось непросто: компания, в которой Голубинов проработал долгие годы, отказалась оплачивать его геологические исследования, и он остался без средств. Семья выживала благодаря журналистской деятельности Симоны, а Всеволод безуспешно искал работу.
Рождение «Анжелики»
Именно тогда Симона предложила заняться литературным трудом. Она давно мечтала написать исторический приключенческий роман, и их бедственное положение только подтолкнуло ее к этой идее.
Супруги жили в крошечной комнатке в Версале, недалеко от знаменитого парка. Их любовь к истории и сама атмосфера Версаля вдохновили их на создание книги о блестящей эпохе Людовика XIV. Они отправились в местную библиотеку и три года изучали старинные документы, полностью погрузившись в мир XVII века. Именно тогда Симона придумала свою героиню и назвала ее Анжеликой.
Роль в создании романа была четко разделена: Симона писала, а Всеволод собирал материалы и вел переговоры с издателями. Первый том «Анжелики – маркизы ангелов» имел ошеломительный успех. Однако поначалу автором на обложке значилась только Анн Голон (литературный псевдоним Симоны). Лишь после ее настойчивых просьб контракт подписали оба супруга.
На английском рынке роман вышел под именем Сержанн Голон (Sergeanne Golon) – так решила литературная агентура, даже не посоветовавшись с авторами. Вскоре книги принесли семье финансовую стабильность. На первый гонорар супруги купили небольшой дом в Швейцарии, а позже переехали в более просторное жилье. У них родилось еще трое детей, которых они растили в атмосфере любви и простоты. Они никогда не были миллионерами, их дети ходили в обычную школу, а сами супруги наслаждались простыми радостями – прогулками в горах и сбором грибов.
Серж Голон не только помогал жене с книгами, но и занимался химией, создавал лаки и краски для художников. Позже сам увлекся живописью, а в последние годы жизни даже устроил несколько успешных выставок.
Истинная любовь
Симона и Всеволод прожили вместе 25 лет, полных любви и взаимопонимания. Их дочь Надин вспоминала:
«Родители восхищались друг другом, в их отношениях было много уважения, партнерства, дружбы. И этим Анжелика и Жоффрей де Пейрак очень похожи на них. Их связывало уникальное чувство. И мы, дети, получили эту любовь в подарок. Это замечательно, что в детстве мы видели идеальную любовь родителей».
В 1972 году Всеволод Голубинов скончался от инсульта в возрасте 69 лет. Симона пережила его на 45 лет.
Борьба за справедливость
Долгие 32 года Анн Голон боролась за свое авторство, не получая ни копейки гонораров за переиздания и экранизации. Согласно французскому законодательству, после смерти автора права переходили не к наследникам, а к издательству. Лишь в 2004 году писательнице удалось вернуть все права на «Анжелику».
До самой своей смерти в 2017 году Симона повторяла:
«Я никогда бы не взялась за “Анжелику”, если бы не встретила своего супруга».
Всеволод Голубинов всегда был ее музой, поддержкой, вдохновением. И их любовь, словно бессмертная история Анжелики и Жоффрея, объединила их даже на небесах.
0 коммент.:
Отправить комментарий