Личные драмы и триумф Любови Соколовой: как «всесоюзная киномама» вошла в Книгу рекордов Гиннесса
Её творческий путь действительно уникален: несмотря на то, что главные роли доставались ей редко, Любовь Соколова стала одной из самых узнаваемых актрис советского кино. Она снялась в рекордном количестве фильмов, а её лицо знакомо миллионам зрителей.
Чаще всего она воплощала на экране образ заботливой матери, за что заслужила звание «всесоюзной киномамы». Но не менее часто ей приходилось играть женщин с непростой судьбой, и, возможно, именно личные трагедии, которые она пережила, делали эти образы такими искренними и глубоко прочувствованными.
Любовь Соколова родилась в 1921 году в обычной семье и даже не предполагала, что её жизнь окажется связана с кино. После школы она отправилась в Ленинград, поступив в педагогический институт на филологический факультет, а в свободное время подрабатывала носильщицей на вокзале. Однако мечта о сцене жила в ней с детства — ещё в школьные годы она активно участвовала в драмкружке и художественной самодеятельности. Узнав, что режиссёр Сергей Герасимов набирает студентов в актёрскую школу при «Ленфильме», она решила попытать удачу. Конкурс был невероятно высоким: из 1200 претендентов выбрали лишь 22 человека — и среди них оказалась Любовь.
Во время учёбы она встретила студента актёрского факультета, и в мае 1941 года они поженились. Но счастье было недолгим — уже через месяц началась война. В блокадном Ленинграде Соколова потеряла мужа и свекровь, а сама чудом осталась в живых. Зимой 1942 года её эвакуировали по «Дороге жизни», и позже она перебралась в Москву. Там, воспользовавшись правом блокадников поступать без экзаменов, она решила подать документы во ВГИК. Испытав столько страданий, она уже ничего не боялась: «Конечно же, я оптимист. Ведь я пережила блокаду, а это… После такого мне теперь ничто не страшно. Был бы хлеб, а остального человек сам добьётся, если есть здоровье».
Любовь Соколова дебютировала в кино в 1948 году, сыграв небольшую роль медсестры в фильме «Повесть о настоящем человеке». Однако её первые работы остались практически незамеченными широкой публикой. В течение многих лет ни в творчестве, ни в личной жизни актрисы не было значительных успехов. Она сознательно выбрала одиночество и, прожив так 16 лет, уже не надеялась, что судьба принесёт ей перемены.
Позже она признавалась: «После того как я потеряла своего первого мужа, очень долго не хотела заводить никаких любовных романов. Ни выходить замуж, ни рожать – ничего не хотела. Слишком многого я насмотрелась в блокаду и знала, что человеческая жизнь не стоит даже кусочка хлеба… Но вот на съемках «Хмурого утра» в 1958 году очень активно стал ухаживать за мной Георгий Данелия. Он буквально ходил за мной по пятам. Он скрывал свой возраст и убедил меня, что мы ровесники. В конце концов, и я в него тоже влюбилась – он ведь поразительный человек, талантливый, умница, чувства юмора – море… Я полностью погрузилась в семейную жизнь. Это была моя стихия. Я любила домашнее хозяйство, мыла, убирала, готовила: раньше всех вставала – позже всех ложилась. Я из-за семьи отказалась от больших ролей: и помыслить невозможно было оставить семью на месяц и больше, уехать в экспедицию… 3 августа 1959 года я родила сына – Николая».
На тот момент актрисе было 38 лет, а её мужу – 29, но разница в возрасте не казалась преградой.
Однако семейная жизнь с режиссёром оказалась непростой. Он часто исчезал из дома на несколько дней, заводил романы и не скрывал этого, злоупотреблял алкоголем. Любовь Соколова терпела, прощала и оставалась рядом, пока спустя 26 лет брака Данелия не принял решение уйти к другой женщине. Но самым страшным ударом для актрисы стала трагедия, случившаяся в 1985 году: их 26-летний сын погиб при загадочных обстоятельствах. Его тело обнаружили в квартире отца, он лежал с телефонной трубкой в руках. Причины его смерти так и остались неизвестными.
Пережить эту утрату было невыносимо, но работа снова стала для Соколовой спасением и единственным смыслом жизни.
Несмотря на то, что режиссёры чаще предлагали ей роли второго плана, она была невероятно востребована. Она снималась беспрерывно, отказываясь только от образов отрицательных персонажей: «Я не хотела играть людей, совершающих неблаговидные поступки. Я перенесла столько горя, а тут – стать человеком, который творит зло!» Добрая, мягкая и невероятно отзывчивая, она словно сама притягивала роли матерей. Её «детьми» на экране становились Барбара Брыльска, Валерий Золотухин, Никита Михалков, Олег Янковский, Юрий Соломин и многие другие. Они с теплотой называли её «нашей мамой».
Сама актриса вспоминала: «Первым так окрестил меня режиссёр Ниточкин. Помню, во время съемок услышала за спиной: «Ну, где же наша всесоюзная киномама?» Поначалу и не подумала, что про меня это. А потом так и приклеилось. Называли и «всесоюзной», и «вселенской». Только не забывайте, что я еще и кинобабушка».
Любовь Соколова стала самой снимаемой актрисой советского кино, сыграв рекордные 389 ролей. Именно за это достижение её имя было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Но судьба продолжала испытывать её на прочность. В 1994 году она попала в серьёзную автокатастрофу и оказалась в реанимации. Её удалось спасти, но её коллега и близкая подруга Майя Булгакова погибла. Пережив и эту трагедию, Соколова снова нашла утешение в работе. Она снималась до самого конца, пока в 2001 году её сердце не остановилось – всего за полтора месяца до 80-летнего юбилея.
Для миллионов зрителей она навсегда осталась самой тёплой и родной матерью советского кинематографа.
0 коммент.:
Отправить комментарий