понедельник, 3 февраля 2025 г.

«Собака на сене»: любопытные факты о культовой музыкальной комедии


«Собака на сене»: любопытные факты о культовой музыкальной комедии

Этот фильм подарил зрителям изысканную историю любви, очаровательные мелодии и великолепную игру актеров, став настоящей классикой. Каждая деталь – от костюмов до съемочных локаций – создавалась с особой тщательностью, а за кулисами рождались творческие идеи, которые сделали картину по-настоящему незабываемой. Как подбирались декорации, почему балкон для серенады снимали отдельно и какие интересные находки использовали художники? Давайте откроем удивительные страницы истории создания этого кинематографического шедевра!

1 января 1978 года на экраны вышел фильм «Собака на сене», став для советских зрителей настоящим новогодним подарком. Эта двухсерийная музыкальная комедия была создана по мотивам пьесы испанского драматурга Лопе де Вега. Несмотря на то, что с премьеры прошло уже более 45 лет, фильм по-прежнему остается любимым и продолжает собирать у экранов зрителей разных поколений.


Сценарий к картине написал сам режиссер Ян Фрид. На экране зрителей ожидала буря страстей, но немногие знали, что за кулисами не утихали не менее драматичные события. Съемочная группа жила в напряженной атмосфере: актеры часто конфликтовали между собой и с режиссером, что временами создавало ощущение, будто проект вот-вот рухнет.

На роль Теодоро рассматривали сразу нескольких известных актеров – Олега Даля, Олега Янковского и прибалтийского артиста Гирта Яковлева. Однако ни один из них не произвел на Яна Фрида должного впечатления. В итоге режиссер решился на смелый шаг и предложил роль малоизвестному в то время Михаилу Боярскому, который, к слову, уже был утвержден на второстепенного персонажа – Рикардо.

Съемки стали для Боярского настоящим испытанием: оказавшись в одном кадре с мастерами кино, такими как Армен Джигарханян и Маргарита Терехова, он ощутил неуверенность, что сразу отразилось на его игре. Напряжение росло, и спустя несколько дней после начала съемок артиста даже хотели заменить, посчитав его «профессионально непригодным» для роли.


За Михаила Боярского вступилась его партнерша по съемочной площадке – Маргарита Терехова. Она не просто поддержала актера, но и в целом играла ключевую роль на съемках, фактически отодвигая на второй план даже самого режиссера. Терехова могла ставить ультиматумы и отказывалась сниматься, если что-то шло не так, как ей хотелось – будь то неправильно расположенный куст в кадре или общий стиль постановки. Она считала, что с таким «легковесным» подходом, как у Яна Фрида, фильм обречен на провал.

Если режиссер видел «Собаку на сене» как легкий водевиль, то Терехова была убеждена, что картина должна обладать глубиной и драматизмом. Кроме того, в кадре она привыкла работать исключительно «по-настоящему». Именно поэтому, когда в сцене, где Диана де Бельфлор бьет Теодоро, она ударила Боярского, тот действительно получил серьезную травму – актриса разбила ему нос.

Интересно, что на роль Дианы изначально рассматривали Ирину Мирошниченко и Людмилу Чурсину, но в итоге выбор пал на Маргариту Терехову.

Однако на съемочной площадке режиссер Ян Фрид конфликтовал не только с Тереховой, но и с оператором Евгением Шапиро. Чтобы не ссориться в присутствии актеров, они придумали своеобразную систему общения – передавали друг другу недовольные записки через помощника, в которых обращались друг к другу исключительно как «многоуважаемые», но с вполне определенными буквами в адрес.

Роль графа Лудовико в фильме досталась Эрнсту Романову. Этот выбор удивил многих, ведь персонажу по сюжету требовалось сыграть старика, а Романову на тот момент было всего 40 лет, и он находился в отличной физической форме.

Эрнст Романов в роли графа

Любопытно, что роль его слуги Камило первоначально предназначалась Евгению Моргунову, а самого графа Лудовико мог сыграть Георгий Вицин. Однако эти планы так и не воплотились в жизнь.

Еще один ключевой персонаж фильма – Тристан – в итоге достался Армену Джигарханяну, хотя изначально на эту роль претендовал Леонид Каневский. Однако актер уже снимался в культовом сериале того времени «Следствие ведут знатоки», а советские нормы не позволяли ему одновременно играть и представителя закона, и хитроумного слугу. Так что роль перешла Джигарханяну.

Хотя Джигарханян обладал прекрасным голосом и был музыкально одаренным, он не исполнял все песни своего персонажа в фильме – спел только куплеты о женщинах.


Во время съемок Армен Джигарханян был настолько востребован, что параллельно работал сразу над несколькими проектами. Из-за плотного графика он не смог озвучить своего персонажа – эту задачу взял на себя актер Игорь Ефимов. Более того, в некоторых сценах, где Тристана показывали «со спины», вместо Джигарханяна появлялся дублер.

Критики назвали фильм Яна Фрида настоящим триумфом костюмеров и художников. По сюжету действие разворачивается в Неаполе начала XVII века, который тогда находился под властью Испании. Воссоздать атмосферу эпохи с учетом ограниченных возможностей советского кинопроизводства было задачей почти невыполнимой – найти подходящие ткани и аксессуары в те годы было крайне сложно.

Однако художник по костюмам Татьяна Острогорская проявила невероятную изобретательность. Благодаря связям и личным договоренностям ей удалось достать для нарядов парчу и бархат – роскошь по тем временам. В качестве «бриллиантовых» пуговиц использовали запонки из галантерейного отдела, а перстни создавали наспех из подручных материалов, иногда даже из пуговиц, превращая их в похожие на драгоценные кольца.

Некоторые костюмы получили вторую жизнь в других фильмах. Например, черный колет, в котором Михаил Боярский играл Теодоро, ранее принадлежал герою Иннокентия Смоктуновского в «Гамлете». А камзол Рикардо уже через год перекочевал в другую картину – в нем появился Атос в исполнении Вениамина Смехова.


Несмотря на невероятные усилия художников, добиться полной стилистической целостности костюмов не удалось – в фильме переплетаются элементы разных эпох и стилей. Но это было сделано осознанно: главная цель заключалась в том, чтобы наряды выглядели эффектно и радовали глаз.

Интересно, что в Испании конца XVI – начала XVII века женская мода была далека от привычных нам представлений о женственности: строгие платья с высоким воротником-раф и жесткими каркасными юбками делали фигуру практически безликой. Однако в фильме от исторической точности сознательно отошли – героиня Маргариты Тереховой носит платье с мягким силуэтом и декольте, приоткрывающим плечи. Такой стиль был вполне уместен для других европейских стран того времени и придавал образу Дианы больше элегантности и привлекательности.

Большая часть съемок фильма проходила в Крыму. Ян Фрид с большим трудом сумел договориться с руководством Ливадийского дворца, чтобы получить разрешение на съемки. Однако даже во время работы съемочной группы дворец не закрывали для туристов – экскурсии шли своим чередом, а посетители невольно становились свидетелями создания фильма. Более того, среди массовки можно заметить и местных жителей, которые охотно принимали участие в процессе. Например, в одной из сцен можно увидеть артистов самодеятельной оперы – именно они помогали маркизу Рикардо (Николаю Караченцову) исполнить серенаду для Дианы.

Любопытный факт связан с певцом, который вытягивал высокие ноты за героя Караченцова. Этот артист также был выходцем из самодеятельного театра, и его образ продумывали буквально на ходу. Костюм подобрали быстро, но вот подходящей обуви так и не нашли. В итоге певцу пришлось выйти на сцену… в женских туфлях на высоких шпильках.

Несмотря на величие Ливадийского дворца, не все нужные для фильма локации удалось найти на его территории. Например, при съемках сцены с серенадой столкнулись с неожиданной проблемой – не оказалось подходящего балкона. В результате маркиз Рикардо поет свою серенаду фактически в пустоту, в небо. Чтобы исправить этот нюанс, нужный балкон доснимали отдельно – уже в ялтинском санатории «Днепр».

Музыкальное сопровождение к фильму создал легендарный композитор Геннадий Гладков. Песни, которые исполняли героини Маргариты Тереховой и Елены Прокловой, на самом деле записала талантливая актриса Елена Дриацкая. А вот Николай Караченцов пел сам, и именно «Собака на сене» стала для него первой картиной, в которой зрители услышали его вокал.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab