Плисецкая, которую мы не знали. 10 неожиданных фактов о легендарной балерине
Гениальная, неповторимая, завораживающая. Ее танец — чистая магия, а ее характер сочетал в себе силу и утонченность. За грацией Майи Плисецкой часто забывали, что за пределами сцены она была живым человеком — с привычками, увлечениями и неожиданными связями.
В ее жизни нашлось место дружбе с политиками, страсти к футболу, а также забавной коллекции необычных фамилий. Мы собрали 10 малоизвестных фактов о великой балерине, которые раскрывают ее с новой, неожиданной стороны.
Майя Плисецкая — не просто выдающаяся балерина, она — символ русского балета, бесспорная королева сцены. Ее «Умирающий лебедь» из Лебединого озера, Китри из Дон Кихота, Кармен из Кармен-сюиты до сих пор считаются эталоном исполнения — настолько совершенным, что его практически невозможно повторить.
Ее жизнь была долгой и насыщенной, в ней переплелись триумф и трагедия, слава и вызовы судьбы. А еще — удивительные привычки и увлечения, которые открывают Плисецкую не только как великую танцовщицу, но и как личность с ярким, самобытным характером.
Юная Майя со своим дядей в 30-е гг
От советской спекулянтки до кутюрье Пьера Кардена: кто одевал Плисецкую?
Майя Плисецкая оставалась воплощением элегантности не только на сцене, но и в жизни. Она всегда подбирала наряды с безупречным вкусом, а с 1971 года ее гардероб пополняли эксклюзивные творения самого Пьера Кардена, с которым у нее сложились теплые дружеские отношения. Однако до знакомства с именитым модельером у балерины был совсем иной источник стильных вещей.
Пьер Карден
Звучит невероятно, но факт: великолепная Майя покупала одежду... у обычной советской спекулянтки по имени Клара. Однако ее умение носить вещи с королевским достоинством превращало даже самые простые наряды в образы высокой моды. Недаром сам Карден говорил, что Плисецкая вдохновляет его и заряжает творческой энергией.
Крем, пасьянс и бессонница
Глядя на ее стремительные, наполненные страстью выступления, трудно представить, что Майя Плисецкая годами боролась с бессонницей. Как она коротала долгие ночи? Безо всяких эксцессов: наносила на лицо плотный питательный крем, раскладывала пасьянс, а затем принимала снотворное, которое, наконец, приносило долгожданный сон.
Причиной ее мучений стала трагедия детства. В 1937 году, в разгар сталинских репрессий, ее отца арестовали прямо среди ночи, а позже расстреляли. Этот удар был настолько сильным, что Майя так и не смогла вернуть себе способность засыпать без тревоги.
Но даже хроническое недосыпание не лишило ее энергии. Пока во время изнурительных репетиций ее партнер и первый муж Марис Лиепа выбивался из сил, Плисецкая приходила на следующее утро свежей, полной сил и без промедления начинала разминку, будто и не знала, что такое усталость.
Брак по расчету с любимым мужчиной?
Со своим мужем, композитором Родионом Щедриным, Майя Плисецкая прожила 57 лет — долгую, наполненную любовью и взаимопониманием жизнь. Однако официально узаконить отношения они решили не сразу.
Что же подтолкнуло балерину к браку с любимым мужчиной? Прагматичный расчет. В те времена штамп в паспорте значительно упрощал процесс получения разрешения на зарубежные гастроли. Кроме того, официальное замужество помогало соответствовать образу добропорядочной советской гражданки, что было немаловажно для карьеры.
Несмотря на практичные мотивы, их союз был настоящей историей любви. «Это идеальная пара, созданная где-то свыше. Второй такой на свете нет», — говорил Андрис Лиепа, сын легендарного Мариса Лиепы.
Сам Родион Щедрин вспоминал их совместную жизнь как «56 лет абсолютного счастья». Майя безгранично любила мужа, а порой и жертвовала собой ради него. Однажды, даже со сломанной ногой, она продолжала репетицию, лишь бы он мог довести свою работу до конца. «Она залетела к нам на Землю с другой планеты», — говорил о ней Щедрин, подчеркивая ее уникальность и невероятную силу духа.
Дружба с Робертом Кеннеди
Романтика, политика и… языковой барьер! Что помешало сближению Плисецкой и Кеннеди?
Майя Плисецкая и Роберт Кеннеди появились на свет в один день, и судьба свела их во время второго турне балерины по США. Известный политик не скрывал своего восхищения ею: после «Лебединого озера» он даже позволил себе легкий поцелуй в щеку. Позже Кеннеди преподнес Майе изысканный подарок — золотой браслет с двумя инкрустированными подвесками, на одной из которых был изображен святой архангел Михаил.
В 1966 году между ними едва не вспыхнул роман. Во время гастролей Плисецкой в США Кеннеди пригласил ее на прогулку по Нью-Йорку. Они провели время в приятной атмосфере, но отношения так и не переросли в нечто большее — балерина не владела английским, а общение без перевода оказалось затруднительным. Позже Майя признавалась, что их связывала лишь теплая дружба, без намека на романтические чувства.
«Везде и всегда Майя Михайловна говорила, что кроме супруга Родиона Щедрина не замечает других мужчин», — вспоминала актриса-балерина Наталья Седых.
«Фамильный» коллекционер с отличным чувством юмора
На сцене она была строгой, величественной, почти монументальной фигурой. Но за кулисами Майя Плисецкая проявляла себя как человек с живым и весьма своеобразным чувством юмора. Одним из ее забавных увлечений стало коллекционирование эксцентричных фамилий, которые она встречала в самых разных местах.
В ее списке оказались настоящие шедевры: Потаскушкин, Негодяев, Дамочкин-Визжичих, Зелепукин, Шопник и многие другие. Все «находки» Майя тщательно записывала в специальную книжку — коллекция получилась такой впечатляющей, что ей мог бы позавидовать сам Антон Павлович Чехов, который тоже был большим ценителем необычных фамилий.
«Плисецкая была фантастическая женщина. С большим чувством юмора и очень острым языком… Она давала убийственные комментарии. Но при этом очень точные», — вспоминал Николай Цискаридзе.
«Бесцветная моль»
Несмотря на статус иконы изящества и элегантности, Майя Плисецкая вовсе не считала себя красавицей. Перед каждым выходом на сцену она тщательно рассматривала свое отражение в зеркале, оценивая макияж и костюм, переживая, не выглядит ли она слишком блекло. Самой большой ее тревогой было появиться перед зрителями в образе «бесцветной моли». Однако в реальности Плисецкая своей грацией и искусством танца затмевала всех, заставляя восхищаться ею даже самых искушенных ценителей балета.
Балерина, которая обожала футбол. Почему?
Трудно поверить, но утонченная и элегантная Майя Плисецкая испытывала настоящую страсть к… футболу! Этот динамичный, грубоватый вид спорта казался совершенно чуждым миру классического танца, но балерина находила в нем нечто близкое.
В одном из интервью она призналась, что для нее футбол — это настоящий спектакль. По ее мнению, спортсмены, как и артисты, испытывают невероятное давление публики, ведь каждое их действие проходит под пристальным вниманием тысяч глаз.
«Человек находится в страшном напряжении, – говорила она. – Побеждает тот, кто все это выдерживает».
За кого же болела великая балерина? Ее любимым клубом был ЦСКА. Родион Щедрин, напротив, поддерживал «Динамо», но семейных споров на этом фоне не возникало. А во время жизни в Мюнхене Плисецкая с увлечением следила за успехами «Баварии».
Сосиски, селедка и хлеб с маслом
Майя Плисецкая никогда не сидела на строгих диетах, но при этом всегда оставалась в идеальной физической форме. Ее привычки в питании, мягко говоря, шли вразрез с современными стандартами правильного питания: балерина без всякого стеснения ела сосиски с пивом, соленую селедку и хлеб с маслом.
Майя в центре. Еще малыш
Как же ей удавалось сохранять стройность и изящество?
Секрет оказался простым: Плисецкая никогда не переедала. Она ела ровно столько, сколько требовал организм — ни грамма больше. Этот принцип впоследствии взяли на вооружение и диетологи, которые советуют людям не перегружать себя лишними калориями и соблюдать умеренность в еде.
Андрис Лиепа вспоминал:
«Если надо срочно похудеть, она просто “сидит не жрамши”. Но обычно после спектакля мы ходим в ресторан. Майя Михайловна плотно ест, выпивает бокал красного вина и начинает рассказывать истории».
Вот и весь секрет грации и легкости великой дивы.
Натуральный лебедь
Почему «Умирающий лебедь» в исполнении Плисецкой стал шедевром? Дело не только в ее природном таланте, но и в тщательном изучении грации этих величественных птиц. Балерина буквально шла на научный подход: она регулярно посещала зоопарк, наблюдая за лебедями, изучала их повадки, движения, пластичность. Благодаря этому ее танец получился поразительно реалистичным, наполненным истинной природной грацией.
Этот образ стал эталоном, неподвластным времени. Возможно, никто и никогда не сможет повторить его с той же глубиной и выразительностью.
«Одна из величайших танцовщиц нашего времени… Майя Плисецкая… танцевала поразительного “Умирающего лебедя“ в 1959-м и 1986-м, когда ей был 61 год!» — восхищался Михаил Барышников.
«Ручная партия»
Одной из визитных карточек Плисецкой были ее необычайно выразительные, поистине волшебные руки. Они придавали ее танцу неповторимое очарование, наполняли каждое движение особым смыслом и завораживали зрителей с первых мгновений. Поэтому, когда для нее создавали сценические костюмы, у нее всегда было одно неизменное условие:
«Только не закрывайте мне руки!»
Именно руками Майя Михайловна однажды исполнила целую миниатюру — экспромтом, без репетиций. Когда она вышла на поклон, в зале зазвучала музыка из Кармен-сюиты. Плисецкая не смогла устоять и, не танцуя телом, отыграла партию только руками. Зрители были в восторге, зал буквально взорвался овациями.
«Я стоял за кулисами и чуть не плакал», — вспоминал Андрис Лиепа.
Майя Плисецкая — это не просто балерина, это явление. Она парила над сценой, жила танцем, умела передавать эмоции даже руками. Ее имя стало легендой, ее искусство — вечностью.
0 коммент.:
Отправить комментарий