«Спуская корабль на воду, нужно знать, что представляет собой вода»: мир глазами Кобо Абэ
Представьте себе мир, где обыденные вещи обретают новые смыслы, а привычные идеи разворачиваются в удивительных ракурсах. Кобо Абэ — писатель, чьи парадоксальные размышления вдохновляют переосмыслить реальность и увидеть в ней бесконечное пространство для открытия. Его мысли, словно мосты между философией и художественным словом, ведут к удивительным открытиям и находят отклик в сердце каждого, кто готов посмотреть на жизнь под другим углом.
Лучшие цитаты и афоризмы из книг Кобо Абэ
Книги Кобо Абэ — это одновременно загадка, вызов и философский путеводитель. Его произведения не только увлекли миллионы читателей по всему миру, но и оказали мощное влияние на развитие литературы. Писатель и драматург Кобо Абэ создал уникальные произведения, где его герои неизменно приходят к одной истине: абсурдность жизни изменить невозможно, но можно пересмотреть собственное восприятие этой реальности.
Его романы заставляют задуматься о месте человека в безграничной Вселенной. Абэ исследует сложные и всегда актуальные темы — отчуждение, поиск идентичности и парадоксальность бытия в современном мире. Эти вопросы, описанные в произведениях писателя, находят отклик у каждого, кто когда-либо задумывался о собственной роли в хаосе жизни. Первый роман Абэ, «Стена», открыл его творчество темой одиночества, которая впоследствии стала лейтмотивом всей его писательской карьеры.
Необыкновенный интерес Абэ проявлял к русской литературе — Гоголь и Достоевский вдохновляли его на создание сюжетов, столь же глубоко эмоциональных и парадоксальных. Это влияние отчетливо прослеживается в его произведениях, где философия и внутренний конфликт человека сплетаются с загадочными событиями.
Мировую славу писателю принесли романы «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожженная карта», которые выходили один за другим и завоевали любовь читателей по всему миру. В 1992 году Кобо Абэ вошел в число кандидатов на Нобелевскую премию по литературе. Критики уверены: если бы судьба сложилась иначе, он непременно стал бы лауреатом этой награды.
Кобо Абэ был человеком парадоксальным, неординарным и бесконечно талантливым. Его масштаб как личности поражал. Мы собрали лучшие афоризмы и цитаты из его произведений — те, которые вдохновляют, заставляют задуматься и, возможно, изменят ваше отношение к жизни.
Кобо Абэ «Женщина в песках»: цитаты из романа
1. «Спуская корабль на воду, нужно знать, что представляет собой вода».
2. «Жить во что бы то ни стало – даже если твоя жизнь будет в точности похожа на жизнь всех остальных, как дешевое печенье, выпеченное в одной и той же форме!».
3. «Желание стать писателем – самый обыкновенный эгоизм: стремление стать кукловодом и тем самым отделить себя от остальных марионеток».
4. «Если удача спит – жди».
5. «Ведь даже обезьяна, если ее научить, сможет отгребать песок… Я способен на большее… А человек обязан полностью использовать свои возможности».
6. «Если каждый раз спасать ближних, умирающих от голода, ни на что другое времени не останется».
7. «Двадцатилетнего мужчину возбуждают мысли. Сорокалетнего – возбуждает кожа. А для тридцатилетнего самое опасное – когда женщина превращается в силуэт».
8. «Когда на тебя смотрят, а ты делаешь что-то гадкое – это гадкое в той же степени марает и тех, кто смотрит».
9. «Бесплодность песка, каким он представляется обычно, объясняется не просто его сухостью, а беспрерывным движением, которого не может перенести ничто живое. Как это похоже на унылую жизнь людей, изо дня в день цепляющихся друг за друга».
10. «Стоит только подумать, что проиграл, и в тот же миг начинается поражение».
11. «Нужно зализывать раны друг друга. Но если бесконечно зализывать незаживающие раны, то от языка ничего не останется».
12. «Поскольку на земле всегда существуют ветер и потоки воды, образование песка неизбежно. И до тех пор, пока будут дуть ветры, течь реки, катить свои волны моря, из земли будут извлекаться всё новые и новые массы песка и, подобно живому существу, расползаться повсюду. Песок не знает отдыха. Незаметно, но упорно он захватывает и разрушает землю».
13. «Билет в один конец – это распавшаяся на части жизнь без связи между вчерашним днем и сегодняшним, между сегодняшним и завтрашним».
14. «Не железные ворота, не глухие стены, а маленький глазок в двери камеры – вот что больше всего напоминает человеку о неволе».
15. «Если с самого начала быть уверенным, что билет всегда в один конец, то можно спокойно жить, не делая бесплодных попыток ползти, прижавшись к песку, точно устрица к скале».
16. «Сорвавшаяся с крючка рыба всегда кажется больше пойманной».
17. «Наивность женщины превращает мужчину в ее врага».
18. «Без угрозы наказания нет радости побега».
19. «Жизнь человека – не разбросанные обрывки бумаги. Она закрытый, тщательно сброшюрованный дневник».
20. «Только потерпевший кораблекрушение и чудом не утонувший в состоянии понять психологию человека, которому хочется смеяться уже потому, что он дышит».
21. «И только человек, зажавший в кулаке обратный билет, может напевать чуть грустную песенку о билете в один конец».
22. «Нищий три дня – нищий навсегда».
23. «Настоящий мужчина сумеет убежать, разрушив сколько угодно стен из стали и железобетона».
24. «У неожиданных решений гораздо больше шансов на успех, чем у тех, которые бесконечно обдумываются и взвешиваются».
25. «Потерпевшие кораблекрушение гибнут не столько от голода и жажды, сколько от страха, что пищи и воды не хватит. Стоит только подумать, что проиграл, и в тот же миг начнется поражение».
26. «Самое правильное решение часто бывает простым до глупости».
27. «Нельзя же прожить время по вертикали. Время – такая штука, которая течет горизонтально».
28. «Говорят, что бесконечное повторение одного и того же – самая лучшая маскировка».
29. «Считается, что уровень цивилизации пропорционален степени чистоты кожи. Если у человека есть душа, она, несомненно, обитает в коже. Стоит только подумать о воде, как грязная кожа покрывается десятками тысяч сосков, готовых всосать ее. Холодная и прозрачная как лед, мягкая как пух –великолепное вместилище для души… Еще минута –и кожа на всем его теле сгниет и отвалится».
30. «Жизнь не такая штука, чтобы прожить ее в утешении... Там своя жизнь, здесь – своя, и всегда кажется, что чужая жизнь слаще... Самое противное – думать: что, если жизнь вот так и будет идти?.. Что за жизнь? Этого ведь никто не знает... Эх, лучше быть по горло заваленным работой и не думать обо всем этом».
31. «Умерев раз, нечего беспокоиться, что умрешь снова».
32. «Говорят, что преследователь устает быстрее».
33. «Если бы на свете существовало лишь то, что жалко упустить, действительность превратилась бы в хрупкую стеклянную поделку, к которой страшно прикоснуться».
34. «Любовь – это то, что остается, когда методом исключения отбрасываются запреты. Если не верить в это, – значит, не верить ни во что».
35. «Труд помогает человеку примириться с бегущим временем, даже когда оно пролетает бесцельно».
36. «Но, видимо, нет такой женщины, которая, даже раздвигая колени, не была бы убеждена, что мужчина оценит ее по достоинству, только если будет разыграна мелодрама. Эта трогательная и наивная иллюзия как раз и делает женщину жертвой одностороннего духовного насилия… Наивность женщины превращает мужчину в ее врага».
37. «Наказание не что иное, как признание того, что преступление искуплено».
Кобо Абэ «Чужое лицо»: цитаты из романа
38. «Может ли найти друзей человек, который не любит самого себя?».
39. «Видимо, я придавал слишком большое значение своему одиночеству… я вообразил, что оно трагичнее одиночества всего человечества».
40. «Для сорняка вполне достаточно клочка земли и капли влаги».
41. «Как писал поэт: всегда ли имеешь ты право на любовь того, кого любишь?».
42. «Нельзя до бесконечности укрываться от дождя под чужим навесом».
43. «Если из-за того, что человек лишился лица, его общественный вес уменьшается, причиной может быть лишь одно – убогое внутреннее содержание этого человека».
44. «Не тогда ли я начал превращаться в чудовище? И разве не душа чудовища, цепляясь острыми когтями, взбиралась вверх по моему позвоночнику, от чего тело покрывалось холодными мурашками, будто от звука электрической пилы? Несомненно. Именно тогда я стал превращаться в чудовище. Карлейль, кажется, сказал: сутана делает священника, мундир делает солдата. Может быть, лицо чудовища создает сердце чудовища. Лицо чудовища обрекает на одиночество, а это одиночество создает душу чудовища. И стоит температуре моего ледяного одиночества чуть понизиться, как все узлы, связывающие меня с обществом, с треском разорвутся, и я превращусь в чудовище, которому безразличен внешний вид. Если мне суждено превратиться в чудовище, то какого рода чудовищем я стану, что я натворю? Не узнаешь, пока не станешь им. Но одна мысль об этом была так страшна, что хотелось выть».
45. «Странная это штука – лицо… Раньше я совсем о нем не думал, а как только его не стало, мне кажется, что от меня оторвана половина мира».
46. «Ведь любить – значит разделять горе».
47. «Действительно, маска, если, конечно, под ней не гнездятся пиявки, безусловно, имеет свои удобства. Если облачение тела в одежды знаменует прогресс цивилизации, то вряд ли можно быть гарантированным от того, что в будущем маска не станет самой обыденной вещью. Даже теперь маски часто используются в важнейших обрядах, на празднествах, и я затрудняюсь дать этому факту исчерпывающее объяснение, но мне представляется, что маска, видимо, делает взаимоотношения между людьми значительно более универсальными, менее индивидуальными, чем когда лицо открыто».
48. «Я не такой уж тонкий ценитель музыки – скорее ревностный ее потребитель. Когда работа у меня не клеится, я выбираю музыку, больше всего соответствующую нерабочему настроению. Если мне нужно на какое-то время прервать размышления – зажигательный джаз; если я хочу напружинить всего себя – раздумчивый Барток; если стремлюсь испытать чувство внутренней свободы – струнный квартет Бетховена; если мне нужно на чем-то сосредоточиться – нарастающий по спирали Моцарт; ну а Бах – прежде всего, когда необходимо душевное равновесие».
49. «В конце концов не напоминает ли ревность избалованную кошку, которая, пользуясь своими правами, не признает обязанностей».
50. «Нет, конечно, никакой гарантии, что опыт всегда истина. Но вместе с тем невозможно и утверждать, что опыт сгусток лжи».
51. «В тот миг, как маска встретится с твоей улыбкой, она тут же растает, как снег весной».
52. «Когда человек забывает о смерти, половое влечение впервые превращается в любовь, направленную на определенный объект, и тогда обеспечено устойчивое воспроизводство рода человеческого».
53. «Мне хочется, чтобы ты представила себе – это совсем не трудно, – как я был жалок, точно бездомная собака, как чувствовал, что мое существование вызывает отвращение окружающих. Я испытывал отчаянное одиночество, какое можно увидеть в глазах старой подыхающей собаки, безысходность, которая слышится в разносимом рельсами звоне, когда глубокой ночью ремонтируют пути».
54. «Будущее – не что иное, как производное прошлого».
55. «Выместить злобу – лучший способ сохранить здоровье».
56. «Как жаль, что человек сделан не из металла».
57. «Когда смерть ближе к тебе, чем самый близкий друг, может ли тропинка, связывающая с людьми, иметь какое-либо значение?».
58. «Сколько бы ни было лиц, я неизменно должен был оставаться самим собой. Маленькой "комедией масок" я пытался лишь заполнить затянувшийся антракт в моей жизни».
59. «Чем пройти мимо, отвернувшись, гораздо лучше посмотреть правде в глаза и привыкнуть к своему положению раз и навсегда. Если сам перестанешь обращать внимание, другие начнут поступать так же. Это несомненно».
60. «Выражение лица – не потайная дверь, которую скрывают от постороннего взора, а парадный вход, и поэтому его сознательно так строят и так украшают, чтобы он услаждал глаз приходящего. Оно – письмо, а совсем не рекламный листок, который посылают, не задумываясь над тем, кто его получит, и поэтому не может существовать без адресата».
61. «Само чудовище не что иное, как изобретение своих жертв».
62. «Высокая сопротивляемость благодаря высокой степени приспособляемости».
63. «Чем сильнее накрашена женщина, тем легче ее соблазнить».
64. «Кровная связь между маской и татуировкой выражается не в такой форме – она состоит в том, где жить, на какой стороне границы, проведенной по настоящему лицу. Поскольку есть люди, которые могут жить, снося татуировку, то вполне возможно сносить и маску».
65. «Судить о твоем теле лишенному лица привидению еще более нелепо, чем лягушке судить о пении птиц».
66. «Маска и татуировка имеют поразительно много общего: и та и другая – разновидности искусственной кожи. Общим для них служит стремление уничтожить настоящую кожу и заменить ее чем-то иным».
67. «Нерасчленяющая интуиция часто оказывается острее аналитического взгляда взрослого человека».
Кобо Абэ «Человек-ящик»: цитаты и фразы из романа
68. «Умирающий всегда испытывает непонятную зависть, ревность к тем, кто остается после его смерти».
69. «Ящик, по виду простой, обычный куб, на самом деле, если посмотреть на него изнутри, представляет собой запутанный лабиринт с замысловато петляющими дорожками. И сколько ни мечись в ящике, он – еще один слой кожи, покрывший твое тело, – создает в своем лабиринте все новые и новые дорожки, в которых окончательно запутываешься».
70. «Вместо того чтобы вылезать из ящика, я лучше весь мир запру в него. Как раз сейчас мир должен закрыть глаза. И он станет таким, каким я представляю его себе. В этом доме убрано все рождающее тень и обрисовывающее форму: начиная с карманного фонаря, спичек и свечей и кончая зажигалками».
71. «Слова нужны, лишь пока вы не замкнуты в круге радиусом в два с половиной метра и еще можете воспринимать друг друга как разных людей».
72. «Людям, лишенным безобразия, которое нужно скрывать, безобразие других не видно».
73. «Да, не исключено, что пишу именно я. Не исключено, что пишу я, представляя себе тебя, который пишет, представляя себе меня».
74. «Все принадлежит одному этому Некто. Тебе придется признать, что я прав. И поскольку этот Некто продолжает отчаянно цепляться за свой ящик, он намерен бесконечно писать свои записки».
75. «Но каждый хочет сам смотреть и не хочет, чтобы смотрели на него».
76. «Я нисколько не раскаиваюсь. Когда путей много, то пусть и правд существует столько, сколько путей».
77. «Делай записи, заполнить пустое место целиком все равно не удастся. Меня всегда удивляет, что некоторые записи значат столько же, сколько пустое место».
78. «Да, чтобы не забыть, еще одно важное добавление. Самое главное при подготовке ящика – оставить в нем достаточно пустого места для своих записей. Хотя нет, пустого места всегда будет достаточно».
79. «Действительно, половина сказанного тобой – правда. Но если ты не признаешь существования другой половины – давай прекратим этот разговор».
80. «Прежде всего, болезненно реагировать на взгляды окружающих – значит усложнять себе жизнь».
81. «Подобно тому, как не считается преступлением убийство на войне или приведение в исполнение смертного приговора, нельзя рассматривать как преступление и убийство человека-ящика».
82. «Когда люди находятся в таком месте, куда не добираются представители закона, каждое убийство можно рассматривать как смерть с целью облегчения страданий».
83. «Прибегать к рассрочке – значит в качестве залога, гарантирующего выплату долга, выставить напоказ и самого себя, и свою профессию, и адрес. И когда людей, имеющих настоящую профессию и настоящее имя, используемые ими в качестве залога, станет огромное большинство, это, естественно, приведет к сокращению количества преступников, сыщиков, охранников».
84. «Может быть, ты слишком глубоко залез в свой ящик? И ящик, бывший не более чем средством, начал отравлять тебя? Мне приходилось слышать, что ящик – тоже источник появления опасной синевы».
85. «Программа будущих действий облечена в форму свершившихся – значит ты уже нажал на спусковой крючок. И, опередив предполагаемую траекторию полета пули, уже представляешь примерно точку, в которую она должна попасть».
Кобо Абэ: цитаты из книги «Сожженная карта»
86. «Пренебречь – значит совершить запланированное действие, продиктованное волей».
87. «Если смотришь сверху, ясно осознаешь, что люди - шагающие животные. Кажется даже, что они не столько шагают, сколько, борясь с земным притяжением, усердно тащат свой мешок из мяса, набитый внутренностями».
88. «Даже тигру не сравниться с голодной одичавшей собакой».
89. «В общем, с какой стороны ни подходи, невидимый в любом случае невидим. Кто не хочет, чтобы его видели, и сам не намерен смотреть. Тот, кто хочет смотреть, уже видим».
90. «Перед теми, кто ненавидит змей, не следует разыгрывать представление со змеями».
91. «Ведь пеналы, в которых по порядку разложены абсолютно одинаковые жизни, сколько бы сотен этих семей ни было, представляют собой застекленные рамки с вставленными в них портретами членов семьи».
92. «Когда утром в переполненной электричке я сжат со всех сторон настолько, что вздохнуть не могу, меня охватывает острое чувство страха. Со сколькими людьми, со сколькими десятками, сотнями людей, знакомых в лицо, сталкиваюсь я ежедневно, и мне начинает казаться, что в этом мире я имею четко определенное местожительство, но стоит присмотреться – и оказывается, что люди, плотным кольцом окружающие меня, все совершенно чужие, и этих чужих огромное большинство».
93. «Удача – на юге всплывает счастливое облако. Ты медленно идешь к цели, и врата счастья открыты перед тобой. Рассчитывай только на собственные силы. Будь осторожен в любви. Следи за тем, чтобы не потерять деньги и не попасть под дождь. То, что ищешь, лежит под ногами. Весенние дожди несут радиоактивные осадки – пользуйся зонтом».
94. «Беззаботность того, кто думает лишь о том, чтобы подзаработать, в конце концов оборачивается меланхолией».
95. «Город – замкнутая бесконечность. Лабиринт, в котором ни за что не заблудишься».
96. «Тот, кто шантажирует, – негодяй, верно, но и тот, кого шантажируют, ничуть не меньший негодяй – вот ведь в чем дело».
Цитаты Кобо Абэ: книги «Тетрадь кенгуру» и «Внутренняя граница»
97. «Нет, она мне не чужая. Мне кажется, это «некто», которое соорудило когда-то хижину в уголке моей памяти и тихо там живет».
98. «Я разгладил брошенную кем-то утреннюю газету и, поглядывая вокруг, пробежал ее глазами. Судя по содержанию, мир скрипел и грозил расколоться на части».
99. «Конечно, паразиты они и есть паразиты, но флора все же лучше, чем фауна».
100. «Что такое состояние вне одиночества? Это состояние, в котором человек обретает компаньонов, но это не так-то просто сделать. Поэтому для начала заводят врагов. Выражаясь по-другому – сначала определяют тех, кто находится вне сообщества».
Мысли, которые переворачивают восприятие: взгляд Кобо Абэ на жизнь
Парадоксальность и кажущийся абсурд мыслей Кобо Абэ — это не просто черта его творчества, а ключ к пониманию мира с иной перспективы. Его размышления словно разрушают привычные стереотипы, открывая новые горизонты для размышлений. Именно в этой неожиданной глубине и провокационности скрыта магия его слов, заставляющих задуматься о том, что мы часто принимаем как должное.
Читатели неизменно отмечают уникальность стиля и мировоззрения японского автора. Его произведения наполнены не только философскими размышлениями, но и точными, порой болезненно честными фразами, которые подталкивают к переосмыслению привычных взглядов на жизнь. Для многих творчество Абэ становится не просто литературным опытом, а путешествием в собственные глубины.
0 коммент.:
Отправить комментарий