Ключевой поступок Ларисы, который Рязанов исключил из «Жестокого романса»
Лариса Андреевна Гузеева с треском провалила роль Ларисы Огудаловой. Так считает половина зрителей. Другие 50 процентов в полном восторге. До «Жестокого романса» у Гузеевой не было значимых ролей в кино. Сплясать с Колей Тараскиным это вам не вытянуть целый фильм, да еще и двухсерийный.
Эльдар Рязанов выбрал Ларису Гузееву из тысячи претенденток. «Намучились мы с ней» — вспоминал режиссер. Впрочем, в конце съемок Гузеева играла уже довольно профессионально, а коллеги содействовали молодой актрисе, как могли.
К примеру, Алиса Фрейндлих даже однажды отхлестала молодую коллегу по щекам, чтобы помочь той побыстрее вжиться в роль. Давайте не забывать, что «Лариса» говорит голосом Анны Каменковой. Стало быть, режиссера устроило в Гузеевой далеко не всё.
С другой стороны, «Жестокий романс» стал лучшим фильмом 1984 года по опросу читателей журнала «Советский экран». А значит, Лариса Андреевна сыграла хорошо, ведь у нее там как-никак главная роль.
И все-таки некоторая неуверенность, да еще и застенчивый голос Анны Семеновны Каменковой создают впечатление о героине, как о женщине нерешительной, робкой, и заранее вошедшей в роль «жертвы». Между тем, в пьесе Островского Лариса Огудалова намного энергичнее.
К примеру, после бегства Паратова, Лариса бросилась догонять ненаглядного Сергея Сергеича на следующем поезде. «Мать со второй станции воротила». Этот эпизод вошел в экранизацию «Бесприданницы» 1936 года, но у Рязанова героиня просто провожает уезжающий состав.
Другой пример: Вася Вожеватов признается Кнурову, что тайком от Хариты Игнатьевны поит Ларису шампанским и дает подруге детства почитать фривольные романы. А Лариса ведь пила, брала и читала! То есть не такая уж она и «скромница-отличница».
Переходим к роковой ночи на катере. То, что у Островского ничего подобного не происходило, а Лариса просто немножко покутила с подвыпившими купчишками — вы и без меня знаете. Теперь к главному. После грехопадения и предательства возлюбленного Лариса принимает решение ехать с Кнуровым на выставку.
Но Карандышева такое развитие событий не устраивает. Этот благороднейший и достойнейший человек готов простить невесте ее измену и согласен браком скрыть Ларисин позор.
Но вместо того, чтобы на колени броситься перед великодушным рыцарем Карандышевым, Лариса убегает от жениха по правому борту яхты. Юлий Капитонович прицеливается и метко «кладет» любимую женщину с нескольких десятков метров.
А что дальше?
В «Бесприданнице» Островского Лариса совершает мужественный поступок. Ключевой для понимания произведения. Огудалова-младшая выхватывает пистолет у обезумевшего от горя Карандышева. Ведь молодой парень стрелял в состоянии аффекта.
Понимая весь ужас своей огромной вины перед рыцарственным женихом, Лариса благодарит Карандышева за убийство, мол, вы сделали мне благодеяние. Затем сообщает вбежавшим на звук выстрела Паратову, Кнурову, Вожеватову, Робинзону, Гавриле и Ивану, что она сама себя убила и что не хочет никому мешать. И что всех любит.
Для окружающих мотивы поступка молодой женщины очевидны — она узнала, что не сможет быть вместе с любимым человеком Паратовым и наложила на себя руки. Без Сергея Сергеича и свет не мил. Некрасиво, конечно. Но юридически не доказуемо.
Таким образом, в пьесе Лариса отправляется на небеса, Кнуров и Вожеватов на выставку, Паратов к своей невесте, а Карандышев домой к тетке Ефросинье Потаповне.
А в экранизации Юлий Капитонович едет на каторгу, а Кнурова, Вожеватова и Паратова затаскают как свидетелей. Непременно всплывет романтическая история на борту теплохода. Брак Паратова расстроен, репутация погублена.
Какой финал вам больше нравится? Как у Островского, или как у Эльдара Рязанова?
По материалам - Сплетен.нет
0 коммент.:
Отправить комментарий