Василий Лановой. Народный артист
Василий Лановой вырос в Москве, а родился на Украине, в селе Стрымба Одесской области. Летом родители отправляли его с сестрой к дедушке на Украину. Так случилось и летом 1941 года, когда дети сошли с поезда на следующий день после объявления о войне.
Лановой до конца жизни с дрожью в голосе вспоминал о немецкой оккупации, о том, как немецкий солдат выстрелил очередью у него над головой, после чего Василий очень долго заикался. Практически до 1944 года родители оставались в Москве, работая на химическом заводе и не зная о судьбе своих детей. Воссоединение произошло после освобождения Украины о фашистов.
После войны вся семья поселилась в Москве в районе ЗИЛа. Там, гуляя с приятелем Владимиром Земляникиным, Василий увидел афишу Дворца пионеров, приглашавшую на спектакль «Том Сойер». Друзья отправились на постановку, после чего Василий помчался за кулисы и стал умолять руководителя театральной студии взять его.
Их стен этой студии на сцену театров вышли Татьяна Шмыга, Алексей Локтев, Валерий Носик.
Сам же Лановой начал свой театральный путь в массовке, так как все еще заикался и говорил с сильным украинским акцентом. Постепенно ему удалось избавиться от заикания, но исправить акцент долгое время не удавалось. Руководители студии не сдавались, сценическую речь преподавала Лидия Сатель, она-то и поработала над произношением молодого артиста.
Настоящая слава обрушилась на Ланового после исполнения роли Валентина Листовского в спектакле по пьесе Л. Гераскиной «Аттестат зрелости» в 1951 году. С этим спектаклем студия объездила крупные города — Ленинград, Киев, Горький, ребята были удостоены первой премии на конкурсе самодеятельных театров.
Ланового премировали 500 рублями, на эти деньги ему, сестрам и брату накупили обновок. Семья была большой, детей было много, и полученные деньги очень пригодились.
В 1953 году Лановой заканчивал 10й класс, и сомнений в том, кем быть, не возникало. Он произвел на приемную комиссию Щукинского театрального училища очень сильное впечатление и был принят без экзаменов, что говорит о незаурядном даровании, ведь в тот год на одно место претендовало 150 абитуриентов.
И тут Василий задумался — а что, если, он делает неправильный выбор, ведь ему, заканчивающему школу с золотой медалью, открыты все дороги, все двери в любой ВУЗ. И тогда он подает документы в МГУ на журфак. Там уже были наслышаны о блестяще сданном экзамене в театральное училище и с сомнением отнеслись к абитуриенту. Но Лановой упорствовал и был принят в МГУ.
Уверовав, что жизненный путь определен, Василий с легким сердцем отправился отдыхать на море в Керчь вместе со своим старым другом Владимиром Земляникиным. И там его нашла телеграмма, которая извещала, что молодого человека приглашают сниматься в кино «Аттестат зрелости». С одной стороны, это было роскошное предложение.
С другой — вроде бы выбор сделан, скоро начинается первый семестр на журфаке… После некоторых раздумий Лановой принимает решение участвовать в съемках. Ему приходится забрать документы из МГУ и подать их снова в Щукинское. Фильм «Аттестат зрелости» вышел на экраны в 1954 году и был тепло принят зрителями и критикой.
А через два года студента «Щуки» пригласили на съемки фильма «Как закалялась сталь». Роль Павки Корчагина была для него знакомой и любимой — он играл ее в театральной студии.
В училище преподаватели были весьма категоричны относительно участия студентов в киносъемках, достаточно вспомнить, что жену Ланового Татьяну Самойлову буквально вынудили уйти из училища из-за съемок «Мексиканца» и «Летят журавли».
В случае с Корчагиным все обстояло немного по-другому. Руководству училища намекнули, что фильм является государственным заказом, и что препятствовать участию Ланового в нем будет нежелательным шагом. И Василий принялся за работу.
Приходилось очень нелегко, так как параллельно со съемками он продолжал учиться, репетировать. График был чрезвычайно плотным. Фильм вышел в 1957 году, критика отнеслась к нему неоднозначно.
В год выхода фильма Лановой закончил Щукинское училище и был принят в труппу театра имени Вахтангова. Но несколько лет подряд ему поручали небольшие роли романтических принцев, что вызывало творческую неудовлетворенность артиста.
Он было собрался уходить, его звали к себе театр имени Моссовета и «Современник». Но тут Рубен Симонов поручил артисту поистине легендарную роль — Калафа в постановке «Принцессы Турандот» и Лановой остался.
«Принцесса Турандот» была великой постановкой Евгения Вахтангова двадцатых годов. В ней блистали Ю. Завадский, Б. Щукин, Р. Симонов, Б. Захава. В 1962 году Рубен Симонов решил восстановить спектакль в новом составе. По словам Ланового, роль Калафа стала самой дорогой, именно она сделала его настоящим вахтанговцем.
В 60-е годы карьера артиста складывалась удачно. После роли Павки Корчагина Лановой сосредоточился на театральных работах, но принял участие в фильме «Сильнее урагана», а роль капитана Грея в «Алых парусах» стала очередной победой. Эпизодические роли также приносили успех, достаточно вспомнить фразу «Хорошо плывет эта группа в полосатых купальниках» из фильма «Полосатый рейс».
После роли ученого в фильме «Иду на грозу» артист успешно сыграл Анатоля Курагина в «Войне и мире», Феликса Дзержинского в «Шестом июля», Алексея Вронского в «Анне Карениной». В череде «военных» ролей Лановой сыграл белогвардейца Михаила Ярового в «Любови Яровой», и красноармейца Ивана Варавву в фильме «Офицеры».
Роль Вараввы стала настоящей визитной карточкой артиста. Но сам Лановой вспоминал, что к этой роли он подбирался долго, он не мог подобрать нужной интонации и рисунка роли, не видел, не чувствовал этого человека .
Как-то раз , слушая «Времена года» Вивальди, в момент радостного звучания музыки артист понял, а ведь такой же и он, Варавва, — радостный, открытый, «звонкий», в нем кипит радость бытия, он искрится, как звучащая музыка.
Артист много был задействован в кино и театре, он стал народным артистом задолго до присвоения ему этого звания в 1985 году.
Многие вспомнят его роли в фильмах «Иркутская история», «Семнадцать мгновений весны, «Анна и командор», «Дни Турбиных», «Солярис», телеспектаклях. В начале 80-х Лановой блестяще сыграл сыщика Костенко в дилогии «Петровка, 38» и «Огарева, 6». В приключенческом жанре он снялся в телефильмах «Бой на перекрестке» и «Приступить к ликвидации».
Артист много и плодотворно работал на радио, участвовал в спектаклях, записал множество литературно-поэтических композиций. Эта сторона творческой биографии приносила актеру еще большую популярность.
В девяностых артист стал редким гостем на съемочных площадках, да и роли доставались однотипные — политические деятели прошлых лет, генералы в отставке… Василий Лановой начинает преподавать в Щукинском училище.
После развала СССР Лановой не боялся высказывать свою точку зрения на события в стране. Будучи членом партии с 1968 года, он не участвовал в акциях публичных «Похорон КПСС», не сжигал свой партбилет перед камерами.
В одном из интервью он сказал: «Сегодня страна быстрее разрушается, чем после семнадцатого. Сейчас у России не русское лицо, не западное, а какое-то третье. Почему мы отдаем свои территории? Англия не отдает свою Северную провинцию. Сколько лет из-за нее идет война. Калифорния трижды пыталась выйти из США. Не смогла. А от нас требуют, чтобы мы вели себя демократично.
Надо задуматься: кому это выгодно — разбиться на тысячи кусочков. В развале страны интеллигенции можно предъявить очень большой счет. Самое горькое — видеть, как интеллигенция учит нас жить по ТВ, а их семьи уже давно живут за границей. Те демократы, которые пришли с Ельциным, побеждали с Ельциным, уже живут на Западе. И дело свое открыли, а сюда приезжают на заседания».
Артист работал в театре до последнего дня. В 2021 году Василий Лановой скончался от коронавирусной инфекции на 88 году жизни.
0 коммент.:
Отправить комментарий