У героев знаменитой новогодней комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!» были реальные прототипы
Многолетний символ наших новогодних праздников, знаменитая комедия Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» уже более сорока пяти лет пользуется завидной популярностью у зрителей. В известном сюжете оказались гениально перемешены юмор, лирика и новогоднее настроение.
Но не все знают, что известный сценарист Эмиль Брагинский этот сюжет взял из жизни. Подобная история приключилась с реальными людьми, и некоторых из них Эмиль Вениаминович знал лично.
А началось всё в середине шестидесятых, когда его друг, композитор Никита Богословский рассказал сценаристу забавную историю о том, как он с друзьями накануне Нового года пошёл в баню. А дальше произошла удивительная и забавная история!
В бане они выпили, но, видно, не рассчитали свои силы. За несколько часов до наступления праздника они вдруг вспомнили, что их товарищ, которого к тому времени от пара и водки разморило так, что разбудить уже было невозможно, должен был ночным поездом уехать домой в Киев.
Они нашли в его вещах билет и, увидев, что до отхода поезда осталось меньше часа, быстро подхватились и в такси примчались на вокзал.
Там они его благополучно занесли в вагон, аккуратно уложили на полку, отдали проводнице билет и с чувством выполненного долга разъехались по домам встречать Новый год.
Но незадача была в том, что в бане они перепутали одного спящего товарища с другим. И в Киев отправили москвича, который, к слову, оказался в этой компании тоже впервые.
Он пришел в баню со своим другом Богословским. Композитор уехал домой раньше, а компания, всё перепутав, вот так распорядились бесчувственным телом его товарища. Конечно, это случилось не нарочно, и, конечно же, они хотели как лучше. Но получилось то, что получилось.
А дальше ситуация развивалась почти как в кино. Этот товарищ всю ночь проспал в купе, и когда поезд прибыл утром в Киев, он так до конца и не протрезвел.
Немного удивившись, что он оказался на незнакомом вокзале, он вышел на вокзальную площадь и уже окончательно протрезвел, когда увидел крупную надпись с названием города на фасаде здания.
В руках у него был пустой служебный портфель с сушёным веником, которым он так и не успел воспользоваться в бане, а в кармане чуть больше одного рубля мелочью. Даже документов с собой не было, потому что он разумно рассудил, что в бане они ему будут не нужны.
На имеющиеся деньги он с почты позвонил в Москву своему другу Никите Богословскому и рассказал о своём бедственном положении.
Тот вначале подумал, что его разыгрывают, уж больно анекдотичной казалась история, чтобы быть на самом деле. Но товарищ его сумел убедить. Богословский позвонил своим киевским друзьям, те приехали на вокзал и устроили так, чтобы ближайшим поездом его товарищ благополучно вернулся в Москву.
Когда Богословский рассказал историю Брагинскому, Эмиль Вениаминович сразу понял, что это готовый сюжет для будущей комедийной пьесы.
А сделать историю еще более комичной и законченной ему помог другой реальный случай, о котором он прочитал в газете. Это была заметка о двух московских шахматистах, которые полетели на соревнования в Омск. У них были подробные инструкции, как добраться до места соревнований и к кому там обратиться.
По прилёту друзья-шахматисты решили ехать на такси и дали водителю адрес. Тот привёз их куда-то на окраину города, где по указанному адресу стоял старый частный дом с заколоченными окнами и огромным амбарным замком на дверях.
Шахматисты сильно удивились, и тут в общении с таксистом выяснилось, что они, оказывается, находятся не в Омске, а в Новосибирске.
Дело в том, что друзья были глухонемыми и общались с окружающими записками. Когда они летели, из-за плохих погодных условий рейс перенаправили из Омска в Новосибирск. Об этом несколько раз объявили в салоне самолета, но друзья по понятным причинам об этом не узнали.
Соединив эти две истории, у Брагинского стал вырисовываться будущий сюжет. И вот на этом этапе к написанию пьесы присоединился Рязанов.
Он предложил внести романтическую ноту, и в сюжете появилась Надя Шевелёва, а также история с типовыми квартирами в разных городах, у которых даже ключи одинаковые.
В 1969 году пьеса «Однажды в новогоднюю ночь, или С лёгким паром!» была закончена, и её взялись поставить с десяток провинциальных театров.
И везде, от Калининграда до Оренбурга, был оглушительный успех! Узнав об этом, в 1970 году Рязанов и Брагинский решили написать сценарий для будущего фильма.
Вот такая история предшествовала тому, чтобы 1 января 1976 года по Первой программе Центрального телевидения вся советская страна увидела фильм, который в следующие 45 лет станет обязательным атрибутом каждого Нового года.
0 коммент.:
Отправить комментарий