понедельник, 16 августа 2021 г.

"Нет смысла в долгой жизни без ясной головы": 3 вещи, благодаря которым мой дед сохранил ясный ум до 98 лет


"Нет смысла в долгой жизни без ясной головы": 3 вещи, благодаря которым мой дед сохранил ясный ум до 98 лет

Мой дед окончил всего четыре класса, но всю жизнь боролся за право ясно мыслить в любом возрасте. Сегодня я расскажу о трех вещах, которых он придерживался, чтобы сохранить ясный ум до 98 лет.

Жизнь - это постоянное обучение

Когда дед брался за старую книгу или смотрел интересную передачу, попутно записывая что-то в блокнот, я спрашивал, зачем он это делает, ведь ему уже так много лет и он так много знает, а он отвечал: «Нет смысла в долгой жизни без ясного ума» и добавлял «А ясный ум - это постоянное обучение». Он считал, что знание делает пребывание в мире интереснее, а интерес к жизни способствует ее продление: «Как только мозг перестаёт узнавать новое, ему становится скучно. Появляются вредные привычки и пропадает интерес к жизни». Изо дня в день он брал в руки книги, узнавал новые комбинации в шахматах и всячески образовывался.

В те года я учился в школе и тяги к знаниям у меня не было совсем. Я выпытывал у деда, как ему удается столько всего узнавать и не лениться: «Во-первых, тягу к знаниями мне не отбила школа» - говорил он смеясь (4 класса образования). «Во-вторых, я изучаю только то, что мне интересно - другого пути нет. Другим мои занятия могут казаться неинтересными, но они прежде всего интересны мне - поэтому я их изучаю» - тут стоит рассказать: как-то раз дед увлекся изучением муравьев по книгам. Друзья сочли его занятие странным - мужик муравьев изучает! Но через два месяца он вывел всех красных муравьев с нашего участка (это огромные и агрессивные муравьи), а друзья пришли к нему за помощью. «В-третьих, ты - молод. Твой мозг впитывает знания сам по себе, даже если ты ничего не учишь - потому знаешь мало. Мне же нужно учиться, чтобы поддерживать мозги в здравии, иначе они сочтут, что хватит с меня. А я хочу еще побарахтаться!».

Негативные мысли и злость засоряют разум

В дедушке меня поражало не только то, как он преданно учился, но и то, как он применял свои знания. Он не был человеком "знания в вакууме", многие вещи он действительно применял на практике: «Не переживай о том, какое знание сохранить, а какое - забыть. То, что тебе пригодиться - обязательно вспомнишь». Обучение не было единственным, что способствовало ясному уму - это была лишь почва для здравия. Одна из важных мыслей, которую он транслировал в мой неокрепший ум, звучала так: «Неважно, насколько ты умен, если ты злишься, ты становишься глупцом» - дедушка считал, что любые негативные мысли засоряют ум и не дают думать, как положено.


«Когда ты злишься или думаешь о плохом, мозги работают хуже - случается умственный запор» - жестко, но верно говорил дед. «Пока ты молод, ты этого не замечешь - позлился, отошел и мозги снова заработали. Но чем старше ты будешь, тем хуже на тебя будут влиять негативные мысли и эмоции - они будут отучать тебя думать»- если бы я знал в двенадцать лет, как он был прав, избежал бы многих неверных, эмоциональных решений. Склоки, ссоры и обиды - все это погружает мозг во тьму негативных размышлений и лишь тормозит его - дедушка старался их контролировать и мыслить трезво.

"Не судите рыбу по умению бегать"

Если у человека что-то не получается, его тут же осуждают. Осуждают не словами, а оценкой: не твое это. Отбить желание учиться - раз плюнуть. Но правда в том, что все мы разные и основная цель обучения - пробовать. Да, именно пробовать. Дедушка перепробовал около нескольких десятков сфер деятельности: где-то совсем не получалось, где-то получалось так себе. Но продолжая пробовать новое, он находил для себя интересное - то, что получалось и нравилось. В последствии это стали шахматы, биология растений и животных, а также история. Он вел небольшой кружок для школьников по шахматам по субботам, а в воскресенье вел исторический кружок: у него получалось настолько хорошо, будто он делал это всю жизнь - больше было похоже на маленькое представление, чем на сухой урок истории.


Он получал от этих занятий истинное удовольствие, а преподавать стал исключительно случайно: изучая историю и шахматы он даже не думал о том, что может кого-то обучать и получать удовольствие. «Если бы я верил тем людям, которые оценивали мои знания, то всю жизнь считал бы себя глупцом. Глупа ли та рыба, которая не умеет бегать? Глуп ли тот орел, что не может плавать? Глуп тот, кто оценивает их таким образом. Каждый человек в чем-то хорош - нужно лишь найти свое дело - это и было задачей моей жизни» - однажды с облегчением сказал дедушка, на своем девяносто восьмом году жизни.



0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab