"Тeхac уcтpoили". Бывшиe милициoнepы нaпaли нa cвoих. Дepзкoe oгpaблeниe в иcтopии CCCP
Вечер 14 ноября 1986 года. Белая инкассаторская "Волга" в 21:07 подъезжает к универмагу "Молодёжный" на Можайском шоссе. Это пятидесятая по счёту точка за день – инкассаторы Карпинский, Новиков и Мишин уже устали, но осталась последняя остановка. Один из них, Новиков, выходит за выручкой. Рядом с машиной стоит ничем не примечательный мужчина с дипломатом – обычный покупатель, каких здесь десятки. За углом незаметно притаился ещё один человек.
Никто и предположить не мог, что через несколько минут это тихое место превратится в арену настоящего боевика с перестрелками и погонями. Никто не знал, что за этим ограблением стоят люди, которые ещё недавно сами должны были защищать закон.
"Я пошёл в милицию бороться с криминалом, но разочаровался в системе"
Валерий Финеев когда-то был примерным комсомольцем с хорошими характеристиками. О нём говорили как об ответственном и добросовестном человеке. Поступив на службу в милицию, он искренне верил, что будет бороться с преступностью. Но реальность оказалась совсем не такой, как в кино.
Валерий Финеев
На службе в 114-м отделении милиции Финеев познакомился с Игорем Книгиным. Тридцатилетний Книгин увлекался восточными единоборствами, боготворил Брюса Ли и мечтал о власти. Правда, идея справедливости, которую несли фильмы его кумира, прошла мимо него.
Ещё работая милиционерами, они совершили первое преступление.
Игорь Книгин
История началась в 1983 году
У Книгина завязались отношения с замужней женщиной. Она пожаловалась, что муж хочет с ней развестись и оставить без квартиры. Милиционеры навели справки и выяснили интересную деталь: супруг дамы был связан с чёрным рынком драгоценностей.
"А значит, его исчезновение никого особо не удивит", – рассудили Книгин и Финеев.
Одетые в форму, они явились к мужчине и попросили проехать с ними "для следственного мероприятия". После этого его больше никто не видел. Преступление осталось нераскрытым.
Окрылённые безнаказанностью, милиционеры решили действовать дальше. Та же подруга дала наводку на обеспеченного работника общепита Оганезова. На этот раз они взяли третьего участника – старшего лейтенанта Советской Армии Евгения Субачёва, замполита воинской части.
Евгений Субачев
По той же схеме завезли Оганезова в лес и потребовали крупную сумму. Напуганный мужчина согласился отдать всё – деньги лежали в сейфе его кабинета в ресторане. Но у чёрного входа заведения произошло невероятное: Оганезову удалось вырваться и скрыться. Он сразу же обратился в милицию.
Оперативники быстро вышли на Книгина. На допросе он заявил, что просто подозревал Оганезова в распространении запрещенных веществ и вывез его в лес для беседы. О сообщниках говорить отказался. Начальство решило не раздувать скандал – Книгина просто уволили за незаконное задержание.
Вскоре был уволен и Финеев. В июле 1984 года он буквально выбил признательные показания об ограблении склада у совершенно непричастного к преступлению человека. За применение насилия к подозреваемому Финеева осудили на три года. Он отбывал наказание "на химии" – это был вид условного наказания с обязательным привлечением к труду в Калининской области.
Новые сообщники и новые планы
В 1985 году Книгин совершил ещё одно преступление. Он напал на младшего сержанта линейного отдела милиции в электричке на Белорусском вокзале и забрал табельный пистолет с двумя обоймами. За это преступление было арестовано трое других людей.
Мечтая о больших деньгах, бывшие милиционеры решили ограбить инкассаторов. Но для этого требовалось оружие. В банду был принят четвёртый участник – Константин Голубков, капитан КГБ в отставке, бывший сотрудник девятого Главного управления по охране первых лиц государства. На тот момент он работал в Костерёвском охотхозяйстве и помог достать несколько единиц оружия, из которых бандиты сделали обрезы.
Константин Голубков
Объектом выбрали универмаг "Молодёжный". Это был один из "центровых" московских магазинов – там часто появлялся дефицит, и выручка всегда была солидной. К тому же при Ельцине, первом секретаре Московского горкома КПСС, магазин стал закрываться не в восемь вечера, а в девять – "по многочисленным просьбам трудящихся".
Преступники несколько раз проводили репетиции, продумывая каждую деталь операции.
Вечер 14 ноября 1986 года
В назначенный день Финеев и Книгин заняли позиции около универмага. На автомобиле ВАЗ-2108 подъехали Голубков и Субачёв. Голубков остался за рулём, а Субачёв вышел на улице Рябиновой. В его сумке лежали бутылки с зажигательной смесью – по плану он должен был бросить их ко входу в универмаг, чтобы создать панику и прикрыть отход подельников.
Универмаг "Молодежный" на Можайском шоссе
Около 21:10 к зданию подъехала инкассаторская машина. За выручкой отправился Новиков, а Карпинский и Мишин остались в машине. На заднем сиденье уже лежали тяжёлые мешки с деньгами – это был пятидесятый по счёту магазин за день.
Вместе с Новиковым вышла старший сержант милиции Вера Алфимова. Она охраняла магазин, но смена уже закончилась, и женщина сдала табельное оружие, торопясь домой к семье. По инструкции она должна была сдавать пистолет только после отъезда инкассаторов, но Вера решила не возиться с оружием вечером.
Когда Новиков открыл дверь машины, чтобы положить мешок, из-за угла выскочили двое. Раздались выстрелы. Один нападавший был одет в милицейскую форму, второй – в гражданское.
Новиков был убит на месте. Водитель Мишин получил смертельное ранение и вскоре скончался. Карпинский был ранен в руку и потерял сознание – именно это спасло ему жизнь.
Услышав выстрелы, Вера Алфимова бросилась к инкассаторской машине. Безоружная, она попыталась остановить бандитов. Четырьмя выстрелами Финеев застрелил Алфимову. Нападавший в милицейской форме дважды выстрелил в лежащего Карпинского, но оба раза промахнулся.
Преступники схватили один мешок с деньгами и побежали в проходные дворы. В мешке находилось 330 тысяч советских рублей – недельная выручка универмага "Молодёжный". Мешок весил 45 килограммов из-за большого количества металлических монет. Ещё 150 тысяч рублей остались нетронутыми в машине.
На их беду, на пути попался местный житель Виктор Кондратенко, выгуливавший собаку. Он успел рассмотреть преступников и запомнить номер синих "Жигулей", в которые они сели. Книгин и Финеев хотели застрелить свидетеля, но обоймы были пусты, а времени на перезарядку не было.
Кондратенко не растерялся – он побежал к шоссе и остановил патрульную машину милиции, передав приметы бандитов и госномер автомобиля.
А забытый в суматохе Субачёв, который так и не решился бросить бутылки с зажигательной смесью, пешком ушёл домой.
"Техас устроили"
Около универмага быстро собралась огромная толпа. Вскоре прибыло руководство столичной милиции, а следом приехал и сам Борис Ельцин, первый секретарь Московского горкома КПСС. Увидев происходящее, он произнёс:
"Техас тут устроили".
Для Ельцина это ограбление могло стать роковым. В 1986 году перестрелка в центре Москвы была серьёзнейшим чрезвычайным происшествием. Если бы преступление не раскрыли, это стоило бы ему партийной карьеры.
По тревоге подняли весь столичный гарнизон: патрульно-постовую службу, внутренние войска, ГАИ и транспортную милицию. Был объявлен план "Перехват".
В 23:00 прокурор РСФСР Сергей Емельянов позвонил старшему следователю по особо важным делам Иссе Костоеву. Костоев как раз готовился к командировке в Ростов-на-Дону для расследования серии убийств, которые позже приведут его к встрече с Андреем Чикатило.
"Исса Магометович, у нас катастрофа, – начал Емельянов. – Совершено самое дерзкое, самое страшное, невиданное в СССР преступление: напали на инкассаторов, убили сотрудника милиции. Машина за тобой уже вышла, спускайся".
Погоня по Москве
Тем временем по городу разворачивался настоящий боевик. Патрульные вскоре догнали синюю "восьмёрку". Машина ехала спокойно, соблюдая все правила. На требование остановиться водитель послушно припарковался у обочины.
Из машины вышел Голубков и направился к патрульным. Вид спокойного, уверенного в себе человека на какое-то время смутил милиционеров – они даже засомневались, та ли это машина.
Но как только милиционеры вышли из своего автомобиля, Финеев и Книгин открыли огонь. Патрульные укрылись в кювете. Один из них был ранен. Ранение получил и Голубков.
Бандиты затащили раненого сообщника в машину и умчались. Но раненый Голубков начал терять самообладание. Он потребовал, чтобы его отпустили, от своей доли денег отказался.
Это была его роковая ошибка. Бывшие милиционеры не могли оставить раненого свидетеля. Книгин застрелил Голубкова – первый выстрел сделал в машине, второй – уже на обочине около Ломоносовского проспекта.
Понимая, что все дороги перекрыты, преступники бросили машину и побежали в разные стороны. Странно, но они оставили в машине мешок с деньгами – 50 килограммов было слишком тяжело нести.
Финеев поймал такси и каким-то чудом сумел проскочить сквозь милицейские патрули. Книгин решил отсидеться в котельной на автобазе №76.
Пятнадцать часов
Следователь Костоев прибыл на место примерно через час после нападения. Первое, что он увидел, – тело Голубкова на обочине Аминьевского шоссе. В кармане нашли документы капитана КГБ в отставке и ключи от той самой "восьмёрки".
Машину обнаружили быстро. А в ней – мешок с деньгами и военный билет Субачёва.
Субачёва задержали одним из первых. На допросе он рассказал о Книгине, но утверждал, что не знает остальных участников. Начали отрабатывать всех знакомых Книгина.
Утром 15 ноября при обходе автобазы №76 наряд милиции обнаружил Книгина в котельной. При задержании он тяжело ранил сержанта и, забаррикадировавшись, взял в заложники кочегара.
Понимая, что выхода нет, Книгин застрелился.
Мать Книгина рассказала следователям о странном звонке, который поступил вечером 14 ноября около 23:00. Звонил Валерий Финеев, бывший коллега сына. Он что-то невразумительно говорил об удостоверении, был крайне взволнован.
Финеева вызвали на допрос. Сначала он всё отрицал. Но Костоев применил старую следственную уловку – сообщил, что Книгин арестован и даёт показания. Финеев сломался и рассказал всё.
Через 15 часов после ограбления следователь Костоев имел полную картину происходящего и признания всех оставшихся в живых участников банды.
"По такому сложнейшему и резонансному делу это, возможно, своеобразный рекорд", – позже отметит сам Исса Костоев.
Универмаг "Молодёжный", 1983 год
Что осталось за кадром
В ходе следствия выяснились новые подробности. Финеев признался ещё в двух убийствах, совершённых вместе с Книгиным: сотрудника милиции в электричке на Белорусском вокзале и "чёрного квартирного маклера".
Троих человек, ранее осуждённых за убийство младшего сержанта Смирнова, оправдали и реабилитировали – выяснилось, что это преступление тоже совершили Книгин и Финеев.
Вскрылось и то, зачем Субачёву нужны были бутылки с зажигательной смесью. По плану он должен был забросать ими не вход в универмаг, а патрульную машину сопровождения инкассаторов. Но в тот день она сломалась, и Субачёв, поняв, что план сорвался, не решился действовать.
Суд и приговор
Осенью 1987 года военный трибунал Московского военного округа вынес приговоры.
Евгений Субачёв получил 10 лет лишения свободы – суд учёл, что на его руках нет крови.
Валерий Финеев был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу.
12 ноября 1987 года Вера Алфимова была посмертно награждена орденом. Ордена получили и раненые в перестрелке милиционеры Андрей Кузьмин и Алексей Козлов.
Ещё шесть сотрудников милиции, от подполковника до старшего лейтенанта, получили медали за мужество и самоотверженность при задержании банды особо опасных преступников.
А сам следователь Исса Костоев и его группа получили премии по 100 рублей.
Эпилог
Ограбление универмага "Молодёжный" осталось в истории как крупнейшее в СССР нападение на инкассаторов. 330 тысяч рублей – по тем временам это была колоссальная сумма.
Но главный шок вызвал состав преступной группы: бывшие сотрудники милиции, офицер КГБ в отставке и армейский замполит. Люди, которые должны были защищать закон, сами стали преступниками. Они называли себя "первой мафией СССР".
Через несколько лет следователь Исса Костоев прославится на всю страну, поймав серийного убийцу Андрея Чикатило. Но то ноябрьское дело 1986 года так и останется одним из самых искрометных в его карьере – делом, которое было раскрыто за рекордные 15 часов благодаря профессионализму, находчивости и хладнокровию свидетеля, который запомнил номер машины преступников.
А Борис Ельцин, для которого это ограбление могло стать концом карьеры, ещё не знал, что впереди его ждёт совсем другая судьба. Через пять лет он станет первым президентом России.







0 коммент.:
Отправить комментарий