“Лeтят жуpaвли”. Зa кулиcaми лeгeнды. Хpущeв нeнaвидeл фильм, a миp eгo бoгoтвopил
Сергей Урусевский молча ходил по павильону “Мосфильма”, заложив руки за спину. Уже третий час он ждал, когда же наконец выглянет солнце. Ассистенты нервно переминались - из Москвы приходили телеграммы с требованиями ускорить съемки. Но оператор был непреклонен:
- Без нужного света снимать не буду. Хоть весь день ждите.
И действительно ждал. Иногда по пять часов подряд, пока небо не подарит ему тот единственный оттенок освещения, который он искал для кадра. Так снимался фильм, который вскоре потряс весь мир - “Летят журавли”.
Пьеса, пролежавшая тринадцать лет в столе
История создания легендарного фильма началась в 1956 году, когда в руки режиссера Михаила Калатозова попали гранки журнала “Театр” с готовой к печати пьесой Виктора Розова “Вечно живые”.
Эта повесть была написана еще в 1943 году, но по разным идеологическим причинам почти 13 лет пролежала на полке, и вот она наконец попала на глаза известному кинорежиссеру.
Утром следующего дня Калатозов стоял у двери коммунальной квартиры, в которой жил Розов, с предложением немедленно написать сценарий по пьесе. Драматург признался, что сценарии никогда не писал, но режиссер был настолько убедителен, что они взялись за работу вместе.
- Михаил Константинович буквально горел этим материалом, - вспоминал позже Виктор Розов. - Он видел в простой истории о любви и войне что-то гораздо большее, чем я сам.
Сюжет пьесы постоянно менялся, обрастал новыми линиями и эпизодами. Появилась сцена бомбежки Москвы, гибель родителей Вероники, спасение героиней ребенка на мосту и смерть Бориса.
Руководивший тогда “Мосфильмом” Иван Пырьев остался очень доволен сценарием, и уже в июле 1956 года группа приступила к съемкам.
Съемки фильма "Летят журавли"
Кастинг и первые сложности
Картина снималась под рабочим названием “За твою жизнь”, и с самого начала возникла проблема с утверждением героини на главную роль. Михаил Калатозов искал новое лицо, которое смогло бы воплотить образ Вероники - девушки, пережившей все ужасы войны, но сохранившей веру в любовь.
Когда на пробы пришла 23-летняя Татьяна Самойлова, многие сомневались в правильности выбора. По советским меркам красота актрисы была нетипичной. Но Михаил Калатозов увидел в молодой актрисе искренность и естественность и всячески помогал сохранить эту манеру игры в течение всего съемочного процесса.
- Таня была совершенно неопытной, - рассказывал Алексей Баталов, исполнивший роль Бориса. - Но в этом и была ее сила. Она не играла, а проживала каждую сцену.
Революция в операторском искусстве
Главным новатором на съемочной площадке стал оператор Сергей Урусевский. Художник по образованию, Сергей Урусевский доказал, что с помощью кинокамеры можно передать самые глубокие душевные движения героев. Ручная камера со сверхширокоугольным объективом 18 миллиметров в непрерывном движении создавала ощущение полета, отразившегося в названии.
Сцены в квартире родителей Бориса снимали в специально построенной декорации. По словам Александра Котта, съемочный период раньше длился долго — сложно найти подходящие квартиры и выселить оттуда жителей на весь срок съемок. Зато в павильоне "Мосфильма" можно снимать даже ночью
Почти для каждого значимого эпизода оператор создавал новые конструкции. Так, ставший классическим операторский прием - съемка на круговых рельсах - был придуман именно Урусевским для сцены гибели Бориса.
Сергей Урусевский снимал кадр, запоминал его длину и, не проявляя негатив, заворачивал его в плотную ткань. Затем в темноте вставлял ту же пленку в камеру и снимал следующий слой, создавая многослойные композиции, которые поразили даже видавших виды каннских кинематографистов.
По замечанию Александра Котта, на фото попал момент, когда снимали пожар в разбомбленном доме. Сцена длится несколько минут. Все это время камера должна находиться в движении и работать непрерывно. Так как подключиться к розетке невозможно, операторская группа использовала аккумулятор. На фото это огромный ящик на тележке
Для съемки знаменитой сцены на лестнице была возведена трехэтажная декорация подъезда с лестничными пролетами. В ее центре возвышался металлический столб, к которому крепилась люлька для оператора и камеры, поднимавшаяся на тросах ассистентами Урсуевского.
- Урусевский мог заставить нас переснимать один и тот же кадр 25 раз, - вспоминал Алексей Баталов. - Люди падали, все были без сил, потому что нормальный режим съемки не рассчитан на то, что делал Урусевский.
Испытания съемочного процесса
Съемки проходили в крайне тяжелых условиях. Во время съемок Самойлова заболела туберкулемой – формой туберкулеза легких. “Меня кололи каждые три часа, сама бы я не справилась. Нагрузка была такой тяжелой, что после фильма у меня еще и сердце разболелось», - рассказывала актриса.
Коллеги узнали, что у Самойловой туберкулез, лишь когда она потеряла сознание во время съемок. “Я упала в обморок, врачи осмотрели меня и поставили диагноз. Мне стали продувать легкие, делать уколы - все, чтобы я только дотянула до конца съемок картины”.
Во время съемок на натуре пострадал и Баталов. В одном из дублей Баталов упал лицом на обрубленный куст, находившийся в воде. Полученная травма была серьёзной: актёра госпитализировали, наложили несколько швов на лицо. Баталов переживал, что это может поставить крест на его карьере, но благодаря мастерству хирурга почти не осталось видимых следов.
“Я полностью разорвал себе лицо, наткнувшись на кол, когда по сценарию выяснял отношения с солдатом”.
Но актер сразу из больницы вернулся на съемки.
Фотограф поймал момент, когда снимали проход солдат по воде. По сложности исполнения он сравнивает съемки с операторского крана с "общевойсковыми операциями". Нужно не только затащить кран в непроходимые места, но и предусмотреть все, чтобы он не утонул. Под колеса закладывают доски, а с противоположной стороны от оператора и его помощника подвешивают грузы. Они помогают сохранять равновесие. Если операторская группа встает или плохо закрепленный груз неожиданно падает, кран и камера могут просто перевернуться
Эпизод в горящем после бомбежки доме, когда Вероника бежит вверх по разрушенной лестнице, снимали несколько часов. Риску подвергали себя все, так как декорации могли запросто рухнуть в любой момент. А Самойлова раз за разом бегала вверх по задымленной лестнице.
Операторские новации, изменившие кино
Самое известное изобретение Сергея Павловича - круговые операторские рельсы для съемки сцены гибели Бориса. Чтобы снять пробежку по круговой лестнице, он придумал механизм, который крутился и поднимался выше вслед за героем.
“В “Летят журавли”, например, после эпизода, когда доведенная до отчаяния Вероника выбегает из госпиталя, мы с Михаилом Константиновичем Калатозовым заставили ее бежать по улице, мимо домов, вдоль железнодорожного полотна. Она бежит, не помня себя, не понимая, что делает, не зная, куда бежит, - делился один из создателей картины. - Чтобы выразить это состояние, камера бежала вместе с ней, иногда находилась в руках Татьяны Самойловой, которая снимала саму себя”.
Эти новации произвели переворот в мировом кинематографе. Визуальный язык Урусевского до сих пор воспринимается легко, особенно если сравнивать с операторами-современниками.
Как рассказал Александр Котт, операторские тележки чаще всего возят по специальным рельсам. Но при движении спиной вперед они могли попасть в кадр и испортить его. В итоге члены съемочной группы фильма "Летят журавли" тащили тележку с оператором, осветителем, камерой и софитом сами — почти как бурлаки на Волге
Цензурные препятствия и неожиданная поддержка
Путь к признанию картины был непростым. Фильм сделан по довольно слабой пьесе Виктора Розова. Слабость литературного материала отмечали все. Во время первых показов фильм сочли явно неудачной.
Но самое главное: фильм абсолютно не понравился Никите Сергеевичу Хрущеву - главному зрителю. Никита Хрущёв резко отозвался о главной героине Веронике, назвав её “шлюхой”, поскольку она выходит замуж за другого, не дождавшись возвращения с фронта любимого - такой образ женщины казался Хрущёву неприемлемым и идеологически сомнительным
И тут судьба преподнесла неожиданный подарок. Во время съёмок на “Мосфильме” молодой французский режиссер и оператор Клод Лелуш случайно оказался на площадке “Летят журавли”. Он был глубоко впечатлён работой Михаила Калатозова и Сергея Урусевского.
Вернувшись во Францию, он позвонил директору Каннского кинофестиваля Фавру Ле‑Брэ и посоветовал обратить внимание на эту картину. Благодаря этому фильм был включён в конкурсную программу Канн 1958 года и стал единственным советским полнометражным фильмом, получившим “Золотую пальмовую ветвь”.
- Я был потрясен тем, что увидел, - вспоминал позже Клод Лелуш. - Этот фильм изменил мое понимание кинематографа. Я понял, что хочу заниматься именно этим всю жизнь.
Режиссер Александр Котт говорит, что обед на площадке - самое интересное время. Для большинства членов съемочной группы это возможность выдохнуть, а для режиссера и оператора - походить и решить, что снимать дальше
Триумф в Каннах
18 мая 1958 года произошло невероятное - советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова стал лауреатом “Золотой пальмовой ветви” Международного Каннского кинофестиваля 1958 года.
На премьере были овации. Овации же были и в момент награждения. Во время показа “Журавлей” именитые звезды в зале плакали.
Великий Пабло Пикассо попросил у молодой актрисы автограф и сказал ей:- Таня, вы даже себе не представляете, какая вы прекрасная женщина. Вы сегодня просто женщина, завтра вы будете всемирной звездой.
Президент Франции Шарль де Голль приехал, чтобы встретиться с ней! Без протокола, просто чтобы увидеть любимую актрису.
Успех фильма “Летят журавли” в год выхода был феноменальным: только во Франции картину посмотрели 5 миллионов 300 тысяч зрителей.
Закулисная драма актрисы
За публичным триумфом скрывалась личная трагедия главной актрисы. И лишь спустя годы раскрылась ее личная трагедия, перед съемками она узнала, что беременна, и решила сделать аборт, не найдя в себе силы отказаться от картины. Именно это впоследствии она назовет причиной расставания с любимым мужем - Василием Лановым.
- Я понимала, что это может стать ролью всей моей жизни, - говорила позже Татьяна Самойлова. - Но цена оказалась слишком высокой.
Режиссер Клод Лелуш: "Фильм не устарел ни в чем, по-прежнему великолепен. Я не видел более прекрасного фильма из России. Думаю, я в принципе не видел фильма лучше этого. Не кино, а чудо". На фото: актриса Татьяна Самойлова на съемках картины
Наследие фильма
Фильм “Летят журавли” остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля. Это достижение не повторил ни один российский фильм за всю последующую историю.
Влияние картины на мировой кинематограф трудно переоценить. Операторские приемы Урусевского изучают по всему миру, а эмоциональная сила фильма продолжает волновать зрителей спустя десятилетия.
Вечером 18 мая 1958 года в Каннах над красной дорожкой действительно летели журавли - стая птиц, возвращавшаяся с юга. Старожилы фестиваля говорили, что это было знамением. Советский фильм не просто получил главную награду - он открыл новую эру в мировом кинематографе.
- Смотрите, - сказал тогда Пабло Пикассо, указывая на небо. - Журавли летят домой. Как и этот прекрасный фильм.
Так закончился один из самых памятных дней в истории кинематографа, когда простая история о любви и войне покорила сердца всего мира.
0 коммент.:
Отправить комментарий