Oнa пoкopилa Эвepecт, нo oднa гopa нe пpocтилa eй этoгo. Миcтичecкaя cмepть "Кaтьки-Дуpы" - coвeтcкoй aльпиниcтки
Когда коса застряла в карабине на высоте нескольких тысяч метров, Екатерина Иванова не растерялась. Она спокойно достала топор и одним движением отрубила свою длинную косу прямо там, на отвесной скале.
"Больше проблем не будет", – засмеялась она, глядя, как волосы улетают в пропасть. Никто тогда не знал, что через несколько лет именно горы заберут у нее гораздо больше, чем косу.
10 мая 1990 года мир узнал имя Екатерины Ивановой – первой советской женщины, покорившей Эверест. А 10 октября 1994 года это имя навсегда осталось в ледяных объятиях Канченджанги, третьей по высоте вершины планеты. История жизни и смерти сибирской альпинистки стала одной из самых трагических страниц российского горовосхождения.
Иванова Екатерина Николаевна
Девочка из предгорий
Село Платово в предгорьях Алтая встретило Катю Дорофееву холодным апрельским утром 1962 года. Отец работал столяром-плотником в местном колхозе, мать была медсестрой. Обычная советская семья, которая и представить не могла, что их дочь войдет в историю мирового альпинизма.
С детства Катю тянули горы. Каждое утро она просыпалась и видела в окне заснеженные вершины, которые манили своей недоступностью. Девочка мечтала стать геологом – профессией романтической и связанной с путешествиями.
В 1980 году восемнадцатилетняя Катя приехала в Иркутск поступать в политехнический институт. Город встретил ее суровостью сибирской зимы, но в душе девушки горел огонь предвкушения. Здесь, на геологоразведочном факультете, начнется ее настоящая жизнь.
Первые шаги к вершинам
На первом курсе института судьба свела Катю с группой горных туристов. Руководитель секции скалолазания приглашал всех желающих попробовать свои силы на учебных скалах.
"Учти, это не романтическая прогулка", – предупредили Катю друзья, собираясь на Мунку-Сардык в Восточных Саянах. "Сложнейший переход через снежные перевалы. Ледники вокруг. Условия жесткие: не ныть, не стонать, не проситься домой".
Поначалу было восхищение красотой гор. Но когда от усталости стало разламывать руки и ноги, когда хотелось упасть и проснуться дома, Катя поняла – это испытание на прочность. И она его выдержала.
В 1980 году Екатерина покорила свою первую серьезную вершину – "Башню" высотой 2836 метров в Восточных Саянах. Это было только начало.
Катька-Дура и характер стали
За студенческие годы Екатерина прошла путь от новичка до опытной альпинистки. Ее физическая подготовка поражала даже мужчин-коллег. Единственное, что выделяло ее среди альпинистов, – длинная коса до пояса.
Во время одного из походов в Саяны произошел эпизод, который стал легендой. Группа выбрала непокоренный трехтысячник и решила назвать его в честь Кати. Она поднялась первой, но к своему разочарованию обнаружила записку о том, что люди здесь уже побывали.
Расстроенная, она ледорубом написала на снегу "Ручей Ленка-Дура" в честь подруги Елены Емельяновой. На следующий день группа все же решила, что название не должно пропадать, и соседний пик назвали "Катька-Дура". Это хлесткое прозвище прижилось среди альпинистов и сохранилось до сих пор.
История с косой случилась позже. Во время технически сложного спуска длинные волосы застряли в карабине. Промучившись несколько минут, Екатерина спокойно достала топор и отрубила косу. Этот поступок стал символом ее характера – никаких сантиментов, когда дело касается безопасности.
Геолог и покорительница семитысячников
После окончания института в 1984 году Екатерина устроилась геологом в ВОСТСИБНИИГИМСе – Восточно-Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья. Работа позволяла совмещать профессиональную деятельность с тренировками в альпклубе "Локомотив".
К 1988 году за плечами Ивановой были все семитысячники СССР. На пик Коммунизма она поднималась дважды. Коллеги поражались ее технической и физической подготовке, которая была "выше всяких похвал".
В альпинистском сообществе Екатерину уважали не только за профессионализм, но и за умение поддержать товарищей в трудную минуту. Она никогда не выпячивала свои достижения, помогала новичкам и была готова разделить последний глоток воды с любым членом команды.
Мечта о "крыше мира"
К концу 1980-х годов Екатерина поставила перед собой амбициозную цель – стать первой советской женщиной на Эвересте. Это казалось почти невозможным: женщин крайне редко включали в состав гималайских экспедиций, а советские восхождения на высочайшую вершину мира были единичными.
Весной 1990 года представилась уникальная возможность. Организовывалась совместная советско-китайско-американская экспедиция "Восхождение мира – 1990". После долгих переговоров Екатерину включили в состав команды.
Экспедиция стартовала в Тибете. Альпинистов разделили на три группы, женщин оставили в последней. Но Иванова вместе с напарником Токаревым поднимались так быстро, что в своей группе опередили всех, кроме одного китайца.
Триумф на вершине мира
Восхождение длилось 91 день. 10 мая 1990 года в 11:20 по местному времени Екатерина Иванова ступила на вершину Эвереста, став первой советской женщиной и одиннадцатой в мире, достигшей высочайшей точки планеты.
По рации она обратилась ко всем жителям Земли: "Я стою на крыше мира! Люди, берегите наш хрупкий мир! Любите друг друга!"
Эти слова, произнесенные сквозь слезы радости и усталости, облетели весь мир. Михаил Горбачев наградил ее орденом "За личное мужество", а президент США Джордж Буш направил личное поздравление.
Семейное счастье и новые вызовы
После возвращения с Эвереста жизнь Екатерины кардинально изменилась. Она стала знаменитостью, получила звание заслуженного мастера спорта, ее приглашали на встречи и телепередачи.
В личной жизни тоже произошли важные перемены. Екатерина вышла замуж за Дмитрия Иванова, и в 1991 году у них родилась дочь Ульяна. Материнство не остановило альпинистку – она продолжала покорять вершины, но теперь каждое расставание с семьей давалось труднее.
"Катя поднималась с Ульяной в горы, когда ей не исполнилось и года", – вспоминал позже Дмитрий. "В три года малышка самостоятельно карабкалась к высоте. Но Кате очень не хотелось, чтобы дочь пошла по ее стопам".
Екатерина поставила перед собой новую амбициозную цель – покорить все 14 восьмитысячников мира. К 1994 году она взошла еще на два: Шиша-Пангма и Манаслу. Последнее восхождение чуть не стоило ей жизни – в экспедиции на Манаслу погибли ее товарищи Игорь Хмеляр и Сергей Ядрышников.
Канченджанга – 3-я по высоте вершина мира (8586 м), которая уступает лишь Эвересту и Чогори. Расположена гора на границе Непала с Индией и входит в национальный парк Канченджанга в Индии
Ревнивая гора-женщина
Осенью 1994 года Екатерина приняла приглашение участвовать в первой белорусской экспедиции на Канченджангу – третью по высоте вершину мира (8586 метров). Эта гора издавна считалась особенной.
У местного населения существует древнее поверье: Канченджанга – это гора-женщина, и она не принимает других женщин, сбрасывает их с себя из ревности. В предыдущие годы действительно погибли все альпинистки, пытавшиеся достичь вершины.
"Не верю в эти сказки", – смеялась Екатерина, узнав о легенде. Мистические истории только подстегивали ее самолюбие. Ей очень хотелось стать первой женщиной, покорившей "ревнивую" вершину.
Последние проводы
31 августа 1994 года в иркутском аэропорту собрались провожать Екатерину в последнюю экспедицию. Среди провожающих был заместитель главы областного спорта Александр Золоторев, коллеги, друзья.
Дома оставались муж Дмитрий и трехлетняя Ульяна. Журналист Павел Кукушкин, последний, кто беседовал с альпинисткой перед отъездом, позже вспоминал эту сцену прощания:
"Екатерина и Дмитрий молча держались за руки, глядя друг на друга. Казалось, они понимали, что эта встреча может стать последней. При расставании Катя невольно сжималась в комок и делалась беззащитной".
Но в самолете она снова преобразилась – стала собранной, решительной альпинисткой, готовой к новому вызову.
Последние дни
Экспедиция на Канченджангу под руководством белорусского альпиниста Сергея Новикова включала 12 человек из разных стран.
8 октября Екатерина вместе с опытным белорусским альпинистом Сергеем Жвирблей отправилась к вершине. План был четкий: переночевать в промежуточном лагере на отметке 6700 метров, а утром продолжить штурм.
Последняя радиосвязь с парой состоялась вечером 9 октября. Екатерина сообщила, что все идет по плану, погода хорошая, завтра планируют выйти к вершине.
Трагедия в снегах
Утром 10 октября 1994 года произошло то, чего никто не ждал. На лагерь на высоте 6700 метров обрушилась мощная лавина. Екатерина Иванова и Сергей Жвирбля навсегда остались под тоннами снега и льда.
Спасательная операция началась немедленно, но найти тела альпинистов так и не удалось. Они остались в ледяных объятиях Канченджанги, став частью горы, которая, по местным поверьям, не принимает женщин.
Весть о трагедии дошла до России не сразу. Связь с экспедицией была нерегулярной, и первые сведения о случившемся казались ошибкой.
"Не может быть!" – воскликнул альпинист Александр Яковенко, когда ему сообщили новость. "Я только что вернулся с Эвереста, побывал на базе непальской фирмы, организовавшей экспедицию, о трагедии там никто не знал!"
Но повторный факс развеял последние надежды. Катя погибла.
На момент смерти Екатерине Ивановой было всего 32 года
Память, которая живет
Дмитрий Иванов узнал о смерти жены лишь через месяц после трагедии. На руках у него осталась трехлетняя Ульяна, которая еще долго спрашивала: "Папа, когда мама вернется из гор?"
Позже Дмитрий женился повторно на тренере по скалолазанию Марине. У них родился сын Тимофей, который очень дружен со своей сводной сестрой. Ульяна выбрала свой путь в горах:
"Альпинизм – не мое, буду заниматься скалолазанием", – сказала она отцу, когда подросла.
На Радищевском кладбище Иркутска установлен памятник – снежный барс, грустящий на дикой скале. На граните высечены барельефы альпинистов, оставшихся во льдах Гималаев, среди них – Екатерина Иванова.
Прошло более 30 лет, но результат Екатерины Ивановой – три покоренных восьмитысячника – до сих пор не превзошла ни одна российская альпинистка.
Слова, которые остались
Журналист Павел Кукушкин, писавший о трагедии, точно подметил: "Катя рвалась в горы, и те приняли ее навсегда".
Сама Екатерина часто цитировала строки Владимира Высоцкого: "В мире нет таких вершин, что взять нельзя". Эти слова стали ее жизненным кредо, но именно они привели ее к последней, самой высокой цене.
История Екатерины Ивановой – это история о том, как мечта может стать смыслом жизни, а потом и причиной смерти. О том, что за каждой покоренной вершиной стоят не только триумф и слава, но и риски, которые порой оказываются смертельными.
Канченджанга так и осталась непокоренной русскими женщинами, храня в своих ледяных недрах тайну последних минут жизни первой советской покорительницы Эвереста.
0 коммент.:
Отправить комментарий