воскресенье, 20 июля 2025 г.

“Зимняя вишня” cудьбы: личнaя дpaмa Eлeны Caфoнoвoй

"Зимняя вишня" (1985). Роль в этом фильме принесла Елене наибольшую популярность

“Зимняя вишня” cудьбы: личнaя дpaмa Eлeны Caфoнoвoй

В начале 1997 года в аэропорту Парижа Елена Сафонова крепко обняла своего трехлетнего сына Александра, пытаясь сдержать слезы. Через несколько минут ей предстояло вылететь в Москву – одной, без ребенка. Французский суд постановил: малыш остается с отцом во Франции.

Сафонова шептала сыну, что обязательно вернется, но сердце разрывалось от боли. Казалось, это сцена из фильма о разлученной матери, но на самом деле это был эпизод из жизни самой Елены Сафоновой – знаменитой актрисы, звезды легендарной мелодрамы "Зимняя вишня".

Судьба приготовила ей немало испытаний и поворотов, порой удивительно напоминающих сюжет этого фильма.

Первый брак – случайный шаг юности

Родившись в семье известных кинематографистов (отец – актер Всеволод Сафонов, мать – режиссер Валерия Рублёва), Елена с детства впитала любовь к искусству. Неудивительно, что и личная жизнь её сначала складывалась вокруг кино.

Ещё студенткой, в 20 лет, она впервые вышла замуж – её избранником стал актёр Виталий Юшков, партнер по съемочной площадке фильма "Семья Зацепиных". Однако этот ранний брак оказался скорее юношеской ошибкой.

Спустя годы Елена признавалась, что вышла замуж тогда "без любви", хотя не сразу осознала это. Перед самой свадьбой она уже понимала, что не любит Юшкова, но расторгнуть помолвку было неловко – родители жениха и все близкие ждали торжества. Шесть лет спустя пара мирно рассталась.

Юшков вскоре устроил свою жизнь – повторно женился и эмигрировал в Израиль. А Елена, не испытав в первом браке настоящего семейного счастья, продолжила искать свою любовь. Детей в этом союзе у них не было, и, как покажет будущее, материнство актрисе суждено было пережить совсем в других обстоятельствах.

Роман как в кино: несвободная любовь и рождение сына

В конце 1980-х в жизнь Сафоновой пришло большое, хотя и непростое чувство. Она влюбилась в предпринимателя по имени Ваче Мартиросян – успешного бизнесмена армянского происхождения, проживавшего в США. Но у этой любви была серьезная проблема: Ваче оказался несвободен, он был женат.

Точно как героиня "Зимней вишни" Ольга, Елена оказалась в положении женщины, влюбленной в женатого мужчину. Позже актриса откровенно говорила, что ей, как и её экранной героине, довелось быть в отношениях с женатыми мужчинами.

Этот роман продлился недолго, и Мартиросян не решился уйти из семьи. Более того, он вскоре эмигрировал со своей семьёй в США, так и не узнав, что оставил в СССР беременную возлюбленную. Елена сознательно скрыла от Ваче свою беременность и не сообщила о рождении сына, понимая, что тот разводиться не собирается.

В 1991 году на свет появился сын, которого актриса назвала Иваном. Она дала мальчику свою фамилию – Сафонов. Фактически Елена стала матерью-одиночкой, как и героиня ее самого знаменитого фильма.

Поклонники не могли не заметить эту параллель, а сама Сафонова, по слухам, даже недолюбливала роль Ольги из "Зимней вишни", слишком уж близкой к её собственной судьбе. Тем не менее, маленький Ваня стал для нее источником радости. Елена целиком посвятила себя сыну и работе, стараясь не жалеть о прошлом.

Мартиросян узнал о существовании ребёнка лишь годы спустя, когда Иван уже вырос и стал самостоятельным. К тому времени ни присутствие, ни помощь биологического отца им с сыном уже не были нужны.

Судьбоносная встреча: любовь и замужество по-французски

В середине 1980-х годов Сафонова превратилась в настоящую кинозвезду: роль Ольги в мелодраме "Зимняя вишня" (1985) прогремела на весь Союз, мгновенно сделав её любимицей публики. Фильм о самостоятельной женщине, растящей ребёнка и разрывающейся между чувствами и долгом, вызвал бурную реакцию зрителей.

Ирония судьбы: Елена не могла предположить, что эта история отчасти окажется пророческой для неё самой. Спустя несколько лет после выхода фильма она словно повторила путь своей героини – тоже собралась замуж за иностранца и уехала из страны ради любви.

В 1991–1992 годах карьера занесла Сафонову во Францию.

Режиссёр Никита Михалков, оценив её талант, пригласил актрису в свой международный проект – фильм "Очи чёрные" с Марчелло Мастрояни. Благодаря этому Елену заметили за рубежом и пригласили сняться во французской картине "Аккомпаниаторша".

На съемочной площадке произошло событие, перевернувшее её жизнь: Елена познакомилась с актёром Самюэлем Лабартом – своим будущим вторым мужем. Самюэль был моложе Сафоновой на несколько лет, но уже успел увлечься ею заочно, увидев игру актрисы в "Очи чёрные". При встрече Лабарт не скрывал восторга и осыпал Елену комплиментами, признаваясь в поклонении её таланту.

На этот раз Сафонова почувствовала: вот оно, настоящее женское счастье. Красивый, галантный иностранный принц искренне влюблен, принимаeт её такой, какая она есть, и даже обожает её маленького сына. Елена ответила взаимностью молодому красавцу. Она понимала, что ради этого мужчины, который кажется по-настоящему любящим, она готова оставить и карьеру, и родную страну.

В одном из интервью актриса честно сказала, что тогда верила – наконец встретила того самого, единственного: "Я чувствовала: это моё настоящее счастье". Вернувшись со съемок воодушевлённой, Сафонова собрала вещи – свои и маленького Вани – и решилась на переезд.

В 1992 году Елена Сафонова вышла замуж за Самюэля Лабарта и переехала вместе с сыном в Париж. Свадьбу сыграли без шума, но очень трогательно – это был её второй брак, его – первый.

Французская родня приняла "русскую жемчужину" радушно; казалось, впереди у пары долгая счастливая жизнь. В следующем, 1994 году, у Сафоновой и Лабарта родился общий сын Александр. Казалось, судьба вознаградила Елену сполна: любимый муж, двое замечательных детей – всё, о чём она мечтала. "Я была тогда по-настоящему счастлива", – вспоминала актриса.

Однако очень скоро семейная идиллия дала трещину. Романтика медового месяца прошла, и выяснилось, что взгляды супругов на жизнь не совпадают. Самюэль, воспитанный в традициях католической семьи, видел в Елене прежде всего жену и мать, хранительницу домашнего очага. Он хотел, чтобы она сидела дома, воспитывала детей и поддерживала мужа, а не продолжала кинокарьеру.

Возможно, свою роль сыграла и профессиональная ревность: Лабарт с раздражением замечал, что даже во Франции его воспринимали лишь как "муж Сафоновой", тогда как она уже была знаменитостью. Ему явно было нелегко мириться с тем, что его супруга затмевает его по славе. В какой-то момент Самюэль потребовал от Елены бросить профессию актрисы.

Бывшие мужья Елены Сафоновой: Виталий Юшков и Самюэль Лабарт

Сафонова тяжело переживала этот ультиматум. Ради любви и семьи она поначалу действительно попыталась пожертвовать карьерой. Почти два года после рождения Саши Елена не снималась, старалась быть примерной женой и матерью. Но без творчества она чувствовала себя опустошенной.

Постепенно Елена поняла, что не сможет отказаться от любимого дела, в котором состоялась и была по-настоящему счастлива. Кроме того, она очень скучала по Родине – по Москве, друзьям, привычному окружению.

Актриса пыталась найти компромисс: она снова начала принимать предложения из России и периодически летала на съемки на родину. Но такой "маятниковый" режим жизни между Парижем и Москвой только сильнее злил Лабарта. Частые разлуки и взаимные обиды делали свое дело. Супруги все больше отдалялись друг от друга.

Окружающие начали замечать, что счастливая сказка рушится. Некоторые даже суеверно заговорили: мол, сыграв Ольгу в "Зимней вишне", Сафонова накликала себе её судьбу – вышла замуж за иностранца и "была наказана" жизнью, как в фильме.

Елену подобные разговоры раздражали.

Она резко отвергала версию о каком-то мистическом "наказании": "Я не верю, что роли могут судьбу накликать. Жизнь – это всё-таки не кино. Как я себя поведу, так оно и сложится", – заявила актриса.

Развод и разлука: жизнь, которая круче фильма

К середине 90-х стало ясно, что сохранить брак не удастся. Постоянные компромиссы измотали обоих супругов. В 1997 году Самюэль Лабарт предложил Елене расстаться и подал на развод. Этот разрыв стал тяжелейшим ударом для Сафоновой – но впереди её ждал еще более жестокий поворот судьбы.

По французским законам, несовершеннолетнего ребенка, рожденного на территории Франции, нельзя вывезти из страны одним из родителей без согласия другого. Лабарт категорически отказался отпускать маленького Сашу в Россию.

Начались судебные тяжбы за сына, длившиеся более трёх лет. Елена бросила все силы, чтобы добиться права воспитывать ребенка, но французская Фемида осталась непреклонна.

Как рассказала актриса, местное законодательство оказалось абсурдно жестким: если мать-иностранка пытается увезти малыша, родившегося во Франции, его могут отнять и поместить в приют – лишь бы не отдавать за границу. «Это уродливо, абсурдно», – с горечью комментировала Сафонова французские порядки.

В итоге суд постановил, что трехлетний Александр остается жить с отцом во Франции, а Елена может лишь навещать сына по соглашению сторон. Для матери такое решение оказалось настоящей трагедией. Первое время ей даже запретили видеться с мальчиком – пока шли судебные разбирательства.

Сафонова признавалась, что это был чудовищно тяжелый период: она буквально места себе не находила от боли и тревоги. По некоторым данным, Елена даже приобрела небольшую квартирку во Франции рядом с домом бывшего мужа, чтобы иметь возможность издалека наблюдать за растущим сыном.

Она не могла обнять малыша, поговорить с ним, но хотя бы видела, как он растет – и от этого на душе становилось чуть теплее.

«Со временем боль немного притихает, но ты все годы безумно скучаешь. Это постоянная нехватка чего-то очень важного в жизни, и ничто не может тебе этого заменить», – откровенно говорила актриса о разлуке с сыном. Эти три года стали для нее настоящим испытанием на прочность.

Лишь в начале 2000-х ситуация улучшилась: юридические формальности были завершены, и Елена получила право на регулярные встречи с Александром. Она старалась использовать каждую возможность побыть рядом с ребенком.

Говорят, маленький Саша тянулся к матери, радовался ее приездам, хотя, конечно, растерянно спрашивал, почему мама не живет с ним. Для Елены не было вопроса больнее.

Окончательно Сафонова вернулась в Россию в 1997 году, увезя с собой только старшего сына Ивана. Ему тогда было около шести лет, и он пошел в московскую школу. Елена, потрясенная и опустошенная семейной драмой, окунулась в работу.

К счастью, на родине её не забыли: напротив, кинорежиссёры наперебой звали Сафонову в новые проекты. Уже через пару лет после возвращения она блестяще сыграла главную роль в фильме "Принцесса на бобах", напоминающем по духу её прежние мелодрамы. Фильм полюбился зрителям, а Елена вновь утвердилась в числе лучших актрис страны. Работа помогла ей пережить личное горе.

Елена Сафонова и её сыновья Иван и Александр (справа)

Время шло, сыновья подрастали. Иван Сафонов, старший, получил техническое образование и тоже связал жизнь с кинематографом: сейчас он работает на киностудии "Мосфильм", но старается держаться в тени, вести непубличную жизнь.

Александр Лабарт вырос во Франции красивым и талантливым юношей. Он окончил престижную актерскую школу и Консерваторию драматического искусства в Париже. Неудивительно, что младший сын Елены тоже стал актером – видимо, с такой наследственностью иначе и быть не могло.

Александр уже успел сняться в нескольких популярных французских сериалах, в том числе вместе со своим отцом Самюэлем в детективном цикле "Загадочные убийства Агаты Кристи".

К слову, у Лабарта после развода с Сафоновой сложилась новая семья – он снова женился, его вторая супруга родила троих детей. Но Александр, несмотря на сводных братьев и сестёр, не забывает и свою российскую маму.

Когда Саше исполнилось 18 и юридические барьеры пали, Елена Сафонова наконец смогла полностью вернуть сына в свою жизнь. Теперь никакой суд не в силах запретить им общаться столько, сколько они хотят. Мать и сын постепенно наверстывали потерянное: Александр стал часто гостить у мамы в Москве, а Елена навещает его во Франции.

По словам актрисы, у них с младшим сыном сейчас прекрасные отношения. Более того, Александр уже женат и сам стал отцом, подарив Елене внука. Сафонова признаётся, что самое горькое её сожаление – это то, что два её сына так и не выросли вместе и почти не общаются друг с другом.

Иван и Александр живут в разных странах и во многом остаются чужими, хотя Елена очень надеется, что когда-нибудь два самых главных мужчин её жизни по-настоящему сблизятся.

Любовь и надежда – главный итог ее судьбы

После разрыва с Лабартом Елена Сафонова больше замуж не выходила. Были ли в её жизни ещё романы? Возможно, но ни о каких серьезных отношениях широкой публике не известно – актриса тщательно оберегает личное пространство.

Тем не менее, она не утратила веру в любовь. "Для меня любовь – очень важна, – признаётся Елена. – Абсолютно искренне считаю, что любовь – это и есть смысл жизни". Даже пережив столько потерь, разочарований и тяжёлых расставаний, Сафонова не ожесточилась. Напротив, в недавних интервью она говорит, что только с возрастом по-настоящему оценила каждое мгновение жизни и поняла, как сильно любит людей и как не любит одиночество.

Сегодня Елене Всеволодовне Сафоновой уже за 60, но она по-прежнему полна энергии. Актриса востребована в театре и кино, активно снимается в сериалах, играет в антрепризных спектаклях, гастролирует.

В 2011 году ей было присвоено звание заслуженной артистки России. Поклонники с теплотой принимают её на экране, а коллеги уважают за профессионализм и стойкость. Но главным в её жизни остаются дети. "Самое главное для меня – Ваня и Саша, а настоящего принца так и не случилось", – с улыбкой говорит Елена.

Елена Сафонова и Виталий Соломин в фильме "Зимняя вишня"

В один из вечеров Сафонова сидела у себя дома в Москве, перебирая семейный фотоальбом. Вот она, совсем юная, на съёмках "Зимней вишни" – ещё не знает, какие испытания уготованы впереди. Вот счастливая Елена держит на руках новорождённого сына Ивана. А на следующем снимке – она уже немногим старше, с грудным Сашей на руках в далёком Париже...

Столько воспоминаний – горьких и светлых. Но листая страницы жизни, актриса не чувствует себя несчастной. Судьба отняла у неё немало, но и вернула сполна.

Два сына – две опоры, ради которых стоило всё пережить. Елена Сафонова прошла через предательства и одиночество, триумфы и потери, однако сохранила главное – способность любить и прощать.

"Человек приходит в этот мир, чтобы любить", – уверена актриса. И в её истории любовь действительно победила все удары жизни.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab