суббота, 27 апреля 2024 г.

Льву Лещенко 82. Детство, родители и 2 жены. Есть ли у певца дети?




Льву Лещенко 82. Детство, родители и 2 жены. Есть ли у певца дети?

Начало 1942 года в Москве выдалось очень трудным: разрушенные после фашистских бомбежек здания, нехватка продуктов, холод. И когда жене фронтовика Клавдии Лещенко пришла пора рожать, оказалось, что везти ее просто некуда – ни один роддом не работал. Роды принимали соседи, которые тут же решили: малыш не выживет. Но он выдержал все: и войну, и раннюю смерть матери, и гибель близких друзей. При этом всю жизнь Льва Лещенко считали баловнем судьбы, человеком с праздничной открытки или обложки журнала…

«Мы не были обласканы судьбой, потому что родились во время войны, учились, трудились, вкалывали, преодолевали и, в общем, делали сами себя», – говорит сегодня Лев Валерьянович.

Середина 1960-х, в СССР – дефицит модных товаров. А на нем то польский пиджак, то болгарская рубашка, то ботинки из Финляндии. И где он только достает, удивлялись однокурсники. Даже на фоне богемных студентов ГИТИСа Лев Лещенко всегда выделялся. Правильные черты лица, высокий рост, военная выправка – он вполне мог бы служить в Кремлевском полку.


«Папа – военный, мама рано умерла, его мачеха воспитывала. Папа был командиром полка, и его воспитывал старшина. Ему шили специальную одежду, военную форму, и он маршировал», – рассказывает один из ближайших друзей артиста пародист Владимир Винокур.

Папа, полковник пограничных войск, постоянно был на службе, и Леву с пяти лет воспитывал адъютант отца – старшина Андрей Фисенко. Однажды, уже став знаменитым певцов, Лещенко разыскал его.

«Он мог бы стать военным. Но то, что он стал певцом и артистом – я считаю, он принес родине больше пользы в формировании ее обороноспособности, чем если бы он стал военным в таком прямом смысле этого слова», – считает бывший министр культуры России Михаил Швыдкой.

Лещенко хотел стать моряком, но отец отправил его служить в группу советских войск в ГДР. Там судьба чуть не столкнула его с кумиром юности – Элвисом Пресли.

«Я попал в то время, когда был Карибский кризис, это 1961 год. Мы спали с автоматами буквально, в танках, и наши танки стояли друг против друга с американской армией, которая была на другой стороне Бранденбургских ворот. И потом, когда я стал читать какие-то вещи, оказалось, что именно в эти годы Элвис Пресли служил в комендантской роте на противоположной стороне Бранденбургских ворот. Если бы начался конфликт, мы бы, наверное, с ним немножко посоревновались», – смеется Лещенко.

Позже жена Ирина даже сшила для него несколько костюмов в стиле американского кумира. А пока – вернувшийся из армии парень поступил в ГИТИС.

«Пока мы учились в институте, Лева работал в оперетте сначала. Потом его взяли на радио. И вот при нас, при учебе, весь курс наблюдал, как наш выпускник стал супер-стар», – говорит Владимир Винокур.


На первый спектакль в Театре оперетты Лещенко пригласил всех своих друзей. Прошла уже большая часть действа, а Левы все нет. Наконец, появился… Чтобы сказать всего лишь одну фразу: «Пустите погреться!» Друзья долго еще посмеивались над «великим артистом» Лещенко! За несколько лет в оперетте он все же перепел почти все ведущие партии, пока неожиданно не ушел на Всесоюзное радио. Захотелось перемен – началась эпоха эстрады.

«Работа на радио, где надо было петь много обязаловки, могла испортить кого угодно. Тем не менее с ним этого не произошло, – отмечает Швыдкой. – Лева пришел во второй половине 1960-х годов, когда было очень много хороших песен и очень много хороших композиторов».

Молодой артист Лещенко писал «Соловьиную рощу» дубль за дублем, а жена Давида Тухманова Татьяна Сашко, которая присутствовала на записи, все придиралась и придиралась, пока песня не стала идеальной. Именно эта песня стала визитной карточкой певца. Прошло не так много времени, и в его репертуаре появились песни, написанные персонально для него самой Александрой Пахмутовой.

«Я начал сотрудничество с Александрой Николаевной, когда в общем-то рядом с ней стояли великие певцы: Магомаев, Кобзон, Пьеха, Кристалинская, Юра Гуляев, – рассказывает Лещенко. – Поэтому понятно, что репертуара особого не было, все приходилось петь с барского плеча. Я перепевал что-то там. В конце концов, когда я уже убедил ее, что буду хорошим исполнителем, я получил несколько песен персонально для себя».


1971 год, концерт в колонном зале Дома союзов. Один из исполнителей заболел, срочно нужна замена – спеть про Ленина. Редактор вспомнил про Льва Лещенко: парень статный, серьезный, такому можно доверить воспевание вождя. Но молодой артист отнесся к задаче самонадеянно – отрепетировал лишь раз. И за минуту до концерта с ужасом осознал, что не помнит ни строчки. Пришлось импровизировать и, по словам певца, нести со сцены полную ахинею. Уже после концерта от пережитых волнений у Лещенко отнялась правая рука, потом онемела половина лица. Возможно, это был микроинсульт. Только отменное здоровье помогло перенести его без последствий. А ко всем пафосным песням Лещенко отныне готовился очень серьезно. Певец партии, заказной патриот – так некоторые пытались уязвить артиста за пафос многих его песен.

«Он выразил время комсомольских строек, эмоционального молодежного подъема. Лева попал на эту волну, когда комсомольский задор и удаль были частью реальной жизни. Это не так просто, как кажется, – суховатый текст или маршеобразную музыкальную ткань наполнить живой человеческой эмоцией», – считает Михаил Швыдкой.

«С комсомолом я проехал, и очень благодарен за это, четыре Олимпиады. Я был на чемпионатах мира по футболу, мы ездили в группе поддержки, на Олимпийских играх. Это была жизнь, кипучая жизнь», – ностальгирует артист.

«День победы» – это песня, которую на домашних застольях 9 мая до сих пор поют на всех языках бывших советских республик: она узнаваема и на казахском, и на грузинском, и на таджикском. Невозможно вообразить, что эту песню исполняет кто-то иной, а не Лещенко…

В 1975 году Союз композиторов объявил конкурс на лучшую песню о Великой Отечественной войне. Поэт Владимир Харитонов и композитор Давид Тухманов написали свой вариант. Но песня никакого призового места не заняла – наоборот, вызвала раздражение. Тухманов был еще слишком молод, чтобы иметь вес в Союзе композиторов. К тому же в музыке услышали элементы фокстрота, на который у советских чиновников всегда была аллергия. Песню запретили на Гостелерадио, но Лев Лещенко тайно пел ее на гастролях и всегда получал овации. А вскоре его пригласили выступить на Дне милиции.

Лев Лещенко: «Я на репетиции ее спел, подошел к одному из замов министра внутренних дел Николая Анисимовича Щелокова и сказал, что милиция, наверное, не стояла в стороне этого великого праздника и что мне бы очень хотелось ее спеть. Этот зам вскинул брови и сказал: «Ну, это наш праздник, поэтому можете петь то, что мы хотим».

А еще Лев Лещенко – уже много лет – один из главных героев многочисленных пародий.

«Я должен сказать, что сам Лев Валерьянович сам к этому относится не так чтоб уж совсем благостно, – отмечает юморист и друг Лещенко Михаил Грушевский. – Однажды он мне сказал: «Миша, не дано дразниться!» Иногда и Винокур, бывает, не то что раздражает, а бывает легкая досада. Но при этом лояльность Лещенко к бесконечному пародированию его образа, его тембра, его песен просто заслуживает высшей похвалы».





Льва Лещенко и Владимира Винокура называют двуглавым орлом – настолько давно они дружат, настолько хорошо друг друга пародируют, что практически срослись. Началась их дружба еще в конце 1960-х.

«Я в солдатской форме поступаю в институт – заканчиваю службу в армии, – вспоминает Винокур. – Ко мне во дворе ГИТИСа подходит молодой человек и говорит: «Ты, солдат, поступать?» Я говорю: «Да». – «Я из приемной комиссии, могу прослушать со своими коллегами». Меня заводят в аудиторию, какая-то пианистка приходит, садится, я даю ноты и начинаю петь, рассказывать. Он говорит: «Надежда есть, у тебя есть какие-то данные. Завтра не опаздывай на экзамен – поддержу». Прихожу на экзамен, мне декан факультета, Понтрягин Павел Михайлович, говорит: «Солдатик, а ты чего вчера не был на консультации?» Я говорю: «Я не был? Я был. Меня прослушивал из комиссии… его сейчас нет. Но, наверное, сейчас придет». И вдруг дверь открывается, заглядывает этот парень. Я говорю: «Вот он». И как заорет этот декан: «Лещенко, закрой дверь с той стороны, обнаглели выпускники!» И я понял, что меня разыграл выпускник. С тех пор, это был 1969-й год, 53-й год я ему мщу».

Сколько раз они разыгрывали друг друга – не пересчитать. Но лучше всего друзьям удаются шутки над общими знакомыми, получается идеально слаженный дуэт. Однажды на Универсиаде в Мексике разыграли певца Евгения Мартынова. Винокур позвонил ему в соседний номер:

«Синьор Мартино, я немножко говорю по-русски, с нами говорил шеф нашей компании, и мы хотим пригласить спеть у нас на телевидении». Он говорит: «Откуда вы знаете, что я в Мексике?» «Лева: что вы, вас все знают, ваши песни поют на улице».

Шутники от имени несуществующего агентства пообещали Мартынову 1000 долларов гонорара – огромные по тем временам деньги – если он раздобудет партитуру песен и докупит инструменты для целого оркестра.

«Стук в дверь, входит Женя. Я прячусь в шкаф и Лева прячется в шкаф. Он входит и говорит Оганезову: «У тебя есть бумага нотная?» – «Кончено, есть, тебе сколько?» – «Партитуру на целый оркестр». Короче, мы там в шкафу умираем от смеха… Потом он за нами гонялся по всей гостинице. Позже он рассказывал, что задумал уже купить инструмент. 1000 долларов в те времена были большие бабки. Так что Женька нам часто вспоминал это», – смеется спустя годы Владимир Винокур.


Одной из знаковых песен в исполнении Льва Лещенко стала песня, под которую трибуны прощались с олимпийским мишкой во время Олимпиады-80 в Москве. Песня, которую написали Александра Пахмутова и Николай Добронравов, вошла в историю. Пахмутова и Добронравов искали исполнителя с голосом спокойным, немного грустным. Льву Лещенко лирические песни удавались очень хорошо. Вот как вспоминает историю создания этой песни артист:

«Подошел Туманов – режиссер-постановщик этого действия всего. Он говорит: «Левочка, по всей вероятности это будет финал песни, мне нужен такой сентимент, очень спокойный грустный голос, пропиши, а там будет видно. Я куда-то торопился и записал эту песню от начала до конца. Я опоздал немножко к началу, сидел и тоже не думал, как это все будет происходить. Но когда на стадионе погас свет и зазвучала эта мелодия, я вдруг узнал свой голос… Я не слышал до этого, какое сведение было, результата я не слышал. И когда мишку понесли, и он улетел под эту песню, я наконец осознал значимость этого момента и этой песни».

31 августа 1986 года, Новороссийск. Лев Лещенко и Владимир Винокур спешили на круизный лайнер «Адмирал Нахимов», чтобы добраться до Сочи. Но артисты опоздали. В ту же ночь корабль столкнулся с сухогрузом и затонул. Погибли больше 400 человек. Так Лещенко в очередной раз избежал смерти и стал еще внимательнее относиться к бедам своих друзей.

За более чем 50 лет дружбы Винокур и Лещенко ни разу не поссорились. Да и все друзья Льва Валерьяновича утверждают: более мягкого и деликатного человека не найти. Сегодня артисту уже более 80 лет, он все так же делает по утрам зарядку, ездит на гастроли, работает в собственной студии. На музыкальных порталах – 800 песен в исполнении Лещенко. Они до сих пор среди самых популярных.

«Лева – последний из могикан, потому что фактически последний из певцов того поколения. Всегда молодой, красивый и обаятельный», – говорит Винокур.

Лещенко — обладатель красивого глубокого баритона с бархатными интонациями. Уникальные артистические способности певца делают каждое его выступление запоминающимся, лиричным и душевным.

Он известен не только как музыкант, но и как педагог по вокалу. Знаменитость ведет активную общественную деятельность, а также снимается в кино. На счету Лещенко более 30 документальных, художественных и музыкальных фильмов.


Лев Лещенко на сцене

Семья Лещенко и его детские годы. Начало творческой деятельности

Будущий исполнитель родился в столице России в первый день февраля 1942 года. В семье уже была дочь Юлия — старшая сестра Лещенко.

Детство Левы пришлось на суровые военные и послевоенные времена. Отец мальчика побывал на фронте, с войны вернулся живым и здоровым. Боевые заслуги Валерьяна Андреевича были отмечены правительственными наградами — орденами и медалями. У него была мирная гражданская профессия — бухгалтер, но за героизм на полях сражений его пригласили на службу в Вооруженные Силы страны. Отец Льва Валерьяновича вышел на пенсию в звании подполковника и совсем немного не дожил до ста лет.


Родители Льва Лещенко

Лева был совсем маленьким, когда ушла из жизни его мама. Говорят, именно от нее ребенку достались эмоциональность и взрывной характер. Некоторое время мальчик воспитывался в деревне под опекой родственников отца, но в первый класс отправился уже в Москве.

К тому времени его овдовевший отец женился во второй раз. Мачеха прекрасно относилась к приемным детям — Юле и Леве, окружив их заботой и материнской любовью.

Вскоре в семье появился еще один ребенок — младшая сестра певца. Девочку назвали Валентиной.

Жили Лещенко очень скромно, ютились в небольшой комнатке в коммунальной квартире. Несмотря на фронтовые заслуги главы семьи, средств хватало лишь на самую простую пищу и предметы первой необходимости.

Лева любил бывать у отца на службе, много времени проводил среди военных. Здесь его научили стрелять и подарили солдатскую форму.


Лев Лещенко в юности в кругу семьи

К музыке мальчика приобщил дедушка, который любил играть на скрипке и научил внука петь.

Еще в школьные годы юный Лещенко занимался в хоре, принимал участие в концертах коллектива. После получения аттестата он пытался поступить в театральный институт, однако потерпел неудачу.

Свою мечту Лев осуществил несколько позже, после службы в армии.

Теплые отношения с родными всегда были для него поддержкой в непростых жизненных ситуациях.

Первая жена Альбина Абдалова

Феерическая популярность, талант и обаяние артиста привлекали к нему массу поклонниц. Не обошлось и без любовного треугольника.

Певец был женат два раза. Впервые он испытал серьезное чувство еще в студенческие времена. Его избранницу звали Альбина (Алла). Девушка училась со Львом на одном факультете. Пара часто пела дуэтом на концертах, а по окончании института сыграла свадьбу.


С Аллой на концерте

Через некоторое время супруги расстались, а затем вновь стали жить вместе.

Лев и Алла всеми силами старались сохранить брак, однако не сумели. Вскоре в личной жизни Льва Лещенко произошли важные перемены.

Вторая жена Ирина Багудина

В одной из гастрольных поездок знаменитый певец встретил молодую особу, в которую страстно влюбился. Ее звали Ирина, в то время она училась в университете. Знакомство произошло в одном из курортных городов, в весьма романтической обстановке. Морское побережье, жаркое летнее солнце, красота девушки — все это привело к тому, что Лев совершенно потерял голову. Несмотря на разницу в возрасте, между ними вспыхнул роман.


Со второй женой Ириной

Жена Лещенко, Алла, сердцем почувствовала неладное. Без лишних разговоров она собрала супругу чемоданы, не считая нужным выяснять отношения. Рассталась пара вполне мирно, но общение между супругами прекратилось. Лещенко оставил женщине все имущество, а сам перебрался к родителям.

Через несколько месяцев Алла затосковала и попросила мужа дать ей еще один шанс. Однако было уже поздно — все мысли и чувства артиста занимала юная Ирина.

Вскоре влюбленные поженились. Девушка махнула рукой на свою карьеру и стала помогать мужу в его работе. Супруги до сих пор вместе, у них прекрасные отношения, полные тепла и любви.

Есть ли дети у Льва Лещенко?

Здоровье не позволило Ирине и Льву стать родителями. Со временем они смирились с обстоятельствами, которые нисколько не повлияли на их нежные чувства друг к другу.

Первая жена могла бы родить Лещенко наследников, но в то время он был всецело увлечен творчеством. Желания становиться отцом у артиста не было.

Ходят слухи, что у знаменитости могло бы быть трое детей от Аллы Абдаловой — сын и двое близнецов.

Зато во втором браке Лев Валерьяновича был готов к рождению ребенка, но судьба распорядилась иначе. Ирина страдала бесплодием, медицина в то время не могла помочь женщине решить эту проблему. В арсенале врачей не было технологий, которые существуют сейчас. Паре оставалось только взять приемного ребенка, но супруги отвергли этот вариант. Слишком много было неудачных примеров усыновления у их знакомых.


С супругой

Не каждый способен вырастить чужого малыша — так решили Лев Валерьянович и его жена.

Не захотели они обращаться и к помощи суррогатного материнства, поэтому и остались бездетными.

Анастасия Вертинская: «Ну что стоите, как обосравшийся отряд?!»




Анастасия Вертинская: «Ну что стоите, как обосравшийся отряд?!»

Неповторимой Анастасии Вертинской — замечательной актрисе, красавице, дочке легендарного шансонье Александра Вертинского 19 декабря исполнилось 79 лет!




На съемочную площадку она впервые попала в 15 лет, и первая же роль принесла ей невероятный успех – это была Ассоль в фильме «Алые паруса», который только в первый год проката посмотрели 23 млн зрителей. Через год она получила главную роль в фильме «Человек-амфибия», и эта картина стала лидером проката в 1962 г. Именно в роли Гуттиэре Анастасия Вертинская запомнилась и полюбилась миллионам советских зрителей, хотя сама актриса позже называла эту работу банальной и нелепой. После роли Офелии в «Гамлете» ее стали называть «Вивьен Ли советского экрана».

Затем были работы в фильмах «Овод», «Война и мир», «Безымянная звезда», «Кража» в замечательном дуэте с Иннокентием Смоктуновским и др. Возможно, работ не так много, но все они достойны того, чтобы навсегда запомнить эту замечательную актрису, талантливую, необычайно красивую, воплощение пленительной женственности и обаяния — настоящую инопланетянку, у которой в глазах отражаются целые галактики свободы и таланта.



Анастасия Вертинская в фильме *Алые паруса*, 1961 | Фото: biography-life.ru



Кадр из фильма *Человек-амфибия*, 1961 | Фото: liveinternet.ru



Кадр из фильма «Безымянная звезда»(1979 г.)


Кадр из фильма «Кража», (1982 г.)

Вот несколько историй от замечательной актрисы: о знаменитом отце, о ней самой и о работе в кино.

Про легкомысленную маму

В детстве у меня было такое хулиганство — таскала у папы из кармана мелочь. Просто ради риска. Папа, конечно, об этом знал. И как-то за обедом спрашивает, по обыкновению грассируя: «Какая-то воговка вчера ук-х-ала у меня деньги. Вы не знаете, кто это?» Глядя чистыми голубыми детскими глазами, я говорила, нет. Он спрашивал: может, тебе дать денег? Я — нет. И продолжала воровать. У него хватало мудрости не делать из этой странной детской игры какой-то криминальный случай.

Порола нас в основном мама. При папе пороть нас было нельзя — он хватался за валидол, убегал, а мы прятались под полами его домашнего халата. И вот он стоял такой худой, но книзу расширяющийся, и когда мама влетала с линейкой — она порола нас линейкой — и спрашивала: «Саша, где дети?» — он не мог ей соврать, тихо говорил: «Лилечка» и опускал глаза вниз. Когда я потом спросила маму, чего она нас так порола, она ответила: «я же художница, добивалась на ваших задницах розового цвета».

Эта мамина легкомысленность была невероятно притягательна для папы. Как-то, еще когда он за ней ухаживал в Китае, написал ей трагическое письмо, что плывя на корабле в Циндау, они попали в тайфун. «Я был на волоске от смерти, но в эту секунду я думал о вас, о том, как вы мне дороги, как я люблю…»

Следующее его письмо маме было уже раздраженное: «Какая же вы все-таки странная, я вам пишу, что меня чуть не погубил тайфун, а вы мне пишете «какая прелесть, я обожаю тайфуны».

Он видел много женщин, судя по всему, но вот это существо, моя мама, привела его в Россию и создала ему семью.

Коверный случай

Папа давал много благотворительных концертов — тогда они назывались шефскими. Однажды ему сказали, что директриса в моей школе на деньги, собранные им для осиротевших детей, купила ковер. Это было при мне.

Он, побледнел, встал, накинул пальто и пошел своими большими шагами в школу. Она была на Пушкинской улице — теперь это Большая Дмитровка, а квартира наша была у Елисеевского гастронома. Он шел, шарф развевался, он хватал валидол, мы бежали за ним, думая, что сейчас произойдет что-то невероятное. Взошел на второй этаж школы, распахнул дверь и увидел этот ковер.

Дальше мы остались за закрытой дверью и ничего уже не слышали. Но директрисе пришлось этот ковер продать и вернуть деньги по назначению. Для него этот коверный случай был невероятным шоком.

Кот Клофердон

Папа потрясающе рассказывал сказки. Например, у него был бесконечный сериал про кота Клофердона. Окна нашей квартиры выходили (и сейчас выходят) на крышу Елисеевского гастронома, где и работал Клофердон в мясном отделе. У него была тяжелая биография. Он проворовался, сидел, вышел из тюрьмы, его трудоустроили в соседний гастроном, взяли на поруки в молочном отделе, и он едва удерживался от того, чтобы не съесть всю сметану. И у него была любовь — ее звали Фаншетта. Ночью они встречались на крыше. И мы с сестрой, когда все засыпали, долго смотрели из окна на крышу — и вот силой нашей возбужденной фантазии Клофердон возникал на крыше, и утром мы рассказывали папе продолжение…

Бандитки

У нас с сестрой были две бонны. Мы чинно гуляли с ними поочередно в Пушкинском сквере и были воспитанными барышнями. Но однажды, внимательно глядя на нас за обедом, папа сказал маме: «У меня такое впечатление, что мы воспитываем наших двух сте-е-гв не как советских гражданок». Это была роковая фраза, потому что нас отослали в пионерский лагерь. У нас с Марианной было два чемодана — немецкие, из светлой кожи. Туда нам положили гамаши, рейтузы, боты, платья, фуфаечки… Я ничего не помню в этом лагере, кроме страшного чувства голода и странной неловкости, когда на линейке пели «взвейтесь кострами синие ночи, мы пионеры дети рабочих».

Как было бы хорошо, думала я, если бы мой папа писал такие песни, вместо песен про каких-то балерин, клоунов, пахнувших псиной, рафинированных женщин… Вот написал бы эту, про детей рабочих, я была бы горда…

Когда мы приехали обратно, у нас был один фибровый чемодан на двоих, и там было два предмета. Марианне принадлежала голубая застиранная майка, на которой было вышито «Коля К», а мне — черные сатиновые шаровары с надписью «второй отряд».

Мы ввалились в дом, шмыгая носом, ругаясь матом, а перед нами в шеренгу папа в праздничном костюме и бабочке, мама, две бонны, бабушка с пирогами. Не поздоровавшись, не поцеловавшись, мы сказали: «Ну че стоите? Как обосравшийся отряд! Жрать давайте». Потом прошли на кухню, открыли крышку кастрюли и руками съели полкастрюли котлет.

Папа, как глава этого… отряда, тихо прошел в кабинет и стыдливо закрыл за собой дверь, долго не выходил, потом впустил туда маму, и мы слышали мамины всхлипывания и папины строгие бормотания. Но было поздно. Советская власть вошла в нас с сестрой с полной неотвратимостью. Мы стали полными бандитками. И мы чесались. Бабушка обнаружила вшей. Нас замотали в керосиновые полотенца, но лагерные вши были на редкость живучи. Тогда нас обрили налысо и волосы сожгли. Вшей вывели, но мы остались неуправляемыми оторвами. Когда нам купили велосипед, мы на даче ездили, держась за борт грузовика, без рук. Когда папе об этом доложили, у него чуть не случился сердечный приступ. Нас невозможно было остановить. Так на нас подействовал лагерь.

В 1957 году папы не стало. Он умер в Ленинграде, после концерта в Доме ветеранов. Мы стали одинокими, очень тяжело переживали его смерть, и жизнь наша потекла по другому руслу.

Ты же девочка

Как-то режиссер Птушко позвонил маме и сказал: Лиля, у тебя две дочки — 15 и 16 лет, а я ищу актрису на роль Ассоль. Может, приведешь какую-нибудь из них на пробы? Мама сказала, нет-нет, никаких проб, Александр не хотел, чтобы они были актрисами. Но Птушко уговорил. И мама повела меня. А я в 15 была очень спортивным подростком, носила треники, играла в баскетбольной команде и была коротко стрижена. Птушко, как только увидел меня, сказал «ой, нет-нет-нет. Нет ли у тебя, Лиля, какой-нибудь другой дочери? Получше?» Мама сказала, есть, но та совсем плохая.

Пока то, да се, гримерша посмотрела на меня и с жалостью сказала: «Давай платьице наденем, ты же девочка. Волосики причешем». На меня надели светлое нежное платье, наклеили реснички, и Птушко был изумлен. Меня утвердили. А поскольку я была не актриса, то решили дать мне учительницу, которая бы репетировала со мной роль. Это была Серафима Германовна Бирман, характерная актриса старого кинематографа. Огромного роста, со специфическим бирмановским голосом. Маленькие глазки-буравчики и седина, стриженая под горшок. И она показывала мне Ассоль. Повязав платок, став похожей на Бабу Ягу, она брала эмалированное ведро и, приложив руку козырьком ко лбу, показывала мне встречу Ассоль с Греем. Огромная Серафима стояла и всматривалась — и меня всю колошматило.

Наконец ее маленькие глазки вспыхивали сумасшедшим светом, она вскидывала руку и громко кричала зычным голосом: «я здесь, Грэ-э-й!». И огромными прыжками бежала навстречу воображаемому Грею, громыхая ведром, срывая платок с головы и тряся седыми волосами.

И я, глядя на нее, понимала, что таких вершин мастерства никогда не достигну. Серафима была критична и неумолима. И лишь когда я уже сыграла Офелию, она позвонила маме и сказала: «Лиля, кажется, я могу вас обрадовать. Кажется, она не полная бэздарь».

Амфибия пришла!

Снимали мы «Человека-амфибию» под Севастополем, в Голубой бухте. Оператор все время придирался — то вода зацвела, то отцвела, казалось, что это никогда не кончится. Я думала, что это будет самая скучная картина.

Поэтому ее успех в итоге я принимала за какое-то всеобщее сумасшествие. Приходили тонны писем, почтальон стучала в дверь ногой, оставляла на полу огромную кипу и злобно уходила. Когда выходила из дома, внизу меня ждала непременная группа ихтиандров. Тогда у нас не было телохранителей и бронированных лимузинов. Мы были доступны всякому.

Бабушка строго сказала, что ничего в нашей жизни не изменится, и я как ходила в елисеевский гастроном за хлебом и молоком, так и продолжала — уговаривать бабушку было бесполезно.

Я надевала платок, очки, но меня узнавали мгновенно. Лю-ю-юба, кричали из колбасного отдела, иди сюда, Амфибия пришла! Ты автограф хотела у ей взять, помнишь?! Из колбасного бежали, и я писала автографы на бумажках, на чеках, на паспортах, руках и колбасе… В купе ко мне приходили женихи, чтобы выпить как следует.

Это была постоянная мука, она называлась славой. Единственное, что она мне принесла, — страшная боязнь толпы. Я ее боюсь по сей день. В очень общественных местах у меня начинается озноб, и мне кажется, что сейчас опять выйдет какой-нибудь Ихтиандр.

Иголка в животе

Сразу после «Гамлета» меня пригласил Бондарчук — сыграть маленькую графиню Лизу в «Войне и мире». Я долго отказывалась, потому что, как вы знаете, княгиня Лиза умирает родами. Я была не готова к этому процессу — у меня еще не родился любимый сын Степан, и я сказала, что не знаю, не умею и не понимаю, что надо делать. Но Бондарчук был очень уперт: «Не волнуйся, Настя. Не страшно, что ты еще не рожала. Я тебя научу».

Пришла на репетицию, на меня надели ватный живот на бретельках — теплый такой, и он мне сказал: «Ты часа два погуляй по Мосфильму, а потом приходи. Но старайся вести себя так, чтобы никто не заподозрил, что это не настоящий живот». И я пошла. Сначала осторожно, держась за стенки. Люди останавливались: тебе не плохо? Не-не-не, у меня все нормально, говорила я. Потом осмелела, пришла в буфет, мне уступили очередь, взяла еду, мне принесли еще — сказали, ешьте-ешьте, вам надо.

Потом встретила приятельницу, она долго тянула: «а-а-а, а от кого?». Да, Андрей, говорю (по роли-то муж у меня — князь Андрей). «Ой, че-то я не помню, чтобы у тебя был Андрей. А что так сразу?» — «Да как-то так получилось». — «А скоро?» — «Да. Скоро-скоро», говорю. И какие только слухи не поползли обо мне и о каком-то Андрее по городу! Когда я пришла к Бондарчуку, он внимательно посмотрел — а у него были пронзительные глаза — и сказал: «Так, хорошо, хорошо, ты уже, по-моему, готова».

И вот сцена с княжной Марьей, дурные предчувствия, что что-то случилось с князем Андреем, а он о ту пору ранен. Мне Бондарчук для этого эпизода дал пяльцы, я вышиваю такой большой иголкой, нервничаю, что там с животом и что с князем, Бондарчук доволен. Замечательно, говорит, тебе на пользу пошло, что ты два часа вживалась в образ. Сейчас отдохнем пару минут и доснимем. Я расслабилась, пяльцы отложила, сижу… он входит, смотри на меня и вдруг: «Фу-у-у! Настя! Ну что ты! Два часа я тебя приучал, ты вышивала-вышивала, а иголку в живот воткнула».

«Содержанка тоже человек»

«Безымянную звезду» мы с Козаковым снимали быстро и легко. А потом картину положили на полку. Меня вызвал к себе на ковер директор Объединения – уж не буду сейчас называть его имя, бог с ним – и сказал: «Что ж ты, Анастасечка, играешь эту б…, в жизни-то ты нормальная! Волосики у тебя прямые, а там чего ты кудерями-то завилась? Я ему: «вообще-то я не б… играю, а содержанку. Содержанка тоже человек. Да она легкомысленная чуть-чуть, но она не знает жизни, она живет в золотой клетке». Но объяснить ничего не удалось – у директора не было содержанок по жизни, одни только б… «Это не годится, — сказал он с угрозой, — ты давай-ка подумай о своей жизни дальше». Но потом картина вышла поздно ночью по нашему телевидению. Таких ролей больше мне не попадалось – там есть и драма, и комедия, и лирика, и характер.

Бабушка

Теперь моя любимая роль — бабушки. У меня есть три внука от сына Степана. Старшая Александра — ей 21 год, она учится в университете на историческом факультете — отделении истории искусств. Отличница. Средний внук Вася, не очень хорошо учится, но он любимый внук. И Петя — младший.

Была история, как мы привели Петю на причастие. Со стороны видим, как батюшка что-то спрашивает у Пети, и Петины плечи в ответ поднимаются, потом снова спрашивает и снова поднимаются, а потом на всю церковь слышим Петин голос: «Ну не знаю, может, я какавы много пил?». Единственный грех, который он нашел. Степан рассердился и говорит: так, в субботу оба сядете и запишете все свои грехи на бумаге. Вася исписал весь лист с обеих сторон: с братом подрался, маме нагрубил, двоек наполучал, кота пнул. А Петя сидит напротив него, грызет огурец, мотает шкуркой и канючит: ма-а, ну какие грехи, ну что мне писать? Мы ему: Петя, это твои грехи, пиши то, что ты считаешь грехом. Петя опять тянет. Тогда Вася встрепенулся и говорит: «О! Пиши: издевался над огурцом». Надо сказать, что Степан тоже отправил их в лагерь — только в православный, «Вифлеемская звезда». Так они на второй день оттуда пишут: ну пришлите хоть что-нибудь, хотя бы доширак. А потом директор «Вифлеемской звезды», увидев, что Петя сорвал с дерева листочек, пригрозил: что ты делаешь! А если я тебе ноги из жопы вырву?

После этого мои внуки тоже больше не ездят в лагерь.

«Двадцать дней без войны»: почему актёры жили в поезде и как киногруппа разрушила старинный замок




«Двадцать дней без войны»: почему актёры жили в поезде и как киногруппа разрушила старинный замок

25 апреля 1977 года на экраны вышла картина Алексея Германа «Двадцать дней без войны». Идея фильма принадлежала Константину Симонову — он написал сценарий на основе собственной повести из цикла «Из записок Лопатина» и сам обратился к молодому и дерзкому режиссёру — автору скандальной «Проверки на дорогах» — с предложением об экранизации. Перед съёмками Алексей Герман часами напролёт изучал фронтовые архивы Симонова, уделяя внимание каждой записи, которые писатель надиктовывал машинисткам.

На роль военного журналиста Лопатина претендовало сразу несколько ярких актёров — Василий Шукшин, Анатолий Солоницын, Николай Волков. Однако режиссёр видел в этом образе только Юрия Никулина. Сам актёр поначалу категорически отказался от роли — считал себя слишком старым, да к тому же совершенно другим по темпераменту. Герману с трудом удалось уговорить его приехать на пробы и отыграть несколько эпизодов. Худсовету кандидатура Никулина не понравилась с самого начала, однако решающим оказалось слово Константина Симонова — писатель заявил, что в своей голове представлял Лопатина именно таким, так что комиссии пришлось сдаться.


Уже в процессе съёмок к Никулину вновь возникли претензии. Начальники от кино посчитали, что Лопатин выходит обыкновенным алкоголиком и порочит образ советского журналиста. Никулина потребовали снять с роли, а режиссёру пригрозили, что «вобьют ему в спину осиновый кол и он больше никогда не сможет работать в искусстве». Спасло ситуацию лишь очередное заступничество Симонова, который был членом ЦК и сумел отстоять своих кандидатов.


На роль костюмера Нины пробовались многие знаменитые актрисы. Герман видел в этом образе Аллу Демидову, но Симонов такой выбор не поддержал —слишком сильно актриса напоминала его бывшую жену Валентину Серову, которая была прототипом героини и совсем недавно ушла из жизни. Среди прочих претенденток оказались Алиса Фрейндлих, Лариса Малеванная и Зинаида Славина, но кинематографисты остановились на кандидатуре Людмилы Гурченко, которая впечатлила Алексея Германа в фильме «Рабочий посёлок». Теплые отношения между актрисой и режиссёром сложились не сразу — поначалу Герман считал, что Гурченко переигрывает, а та в свою очередь предъявляла претензии к тяжёлым бытовым условиям на съёмках. Однако актриса всегда прислушивалась к замечаниям режиссёра и в результате смогла блестяще вжиться в образ.


Изначально Герман планировал утвердить Василия Шукшина на роль капитана Строганова, но незадолго до съёмок актёр скоропостижно скончался. Следующий кандидат Ролан Быков не захотел ехать на съёмки в Среднюю Азию ради одного эпизода. Тогда в картину утвердили успешно прошедшего пробы Алексея Петренко.



Съёмки фильма проходили в Ташкенте. Чтобы актёры максимально прочувствовали атмосферу войны, режиссёр поселил всю киногруппы в вагонах санитарного поезда. О нелёгкой фронтовой жизни состава напоминали выбитые стёкла. По ночам в купе гуляли сквозняки, актёры мёрзли до дрожи и за глаза ругали режиссёра, но впоследствии все признали гений Германа и необходимость таких жертв, ради достоверности на экране.


Во время съёмок члены киногруппы оказалась виновниками серьёзного акта вандализма. Некоторые эпизоды снимались на территории замка Рагнит в Немане, который был построен ещё в 15 веке и входил в список объектов культурного наследия. По сценарию замок нужно было подорвать — специалисты «Ленфильма» подготовили необходимое оборудование и произвели взрыв, который пролился не больше десяти секунд. Однако этого оказалось достаточно, чтобы рухнула одна из внутренних стен замка, что впоследствии способствовало разрушению всей конструкции. Спустя год на руинах крепости снимали картину «Солдат и слон». А сегодня ведётся реставрация замка — планируется восстановить разрушенную стену и построить на территории крепости мультимедийный центр.

Как снимали фильм «Собачье сердце»: кадры со съемок и 17 интересных фактов о фильме





Как снимали фильм «Собачье сердце»: кадры со съемок и 17 интересных фактов о фильме

Фильм «Собачье сердце» (1988), снятый по повести Михаила Булгакова, стал настоящим хитом среди зрителей, хотя изначально он был буквально разнесен в пух и прах. Лично я впервые посмотрел данную ленту примерно в возрасте 14 лет, когда мы проходили Булгакова в школе. И стоит отметить, что фильм мне настолько понравился, что я тут же сел читать оригинал.



И сегодня я хотел бы рассказать о том, как снимали фильм «Собачье сердце», а также показать вам интересные кадры со съемок этого шедевра.

1. Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце», выпущенная в 1925 году, была запрещена к публикации в СССР. Лишь в 1987 году она была напечатана в журнале «Знамя». Именно после выхода повести в журнале на киностудии «Ленфильм» решили взяться за ее экранизацию.

2. В качестве режиссера был выбран Владимир Бортко. Но тот не горел особым желанием снимать данную картину. Причиной тому стало то, что он не читал оригинального произведения.



Тогда Владимир Бортко решил ознакомиться с повестью, которую ему поручили экранизировать. И повесть его настолько сильно затянула, что он просто не мог остановиться. Ну а после того ,как он полностью прочел «Собачье сердце», он решил, что просто обязан снять фильм по данной книге.

Причем, именно режиссер решил, что фильм должен быть в сепии, чтобы соответствовать фильмам 20-х годов. Его идею тут же поддержали.

3. Сегодня уже трудно представить кого-либо в роли профессора Преображенского кроме Евгения Евстигнеева, но на эту роль пробовалось огромное количество артистов, среди которых были Леонид Броневой, Юрий Яковлев, Михаил Ульянов и др.

Но Владимир Бортко решил, что эту роль должен непременно сыграть именно Евгений Евстигнеев. Правда, сам актер не горел желанием сниматься в этом фильме. Тогда Бортко отправился домой к Евстигнееву, чтобы уговорить его сняться в фильме, приводя множество аргументов.


И вот благодаря аргументам Бортко, а также уговорам родных и близких актера, Евгений Евстигнеев стался и согласился на эту роль, несмотря на то, что сам он не читал оригинального произведения.

И в итоге данная роль даже помогла актеру снова полюбить жизнь и выйти из депрессию, в которую он вошел после ссоры с Олегом Ефремовым.

4. На роль доктора Борменталя также пробовались многие актеры, среди которых Алексей Жарков, Владимир Симонов и др. Но в итоге роль досталась актеру Театра Советской армии Борису Плотникову.



Вот только была одна маленькая проблема. Режиссер сказал, что для того, чтобы сыграть доктора Борменталя, Плотников должен пройти начальные курсы практической медицины. И все бы ничего, но сам Плотников до ужаса боялся вида крови. Тем не менее, ради роли он смог себя пересилить.



5. Дольше всех искали актера на роль Полиграфа Шарикова. На эту роль также пробовалось огромное количество актеров, среди которых был Владимир Стеклов, Валерий Носик, Николай Караченцов и др.

Причем, администрация «Ленфильма» хотела видеть в роли Шарикова именно Николая Караченцова, но Бортко был резко против, так как образ столь симпатичного и известного актера никак не вязался с ролью очеловеченной собаки.



В итоге Бортко велел разослать письма различным театрам, чтобы те подобрали им фотографии самых их некрасивых актеров. Стоит отметить, что фотографий прислали очень много, но режиссера больше всего заинтересовала фотография никому неизвестного актера из театра Алма-Аты Владимира Толоконникова.



И когда Бортко пообщался с Толоконниковым вживую, то он сразу понял, что перед ним стоит тот самый Шариков, которого они так долго искали.

Но когда съемки уже шли полным ходом, Бортко вызвали «на ковер» в дирекцию киностудию с требованием заменить никому неизвестного Толоконникова на более известного актера. Но режиссер поставил ультиматум, что если не будет Толоконникова, то он вообще не будет снимать фильм. В итоге, студийным боссам администрации киностудии пришлось согласиться с режиссером.

Правда, как признавался позже сам Бортко, он блефовал, так как понимал, что машина уже запущена, а в фильм вложены деньги, поэтому и поиск нового режиссера будет для студии большой проблемой Но главное, что это сработало..

6. Небольшая роль Шарикова в переходной стадии досталась актеру-карлику Михаилу Штейну, хотя многие почему-то думали, что эту роль исполнил другой низкорослый актер Владимир Федоров.



7. Ну а что касается самого пса Шарика, то его роль сыграла не абы какая собака, а самый настоящий милицейский пес по кличке Карай, который успел отличиться участием в почти 40 задержаниях.


Пса приводила на съемочную площадку его хозяйка Елена Никифорова, после чего пес был предоставлен членам съемочной группы. Режиссер говорил о псе как о настоящем актере, который прекрасно выполнял все команды. Но все же была в нем и доля привередливости. Если сцену не получалось снять со второго дубля, то уговорить пса на еще один дубль было уже довольно сложно.



А еще пес был настолько добродушным, что отказывался бегать за кошками и кусать доктора Борменталя. Для того, чтобы снять эти сцены, пришлось очень постараться.

К сожалению, пес Карай умер спустя всего два года после выхода фильма «Собачье сердце». Причиной смерти стало отравление.

8. Когда начались съемки, Бортко был недоволен тем как играет Евгений Евстигнеев. По его словам, его Преображенский больше напоминал профессора Плейшнера, тогда как должен быть похож скорее на Менделеева, на что актер даже немного обиделся. Но все же он послушал режиссера и изменил манеру поведения и походку своего Преображенского.

9. Чтобы создать метель на улице, применялись довольно шумные приборы с авиационными двигателями.

10. Евгений Евстегнеев всегда имел при себе бутылочку коньяка, и периодически опрокидывал рюмашечку. Все об этом прекрасно знали, но никто не делал ему замечаний, так как работе это не мешало.


Но некоторое время спустя все стали замечать, что актер стал увеличивать дозы потребляемого алкоголя, и даже периодически приходил на съемки уже в поддатом состоянии.

Но в один из дней актер и вовсе не явился на съемочную площадку после перерыва. Его начали искать и в итоге нашли. Евстигнеев тихо и мирно спал в одной из комнат. И когда его начали будить, оказалось, что он пьян в стельку.


Съемки были приостановлены, а на следующий день у Бортко состоялся серьезный разговор с Евстигнеевым. Детали данного разговора умалчиваются, но с тех пор актер больше не позволял себе употреблять алкоголь во время съемок.

11. По признанию Владимира Толоконникова, ему было жутко неудобно находиться в гриме, так как практически все его лицо было обклеено. Особенно тяжело было снимать грим после окончания съемок, так как это был весьма болезненный процесс. Тем не менее, он стойко выдержал съемки в таком гриме, и сегодня вспоминает о данной картине как об одном из лучших моментов в своей жизни.



12. Во время съемки сцены, когда Шариков случайно разбивает стекло в буфете, актер сильно поранился, из-за чего пришлось вызывать скорую помощь, а съемки и вовсе приостанавливать.



13. В сцене потопа в квартире Владимиру Толоконникову и Нине Руслановой пришлось изрядно промочить ноги. А вот Евгений Евстигнеев вообще не промок, так как передвигался по водной поверхности с помощью стула.



Даже после команды «Стоп! Снято!» второй режиссер выносил актера из затопленной комнаты верхом на себе, чтобы тот не заболел.

14. Владимир Бортко хотел, чтобы Вяземская (подчиненная Швондера) была в фильме с короткими волосами, поэтому он предложил актрисе Наталье Фоменко коротко подстричься. Но она отказалась, так как у нее намечались гастроли в США. Тогда ей нацепили короткий парик и скрыли все это дело кепкой.



15. Несмотря на то, что действия фильма происходят в Москве, сама картина целиком и полностью снималась в Ленинграде. А нужные полуразрушенные локации и вовсе оказались рядом с Невским проспектом.

16. Кстати, в одном из эпизодов фильма, когда толпа стояла возле дома Преображенского, снялся сам режиссер Владимир Бортко.



17. После премьеры в ноябре 1988 года фильм был буквально разгромлен критиками. Многие из них желали, чтобы Бортко больше в принципе ничего не снимал, а некоторые и вовсе писали про необходимость физической расправы за такой фильм.

Владимир Толоконников очень серьезно воспринял такую критику, из-за чего сильно расстроился. Но режиссер его успокоил, сказав, что они все сняли так как надо, и что со временем этот фильм еще себя покажут. И ведь он оказался прав. Фильм действительно стал хитом.




Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab