пятница, 22 августа 2025 г.

Cтo paз o coжaлeнии: кaк peшeниe cынa измeнилo их жизнь


Cтo paз o coжaлeнии: кaк peшeниe cынa измeнилo их жизнь

Ян Семёнович и Людмила Ивановна не раз пожалели, что поддались уговорам сына и продали свой дом… Пусть жилось там небогато, но это был их угол, где они чувствовали себя хозяевами. А тут? Они боялись лишний раз выйти из комнаты, чтобы не разозлить невестку Алину. Та раздражалась на всё — на то, как они шаркали тапками, как пили чай, как ели.

Единственный, кому они были дороги в этой квартире — внук Артём. Высокий, статный парень, он души не чаял в своих стариках. Если мать повышала голос при нём, он тут же вставал на их защиту. А вот сын Игорь… То ли боялся жены, то ли просто плевать хотел, но никогда не заступался за родителей.

Артём даже ужинал с бабушкой и дедом. Вот только дома бывал редко — проходил практику и жил в общаге рядом с работой. Приезжал лишь по выходным. Старики ждали этих дней как праздника.

И вот уже Новый год на пороге. Артём заскочил рано утром, чтобы поздравить всех. Вошёл в комнату к бабушке с дедом, достал подарки — тёплые шерстяные носки и варежки. Знал, что они вечно мёрзнут. Деду — простые, бабушке — с вышивкой. Людмила Ивановна прижала варежки к щеке и расплакалась.

— Бабуль, что ты? Не понравилось?

— Что ты, родной! Лучшего подарка у меня и не было.

Она обняла внука, а он, как в детстве, поцеловал её ладони. Они всегда пахли то яблоками, то пирогами, а главное — теплом и заботой.

— Ладно, держитесь тут без меня пару дней. С ребятами погуляю, потом вернусь.

— Хорошо, родной, — кивнула бабушка.

Артём ушёл. Старики остались в комнате. Через час услышали, как Алина орёт на мужа: «Гости придут, а тут старики! Куда их девать? Стыдно перед людьми! Да и где гостей потом разместишь?» Игорь пробурчал что-то в ответ, но жена даже слушать не стала.

Людмила и Ян сидели тише воды, боялись даже чайник поставить. Он достал из тумбочки заветные вафли, поделился с женой. Сидели у окна, молча жевали. В глазах Людмилы дрожали слёзы. Как же больно — дожить до того, что ты никому не нужен…

Вечерело. В комнату вошёл Игорь.

— Дело такое… Гости скоро, вам надо куда-то уйти. Сами понимаете — с вами не праздник.

— Сынок, а куда мы пойдём? — спросила мать. — Здесь никого не знаем.

— Ну не знаю… Соседка вас в деревне звала — может, туда?

— Да как? Автобусы уже не ходят, да и где она теперь…

— В общем, у вас час на сборы.

Он вышел. Людмила и Ян переглянулись, сдерживая слёзы. Собрали вещи — и варежки внука пригодились. Вышли на улицу. Уже смеркалось, народ спешил по делам.

Людмила взяла мужа под руку, и они побрели в парк. По дороге зашли в кафе, выпили чаю с бутербродами — ведь целый день ничего не ели. Сидели там почти час, не решаясь выйти на холод. Но в конце концов пошли.

В парке была беседка. Решили переждать там. Сели, прижавшись друг к другу. Людмила разглядывала варежки на руках. Ян вздохнул:

— Хоть внук у нас с добрым сердцем, не в пример его родителям.

— Да… Обещали ему продержаться — не смогли.

Шёл снег, в окнах зажигались гирлянды. Люди готовились к празднику. Вдруг у их ног заскулил пёс — весёлый спаниель. Запрыгнул бабушке на колени.

— Ты чей, дружок? Потерялся?

Издалека донёсся голос:

— Граф! Где ты? Домой пора!

Девушка подошла к беседке. Увидела стариков, собаку на коленях у женщины. Взгляд её смягчился.

— Извините, он добряк, никого не обидит… Вы давно тут сидите?

— Давно, доченька…

— А почему не домой? Скоро Новый год, на улице холодно.

Старики молчали.

— Вам некуда идти?

Они опустили глаза.

— Так… — Она замерла на мгновение. — Ладно, разговор продолжим в тепле. Я в лёгком, уже замёрзла. И вы, наверное, тоже. Вставайте, пойдёмте ко мне.

— Зачем тебе лишние хлопоты? Мы как-нибудь…

— Нет уж! Мы с Графом живём одни, места хватит. Пойдёмте, а то праздник пропустим.

Они переглянулись, поднялись. Даже в тёплых носках ноги одеревенели. Шли медленно, пёс крутился рядом, радостно виляя хвостом.

Дома было тепло, пахло пирогами. Ёлка сверкала огнями. Даша — так звали девушку — накрыла стол. Всю ночь они сидели, разговаривали. Людмила рассказала, как оказались в беседке. Даша чуть не расплакалась:

— Как можно своих родителей на улицу выгонять?!

Утром она не отпустила их. Оставила пожить. Ей было с ними хорошо — будто родные вернулись.

А тем временем Артём вернулся, заглянул в комнату к бабушке с дедом — пусто. Постель не тронута.

— Мама, где они?

— Ушли.

— Куда?!

— 31-го попросили выйти — гости были.

Артём схватил куртку, выбежал на улицу. Два часа искал, спрашивал прохожих. Отчаяние накрывало.

И вдруг увидел девушку с собакой. На её руках — бабушкины варежки.

— Простите, откуда они у вас?

— А что?

— Я такие же бабуле подарил! А теперь её и деда нет…

— Вы Артём?

Она улыбнулась.

— Пойдёмте со мной.

По дороге Даша рассказала, как нашла их в парке. Как оставила у себя.

Дома пахло блинами.

— Обожаю этот запах, — прошептал Артём.

Даша зашла на кухню:

— Смотрите, кого мы нашли!

Людмила бросилась к внуку. Потом все сели за стол. Артём извинялся за родителей. Даша уговорила оставить стариков у неё.

Так в её квартире, где раньше жили только она и Граф, стало шумно, тепло и уютно. Пёс теперь выбирал, у кого спать.

А Артём и Даша… Это уже другая история.

Главное — доброта. Иногда стоит просто улыбнуться. Спросить: «Что случилось?» Сделать что-то хороИ с тех пор в этом доме всегда звучал смех, пахло пирогами, а Лорд так и не выбрал, у кого из своих новых хозяев уютнее.

Их oбoжaл Бpeжнeв, нo пoгубилo кoe-чтo cтpaшнoe: пoчeму pacпaлcя дуэт Вepoники Мaвpикиeвны и Aвдoтьи Никитичны


Их oбoжaл Бpeжнeв, нo пoгубилo кoe-чтo cтpaшнoe: пoчeму pacпaлcя дуэт Вepoники Мaвpикиeвны и Aвдoтьи Никитичны

Эти две «бабушки» в платочках пользовались невероятной популярностью в Советском Союзе. Прекрасный дуэт Вадима Тонкова и Бориса Владимирова развлекал зрителей непревзойдённым образом двух старушек, которых звали Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична. Они собирали огромные стадионы, а на их концерты невозможно было достать билеты. Их любил смотреть и сам Леонид Ильич Брежнев.

К сожалению, дуэт распался через одиннадцать лет своего существования, все еще оставаясь на пике славы. И виноват в этом оказался алкоголь…

Для них писали лучшие юмористы СССР

Впервые Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична появились на экране в телевизионной передаче «Терем-теремок. Сказка для взрослых» в 1971 году и практически мгновенно завоевали любовь зрителей. По сюжету, две бабушки привели своих внучат на ёлку, а сами стали судачить на разные темы.

В редакцию передачи приходили требующих писем от телезрителей, требующих все новых выступлений.

Старушки в платочках появлялись в «Голубом огоньке», на юмористических программах, в сборных и праздничных концертах.


Их номера были ужасно смешными, ведь миниатюры для «бабушек» писали лучшие писатели-юмористы Советского Союза: Аркадий Арканов, Григорий Горин, Аркадий Хайт, Александр Ширвиндт… Артисты ездили на гастроли, ухитряясь давать по 5-6 концертов за один день.


Секрет успеха

Под старушечьими платочками и мешковатыми платьями скрывались артисты эстрады Вадим Тонков и Борис Владимиров. Их дуэт был построен на контрастах.

Владимиров преображался на сцене в прямодушную, грубую, ехидную старуху с сильно выпяченной нижней челюстью, шамкающую и облизывающуюся.

Бойкая и нагловатая старуха Владимирова постоянно задевает и высмеивает утончённую до гротеска, интеллигентную и сюсюкающую бабульку Тонкова.

Авдотья Никитична смеётся резким скрипучим смехом, а Вероника Маврикиевна подыгрывает ей, неизменно оставаясь в проигрыше.

Оба артиста выступали в платочках и очках в толстой роговой оправе. Кроме того, Тонков надевал под платок нелепую шляпку и парик.


Один носил фото, другой смеялся

Артисты так мастерски меняли свою внешность, что, снимая платочки и очки, становились «невидимками»: их никто не узнавал.

Из-за этого Владимиров в паспорте на всякий случай носил свое фото в образе, а Тонков – демонстрировал смех своей героини. Его узнавали сразу же.


Бабушки обсуждали насущные и злободневные темы. Была в их миниатюрах социальная и политическая сатира. На удивление, многое им прощалось. Возможно, этому весьма способствовало то, что дуэт нравился Леониду Ильичу и его дочери Галине. Старушки часто выступали на «закрытых показах».


Такие разные на сцене и в жизни

Несмотря на долгую совместную работу, артисты так и не стали закадычными друзьями. Как и на сцене, в жизни актеры были слишком разные: Владимиров — экспрессивный и эмоциональный, часто даже взрывной, Тонков — хладнокровный и уравновешенный.

Тонков, как женился еще в студенческие годы, так и прожил с женой всю жизнь. Владимиров же был из числа тех мужчин, о которых говорят: «Не пропускает ни одной юбки». Особенно это проявлялось в состоянии алкогольного опьянения. А выпивал актер много и со вкусом.

По воспоминаниям знакомых, Владимиров частенько носил с собой специальный чемоданчик. В нем была бутылка водки, рюмки и закуска. В течение дня артист регулярно открывал саквояж, прикладываясь к бутылке.

К сожаления, главной причиной расставания двух талантливых актеров, судя по всему, и стало пристрастие «Авдотьи Никитичны» к алкоголю.

Владимиров начал срывать спектакли, что для Тонкова было недопустимо.

Маврикиевна осталась без подружки. Тонков пытался выступать с другими партнерами, но неудачно. Дуэт пробовал воссоединиться — но это продлилось недолго, артисты вновь расстались, и уже навсегда.


Наследие бабушек

Для Бориса Владимирова с дуэтом закончилась творческая биография, он перенес один за другим пять инфарктов, к этому добавилось тяжелое заболевание, и в 56 лет он умер.

В последний год жизни артист страдал от сильных болей, и только алкоголем ему удавалось слегка заглушить мучения.


Вадим Тонков прожил на 13 лет дольше. Он успел издать книгу «Маврикиевна — моя маска», выступал на радио, исполнял на концертах песни собственного сочинения, но такой популярности, как в образе «старушки», уже не имел.

Много лет спустя идею подхватили уже совсем другие артисты — Сергей Чванов и Игорь Касилов. Возникает эстрадный дуэт «Новые русские бабки». Те же платочки, те же очки, добавились только юбки и другие элементы женской одежды.

Однако, «Матрена» и «Цветочек» понравились далеко не всем, часто звучали обвинения зрителей в их адрес, в пошлости и низкопробных шутках.

Что ж, каждому времени — свой юмор.

«Нe жeнитecь, нe пopтьтe ceбe peпутaцию!»


«Нe жeнитecь, нe пopтьтe ceбe peпутaцию!»

Изящная красавица вихрем влетела в квартиру.

— Я вышла замуж! — заявила она с порога. На крошечной кухне все замерли.

— Опять? — насмешливо подняв бровь, уточнила женщина с острым тяжёлым взглядом. Она была ещё молода, но выглядела намного старше своего возраста — жизнь вдовы врага народа была несладкой.

Рахиль и сама несколько лет провела в лагерях — отказалась свидетельствовать против мужа и признавать его изменником родины. Михаила расстреляли в 1938 году, а через пару месяцев забрали и Рахиль вместе с грудным малышом на руках…

Двух старших детей четы Плисецких ждал детский дом, но их тетке по материнской линии, балерине Суламифь Мессерер, удалось забрать племянников к себе на воспитание.

Именно она познакомила маленькую Майю с танцевальным искусством, и та страстно влюбилась в пуанты в первую же секунду своего пребывания на сцене. Она была такой во всем — огненной, влюбчивой, способной воспылать страстью в один миг — и до самого конца.

Первый бурный роман Майи закончился трагически: ее партнёр по сцене Вячеслав Голубин, не смог справиться с одолевавшими его демонами и самостоятельно ушел из жизни. Балерина тяжело переживала потерю, но ее сердце не умело долго оставаться без любви, и Майя нашла ее в объятьях Мариса Лиепы.

Поговоривали, что Плисецкой двигал и холодный расчет — как дочь предателей родины она была невыездной, и только штамп в паспорте мог дать ей возможностью уехать на заграничные гастроли. Два преуспевающих артиста балета недолго готовились к супружеской жизни, а ещё меньше — ей наслаждались.


Сам Лиепа позже рассказывал, что брак их продлился в лучшем случае пару недель.

— Ещё в понедельник Майя рассказывала всем, какой я потрясающий, а в воскресенье — уже видеть меня не могла, — делился он со смехом.

Через три месяца они развелись официально. Мать Майи только мрачно усмехнулась — она предвидела крах их отношений уже в тот момент, когда дочь познакомила ее с избранником.

— Характер у тебя отвратительный! — повторяла она Майе. — Склочный, неуживчивый! Кого ты только себе найдешь?!

Балерина с ней не спорила: сама понимала, что далеко не подарок, слишком вспыльчивая и яркая — мужчины обычно таких не любят.

Главного мужчину в своей жизни Майя повстречала на творческом вечере у Лили Брик, которая обожала собирать у себя творческих юношей и девушек. Родион Щедрин уже тогда считался талантливым композитором, а Майя — кроме того, что бесподобно танцевала — ещё и изумительно пела.

Ещё до их встречи музыканту давали послушать ее «хореографическое пение», записанное на пластинку, и Родиона оно потрясло до глубины души. В своем воображении он рисовал себе неземную красавицу, с которой непременно желал познакомиться.


Однако то ли впечатлений в тот вечер и без того было немало, то ли внешность Майи композитора не впечатлила — любви с первого взгляда у них не вышло. Плисецкая вспоминала, что в ту встречу между ними проскочила некая искра, но она тут же исчезла, будто бы ее и не было. По-дружески молодые люди немного поговорили о музыке, а затем Родион подвёз балерину до дома на своей «Победе». На этом все могло закончиться, но на самом деле — только началось.

Через три года, за которые Плисецкая успела выйти замуж за Лиепу и так же стремительно с ним развестись, дороги Майи и Родиона пересеклись вновь.

Работая над «Коньком-Горбунком», Щедрин напросился к старой знакомой на репетицию, чтобы набраться вдохновения. Плисецкая встретила его в дверях, запыхавшаяся после танца, в невероятно обтягивающем черном трико. И вот тогда Родион пропал — раз и навсегда.


Тем же вечером он уговорил танцовщицу покататься с ним по ночной Москве, а после они вместе отправились на отдых в Сочи. Их роман развивался стремительно — Майя ничего не умела делать наполовину. Совсем скоро она поняла, что беременна.

Для 33-летней балерины рождение ребенка означало бескомпромиссное окончание карьеры, но Плисецкая не была готова так скоро расставаться со сценой.

— Тебе осталось танцевать всего два года, они ничего не значат! — умолял Родион, мечтавший о семье. Но Майя была непреклонна: для нее эти годы значили все. Рожать она не стала ни тогда, ни потом — так и не захотела. Щедрин, в конце концов, смирился с ее решением — слишком сильно он любил свою Майю.

Несмотря на то, что балерина отказалась от ребенка, брак ей все ещё был необходим. Кроме всех остальных проблем, к Плисецкой зачастили визитёры из КГБ, подозревавшие танцовщицу едва ли не в шпионаже. Только свадьба с порядочным мужчиной, не вызвавшем у властей подозрений, могла улучшить ее положение. Майя не стала хитрить и лукавить и поставила Родиона перед фактом:

— Нам непременно нужно пожениться!

Композитор вновь не спорил, хотя против этого союза рьяно выступала его мать, имевшая на него грандиозное влияние. Еврейка, из семьи предателей родины, разведенная, да ещё и на семь лет старше ее сына — не о такой невестке мечтала Конкордия Ивановна! Отговоривали Щедрина и люди куда более серьезные:

— Не смейте жениться на дочери врага народа, вы испортите себе репутацию! — предупреждали его в ЦК КПСС, но Родиону было все равно. Он был уверен в своем решении, и никто не мог сбить его с толку, а всем недовольным оставалось лишь смириться.


Брак, на удивление, оказался счастливым. Щедрин умел находить подход к своей импульсивной возлюбленной и улаживал все конфликты. Для Майи он писал восхитительную музыку, которая вдохновляла ее каждый день.

— Без мужа я ничего бы не добилась! — повторяла Плисецкая, подчеркивая его заслуги.

Впрочем, самого Родиона невероятная слава супруги на балетной сцене и не смущала — он чувствовал за любимую только гордость и не страдал от того, что был вынужден находиться в ее тени. Позже композитора упрекали, что собственную музыкальную карьеру он сделал лишь благодаря жене, но и на такую критику Щедрин отвечал улыбкой и пожатием плеч.

Супруги прожили вместе 57 лет, и за это время в их жизни было разное — не обошлось и без отношений на стороне. Громче всех в кулуарах судачили о романе композитора с актрисой Марией Шелл. Она была влюблена в Родиона до дрожи, ее не смущало даже то, что Плисецкая была ее закадычной подругой. Шелл даже подарила им особняк в Мюнхене, когда чета решила перебраться в Германию.


Хотя актрису и убеждали, что рассчитывать ей не на что, и Щедрин никогда не оставит свою жену, та продолжала надеяться. Однажды ей показалось, что до безграничного счастья осталось совсем немного: композитор пообещал ей развестись с женой, и поехал к ней для финального разговора…но так и не добрался.

Напрасно она звонила ему: Родион не брал трубку. Мария поняла, что проиграла. Для нее это стало таким тяжёлым ударом, что вечное забытье показалось наилучшим вариантом. К счастью, актрису успели спасти, но несколько лет ей пришлось проходить лечение в психиатрических клиниках.

На отношениях Майи и Родиона этот эпизод не сказался — по крайней мере, насколько это известно досужим сплетникам и журналистам.


Великой балерины не стало в возрасте 89 лет. Она покинула этот мир в 2015 году. Ее муж ещё жив — в этом году ему исполнится 92 года.

Eё пpивeзли «для улучшeния пopoды»


Eё пpивeзли «для улучшeния пopoды»

На жениха было стыдно смотреть: сущий цыпленок. Шея — тонюсенькая, голова огромная, ручки и ножки похожи на веточки дерева. Елена краснела, думая о том, как нелепо она выглядит рядом с принцем.

Красавица и не догадывалась, что в Италию ее привезли лишь с одной целью — для улучшения породы.


Елена была шестым ребенком 32-летнего черногорского князя Николы I Петровича-Негоша и его 26-летней супруги княгини Милены, урожденной Вукотич. Родилась девочка 8 января 1873 года в городе Цетине, который в то время был столицей княжества Черногория.

Княжеская семья считалась одной из самых образованных в Европе. Никола и Милена владели иностранными языками, с удовольствием говорили за столом об искусстве, поэзии.

Детям князь и княгиня стремились дать хорошее образование, сделать их культурными и благородными людьми.


В 1885 году княжне Елене исполнилось двенадцать лет. С целью получения дальнейшего образования родители решили отправить девочку и ее сестер Стану (Анастасию), Милицу и Марию в Санкт-Петербург. Столица дружественной империи давно манила черногорских княжон: девочки грезили о шумных балах в великолепных дворцах, о блестящих кавалерах.

К несчастью, одной из княжон не суждено было увидеть Петербург: 16-летняя Мария в дороге заболела воспалением легких и умерла на руках у сестер.

По прибытию в Петербург княжон приняли в Смольный институт. Еще во время обучения Милица и Стана познакомились с видными русскими аристократами и вышли за них замуж. Милица стала супругой великого князя Петра Николаевича, внука Николая I. Стана вышла за Георгия Максимилиановича, сына великой княгини Марии Николаевны, сестры императора Александра II.

Ни у кого не было сомнений, что вскоре найдется видный жених и для 18-летней Елены. Девушка обладала великолепной внешностью: горделивая осанка, рост в 5 футов 11 дюймов (180 сантиметров), приятные черты лица. На балах в Смольном институте кавалеры уделяли Елене больше внимания, чем любой другой барышне.


Помимо прочего, Елена отличалась добрым сердцем, была скромной и даже застенчивой. Больше всего на свете княжна обожала природу. Юная черногорка не была лишена и поэтического дара. Елена отправляла свои стихи в журнал «Неделя», и их даже публиковали.

Однако несмотря на пристальное внимание к Елене, конкретных предложений о браке все не было.

В 1895 году княжне исполнилось 22 года, что по тем временам было близко к возрасту «старой девы». В апреле Елена отправилась на Международную художественную выставку в Венеции, где была представлена Умберто I, королю Италии, и его жене, королеве Маргарите Савойской.


Королеве Маргарите черногорская княжна очень понравилась: особенно итальянка была впечатлена ростом и здоровьем Елены.

Дело в том, что итальянский королевский дом считался одним из самых нездоровых в Европе, по сути дела, вырождающимся. Единственный сын Умберто и Маргариты, 26-летний принц Виктор Эммануил, имел незавидное прозвище «самый некрасивый и болезненный наследник Европы».

Худой, тщедушный, ростом в 153 сантиметра, Виктор Эммануил выглядел довольно нелепо и даже комично. Даже родная мать в детстве называла его «Цыпленочком».


Маргарита Савойская знала, что стало причиной появления у нее столь некрасивого и слабосильного сына — итальянские монархи на протяжении веков вступали в близкородственные браки, а сама Маргарита приходилась супругу двоюродной сестрой.

При этом, Умберто I считал, что Виктор Эммануил должен жениться на своей кузине. Маргарита в этом отношении была с мужем категорически не согласна:

«Нам ждать появления карлика, или, того хуже, ребенка с гемофилией?».

Королева была одержима идеей «улучшить породу» итальянского королевского дома. Для этого сына нужно было выдать за девушку из знатной семьи, максимально далекой по генеалогическому древу от итальянских монархов. Помимо прочего, невеста должна была быть красивой, здоровой и, что очень важно, высокой.

Именно такой была Елена Петрович-Негош.


Сразу после знакомства с черногорской княжной королева Маргарита вызвала премьер-министра Франческо Криспи и попросила его как можно скорее организовать встречу Виктора Эммануила и Елены.

Криспи отправил княжне приглашение в оперу. В театре и состоялось знакомство наследника и его потенциальной невесты.

Елена была поражена тщедушным видом Виктора Эммануила — он оказался даже ниже, чем на фотографиях. При этом, княжна отметила ум и благородные манеры принца.


26 мая 1896 года Виктор Эммануил приехал в Петербург на коронацию Николая II. В столице империи состоялась вторая встреча наследника и княжны.

Через месяц итальянский дом отправил князю Николе I Черногорскому официальный запрос о браке его дочери Елены с принцем Виктором Эммануилом. Никола ответил согласием.

Помолвка состоялась в Цетине 18 августа 1896 года. Чтобы стать официальной невестой Виктора Эммануила, Елене пришлось перейти в католическую веру.

24 октября в Риме состоялась пышная свадебная церемония.

Молодожены поселились во дворце Виктора Эммануила. Брак казался совершенно счастливым, но многие отмечали, что высокая Елена испытывала неловкость во время официальных церемоний, стоя рядом с низкорослым мужем.

Королева Маргарита настаивала на скорейшем рождении детей, но у Елены никак не получалось забеременеть. Это вызывало некоторое напряжение в отношениях черногорки со свекровью: к тому времени Елена знала, что Маргарите она нужна была «для улучшения породы».


29 июля 1900 года в Монце анархист Гаэтано Бреши застрелил короля Умберто I. Принц Виктор Эммануил, шокированный убийством отца, вступил на престол под тронным именем Виктор Эммануил III. Елена Черногорская была коронована как королева Италии.


Через несколько месяцев после коронации было объявлено о беременности Елены, что стало большим праздником для итальянцев.

1 июня 1901 года в Риме 28-летняя королева благополучно родила очаровательную девочку, которой дали имя Иоланда Маргарита. Ребенок был совершенно здоров и не имел никаких отклонений.

В 1902 году Елена родила второго ребенка, дочь Мафальду. И снова девочка была абсолютно здорова!

В 1904 году у королевской четы появился наследник — мальчик Умберто. Малыш был крепким, пышущим здоровьем. Бабушка Маргарита не могла нарадоваться на внука.

В 1907 году Елена родила дочь Джованну, которую придворный медик назвал «самым крепким младенцем из тех, что ему доводилось видеть».

Однако королева Маргарита все еще не могла быть уверена, что ее план по «улучшению породы» сработал: вдруг дети унаследуют низкий рост своего отца?

Все стало окончательно ясно, когда к десяти годам принцесса Иоланда догнала Виктора Эммануила по росту, а ее красотой стала восхищаться вся Италия. Помимо прочего, девочка прекрасно плавала, бегала, превосходно держалась в седле.


Другие дети королевской четы также росли высокими, здоровыми и спортивными. Настоящие черногорцы!

Журналисты восторженно писали, что никогда еще у Италии не было настолько красивых принцесс, настолько здорового и красивого наследника престола! И за это страна должна была быть благодарна Елене!

Народ обожал королеву: популярность Елены значительно превышала популярность Виктора Эммануила. Вскоре слава королевы достигла невероятных высот, но, к сожалению, причиной этому стала страшная трагедия.

28 декабря 1908 года город Мессина, по сути дела, был стерт с лица Земли чудовищным землетрясением.

Елена не осталась в стороне от беды. Королева сразу же отправилась в Мессину, организовала поиск людей, переправку раненых на корабли.

Ее Величество создала благотворительную организацию, благодаря которой были спасены тысячи людей. Именно в 1908-ом году итальянцы поняли, какое сокровище прибыло однажды к ним из Петербурга.

Елена Черногорская не стремилась к славе, не любила светскую жизнь, терпеть не могла развлечения. Королева превыше всего ставила семью, общечеловеческие ценности. Детей Елена воспитывала так, чтобы принц и принцессы не считали себя лучше других детей.


Вскоре после начала Первой мировой войны 41-летняя Елена родила своего пятого ребенка, ставшего для королевской четы последним. Принцесса Мария Франческа была такой же здоровой и крепкой, как ее сестры и брат — и это несмотря на немалый возраст роженицы.

По настоянию Елены королевский дворец был переоборудован в госпиталь. Вместе с дочерями королева ухаживала за ранеными, которых с каждым днем поступало все больше и больше.

Война складывалась для Италии крайне тяжело: бюджет опустел значительно быстрее, чем рассчитывало правительство. Стране было необходимо благотворительное движение в пользу армии, а во главе этого движения должен был стоять человек, которого нация искренне любила. И, как выяснилось, такой человек в стране был всего один — королева Елена.

Вскоре в киосках появились портреты Ее Величества с призывом к народу объединиться и проявить солидарность с армией в тяжелый для страны момент. На обратной стороне красовалась личная подпись королевы.

Открытки раскупали как горячие пирожки, а деньги шли на помощь итальянским солдатам.


Благотворительностью Елена активно занималась и после войны. Более того, она привлекла к этому всех своих детей. Вместе с принцессами и наследником Умберто Ее Величество навещала сирот, инвалидов, открывала бесплатные столовые, приюты и богадельни.

Виктор Эммануил, проявивший себя как прекрасный муж, был весьма слабым правителем. Король ничего не смог противопоставить демагогической мощи набиравшего ход молодого политика Бенито Муссолини.

Муссолини, используя правый популизм, в короткий срок стал самым популярным человеком Италии: даже Елена больше не могла с ним тягаться.

«Король-цыпленок Викторо» был для Муссолини объектом для постоянных насмешек. Слабому правителю приходилось терпеть нападки популиста. Более того, в 1922 году Виктор Эммануил был вынужден назначить Муссолини главой правительства.

Бенито постепенно, кусочек за кусочком, отрывал у короля реальную власть. В конце концов Виктор Эммануил, по сути дела, стал выполнять лишь церемониальные функции.


Однако приход к власти Бенито Муссолини принес итальянцам невиданные страдания. Если «король-цыпленок» Виктор Эммануил в Первую Мировую войну выбрал правильную сторону, и благодаря этому победил, то Муссолини в июне 1940 года вверг Италию в самую большую беду и позор в ее истории.

Виктор Эммануил III, которому исполнился 71 год, не смог оказать сопротивление «молодому льву»: дуче повел Италию гибельным путем. Страна вступила во Вторую мировую войну на стороне Гитлера.


Уже в феврале 1943 года, после разгрома немцев в Сталинграде, итальянцам стало ясно — поражение Третьего Рейха неизбежно. Против Муссолини начались массовые выступления.

25 июля 1943 года король Виктор Эммануил III объявил нации, что он собственной волей смещает Муссолини с поста премьера и отдает приказ о его немедленном аресте. Его Величество заявил, что занятый Италией путь — губительный, он намерен вывести страну из войны и начать мирные переговоры с союзниками по антигитлеровской коалиции.

3 сентября итальянское правительство подписало мирное соглашение, и в тот же день англо-американские войска высадились на западе страны.

Немцы не намерены были терять главного союзника в Европе: марш-бросок гитлеровцев завершился оккупацией Северной и Центральной Италии, в том числе, Рима.

Муссолини был освобожден. Королю с семьей пришлось спешно бежать на юг.

Одну из дочерей Виктора Эммануила и Елены, 41-летнюю принцессу Мафальду, схватило гестапо. Женщина была отправлена в Бухенвальд, где в 1944 году трагически погибла.


В 1945 году Советский Союз уничтожил Третий Рейх прямо у него в логове. Европа была освобождена.

В Италии прошел референдум: большинство жителей страны выступили за республиканское правление. С 12 июня 1946 года монархия была упразднена.

Виктору Эммануилу с семьей было предписано в кратчайший срок покинуть страну.

Семья низложенного короля отправилась в Египет по приглашению короля Фарука.

28 декабря 1947 года в Александрии Виктор Эммануил скончался в возрасте 78 лет.

Королева Елена переехала из Египта во Францию, где скончалась в ноябре 1952 года в возрасте 79 лет.

Дети королевской четы, за исключением бедной Мафальды, прожили долго: Иоланда — 85 лет, Джованна — 93 года; Умберто — 80 лет. Мария Франческа, самая красивая дочь Елены и Виктора Эммануила, прожила 87 лет.


В 2001 году епископ Монпелье причислил Елену Черногорскую к лику блаженных за ее уникальные заслуги в области благотворительности, за веру в Господа и строгую приверженность семейным ценностям.

Вот такой была судьба женщины, приглашенной лишь «для улучшения породы», но в результате улучшившей мир вокруг себя.

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab