воскресенье, 7 декабря 2025 г.

«Пуcть oнa pугaeтcя. Пуcть гoвopит co мнoй нa pуccкoм языкe, кoтopoгo я нe пoнимaю. Тoлькo пуcть будeт pядoм…»


«Пуcть oнa pугaeтcя. Пуcть гoвopит co мнoй нa pуccкoм языкe, кoтopoгo я нe пoнимaю. Тoлькo пуcть будeт pядoм…»

Подруги по казанской женской гимназии называли ее Леночкой, а ей до странности абсолютно не шло собственное имя и хотелось от него избавиться, как от надоевшего заношенного платья.

Красивой она не была никогда. Скорее, как говорят французы, ее внешность была пикантна. Худенькая, длинноногая, узкобедрая, черненькая, с острыми галочьими глазами, посаженными чересчур близко к переносице. Но эти глаза обрамляли дивные темные густые ресницы «…такой длины, что можно было положить две спички» — описывала ее подруга Анастасия Цветаева.


Леночка Дьяконова — от этого имени несло провинциальной убогой опрятностью. Леночке пошли бы серые фетровые ботинки без каблука на пуговках, куцее пальтишко, да волосы, убранные в гладкий пучок на затылке, а ей хотелось носить шелка и красивые туфли. Ей было уготовано место учительницы или гувернантки в богатом доме, но сама мысль об этом вызывала негодование у барышни. Нет, это решительно ей не подходит! Она непременно будет жить в Москве или Париже, на меньшее она не согласна.

Она еще не знала тогда, что стоит ей что-то очень сильно пожелать, то это сбудется: небеса словно прислушивались к желаниям маленькой сумасбродной Леночки. Когда ей исполнилось двенадцать лет сбылась ее первая мечта: она с родителями переехала из Казани в Москву. Шумная нарядная Москва, новые подружки — это замечательно, но так хотелось посмотреть мир!

Ася Цветаева, с которой Елена была дружна, так описывала ее:

«В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные… В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими».


Леночке хотелось блистать, вызывать зависть дам и поражать мужские сердца. Да, не красавица, ну и что ж… Она ничуть не обольщалась по поводу своей внешности, прекрасно знала все свои недостатки, но разумно полагала, что при соответствующем оформлении их можно преподнести как достоинства.

Когда Леночка захворала (у нее подозревали туберкулез), то родные отправили ее лечиться в Швейцарию. Тут можно вспомнить о психосоматике: считается, что у каждой эмоции есть орган-мишень, например, на длительно подавляемый гнев реагирует печень, на недовольство окружением — поджелудочная, душевные обиды — сердце, а легкие — на обиду на судьбу.

Перед отъездом маменька приодела Леночку во все новое и модное, но вот имя… Прибыв в затерянную среди альпийских лугов клинику, молоденькая русская девушка привлекла внимание красивого француза, лечившегося в санатории. Сероглазый юноша церемонно представился: «Эжен Эмиль Поль Грендель, к вашим услугам».


Леночка протянула ему узкую ладонь: «Mon nom — Gala». Гала?! А почему бы и нет? Коротко, эффектно, но и не слишком эксцентрично. В переводе с французского новое имя означало «праздник», и в то же время оно было похоже на русское имя Галина, Галя.

Вскоре новый знакомый не мог обходиться без нее — все время они проводили вместе, юноша посвящал ей стихи. Они сошлись так быстро и легко, как сходятся только чувственные и любвеобильные туберкулезники, тем более что им обоим было по семнадцать лет. Гала тогда разглядела в молодом поэте талант, у нее была интуиция на таланты.

Хотя пылкие стихи будущего поэта Поля Элюара были далеки от совершенства, Гала восторженно хвалила их. Ее московская гимназическая подруга Ася Цветаева, на ее взгляд, писала лучше. Но Гале льстило внимание поэта и она чувствовала себя музой- вдохновительницей. Вот только статус музы весьма непрочный, другое дело — жена… Тем более, что юноша был из весьма обеспеченной семьи.


Лечение в клинике подошло к концу. После расставания француз забрасывал ее пылкими письмами с признаниями в любви. Она затосковала в снежной Москве и все чаще вспоминала юного красивого поэта. Гала писала ему почти каждый день, ласково, но твердо предотвращая его попытки приехать к ней в Москву. Зачем в Москву? Она сама приедет к нему в Париж. Была ли она влюблена? Скорее, да, но не более…

Всеми правдами и неправдами она убедила мать отпустить ее во Францию — якобы учиться в Сорбонне. Гала бесстрашно преодолела опасный путь через охваченную огнем войны Европу. Она твердо верила, что Поль — ее судьба. Гала уже тогда имела четкие представления о том, каким хочет видеть свое будущее во Франции. «Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями».


Семья Грендель была весьма состоятельна, отец Поля торговал недвижимостью. Счастливый Поль готов был положить к ногам своей возлюбленной все сокровища Парижа. Он потерял от нее голову и принял решение жениться, вопреки воле родителей, считавших этот брак мезальянсом.

Гала юношескую порывистость и пыл жениха использовала умеренно, своим благонравным поведением и показной кротостью завоевала расположение будущей свекрови, которая поначалу была несколько обескуражена неожиданным появлением в их доме незнакомой русской девицы. Так что когда юношу призвали на фронт, милая девочка Гала поселилась в его комнате на легитимных правах невесты и ждала будущего мужа с войны. В первый же отпуск Поля они поженились.

Элюар был счастлив с со своей женой. Появились деньги и стабильность, которые обеспечивал семейный бизнес. Появилась известность, которая пришла с признанием поэтического таланта Поля. Элюар посвящал жене все новые и новые строки: «Гала — это праздник, Гала — истинная муза, она загадка и воплощение поэзии!» Гала не уставала повторять, что Поль талантлив и многого добьется в искусстве.

Через год после свадьбы Гала родила дочь Сесиль. Рождение дочери мало изменило жизнь молодых супругов. Девочку отдали на попечение бабушке, а утонченная Гала вернулась к любимым книгам и нарядам.

Вскоре у супругов появился собственный дом, где они принимали своих богемных друзей. По приглашению Элюара к ним приехал немецкий художник Макс Эрнст, с которым Гала закрутила роман. В марте 1922 года вышел поэтический сборник Элюара «Повторения», проиллюстрированный коллажами Эрнста.

Появление их трио в Париже на вернисажах и в кафе было шокирующим спектаклем: разодетая сияющая Гала шествовала под ручку с двумя мужчинами. Дамы закатывали от зависти глаза: что они нашли в ней? Эта Гала вовсе не красавица и совсем не остроумная собеседница.


Гала откровенно наслаждалась положением. И даже ловила себя на мысли, что ей нравятся быть музой двух талантов. Вот только Полю это пришлось не по душе. Близкие отношения Эрнста и Галы превратились в любовный треугольник.

Гала, как казалось Полю, смотрела теперь только на Макса. Но самое ужасное — Поль перестал писать стихи! В глубине души ему хотелось, чтобы Гала обняла его и сказала, как говорила раньше: «Ты — вся моя жизнь», но Гала отдалилась и молчала.

А потом Поль исчез, просто взял и уехал в неизвестном направлении. Гала напишет о том времени: «Мы с Максом жили как два грустных друга». У Эрнста не было ни постоянной работы, ни доходов. Им с Галой пришлось привыкать к жесткой экономии: в обед — луковый суп и вино, на ужин — хлеб и молоко, мясо и фрукты — только для маленькой Сесиль.


Гала начала расписывать шарфы росписью «а-ля-рюс», в надежде продать их на Монмартре. Через два месяца она получила первое письмо от Поля: «Только ты мне дорога, я люблю только тебя. Я никогда никого, кроме тебя не любил…» Муж сообщал, что находится… на Таити. И просил приехать.

Поль изнывал от одиночества, ему надоела экзотика и таитянки, он перебрался в Сайгон и писал любимой в Париж длинные письма: «К стеклу прильнув лицом, как скорбный страж, ищу тебя за гранью ожиданья, за гранью самого себя…» Связь с Максом уже наскучила Гале.

Гала решила ехать к мужу, но Макс, продав свои картины, и купив самый дешевый билет, зачем-то увязался за нею. Всю дорогу она думала о том, что скажет Полю. И, без сомнения, нашла эти слова… Поль безмерно обрадовался ее приезду, а Макса встретил сдержанно.


Помирившись, Поль и Гала прожили вместе еще пять лет. В 1929 году Поль Элюар познакомил жену с молодым каталонским художником Сальвадором Дали.

Дали пригласил Поля в к себе в Испанию, в Кадакес. Элюар приехал с женой. Гала при первой встрече не произвела на Дали особого впечатления. «Лицо ее показалась мне очень интеллигентным, но усталым» — скажет Дали.


Гала, как выяснилось позже, тоже была не в восторге от каталонского захолустного Кадакеса, от самого странноватого Дали, похожего своими усиками и прилизанными черными волосами на танцоров аргентинского танго, но уже на следующий день один случайный взгляд Дали на Галу в купальнике на пляже изменил все.

«Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч — почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным.

Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной. Кажется, этой новой эротической фантазии мне хватит на все лето» — писал Дали.

Этой фантазии хватило на всю жизнь. Гала очень скоро разобралась, что перед ней гений: странный, больной и влюбленный. Ей было 35, а ему на десять лет меньше. «Я сразу поняла, что он — гений», — напишет Гала позже.


Ей немного льстила разница в возрасте. Вскоре Гала решила строить с ним новую жизнь. Ее не смущало, что Поль Элюар богат и знаменит, а Сальвадор Дали беден и его почти никто не знает. Гала делала ставку на свою интуицию и опыт.

Гала расставила свои сети и соблазнила его тонко, изящно, с применением безумных декораций, которые были необходимы его творческой натуре. Весь этот август они ежедневно удирали от мира в маленький грот под скалой.

Она пробудила в нем чувства, которых раньше он не испытывал. По его признанию, она не только вызывала страсть, но и разжигала творческие способности. Он называл ее «демонесса моего гения». Дали подписывал картины «Гала-Сальвадор-Дали», уже не мысля своего существования без своей музы, а она убеждала его: «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик».


Дали и Гала поселились вместе в Париже и жили почти в нужде. Не знавшая до того бедности, Гала научилась вести хозяйство, покупать продукты за гроши и обустраивать жалкую комнатушку, бывшую и спальней, и гостиной, и кухней, и мастерской. Время, проведенное в нищете, показало как раз бескорыстие и верность ее любви.

По утрам она отправлялась по галереям, и там, пуская в ход все свое обаяние, женскую хитрость и красноречие, убеждала владельцев в том, что Дали — это гениально. С начала 30-х годов его картины раскупаются уже через полчаса после открытия выставки.


В 1934 году Дали и Гала официально зарегистрировали свой брак. Они могли бы сделать это раньше, но Гала долго не могла получить развод от Элюара. Элюар продолжал любить Галу до самой смерти, а Дали в качестве своеобразной компенсации за разбитый брак написал его портрет.

Мадам Дали никогда не была верна мужу. Чем старше она становилась, тем моложе были ее любовники, и тем большим было их количество. Дали знал обо всех, но не осуждал свою жену.

Лучше всего об отношениях супругов говорит эта фраза из воспоминаний сестры Галы Лидии:

«Гала возится с Дали как с ребенком: читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя — Гала бросается к нему с успокоительными каплями: не дай бог, с ним сделается припадок».


Расчетливая Гала чуть не ошиблась однажды. Ей было около шестидесяти, а Сальвадору не было пятидесяти. В этом возрасте многие мужчины бросают старых подруг, прельстившись молодостью, прелестными ножками и ясными глазками. Гала решила подстраховаться. Она сама нашла ему объект — молоденькую Аманду Лир, певицу и манекенщицу.

Впервые в жизни Сальвадор оказал сопротивление Гале, он даже хотел жениться на Аманде. Разумеется, сопротивление было подавлено, и Аманда Лир заняла место по левую руку от гения, а правой всегда была Гала.

Отпраздновав свой 75 день рождения, Гала убила Дали известием, что отныне желает жить одна в своем замке Пуболь.


«Пусть она ругается. Пусть говорит со мной на русском языке, которого я не понимаю. Только пусть будет рядом» — говорил Дали, который без Галы не мог творить. И Гала вернулась.

Они были рядом более полувека до той трагической даты 10 июня 1982 года, когда тело Галы, завернутое в алый шелк, убранное жемчугами, пахнущее ладаном, было предано земле.

Дали пережил ее на семь лет. После ее смерти он почти не выходил из замка Пуболь, ни с кем не общался, сделав исключение только для Аманды Лир.

Да и не мог общаться — говорил он теперь с трудом, неразборчиво, его тело сковывала болезнь Паркинсона. Он стал путаться во времени и окружающей обстановке.


Его Галы больше не было с ним, хотя с каждой стены в доме на него смотрели сотни женщин ее глазами, он больше не узнавал в этих образах любимого лица. «Гала была красивее», — произнес он перед тем, как сделать последний вздох.

Какой была Гала? Эгоистичной, холодной, распутной, расчетливой, корыстной, откровенно жадной. Но однажды она поступила совершенно несвойственным ей образом. Это произошло тогда, когда она сделала окончательный выбор в пользу нищего и никому неизвестного Дали.


Это произошло так неожиданно и так искренне, будто под мертвым мрамором проступило вдруг живое человеческое лицо — лицо любящей женщины. Проступило, чтобы вскоре скрыться обратно. Что ж, она поставила все на этого странного паренька с лакированными черными волосами, так напоминавшего профессиональных танцоров танго или латиноамериканских жиголо — и взяла весь банк.


Она выполнила главную миссию своей жизни — сотворила гения. Тот в свою очередь увековечил лицо любимой жены на полотнах, сделал иконой…

В 1973 гoду жeнcкaя cбopнaя CCCP пo бacкeтбoлу paзбилacь нa ТУ-154. Вceгo нa бopту былo 100 чeлoвeк


В 1973 гoду жeнcкaя cбopнaя CCCP пo бacкeтбoлу paзбилacь нa ТУ-154. Вceгo нa бopту былo 100 чeлoвeк

Муслим Магомаев должен был лететь на этом самолете. А одной из баскетболисток была сестра певца Александра Новикова.

19 февраля 1973 года на международный турнир в Прагу вылетела женская юниорская сборная СССР по баскетболу. 12 девчонок в возрасте 17-18 лет, все школьницы и студентки, а также два тренера и массажист. Этот рейс станет последним для них.


С июня 1972 года по маршруту Москва-Прага стали летать новейшие пассажирские лайнеры Ту-154. Пилоты постепенно осваивали новые самолеты.

КРУШЕНИЕ

В тот печальный день новенькой «тушкой» управлял опытный экипаж. У командира воздушного судна и второго пилота более 10 тысяч часов налета. Но вот именно на Ту-154 лишь по 200 с лишним часов.

Всего на утренний рейс зарегистрировались 87 пассажиров (в том числе двое детей). Экипаж – 13 человек, в том числе пять бортпроводников. Итого ровно 100 человек на борту.

Самолет стартовал в 09:50 из аэропорта Шереметьево. Весь полет проходил в штатном режиме, никаких проблем не наблюдалось. Погода зимняя, небольшой снегопад, но прекрасная видимость и нулевая температура.


В районе 12:00 по московскому времени экипаж начал снижаться для посадки в пражском аэропорту Рузине. В 12:06 командир воздушного судна неожиданно осознал, что потерял управление. Попытался остановить неконтролируемое снижение, тянул штурвал на себя, но все было тщетно.

В 12:07 Ту-154 врезался в землю недалеко от аэропорта. Разрушилось правое крыло, оторвало хвостовое оперение, а фюзеляж фактически разломился на две части и перевернулся. Но самое страшное было впереди…

Как потом покажет расследование, большая часть пассажиров выжила в результате сверхжесткой посадки. Жертв крушения должно было быть по минимуму, если бы не разрушенные в результате падения топливные баки. Вылившийся керосин воспламенился мгновенно.

Пламя охватило хвостовую часть самолета. Все кто там находился в момент аварии, не выжили. Не было даже тел, родственниками прислали для похорон урны с общим пеплом.

Пожар не смогли остановить пожарные пражского аэропорта, которые начали спасательные работы уже через 2 минуты и 40 секунд после крушения. Понимая бесперспективность спасения пассажиров в задней части салона, они сосредоточились на тушении передней части.


Впоследствии к пожарным будет много претензий. Чехословацкая комиссия по расследованию катастрофы, признает их оснащение недостаточным, а действия непрофессиональными и посчитает, что спасать надо было всех.

Пилоты выбрались из кабины через окно. Пассажиров из передней части салона помогали эвакуировать бортпроводники. Одна из стюардесс пыталась освободить повисшего на ремнях безопасности священника из отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, но оба не успеют выбраться.

Из пяти бортпроводников, навсегда остались в горящем самолете четверо.

Всего спаслось 34 человека, включая всю пилотную команду, при этом 3-х членов экипажа и 15 пассажиров госпитализировали с травмами и ожогами.

Для 66 человек рейс стал последним в жизни. 41 из них советские граждане, 17 – граждане ЧССР, пятеро кубинцев, и по одному из ГДР, Румынии и Польши.

ПАССАЖИРЫ И ИХ СУДЬБА

Уже потом станет известно, что на разбившемся самолета должны были лететь известные люди. Билет на злополучный рейс был на руках у Муслима Магомаева, но в последний момент изменились планы и певец не полетел в Прагу.

Не оказалось на борту и известной, в том числе в нашей стране, чешской певицы Евы Пиларовой.


Она должна была лететь домой с Кубы двумя рейсами – сначала в Москву, а потом с пересадкой в Прагу. Но решила остаться в Гаване еще на один день и отправила свой ансамбль. Из шести музыкантов, спасся только бас-гитарист.

И судьба еще одного певца оказалась связана с пражской катастрофой. Баскетболистка Наталья Новикова, родившаяся 16 ноября 1955 года, была младшей сестрой тогда еще никому не известного шансонье Александра Новикова.

Вот что рассказывал сам певец об этом страшном событии:

«Наташа — талантливая спортсменка, играла за молодежную сборную по баскетболу страны и считалась невероятно перспективным игроком. Но она погибла в 17 лет в авиакатастрофе — вместе с юношеской сборной летела в Прагу, и самолет потерпел крушение. Все девчоночки 16-17 лет, что были в сборной, разбились. Мать после этого так и не оправилась, не пережила этого удара. Родители разошлись».

Свою дочь шансонье назвал Натальей, в честь погибшей сестры.


Не обошлось и без обратных фатальных случайностей. Баскетболистка Надя Долгова (родилась 7 июня 1954 г.) не должна была лететь в Прагу. Но вечером 17 февраля ей позвонили и вызвали в сборную, так как заболела ее подруга по команде. Радостная девушка тут же обзвонила своих знакомых и пообещала привезти им подарки из Чехословакии.

На следующий день после случившейся беды в Прагу должен был вылетать с официальным визитом Леонид Ильич Брежнев. Но вместо самолета, отправился на поезде. Интересно, кто испугался, сам генсек, или его охрана?


Юным советским баскетболисткам и тренерскому штабу купили билеты в самый конец салона. Шансов у них не было. Родители девочек хоронили своих дочерей, надевая свадебную фату прямо на урны с прахом.

ГРАЖДАНАМ СССР НИЧЕГО НЕ СКАЗАЛИ

Как всегда советские власти скрыли трагедию. Лишь небольшое сообщение ТАСС, опубликованное в центральных газетах:


Про гибель баскетбольной сборной страны — ни слова. Это потом, спустя 6 лет, когда в авиакатастрофе разобьется футбольный клуб «Пахтакор», о той трагедии напишут все советские газеты. Все-таки скрыть исчезновение целой команды из Высшей лиги СССР по футболу будет невозможно.

А вот баскетбол, тем более женский, и тем более юниорский, не самое популярное спортивное первенство. Нет даже фотографий команды в публичном доступе.

В профильных изданиях (газета «Советский спорт», журнал «Физкультура и спорт») тоже полное молчание, ни одного некролога, хотя главный тренер команды Борис Федотов (46 лет) и второй тренер Генина Свидерскайте (42 года) – настоящие легенды советского баскетбола.

Он и она — чемпионы и медалисты чемпионатов СССР в составе московского «Динамо» и каунасского «Жальгириса» соответственно. А Генина вошла в историю отечественного спорта, как первая женщина, судившая в 1961 году матч между мужскими баскетбольными командами.


Федотов и Свидерскайте готовили женскую сборную СССР на последнем молодежном чемпионате Европы по баскетболу, прошедшем в 1971 году. Тогда юные баскетболистки СССР уверенно взяли первое место. Кстати уже упоминавшаяся Наталья Новикова в свои неполные 16 лет была в составе той чемпионской команды.

Некрологи в прессе будут только на двух человек из сборной, уроженок Прибалтики. Каунасская городская газета сообщит о Генине Свидерскайте (на литовском языке), а латвийская республиканская спортивная газета «Sports» опубликует (на латышском языке) некролог на игрока сборной — ученицу 11-го класса рижской средней школы №55 Сандру Йостиня. Но авиакатастрофа не упоминалась даже в этих двух коротких сообщениях, напишут одинаково просто: «скоропостижно ушла из жизни».

Официальные траурные мероприятия в Союзе не проводились. Лишь девушки из всех команд высшей и первой лиги, самостоятельно почтили память своих подруг и соперниц. До конца сезона на все игры они выходили с черными повязками.

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Катастрофу будут расследовать две комиссии.

Чехословацкие эксперты точных причин не установят, но укажут на вероятные технические обстоятельства, связанные с несовершенством конструкции лайнера. Наша комиссия, как это часто бывало, обвинит во всем экипаж, не ставя под сомнение новейший советский самолет.


Командир воздушного судна, который пусть и покинул кабину пилотов последним из экипажа, получил по приговору советского суда 8 лет лишения свободы.

А вскоре после катастрофы в производство запустят новую версию Ту-154, разработанную с учетом технических недоработок, проявившихся 19 февраля 1973 г.

Дeлo 9-лeтнeй Лeнoчки Зaкoтнoвoй: зaгaдкa, кoтopую нe мoгут pacкpыть нa пpoтяжeнии пoчти пoлувeкa


Дeлo 9-лeтнeй Лeнoчки Зaкoтнoвoй: зaгaдкa, кoтopую нe мoгут pacкpыть нa пpoтяжeнии пoчти пoлувeкa

22 декабря 1978 года в городе Шахты Ростовской области пропала девочка, которую звали Лена Закотнова. Ученицу 2-го класса школы № 11 неожиданно исчезла, родители обратились по этому поводу в милицию.

Два дня школьницу искали. 24 декабря 1978 года её тело обнаружили в реке Грушевка – в Октябрьском районе города.

Предварительно, пришли к выводу, что Лену кто-то лишил жизни, то есть, было совершено преступление, а не сама девочка, допустим, упала в воду. Но нужно было ещё провести судмедэкспертизу.

Эксперты установили, что злоумышленник использовал нож. А сама Лена подверглась нехорошим действиям со стороны преступника.

Соответственно, возбудили уголовное дело.

Довольно быстро нашелся первый подозреваемый. Репутация у него была не очень.

Первый подозреваемый

Им стал Александр Кравченко, который восемью годами ранее совершил похожее преступление в городе Херсон. Преступник тогда был несовершеннолетним, его осудили всего лишь на 6 лет лишения свободы, а не расстреляли.

Кравченко отбыл наказание полностью и был направлен в город Шахты на исправительные работы. Из населенного пункта Александр решил уже не уезжать, он начал новую жизнь – жизнь законопослушного советского человека.

Правда, правоохранители посчитали, что Кравченко вернулся к прежнему.

Проблема заключалась в том, что у подозреваемого было алиби. Его супруга, как и соседи, сообщили милиционерам, что Александр 22 декабря никуда не отлучался, находился дома.

А именно 22 декабря, как установили судмедэксперты, случилась беда с Леной Закотновой.

Подозреваемого пришлось отпустить.

Грушевский мост — место обнаружения тела Лены Закотновой

Однако, спустя короткое время, Александра Кравченко опять задержали – его начали подозревать в ограблении соседа.

Родилась новая версия. Якобы Александр решил сесть за менее тяжкое преступление, чтобы получить тюремный срок, а не расстрел.

Правоохранители решили провести ещё ряд следственных действий по делу Закотновой. Кравченко сначала отнекивался, не признавал вину. Но потом решил во всём сознаться.

Правда, злоумышленник часто путался в показаниях. Да и то, о чём он рассказывал, зачастую, не совпадало с фактическими обстоятельствами.

Дело несколько раз отправляли на доследование. Только в 1983 году материалы удалось передать в суд, который решил, что Кравченко необходимо расстрелять.

Второй подозреваемый

История могла на этом закончится. Но появился второй подозреваемый. В наше время его имя многим известно. Тогда его никто не знал: некто Андрей Чикатило.

Мужчину допрашивали, но довольно быстро отпустили на свободу, потому что веских доказательств его судить не было.

Только в 90-м году прошлого века вспомнили, что Чикатило задерживали по делу Лены Закотновой.

Преступник, который признался в совершении 56 преступлений, заявил, что дело школьницы было у него первым. Правда, Чикатило, как и Кравченко, путался в показаниях. Некоторые вещи, о которых он говорил, расходились с фактами.


В 1992 году – на суде – Чикатило отказался от своих показаний по поводу случившегося с Леной. Но это мало что изменило.

Кравченко реабилитировали. Увы, жизнь ему вернуть не представлялось возможным. Но хотя бы преступником его перестали считать.

С другой стороны, как я уже указывала, в Херсоне Кравченко точно совершил преступление, а от расстрела его спасло только то, что он не достиг возраста 18 лет.

Третий подозреваемый

В связи с тем, что показания Чикатило ставили под сомнение, можно вспомнить о следующем: некий Анатолий Григорьев, будучи во хмелю, хвастался коллегам, что это про него пишут в газетах, что якобы он тот самый преступник, который лишил жизни школьницу.

Приятели Григорьева серьезно не воспринимали слова Анатолия. Никаких следственных действий не проводилось. Да и сам мужчина позже заявил, что наговорил ерунды, будучи под мухой.

Вот только 8 января 1979 года Григорьев свёл счеты с жизнью, используя верёвку. Это наводит на мысль, что какой-то грех за Анатолием был.

Впрочем, нельзя исключать, что уйти мужчина решил по какой-то другой причине.

Таким образом, по делу Лены Закотновой есть осужденный. Даже два. Официально считается, что Андрей Чикатило с девочкой расправился. Однако есть ощущение, что настоящего преступника так и не нашли.

В свое время дело было выделено в отдельное производство, но потом попало в архив, где и, по идеи, должно находиться до сих пор.

«Кaк oбъяcнить — кaкoe cчacтьe былa этa жeнщинa»


«Кaк oбъяcнить — кaкoe cчacтьe былa этa жeнщинa»

На ее пoхороны он не пришел. Не смог пересилить себя, но отправил с другом огромный букет роз — пятьдесят восемь распустившихся розовых цветков по количеству лет, прожитых бывшей, когда-то страстно любимой женой, о которой он когда-то сказал: «Как объяснить — какое счастье была эта женщина».

Его звали Константин Симонов. Он был человеком колоссального таланта и невероятной власти в мире литературы. Редактор журнала «Новый мир», секретарь правления Союза писателей, лауреат Сталинской премии, депутат Верховного Совета СССР, писатель-фронтовик.

Ее звали Валентина Серова. Прекрасная актриса, одна из очаровательнейших женщин ХХ века и любимица эпохи. Ее имя было синонимом красоты и успеха.

«…Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди…» — знаменитые симоновские строки.


…В 1939 году на экраны вышел фильм «Девушка с характером», где в главной роли снялась восхитительная двадцатилетняя красавица-блондинка с милыми ямочками на щеках и отличной спортивной фигурой. Ее звали Валентина Серова.

Картина имела большой успех и двум главным блондинкам советского кино — Любови Орловой и Марине Ладыниной — пришлось потесниться на пьедестале: юная Серова стала им достойной конкуренткой. Чтобы посмотреть на Валентину зрители брали кинотеатры штурмом — у касс выстраивались километровые очереди.


Несмотря на юный возраст, Валечка имела бурную творческую и личную жизнь. Она родилась в Харькове в семье актрисы Клавдии Михайловны и инженера-гидролога Василия Васильевича Половиковых. Ее родители развелись, когда Вале было три года.

Клавдия Михайловна, увлеченная артистической карьерой, временно отдала дочь родителям мужа, души не чаявших в девочке. Валя воссоединилась с матерью, которая забрала ее в Москву, в возрасте шести лет. Жили в коммуналке в Лиховом переулке — Валя, ее мать и две тетушки. У Валечки был свой угол — раскладушка за занавеской.

Мать не спешила расточать ласки вновь обретенной дочери, которую не видела почти три года. Клавдия оставалась холодной, резкой и строгой с Валей. Она серьезно наказывала девочку за двойки и непослушание: рассы́пала в углу горох и приказывала:

— На колени! Будешь стоять, пока не попросишь прощения.

Валя не просила. И не плакала от боли и обиды, а только плевала в этот угол. Мать сумела привить дочке лишь одну всепоглощающую страсть — к лицедейству.

Клавдия Михайловна работала в Студии Малого театра, затем переименованного в Новый театр. Валечка проводила практически все свободное время у матери на работе — там было гораздо интереснее, чем в школе.

В девять лет состоялся дебют Вали на сцене в драме Ромена Роллана «Настанет время». Героиню, вдову бурского генерала Дебору де Вит, играла Клавдия Половикова, а ее сына Давида сыграла Валя.

В том же, 1928 году Валентина сыграла сына Эсфири в пьесе Якова Гордина «За океаном». Годом позже ей досталась еще одна «мальчишеская» роль слуги в спектакле «Кин, или Беспутство и гений» Александра Дюма.


Вопрос о том, кем быть для Вали не стоял. Естественно, актрисой! В четырнадцать лет она собралась поступать в театральный техникум, но вот незадача — туда, как выяснилось, принимали только с шестнадцати. Тогда Валентина исправила год своего рождения с 1919 на 1917, прибавив себе два года. С тех пор пошла путаница в ее возрасте.

В кино она снялась впервые в 1934 году в фильме «Соловей-Соловушка», сыграв героиню Груню Корнакову в детстве. В связи с переработкой сценария этот эпизод из фильма вырезали. Проучившись в техникуме год, Валя пришла в Театр рабочей молодежи — ТРАМ (ныне «Ленком») и сразу получила главную роль в спектакле «Бедность не порок».

Первый серьезный роман у Вали случился в ТРАМе с коллегой Валентином Поляковым. Но до свадьбы дело не дошло — отношения расстроились довольно быстро.


Весной 1938 года Валя встретила свою судьбу в гостях у летчика Анатолия Ляпидевского на праздничном вечере. Один из гостей не мог оторвать взгляд от молоденькой актрисы.

Легендарного летчика-аса, «сталинского сокола» Анатолия Серова знала вся страна: он был прославленным героем гражданской войны в Испании, Героем Советского Союза. Серов был старше Вали на десять лет.

«Когда он взял меня за руку, я вдруг почувствовала, что отрываюсь от земли и лечу. Было какое-то странное чувство восторга и растворения. Сначала я и глаз не могла поднять, а потом посмотрела на него и поняла — пропала. Танцевал он потрясающе. Хоть я и была профессиональной актрисой, но так не умела», — вспоминала Валентина.

Практически сразу (через два дня после знакомства) Серов предложил:

— Давай поженимся!


Свадьбу сыграли через неделю — 11 мая 1938 года. Валентина взяла фамилию мужа. Анатолий боготворил жену и гордился ею. Проводив Валентину на гастроли с Ленинградского вокзала в Москве, влюбленный Серов, наутро уже встречал ее с цветами на Московском в Ленинграде.

Благодаря Серову Валентина побывала на приемах в Кремле, познакомилась со Сталиным. Вождь весьма благосклонно отнесся к молодой актрисе. Сталин покровительствовал храброму летчику и его очаровательной молодой жене.


Вскоре Серовы получили роскошную пятикомнатную квартиру в доме №17 жилищного кооператива «Военный строитель» в Лубянском проезде. Анатолия Серова назначили начальником Главной летной инспекции Военно-воздушных сил Красной армии.

Молодые супруги были счастливы, и старались не думать о том, что ранее квартира эта принадлежала маршалу Александру Ильичу Егорову, расстрелянному в феврале 1939 года, и что мебель и многие вещи в этой квартире остались от прежнего хозяина… Пара готовились к рождению первенца.


Счастье оказалось очень коротким: Анатолий Серов разбился во время тренировочного полета. Это случилось в первую годовщину их свадьбы — 11 мая 1939 года. С тех пор цифра «одиннадцать» станет для Валентины роковой и мистической.

На 11 мая у Валентины была назначена премьера в театре, а вечером должны были состояться дружеские посиделки в честь года совместной жизни с Анатолием. В театре играли пьесу Максима Горького «Зыковы». Спектакль ни в коем случае нельзя было отменить. Перед началом спектакля Иван Берсенев, художественный руководитель театра, зашел к Серовой в гримуборную и сказал:

— Валечка, с Анатолием неладно…

Она мгновенно все поняла и коротко спросила:

— Он мертв?

Берсенев ответил:

— Он погиб.

Стены, потолок поплыли перед глазами. Это было перед началом спектакля. Серова вышла на сцену, превозмогая отчаяние и боль утраты. И сыграла так, что весь зал встал в овациях.

14 мая на Красной площади прошла траурная церемония, посвященная памяти летчика Серова, в которой приняли участие все руководители государства, в том числе и верховный главнокомандующий Сталин. Урну с прахом Серова похоронили в Кремлевской стене.

День похорон она помнила смутно — шел нескончаемый поток людей, ей жали руку, говорили слова соболезнования. Валентина едва держалась на ногах. «Маленькая, несчастная, потерянная девочка» — такой увидела юную вдову после трагедии поэтесса Маргарита Аллигер.


Ровно через четыре месяца после похорон, 14 сентября 1939 года, Валентина родила сына Толю, названного в память о том, кого потеряла. После гибели мужа Серова продолжала работать в ТРАМе и сниматься в кино. В 1940 году она сыграла главную роль в фильме «Весенний поток». Но наибольший успех ей принесла роль Галины Мурашовой в фильме «Сердца четырех», снятого в 1941 году.

В театре Серову впервые увидел поэт и писатель Константин Симонов, в то время военный корреспондент, уже побывавший на Халхин-Голе, участвуя в боях с японцами.

Красота актрисы произвела на него такое впечатление, что Симонов не пропускал ни одного спектакля и с букетом цветов поджидал Валентину у служебного входа. Отныне в его жизни отныне существовала только одна женщина — Валентина Серова.


Ухаживания страстно влюбленного Симонова долго оставались безответными. Слишком свежа была рана на сердце Валентины, не оправившейся от потери мужа. В надежде хоть как-то завоевать расположение не отвечающей на его чувства Валентины он стал писать пьесы «для Серовой».

Театр поставил его пьесу «История одной любви», в которой Валентина сыграла главную роль. Но ее сердце по-прежнему оставалось отстраненным и холодным — она могла предложить Симонову только дружбу.

Константин мечтал, что Серова станет его женой. Правда, было одно «но» — Симонов состоял во втором браке и воспитывал маленького сына Алешу, родившегося в 1939 году.


Его женой была литературный редактор Женя Ласкина, с которой они были знакомы со студенческих лет. Познакомились они в Литинституте, где учились: он на поэтическом, она на редакторском на два курса младше. Ради Серовой Константин оставил Евгению и получил развод.

Симонову, который на правах друга был вхож в дом Серовой, удалось добиться расположения маленького Толика. И сердце матери дрогнуло. Между Валентиной и Константином начался роман.

В 1940 году Симонов пишет пьесу «Парень из нашего города». Главная героиня пьесы Варя Бурмина — прототип Валентины, а Сергей Луконин — Анатолия Серова. Валя отказывается играть в новом спектакле, который ставит театр — слишком свежа еще рана от потери любимого мужа.

В июле 1941 Симонов посвящает Серовой знаменитое стихотворение «Жди меня», в котором делает Серову олицетворением женской верности. Эти строки, поддерживающие боевой дух воинов, знала наизусть вся страна:

«Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой…»


Военный корреспондент Симонов отправляется на фронт. Его статьи печатают «Красная звезда» и «Правда». Константин всегда был храбрым человеком, нередко лез на рожон, прошел «от Баренцева до Черного моря». Валя старалась быть рядом — нередко на фронт они ездили вместе.

Давид Ортенберг, главный редактор «Красной звезды», писал:

«Это была удивительная пара. Помню, зимой сорок второго года, в дни тяжелой битвы за Москву, я собирался в очередную поездку на Западный форонт. Предложил Симонову поехать со мной. Договорились рано утром встретиться в редакции.

В назначенный час пришел Симонов вместе с женой. Я подумал, что Валентина Васильевна решила проводить мужа. Но одета она была по походному: в полушубке, шапке-ушанке.


Симонов, поймав мой удивленный взгляд, объяснил:

— Валя напросилась в поездку вместе с нами.

— Костя, — возразил я, — мы же не на прогулку.

Но тут в наш разговор вмешалась Серова.

— Я актриса. Мне самой нужно посмотреть и почувствовать, какова она, война! Без этого как можно играть на сцене?

Убедила. Отправились под Можайск впятером: я, Симонов, Серова, художник Борис Ефимов и фотокорреспондент Бернштейн. Где бы мы не появлялись: в армейском КП, в дивизии, в полках, — Симонов сразу заявлял:

«Это актриса Серова». И с гордостью добавлял: «Моя жена». Она нам очень помогала — ее всюду узнавали по фильму «Девушка с характером», который был тогда необычайно популярен».


Серова, имевшая возможность уехать с театром в эвакуацию, осталась в Москве и работала в Объединенном театре драмы под руководством Николая Горчакова. Спектакли, выступления, репетиции, поездки в действующую армию, концерты в госпиталях.

Скудная еда, плохое питание. Валентина Серова была удивительной — свой паек она частенько отдавала тем, кому было еще хуже. Об этом рассказывала актриса, работавшая с ней в одном театре.

Валя дежурила на крышах и сбрасывала зажигательные бомбы, играла на выстуженной сцене перед солдатами. Когда по сценарию был летний день и Серова должна быть на сцене в легком платье — актриса не могла трястись от холода и выговаривать текст сведенными от мороза губами — она накладывала толстый слой грима и за кулисами пила по глоточку спирт. Говорили, что к алкоголю Валя пристрастилась после смерти Серова.


После трех лет настойчивых ухаживаний Симонова Валентина наконец сдалась. В 1943 году они с Константином поженились. Константин Михайлович был уверен, что не разлюбит Валентину никогда: «Будь хоть бедой в моей судьбе, но кто б нас не судил, я сам пожизненно к тебе себя приговорил…»

А Валентина? Она не могла полюбить Симонова так, как он ее. Серова сделала шаг навстречу только ради сына, которому, по ее мнению, необходим был отец, и совершила страшную ошибку.

Толик очень скоро начал называть Симонова «папой». Константин Михайлович хотел усыновить Толю, который был на месяц моложе его собственного сына Алеши. Валентина не позволила этого сделать. За погибшего отца платили хорошую пенсию и это давало ей какую-то независимость от Симонова.


В 1943 году вышла картина «Жди меня» по пьесе Константина Симонова, в которой Валентина сыграла главную роль. Всего Валентина снялась в одиннадцати фильмах. За роль в ленте «Глинка» Серова получила Сталинскую премию и звание заслуженной артистки.

Перед отъездом в частые командировки (на несколько месяцев Симонов был отправлен в Японию, затем в США), Константин Михайлович пополнял домашние запасы вина ящиками — «чтоб Ваське (так он называл Валентину Васильевну — примечание автора) было нескучно», а когда заметил, что любимая чересчур увлеклась алкоголем, было уже поздно. Неделями, месяцами Серова оставалась одна.

В конце 1940-х годов Валентина записала в своем дневнике: «Я бесконечно мучаюсь сознанием, что твоя работа постоянно становится между мною и тобою. Я замечаю охлаждение при виде того, что именно в то время, когда самая сильная любовь влечет меня к тебе, ты предаешься так страстно погоне за славою и отличиями».


Тем не менее, сороковые годы стали для звездной пары самыми счастливыми. Письмо Симонова из Токио от 8 марта 1946 года к Серовой:

«Главное, нет жизни без тебя. Не живу, а пережидаю, и работаю, и считаю дни, которых по моим расчетам осталось до встречи 35-40. Верю, как никогда, в счастье с тобой вдвоем. Нет причин вне нас самих для того, чтобы его не было, нет их и не смеют они быть. Я так скучаю без тебя, что не помогает ничто и никто — ни работа, ни друзья, ни попытки трезво думать…»

А месяцем ранее: «Я с какой-то небывалой нежностью покупаю время от времени милые безделушки для нашего дома. Я не знаю, где он будет, надеюсь, не там, где сейчас, но мене он представляется Ковчегом счастья…

К чему написал это — наверное, чтоб ты улыбнулась своей вдруг застенчивой, тихой улыбкой — бывает у тебя такая, именно такая, и я люблю ее больше всех других, это улыбка — ты, какой я тебя знаю один и больше никогда и никто…»


Подруга Серовой — Инна Макарова вспоминала: «1946 год еще больше упрочил ее славу и положение среди первых советских звезд… Летом она побывала с Симоновым в Париже.

У нее есть дом в Переделкине и роскошная квартира на улице Горького, где жизнь поставлена на широкую ногу — две домработницы, серебристый трофейный «Виллис» с открытым верхом, который она водит сама, шумные застолья, которые собирают «всю Москву»…

Но оба они слишком заметные и яркие люди, чтобы оставаться в тени. Говорят, что он влюблен в нее уже не так, как прежде. Говорят, что у нее были романы и он об этом знает…»

Возможно, здесь идет речь о романе во время войны Серовой с маршалом Рокоссовским. Серова выступала в 1942 году в госпитале, где лечился Константин Рокоссовский. Был ли этот роман? Но в отношениях поселилась ревность.

Ты говорила мне «люблю»,

Но это по ночам, сквозь зубы.

А утром горькое «терплю»

Едва удерживали губы.

Я верил по ночам губам,

Рукам лукавым и горячим,

Но я не верил по ночам

Твоим ночным словам незрячим.

Я знал тебя, ты не лгала,

Ты полюбить меня хотела,

Ты только ночью лгать могла,

Когда душою правит тело.

(К. Симонов)

Ровно через одиннадцать лет (опять роковое число!) после гибели Анатолия Серова 11 мая 1950 года у супругов родилась дочь Маша. «Черненькая, значит моя», — сказал счастливый отец. После рождения дочери в семье воцарился относительный мир.


Мария Симонова потом будет вспоминать, что в детские годы ее день рождения всегда начинался с того, что вместе с матерью они шли к Кремлевской стене, где был захоронен прах Анатолия Серова. Валентина так и не смогла забыть своего первого мужа и свято чтила его память.

К моменту рождения Маши Толя Серов был уже подростком. Общий язык им с Константином Симоновым не удавалось найти. Анатолий с детства был предоставлен самому себе. Его воспитанием занимались няньки и гувернантки, а мать и отчим были вечно заняты.


Толик совсем отбился от рук, стал выпивать, а однажды ограбил чужую дачу и поджег ее. От привлечения к yголовной ответственности его спасло его только одно: мальчишке было всего тринадцать.

Константин Михайлович настоял: Толю необходимо отправить в интернат для трудных подростков, хотя родственники погибшего отца просили отдать мальчика им. Парня отправил на Урал. Этого Серова не могла простить ему всю жизнь.


В Москву Толя вернется законченным алкоголиком. Валентина не смогла противостоять мужу в этой ситуации и чувство вины не покидало ее. Серова потеряла последнюю ниточку, связывавшую ее с любимым первым мужем. Она переживала за сына и все больше и больше пила. Пила так, что болезнь стала необратимой.

Из письма Симонова жене: «Что с тобой, что случилось? Почему все сердечные припадки, все дурноты всегда в мое отсутствие? Не связано ли это с образом жизни? У тебя, я знаю, есть чудовищная русская привычка пить именно с горя, с тоски, с хандры, с разлуки».


Они все чаще бросали друг другу обидные слова, особенно когда на столе появлялась бутылка. В какой-то момент Симонов решил, что за свою жизнь выпил достаточно, и смог отказаться от обильных возлияний. А Валентина, лишившись собутыльника, продолжала спиваться в одиночку или устраивала дома бесконечные застолья.

Из письма Симонова к Серовой:

«…Валя, я боюсь за тебя, я очень боюсь за тебя, невозможно представить, что ты погибла, загубив и себя, и свой талант. Я очень люблю тебя, и перед нами только еще чуть-чуть забрезжила наша настоящая жизнь такой, какой она может быть. Как ты смеешь не беречь ни себя, ни своего таланта, ни нашей любви, ни своего будущего…»


Симонов в течение многих лет отчаянно боролся за Серову. Он упорно пытался ее лечить, уговорил ее в первый раз лечь в Соловьевскую больницу (психиатрическая клиника), ездил к ней почти ежедневно, когда не мог — звонил по телефону, всячески поддерживал ее. Но тщетно. Ничего не помогало. Отчуждение между супругами нарастало.

Брак Серовой с Симоновым продлился четырнадцать лет. Точку в отношениях поставил Константин Михайлович:

«…Люди прожили вместе четырнадцать лет. Половину этого времени мы жили часто трудно, но приемлемо для человеческой жизни. Потом ты стала пить… Я постарел за эти годы на много лет и устал, кажется, на всю жизнь вперед. Я продолжал писать, но один я знаю, чего мне стоило то, что я все-таки делал в этом аду и что я мог бы сделать, не будь этого ада…»


Уходя от Валентины, Симонов оставил ей все — и квартиру, и дачу, и машину. Положил ей на сберкнижку деньги и отдельно на другую сберкнижку дочери Маше — до совершеннолетия.

Машу, которой недавно исполнилось семь лет, воспитывала мать актрисы, Клавдия Половикова, которая по решению суда не разрешала Серовой видеться с дочерью. Как говорили злые языки, забирая к себе Машу, Клавдия Михайловна преследовала определенную цель — солидные алименты от Симонова.


Мария Симонова говорила в интервью: «До сих пор не представляю, как мама пережила это. Но зла не помнила. Когда бабушка болела, ходила к ней в больницу, мыла ее, кормила и повторяла мне: «Ну, как же, это ведь моя мать».

Официально Симонов развелся с Серовой лишь в январе 1957 года. Тогда же он снял все посвящения со своих стихов Серовой, сделав исключение лишь для стихотворения «Жди меня». Расставшись с Валентиной Серовой, Симонов сошелся со вдовой фронтового друга Ларисой Жадовой, вскоре у них родилась дочь Саша.

Валентина Серова рано постарела. Пристрастие к алкоголю пагубно отразилось на ее внешности и здоровье. Валентина Васильевна ушла из театра Ленинского комсомола, где работала семнадцать лет, в Малый — ненадолго. Там ее занимали в единственной роли Коринкиной в «Без вины виноватых».

В кино она снималась от случая к случаю. Потом был Театр Моссовета, где она с блеском сыграла роль Лидии в пьесе «Сомов и другие». На этой сцене ей повезло встретиться с Раневской, Пляттом, Михайловым.

Валентина Васильевна очаровала Фаину Раневскую добротой и отзывчивостью. «Неповторимая Валя! — писала Фаина Георгиевна. — Еще раз благодарю за теплые чувства ко мне и за желание избавить меня от денежных забот…»

Серова много раз приходила на помощь всем, кто в нуждался в деньгах и заботе. Она никому не отказывала. Долгов ей часто не возвращали, а она стеснялась напомнить. В последние годы жизни Серова узнала и безработицу, и крайнюю материальную стесненность, и унижения.


Серова умерла 11 декабря (опять «одиннадцатое» число) 1975 года через полгода после смерти сына Анатолия. Анатолию Серову-младшему было всего тридцать пять лет. По словам дочери Марии Симоновой, Валентина Васильевна умерла одна, в пустой, обворованной спаивающими ее маргиналами и проходимцами в квартире, из которой вынесли все, что можно было вынести.

Константин Симонов пережил Валентину Серову на четыре года. Незадолго до смерти, зная, что обречен (у него был рaк легкого), он прямо в больнице сжег свою переписку с бывшей женой. По его настоянию письма передала дочь. Перед смертью Симонов сказал Маше:

«…То, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни… И самым большим горем».

Константин Михайлович так и не узнал, что перед тем, как отдать письма, за одну ночь Мария успела кропотливо переписать часть этих прекрасных признаний в любви ее отца — откровений двух людей с непростой судьбой, героев яркой и трагической истории любви.

Людмила Гурченко оставила свои воспоминания о Валентине Васильевне в своей книге «Аплодисменты». Актрисы встретились в 1973 году на съемках фильма «Дети Ванюшина». Небольшой эпизод, где снялась Валентина Серова, стал ее последней работой.


«В фильме произошла долгожданная встреча с актрисой, с образом которой еще с детства, с вoйны, связано самое светлое и что-то хрупкое и женственное…

Она была уже немолодой, но осталась тоненькой, как девочка, с прозрачной кожей, с голубыми жилками на висках. В серых огромных глазах было так много грусти, терпения и боли. Я бежала на работу,чтобы видеть, как она входит в гримерную, как мягко и естественно здоровается, как спокойно и даже равнодушно смотрится на себя в зеркало.

Как от крошечного прикосновения актера меняется ее лицо. Как светится вокруг ее головы нимб тонких золотистых волос… Я поняла, что поразило меня в детстве, когда я смотрела «Жди меня».


— «Жди меня»? Да, я люблю эту картину… Знаете, самое главное в жизни -иметь голову на плечах… и стойкость. А я… Я… нет. Не смогла. Сама. Только сама».

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab