Никoлaй Вaвилoв. Учeный, кoтopый мoг нaкopмить вecь миp, умep oт гoлoдa в тюpьмe
Загадка блокадного Ленинграда
1941 год. Первая блокадная зима в Ленинграде. Люди падают без сил и замерзают прямо по дороге за суточной нормой хлеба – 125 граммов. В это страшное время в одном из зданий Института растениеводства на Исаакиевской площади в коробках и ящиках лежат десятки тонн семян, зерна.
Но к ним никто не прикасается.
Сотрудники института умирают от голода прямо за рабочими столами, окруженные пшеницей, рисом, кукурузой. В ноябре 1941 года прямо за рабочим столом умер от голода Александр Щукин, исследовавший масличные культуры. В руке у него нашли пакетик с образцом миндаля. 28 сотрудников института умерли от голода во время блокады, но ни одно зернышко или картофельный клубень не были утеряны.
Кто создал эту коллекцию? Почему она оказалась важнее жизни?
Ученый-авантюрист против смерти
Создателем этого бесценного банка генов был Николай Иванович Вавилов - человек, который мог предотвратить голод в мире, но сам погиб от голода в сталинской тюрьме.
Когда-то Дмитрий Николаевич Прянишников сказал о своем молодом коллеге: «Николай Иванович – гений. Мы не сознаем это только потому, что мы его современники»
Он родился 13 (25) ноября 1887 года в Москве на Средней Пресне в семье, где наука не была приоритетом. Отец - Иван Ильич Вавилов - купец второй гильдии, выходец из крестьянской семьи, мечтал, чтобы сыновья продолжили семейное дело. Мать - Александра Михайловна, дочь художника-гравера, была добрым и обаятельным человеком, всю себя посвятившим семье.
Всего в семье было семеро детей, но трое умерли в детстве. Младший брат Николая Сергей Вавилов стал физиком и впоследствии возглавлял Академию наук СССР. Старшая сестра Александра стала врачом. Младшая сестра Лидия - микробиологом, но трагически погибла от чёрной оспы в 1914 году, заразившись во время экспедиции.
Отец пытался «переубедить» отпрысков с помощью ремня, бранил их за увлечение науками. Но Николай, обложившись гербариями и географическими картами, штудировал учебники по биологии, а младший Сергей увлекся физикой. Сыновья унаследовали от главы семьи твердый характер и не сдавались.
Братья Николай (слева) и Сергей Вавиловы с матерью, Александрой Михайловной, 1915 год
В 1912 году Николай женился на Екатерине Сахаровой - дочери сибирского купца, которая тоже училась на агронома. Современники вспоминают о ней как о женщине умной, образованной, но суховатой. Екатерина влюбилась в Николая за его острый ум - с ним можно было говорить на любые темы. В 1918 году у них родился сын Олег.
Но образ жизни Вавилова раздражал жену. Будущий академик уже жил в «вавиловском» режиме: частые командировки и многомесячные экспедиции, изнурительная работа в нечеловеческом темпе - на сон отводилась пятая часть суток. В отцовском доме на Средней Пресне, где поселилась пара, окно кабинета светилось до утра.
Николай Вавилов с женой Катей. 1912 год
После рождения сына Вавилов переехал в Саратов на работу, а жена с ребенком остались в Москве. Официально их брак длился 15 лет, однако после того, как в 1921 году Екатерина отказалась переехать в Петроград, их отношения превратились лишь в подобие семейных. До конца жизни она жила в Москве, в родительском доме Вавилова.
В жизни Николая появилась другая женщина - Елена Барулина, аспирантка, которая была младше его на восемь лет. Знакомство состоялось в экспедиции. От этого брака в 1928 году родился второй сын - Юрий.
Елена Барулина оказалась мягким и уступчивым человеком. С ней Николай Вавилов был по-настоящему счастлив
180 ботанико-агрономических экспедиций по всему миру принесли мировой науке результаты первостепенной значимости, а их автору - заслуженную славу одного из наиболее выдающихся путешественников современности.
Это был не кабинетный ученый. Опасности биолога не страшли. В 1923 году он писал, что ему "не жалко отдать жизнь ради самого малого в науке. Бродя по Памиру и Бухаре, приходилось не раз бывать на краю гибели, было жутко не раз…"
В 1924 году побывал в Нуристане – закрытой для европейцев провинции Афганистана. Этот высокогорный район был закрыт для посещения иностранцами, и учёный оказался первым, кто побывал там и подробно описал его географию.
На Памире Вавилов нашел настоящий клад - эндемические пшеницы с тяжелыми вздутыми колосьями красивого белого зерна. На этой пшенице абсолютно не было ни ржавчины, ни мучнистой росы. Такие находки могли спасти миллионы людей от голода.
Но главное открытие ждало его не в горах, а в лаборатории.
"Менделеев от биологии"
В 1920 году на III Всероссийском селекционном съезде в Саратове Вавилов выступил с докладом, который потряс научный мир. Он открыл и обосновал закон гомологических рядов: "Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов".
Почему это было революцией?
Николай Вавилов не зря был назван «Менделеевым от биологии». Он выявил базовые закономерности в биологии, сходные с теми строгими закономерностями, которые Менделеев обнаружил для химических элементов.
Если Менделеев мог предсказать неоткрытые химические элементы, то Вавилов - неоткрытые сорта растений! Все его разнообразие он систематизировал в виде таблицы, действительно напоминающей менделеевскую, с помощью которой смог предсказать существование форм, еще не обнаруженных наукой.
Доклад Вавилова был воспринят всеми участниками съезда как событие историческое. Съезд принял специальную резолюцию по этому докладу.
Но это открытие стало его приговором.
Появление врага
В начале 1930-х в советской науке появился молодой агроном Трофим Лысенко. Вавилов поначалу поддержал работы Лысенко по яровизации - превращению озимых культур в яровые путём предпосевного воздействия низких положительных температур на семена.
«Крестьянский академик» Лысенко обещал вывести новые, сверхурожайные сорта сельскохозяйственных культур всего за два года. Ученым-агрономам с самого начала было понятно, что из этого ничего не выйдет. На фото: Трофим Лысенко (справа) измеряет рост пшеницы на колхозном поле, недалеко от Одессы. Слева - его верный соратник Исай Презент
Роковая ошибка. Лысенко оказался полной противоположностью Вавилова:
- Вавилов — ученый мирового уровня, академик, знавший 20 языков
- Лысенко — провинциальный агроном, обещавший чудеса
- Вавилов — изучал законы природы
- Лысенко — отрицал генетику как "буржуазную лженауку"
- Вавилов — собирал доказательства по всему миру
- Лысенко — обещал быстрые результаты здесь и сейчас
К концу 1930-х Лысенко начал настоящую травлю генетиков. В 1939 году в советской печати генетика была названа противоречащей марксистской диалектике и объявлена лженаукой, а Вавилов и его последователи – «вредителями в науке».
Власть выбрала не того.
Выступление Трофима Лысенко в Кремле в 1935 году. На заднем плане (слева направо): Станислав Косиор, Анастас Микоян, Андрей Андреев и Иосиф Сталин
Падение титана
6 августа 1940 года Николай Вавилов был арестован в Черновцах во время экспедиции по сфабрикованному делу. Следствие по многотомному вавиловскому «Дело № 1500» длилось 11 месяцев. В течение года его допрашивали 400 раз, общая продолжительность допросов - 1700 часов.
9 июля 1941 года он был приговорён к расстрелу. Николай Иванович послал Берии несколько прошений о помиловании, где указывал, что «обвинение построено на небылицах, лживых фактах и клевете». Расстрельный приговор был заменен 20 годами лагерей.
26 января 1943 года в саратовской тюрьме Вавилов умер. Как зафиксировано врачами, «телосложение правильное, упитанность резко понижена... Смерть наступила вследствие упадка сердечной деятельности».
Человек, который мог накормить мир, умер от голода.
Тюремное фото Н. И. Вавилова
Что осталось
Коллекция семян Николая Ивановича Вавилова сохранилась. Она до сих пор хранится в Санкт-Петербурге. Ее не съели даже в самые голодные дни блокады. Две трети семян, которые хранятся в институте сегодня, - потомки тех, переживших блокаду.
В 1955 году Вавилов был посмертно реабилитирован как жертва сталинских репрессий. Слишком поздно.
Ответ на главные вопросы:
Как великий ученый стал жертвой непримиримости оппонентов? Вавилов пал жертвой не столько оппонентов, сколько системы, которая предпочла ложь правде, а обещания - доказательствам.
Почему Вавилова называют «Менделеев от биологии»? Закон гомологических рядов по значению для предсказания будущих открытий в селекции приравнивают к периодическому закону химических элементов Менделеева.
Вавилов стал жертвой собственного величия в мире, который не был готов к гениям.
О том, что случилось с Николаем Вавиловым, близкие узнали только через много лет. В то, что ученый мертв, не верили до середины 50-х
История, которая трогает до слез
У Николая Вавилова было два сына. Старший, Олег Вавилов (1918-1946), пошел по стопам дяди Сергея и стал физиком. Окончив физический факультет МГУ в 1941 году, он стал научным сотрудником лаборатории космических лучей ФИАНа. 20 декабря 1945 года защитил кандидатскую диссертацию.
4 февраля 1946 года Олег погиб в Домбае во время альпинистского восхождения. Ему было всего 28 лет. Он так и не узнал, что его великий отец умер в тюрьме три года назад.
Младший сын Юрий родился в 1928 году в Ленинграде. Чудом избежал блокады - мать вывезла его на дачу в Подмосковье перед самой войной. Разрешение учиться по закрытой для детей «врагов народа» специальности «ядерная физика» получил благодаря дяде, Сергею Вавилову.
Сергей Вавилов, президент Академии наук СССР, в 1943 году написал личное письмо Сталину о необходимости скорейшего освобождения брата. Он тогда еще не знал, что Николай умер в саратовской тюрьме 26 января.
Два гения - братья Вавиловы. Один создал советскую школу физической оптики, другой мог накормить человечество. Но система пожрала одного и сломала другого.
Памятник Вавилову Н. И. на площади Кирова (угол ул. Вавилова и Мирного пер.), Саратов. Памятник открыт в 1997 г.
Сегодня именами братьев Вавиловых названы улицы городов и научные институты России. В истории Родины, в нашей памяти и памяти наших потомков имена братьев Николая и Сергея Вавиловых будут неразрывно связаны.
Память о великом ученом - в каждом зернышке, спасенном его учениками в блокадном Ленинграде.
0 коммент.:
Отправить комментарий