Помните мелодию Шарапова? В ней больше смысла, чем кажется!
Музыка способна рассказывать истории, передавать характеры и даже прятать неожиданные смыслы. Казалось бы, обычный эпизод: Володя Шарапов садится за пианино… Но почему именно этот инструмент, эта мелодия и эти слова? Что таится за фразой «и я так могу», а главное – мог ли оперативник действительно сыграть Шопена? Приоткроем завесу смысла и взглянем на любимую сцену под новым углом!
"Это и я так могу" – насмешливо бросает Промокашка. Многие не задумываются над скрытым смыслом этой фразы, но он куда глубже, чем кажется. Сейчас попробую объяснить. Иван Сергеевич Бортник, блестящий актер, которому часто доставались роли сомнительных личностей, на самом деле вырос в интеллигентной семье. Его отец занимал должность заместителя главного редактора Государственного издательства художественной литературы, а мать была доктором филологических наук. Бортник был человеком высокой культуры, прекрасно образованным и начитанным. Он-то точно знал, какую именно мелодию играет Володя Шарапов. Интересный факт – в романе братьев Вайнеров "Эра Милосердия" мелкий уголовник Промокашка не произносит вообще ни слова.
Все реплики "Малокопеечки" (он же Промокашка) – заслуга исключительно Ивана Бортника. Именно он придумал фразу "и я так могу", сделавшую персонажа живым и запоминающимся. Это не просто удачная импровизация – это настоящая гениальная находка талантливого Ивана Сергеевича.
Любопытно, что в книге пианино вообще не было. Но в фильме оно появляется дважды – благодаря предложению Владимира Конкина поставить инструмент в комнате Шарапова, с чем Говорухин согласился. Первый раз за пианино садится Глеб Жеглов – да еще и в милицейской форме. Ирония в том, что Владимир Высоцкий, сыгравший Жеглова, относился к правоохранительным органам с явным неодобрением и зачастую высмеивал их в своих произведениях.
Из песни "Милицейский протокол"
Однако главной ролью в жизни Владимира Высоцкого неожиданно стал капитан милиции Глеб Жеглов. Образ Высоцкого в милицейской форме, играющего на фортепиано и исполняющего песни Вертинского, получился настолько ярким и даже гротескным, что его сложно забыть. Но это уже тема для отдельного разговора.
Второй раз пианино появляется в логове "Черной кошки". Любопытно, каким образом столь громоздкий и необычный инструмент вообще оказался в этой избе? Кто из шайки умудрялся по нему наигрывать? Скорее всего, это была Клаша. В отличие от Промокашки, она сразу поняла, что именно зазвучало в этом мрачном месте.
В сцене, где Володя Шарапов садится за инструмент, есть два странных момента.
Во-первых, Горбатый отдает ему команду: "иди туда, покажи себя", на что Шарапов, явно растерявшись, неуверенно переспрашивает. Вроде бы драматичная сценка, но совершенно не реалистичная. Представьте: он попадает в логово бандитов, замечает в углу фортепиано и спустя каких-то десять минут заявляет, что до войны играл на инструменте в ресторане. Вот только беда – играть-то он не умеет! Чушь, конечно. Но когда я впервые смотрел "Место встречи изменить нельзя", тоже напрягся: "А как же он играть будет?" Момент явно неправдоподобный, но напряжение создает отличное, тут уж не поспоришь.
Во-вторых.
Шарапов исполняет вовсе не какую-то случайную мелодию, а этюд №2 фа-минор Фредерика Шопена. Это одно из самых известных произведений композитора, и сыграть его под силу далеко не каждому. К тому же, Володя берет невероятный темп, превращая этот момент в нечто по-настоящему впечатляющее.
Многие блогеры, обсуждающие этот эпизод в соцсетях, упускают из виду один важный нюанс.
Дело вовсе не в том, что "Шарапов не мог уметь играть". Почему же? Вполне мог. Интеллигентный парень с Ордынки, который по воле судьбы сначала стал военным, а затем оперативником. Не случайно же в его комнате стоит пианино.
Но здесь вопрос в другом. Этюд №2 Шопена — это невероятно сложное произведение. И проблема даже не в том, насколько трудно его разучить. Чтобы исполнять такую виртуозную вещь безупречно, требуется постоянная практика. Без нее теряется техника, ощущение музыки, ее глубина и философия. Пианисты шутят: если не играть один день — замечаешь только сам, если два — это чувствуют коллеги, а если пропустить больше — уже и зрители слышат разницу.
Разве мог Шарапов ежедневно тренироваться на пианино? Вряд ли. Во-первых, просто не было времени. Он сам жаловался Варе, что с утра до ночи гоняется за преступниками с Жегловым, а на сон времени не хватает, не говоря уже о музыке. А в коммуналке с маленькими детьми играть по ночам – не лучшая идея. Выходные? Ну, большой вопрос.
Что уж говорить о "Володе Сидоренко, подъедающемся шофером за 101-м километром в Ярославской области" – там точно не было никаких условий для регулярных занятий на инструменте. Но, к счастью, Клаша не додумалась до этого.
А вот Промокашка даже не осознал, что в захудалой избе зазвучало одно из величайших произведений в истории классической музыки. Для него этюд Шопена был всего лишь хаотичным набором звуков. Его знаменитая фраза "и я так могу" лишь подчеркивает, насколько он был примитивным и необразованным человеком. Придумать такую тонкую, многослойную шутку мог только настоящий интеллигент – Иван Сергеевич Бортник.
"Вместо Владимира Конкина на пианино играет Галина Бурименко" – добавляю эту фразу, чтобы избежать лишних комментариев, иначе половина обсуждений будет именно об этом.
0 коммент.:
Отправить комментарий