понедельник, 3 февраля 2025 г.

Закулисье «Карнавала»: забавные истории с Абдуловым и рождение культовой песни


Закулисье «Карнавала»: забавные истории с Абдуловым и рождение культовой песни

Музыка, мечты и неожиданные повороты — фильм «Карнавал» стал не просто историей о провинциальной девушке, покоряющей столицу, а настоящим символом веры в себя. Как создавался этот шедевр, почему главную песню переписывали шесть раз и какие моменты съемок до сих пор вспоминают с улыбкой?

Режиссер культового сериала о Штирлице решилась на мюзикл, вдохновленный собственной жизнью и долгими годами без работы.


К 1981 году Татьяна Лиознова уже не нуждалась в доказательствах своего таланта. Ее фильмы «Три тополя на Плющихе» и «Им покоряется небо» были отмечены наградами не только на отечественных, но и на международных кинофестивалях, а «Семнадцать мгновений весны» сразу после выхода превратился в настоящий народный феномен. Именно поэтому, когда Лиознова взялась за постановку музыкальной комедии по сценарию Анны Родионовой, многие недоумевали — зачем ей это?

Сюжет о провинциалке Нине, которая не сумела поступить в театральный вуз, но все равно решила покорять столицу, Родионова написала буквально за несколько дней. История вышла в журнале, и вскоре нашелся режиссер, заинтересованный в экранизации. Однако худсовет «Мосфильма» никак не мог утвердить сценарий, постоянно требуя внести новые правки. После очередного бесконечного обсуждения терпение автора лопнуло — в ярости она закинула сценарий подальше и решила больше к нему не возвращаться.

Спустя три года эту забытую историю случайно нашли студенты ВГИКа. Татьяна Лиознова попросила их подобрать что-то малоизвестное, недооцененное, чтобы снять несколько пробных сцен. Кто-то принес «Карнавал». Прочитав сценарий, режиссер не смогла остаться равнодушной — эта история задела ее за живое. Она вспомнила, как после окончания ВГИКа сама вынуждена была браться за любую работу, лишь бы как-то выжить.


Карьера Лиозновой началась в 1949 году — в сложный период, когда советская экономика только восстанавливалась после войны, а киноиндустрия переживала застой: фильмов снимали крайне мало. Молодая выпускница попала на киностудию имени Горького, но вскоре ее уволили. Обещали, что временно, но в итоге безработица растянулась на четыре долгих года. Она жила с матерью, профессиональной швеей, помогала делать выкройки, а заодно подрабатывала кем только могла — костюмером, дворником. Лиознова всегда называла «Карнавал» своей личной историей, ведь этот сценарий напомнил ей о тех тяжелых временах и вдохновил взяться за проект.

С первых же минут режиссер решила: это будет не просто социальная драма, а легкий, наполненный юмором, музыкой и танцами мюзикл. Главную роль она доверила Ирине Муравьевой, с которой уже работала в фильме «Мы, нижеподписавшиеся». На тот момент актрисе было 32 года, а в кадре ей предстояло перевоплотиться в вчерашнюю школьницу. «Это всего лишь вопрос мастерства, – сказала ей Лиознова. – Не ты первая, не ты последняя». Муравьева не возражала, хотя ради роли ей пришлось худеть, учиться танцевать и даже осваивать катание на роликах. В фильм перекочевали и другие актеры из предыдущей работы режиссера: Клара Лучко сыграла Жозефину Викторовну, а Юрий Яковлев воплотил на экране образ отца Нины.


Муравьева отнеслась к подготовке к роли со всей серьезностью. Часы бесконечных репетиций с ансамблем «Ритмы планеты» помогали ей освоить танцевальные номера, которые ее героиня наблюдала в театральном вузе. Когда актриса отправилась в Киев на гастроли с Театром имени Моссовета, танцоры поехали за ней — тренировки продолжались даже в поездке. Утром приходилось вставать задолго до рассвета, чтобы отрабатывать движения, а потом сразу отправляться на репетиции и спектакли. Но самым сложным испытанием стало катание на роликах. Из-за двойных колес они были крайне неустойчивыми, а маневренность практически отсутствовала. Муравьева вспоминала, что даже когда начались съемки, ноги еще были в синяках от бесконечных падений — их приходилось тщательно замазывать гримом.

Провинциальный Оханск решили снимать в Калуге. Этот город находился недалеко от Москвы и идеально подходил для фильма: уютные улицы с двухэтажными домами, белье, развешанное во дворах, железные водяные колонки, старинные церкви и, конечно, вокзал «Калуга-2», который ради сцены прощания Нины с отцом на один день сменил свое название. Однако большинство съемок все же проходило в столице — педагогический институт превратился в театральный вуз, а Брюсов переулок в кадре стал Большой Ордынкой.

Лиознова внесла в сценарий множество изменений, добавив сцены, которых изначально не было. Именно благодаря ей появились эпизод в цирке, грезы с песнями и телефоном, а также знаменитая скороговорка с орехами во рту: «Кукушка кукушонку купила капюшон». Когда режиссер официально стала соавтором сценария, проект получил дополнительное финансирование, а фильм разрешили растянуть на две серии — за что Лиознову позже раскритиковали. Для каждого героя сшили уникальные костюмы, в том числе и знаменитое красное платье для медведя на роликах. К слову, это была опытная цирковая артистка, которая каталась куда увереннее, чем большинство актеров, — с роликами у нее проблем не возникло вовсе.


Главный музыкальный хит фильма — «Позвони мне, позвони» — появился на свет через настоящие творческие муки. Эта песня едва не рассорила всех: актрису с режиссером, режиссера с композитором, а композитора — с будущей примадонной. Лиознова долго искала идеальные стихи, перелопатив поэзию «серебряного века» и современных авторов. Подходящий текст нашелся у Роберта Рождественского, а музыку доверили Максиму Дунаевскому. Однако работа над композицией превратилась в бесконечный процесс — мелодию переделывали шесть (!) раз. Каждый вариант режиссер отклоняла, заставляя композитора начинать заново. Говорят, после этого Дунаевский вздрагивал каждый раз, услышав слова «Муравьева» и «Карнавал».

Но трудности на этом не закончились. Муравьева была уверена, что исполнит песню сама. Однако Лиознова настояла на своем: песня требовала профессионального вокала. В результате ее блестяще исполнила Жанна Рождественская. После выхода фильма композитору высказала свое недовольство Алла Пугачева, упрекнув его в том, что ей даже не предложили спеть эту композицию. Дунаевский попытался оправдаться, мол, Пугачева уже вышла на другой уровень и не занимается закадровыми вокальными партиями. «Такую песню бы спела», — твердо ответила звезда. Самое же ироничное в этой истории то, что после премьеры Муравьеву пригласили на студию «Мелодия» для записи саундтрека. В результате вся страна слушала именно ее голос, а не Рождественскую, и почти никто не заметил подмены.


Советские фильмы редко заканчивались однозначно, и «Карнавал» не стал исключением. В финале, когда героиня Муравьевой выходит на сцену, остается загадкой: это ее мечта или реальное будущее? Позже у Лиозновой часто спрашивали, чем все-таки закончилась история Нины. Режиссер расстраивалась и упрекала зрителей в невнимательности. Подсказка была в первых кадрах фильма: рядом с портретом Пугачевой висела афиша спектакля мюзикл-холла, где в главной роли значилась… Ирина Муравьева. Это был ключ к разгадке.

Премьера «Карнавала» состоялась 17 февраля 1982 года. Критики встретили фильм прохладно, упрекая в затянутости сюжета и неравномерном ритме, который, по их мнению, снижал эмоциональное восприятие. Но зрителям было все равно — за год картину посмотрели более 30 миллионов человек. Ирину Муравьеву признали лучшей актрисой года по версии опроса «Советского экрана», а сам Эльдар Рязанов похвалил Лиознову, признавшись, что завидует тому, как долго и громко смеется публика. Единственным, кто испытал не самые приятные последствия успеха, оказался Александр Абдулов. Коллеги и друзья раз за разом подшучивали над ним: подходили с серьезным лицом и говорили, что Муравьева срочно просила ему перезвонить. Абдулов в панике искал телефон, пока не осознавал, что его разыграли — песня «Позвони мне, позвони» звучала буквально отовсюду.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab