Его песни знала и любила вся страна: жизнь Лебедева-Кумача
Его стихи стали частью истории, а песни — символами времени. От первых строк, написанных еще в гимназии, до вдохновляющих гимнов, звучавших на фронте, — путь Лебедева-Кумача был наполнен творчеством, признанием и глубокой преданностью своей стране. Он умел находить слова, которые трогали сердца миллионов, а его наследие живет и сегодня, наполняя души светом и верой.
За 25 лет творчества он написал 1500 стихотворений и почти 500 песенных текстов. Василий Иванович Лебедев-Кумач был одним из немногих поэтов, кому посчастливилось видеть, как его стихи не оседают в забвении, а звучат в песнях по всей стране. Его строки вдохновляли, вселяли радость и надежду, зажигали в сердцах советских людей любовь к Родине и поднимали их на борьбу.
Лебедев-Кумач стал автором самых жизнеутверждающих стихов сталинской эпохи, но его собственная жизнь завершилась в глубокой депрессии и творческом кризисе. Судьба сложилась так, что однажды он едва не перечеркнул всё, чего достиг. В страшные дни 1941 года, прямо на людном вокзале, он в порыве отчаяния резко оскорбил Сталина и с яростью швырнул свой орден в его портрет.
Он спас первую советскую музыкальную комедию
Работа над первой советской музыкальной комедией «Веселые ребята» была практически завершена к 1934 году, но у создателей фильма оставался серьезный повод для тревоги. Главная тема картины — «Марш веселых ребят» — все никак не обретала достойного текста.
Ошибка была недопустима: за проектом внимательно следил сам Сталин. Стихи для марша предлагали многие именитые поэты, но ни один вариант не устраивал режиссера Григория Александрова. Тогда исполнитель главной роли Леонид Утесов предложил обратиться к малоизвестному тогда поэту-газетчику Василию Лебедеву-Кумачу.
Сам Лебедев-Кумач позже признавался своему другу, писателю Илье Кремлеву, что брался за кинопесни без особого энтузиазма: переделывать тексты приходилось слишком часто, а гонорары оставляли желать лучшего. В какой-то момент он даже поклялся, что больше никогда не будет писать «эти песенки для кино». Если бы он только знал, насколько сильно ошибался.
В.И. Лебедев-Кумач за работой
Страна запела его песни
После премьеры «Веселых ребят» вся страна напевала песни, написанные Лебедевым-Кумачом. Он буквально проснулся знаменитым — его стихи разлетелись по всей стране, а имя мгновенно стало известным.
С этого момента советское кино уже невозможно было представить без его жизнеутверждающих строк и вдохновляющей музыки Исаака Дунаевского. Их творческий союз стал настоящим символом эпохи.
От царской России к советской поэзии
Первые стихи Василия Ивановича появились еще во времена царской России. Будущий автор культовых песен начал увлекаться поэзией еще в московской гимназии, где проявлял выдающиеся способности и учился с прилежностью. Его талант заметили — он получал стипендию от историка Виноградова, который, хоть и жил за границей, не забывал о России и поддерживал одаренных детей.
Говорят, Виноградов мог помочь Лебедеву поступить в Оксфорд, но грянула революция, и судьба поэта сложилась иначе. Он остался в России, работал в советских газетах и стал одним из основателей сатирического журнала «Крокодил». Именно там он впервые подписался как Лебедев-Кумач, добавив к фамилии детское прозвище — за ярко-рыжие волосы мама ласково называла его кумачонком.
Песни, знакомые каждому
Дуэт Лебедева-Кумача и Исаака Дунаевского подарил стране десятки нестареющих хитов. «Сердце, тебе не хочется покоя!», «Капитан, капитан, улыбнитесь», «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер» — эти песни давно вышли за рамки своей эпохи и продолжают звучать, наполняя сердца теплом и ностальгией.
За каждой строкой его стихов скрывалась своя история. Семья Лебедева-Кумача ютилась в коммунальной квартире, а он сам писал по ночам на общей кухне, дожидаясь, пока все улягутся спать.
Однажды, работая над песней для фильма «Цирк», он никак не мог найти нужные слова. Как обычно, он отправился на кухню, и, раздвигая веревки с развешанным бельем, вдруг произнес: «Широка страна моя родная...».
Так родилась одна из главных песен Советского Союза. «Песня о Родине» мгновенно нашла отклик в сердцах людей и сделала Лебедева-Кумача по-настоящему народным поэтом.
Он никогда не испытывал такого восторга, как в день открытия Парка культуры в Сокольниках. Тогда 100 тысяч человек вместе с оркестром хором затянули: «Широка страна моя родная...». Этот момент стал для него самой большой творческой наградой.
Лебедев-Кумач и Исаак Дунаевский
Песня, которая могла стать гимном
Композиция из фильма «Цирк» так полюбилась людям, что вполне могла бы стать гимном Советского Союза. В некоторых случаях её действительно исполняли вместо «Интернационала», когда хотели подчеркнуть национальную гордость и единство народа.
После нападения Германии на СССР даже Уинстон Черчилль выразил поддержку нашей стране. Однако, чтобы избежать исполнения пролетарского гимна, британское радио решило продемонстрировать солидарность по-своему — в эфире прозвучала «Песня о Родине» Лебедева-Кумача.
Но не все принимали эту песню с восторгом. Критики упрекали автора в излишней утопичности, а отношения Лебедева-Кумача с литературным сообществом всегда были сложными. Многие поэты считали его стихи слишком простыми, а чиновники от литературы — не желали видеть его в Союзе писателей, несмотря на всенародную славу.
Свое дело делала и обычная человеческая зависть. Еще недавно он был скромным газетным поэтом, а теперь его колыбельные, романсы и патриотические гимны пели от Кронштадта до Владивостока. Такую популярность прощали далеко не все.
Стихи, написанные за одну ночь, изменили историю
Если «Песня о Родине» лишь претендовала на статус гимна, то в первые дни войны Лебедев-Кумач действительно создал гимн защиты Отечества.
22 июня 1941 года, в день начала Великой Отечественной войны, ему позвонил главный редактор «Красной Звезды» и попросил срочно написать стихи для первого военного выпуска газеты. Завтра к обеду текст должен был быть готов.
Всю ночь поэт работал над строками. Он зачеркивал, переписывал, подбирал такие слова, с которыми Родина будет провожать своих сыновей на смертный бой. На третий день войны его стихотворение появилось в газетах. А уже через несколько часов композитор Александр Александров написал к нему музыку.
Времени на печать нот не оставалось. Музыканты и певцы учили мелодию прямо с доски, куда композитор записал её мелом. 26 июня 1941 года хор Александрова впервые исполнил «Священную войну» на Белорусском вокзале перед солдатами, отправлявшимися на фронт. По воспоминаниям очевидцев, ни бойцы, ни сами артисты в тот момент не могли сдержать слез.
Песня, которую запретили... на время
Хотя «Священная война» стала символом Великой Отечественной войны, она долгое время не исполнялась публично. Военная цензура считала её слишком трагичной.
Но когда в октябре 1941 года враг подошел вплотную к Москве, прозвучали слова, которые уже никому не позволялось замалчивать. «Вставай, страна огромная!» стало ежедневно передаваться по всесоюзному радио — как боевой клич, как музыка сопротивления, как настоящий гимн борьбы за Родину.
В.И. Лебедев-Кумач во время войны
Печальный финал жизни знаменитого поэта
16 октября 1941 года Москва охватила паника. Враг стоял у самых ворот столицы, иностранные дипломаты и правительственные чиновники спешно готовились к эвакуации. По городу распространились тревожные слухи о том, что Москва сдается.
Лебедев-Кумач наотрез отказался уезжать в Казань. Он был готов взять в руки оружие и защищать столицу, но ЦК партии принял иное решение.
Постоянный стресс, усталость и напряжение довели поэта до нервного срыва. По словам его внучки Марии Деевой, во время хаоса на Казанском вокзале он увидел в газетном киоске портрет Сталина.
Лебедев-Кумач сорвался на вождя и, швырнув в его портрет один из своих орденов, крикнул: «Что же ты, сволочь усатая, Москву сдаешь?»
После этого поэта арестовали и на несколько месяцев отправили в психиатрическую клинику НКВД в Казани. Как долго он оставался бы там — неизвестно, но его спасло заступничество давнего друга, знаменитого полярника Эрнста Кренкеля. В 1942 году Лебедев-Кумач вышел на свободу, однако здоровье было подорвано — перенесенный инфаркт ослабил его. Несмотря на это, он рвался на фронт.
Последние годы и трагический уход
На Северном флоте Лебедев-Кумач служил политработником. Он выступал перед моряками, поддерживал их боевой дух, писал стихи для фронтовых газет. Несмотря на непростые времена, в нем снова проснулась творческая энергия — он создавал песни для кино и выступал перед бойцами.
Однако в 1946 году его сердце не выдержало — второй инфаркт окончательно подорвал силы неутомимого поэта.
Годы напряженной работы сказались на его здоровье. Врачи настоятельно советовали отойти от дел и переехать за город, чтобы восстановиться. Лебедев-Кумач поселился на даче в поселке Внуково, где и провел последние годы жизни в полном одиночестве.
Он переосмыслил свое творчество, впал в глубокую депрессию и больше не писал. Главный поэт сталинской эпохи ушел из жизни 20 февраля 1949 года. Ему было всего 50 лет.
Наследие, которое пережило всех критиков
Еще при жизни Лебедева-Кумача обвиняли в плагиате, а многие литераторы недолюбливали за «излишнюю простоту» его стихов. Но время расставило всё на свои места: спустя почти век его песни по-прежнему любимы, их знают и поют.
А вот имена тех, кто его критиковал и завидовал ему, давно забыты.
0 коммент.:
Отправить комментарий