Алиса Фрейндлих: между театром и бесконечностью
Это история о женщине, чья жизнь стала отражением её ролей — ярких, многогранных, полных тонких нюансов. Алиса Фрейндлих, легенда театра и кино, удивительным образом соединяет в себе простоту и изысканность, силу и нежность, мудрость и искреннюю непосредственность. В каждой детали её судьбы — будь то случайный поворот, жизненный урок или мудрое осознание, — прячется вдохновение. Читайте дальше, чтобы погрузиться в мир, где каждое слово и каждый момент несут особый смысл.
Искусство жить на полной глубине
Алиса редко дает волю слезам в реальной жизни. Однако слезы могут появиться, если фильм или спектакль глубоко тронул ее душу. В молодости ей случалось плакать от обиды, но с возрастом она научилась отпускать негативные эмоции. Теперь она не обижается, потому что понимает: в каждом конфликте есть две стороны, и ищет причины в себе. Когда ощущает стыд, не пытается оправдываться — просто извиняется, считая это правильным.
Ее обаяние неподвластно времени. Это редкое сочетание женственности, человеческой искренности и актерского таланта, которое покоряло зрителей 30, 40 лет назад и продолжает восхищать сегодня.
Когда их отношения с будущим мужем, режиссером Игорем Владимировым, только начинались, он дал ей один важный совет: «Твой стиль — гамен, мальчишка-сорванец. Не меняй его никогда». Эти слова стали для нее ориентиром на всю жизнь. «Я даже стесняюсь того, что называют шикарным. У меня, например, есть норковая шубка, но я почти не надеваю ее. Она чаще висит в шкафу, разве что моль кормит. Мне гораздо комфортнее в простой спортивной куртке. Украшения я люблю, но часто забываю про них. Куплю новые серьги — и они лежат, как будто невидимые», — рассказывает Алиса с улыбкой.
Каждое ее слово — это отражение искренности и простоты, которая делает Фрейндлих такой близкой и понятной для всех, кто восхищается ее творчеством.
Она сочетает простоту и изысканность, оставаясь неподражаемой. На экране ей одинаково органично удается быть и неуклюжей начальницей Калугиной, и величественной королевой Анной Австрийской. Каждое движение, каждая интонация, даже то, как она берет сигарету или смеется, пронизаны особым шармом. Но, что удивительно, в этом нет и тени наигранности.
Ее героини в кино поражают своей многогранностью. Они способны вызывать восхищение, сочувствие, а порой даже раздражение, но всегда притягивают искренностью. Каждая из них несет в себе уникальную правду и боль — будь то Огудалова из «Жестокого романса» с ее горькой судьбой или провинциальная, стареющая актриса из «Успеха». А главное, за их жизнью на экране невероятно интересно наблюдать. Фрейндлих мастерски добавляет в образы героинь мельчайшие, но выразительные нюансы, которые делают их объемными и настоящими.
Сколько обаяния в ее отчаянной и по-детски искренней пенсионерке Тумановой из сериала «Женская логика», в которой угадывается наша отечественная мисс Марпл. А какой задор и юношеский кураж оживают в 90-летней скульпторше из фильма «На Верхней Масловке»! Каждая роль — маленький шедевр, созданный ею с любовью и вниманием к деталям, что позволяет зрителям вновь и вновь открывать в этих персонажах что-то новое.
Наверное, все эти удивительные качества — смелость, решительность и душевная непосредственность — так же ярко проявляются в самой Алисе Фрейндлих. Она никогда не боялась рискнуть, вступить в авантюру, кардинально изменить свою судьбу и смело шагнуть в неизвестность. Пройдя через испытания, что часто сравнивают с огнем, водой и медными трубами, она умудрилась сохранить в себе ту детскую искренность, которая так притягивает окружающих.
Сегодня кажется совершенно невероятным, почти абсурдным, что на протяжении долгих лет мы жили без ее присутствия в кино. Без ее «мымры», которая стала воплощением народной любви, без этого узнаваемого голоса, напевающего о том, что у природы нет плохой погоды, и заставляющего нас верить в лучшее. Даже ее необычная, трудно запоминающаяся фамилия — Фрейндлих — не помешала стать символом всенародного признания. Ведь настоящая популярность пришла к ней уже тогда, когда она превратилась не просто в талантливую театральную актрису, а в настоящую звезду Ленинграда.
Она покорила нас своим искусством, своей глубиной, своей честностью, сделав невозможным представить нашу жизнь без ее ролей, которые стали частью культурного наследия.
Тем не менее, несмотря на безграничный талант, в кино Алиса Фрейндлих долгое время оставалась лишь в тени, играя небольшие роли и эпизоды. Это заставило ее однажды произнести горькие слова: «Мои чувства к кинематографу не имеют взаимности, я его люблю, а он меня нет…» Однако, вопреки этим словам, нельзя сказать, что она слишком переживала из-за этого. Театр всегда оставался ее настоящей страстью, главной любовью. «Да, немного было обидно. Но это чувство быстро проходило, потому что с самого начала моя театральная карьера складывалась удачно и заметно. Еще с институтского дипломного спектакля, который сразу зашелестел по театральным ушам…» — вспоминает она. И по сей день театр занимает главное место в ее сердце.
Почему же кино так долго обходило ее стороной? Ответ на этот вопрос лежит в нескольких причинах. Во-первых, с первых же кинопроб ей говорили, что у нее не киногеничное лицо. Операторы утверждали, что неправильная скульптура лица не соответствует общепринятым нормам. Сама Алиса Бруновна признавалась, что такие замечания огорчали ее. Но истинная проблема заключалась в другом: операторы не старались раскрыть уникальную красоту ее лица, способного менять образы до неузнаваемости даже без грима. Они не находили времени, чтобы показать эту многогранность на экране.
Во-вторых, театр полностью поглощал ее жизнь. В 70-е годы все силы и время уходили на создание и развитие Театра имени Ленсовета, «ребенка», который она и ее муж, Игорь Владимиров, растили с невероятной преданностью. Театральная работа была не просто занятием, а настоящей жизненной миссией, которая отнимала буквально 24 часа в сутки.
Эти годы, по словам Алисы Бруновны, стали временем добровольного самоотречения. «Такие отречения нужны для того, чтобы работать в театре, — говорит она. — Ведь эмоциональный бункер у человека один. Если актер слишком расточает себя в обычной жизни, если излишне пылко проживает ее, то на сцене ему потом приходится выскребать эмоции ложечкой. И выходит все очень бедненько…» Эти слова — еще одно напоминание о том, какой глубокой и осмысленной была ее преданность театральному искусству.
Совсем еще юной Алису Фрейндлих можно заметить в одном из эпизодов культового фильма «Полосатый рейс» (1961), где она сыграла молоденькую буфетчицу. Уже тогда ее талант привлекал внимание, и, примерно в то же время, Эльдар Рязанов решил попробовать ее на роль Шурочки Азаровой в своей «Гусарской балладе». Его отзыв был выразительным и, казалось, сулил перспективы: «Ее женственность прет из любого костюма». А теперь представьте, каким мог бы быть ее путь, если бы ее звезда взошла уже тогда, в начале 60-х!
Чуть позже, в 1968 году, Рязанов снова обратился к Фрейндлих, на этот раз с предложением о роли в «Зигзаге удачи». Однако и здесь судьба распорядилась иначе: актриса ожидала появления на свет своей дочери Варвары, что, безусловно, стало для нее важнее любой роли.
Но Рязанов не оставлял попыток. Он искренне верил в ее талант и продолжал искать подходящие роли для Фрейндлих. Так, он рассматривал ее на роль Нади в «Иронии судьбы», но, к сожалению, его мнение в этот раз оказалось для Алисы Бруновны не столь лестным. Режиссер признался, что героиня должна быть ослепительно хороша собой, настолько, чтобы герой мгновенно влюбился в нее. «А это, мол, не про Фрейндлих…» — сказал он. Эти слова могли бы обидеть любую актрису, но Алиса, похоже, всегда умела воспринимать такие моменты философски.
Жизнь и творчество Фрейндлих показывают, что ее успех был вопросом времени. И, несмотря на пропущенные возможности, она не только нашла свое место в искусстве, но и стала настоящей легендой, чьи роли по сей день восхищают и вдохновляют.
Но, наконец, упорство Эльдара Рязанова принесло свои плоды: он нашел образ, который идеально подошел Алисе Фрейндлих, — ту самую «мымру», что превращается в настоящую красавицу! Так на экраны вышел легендарный «Служебный роман». За этот шедевр нужно отдать должное Игорю Владимирову, который с пониманием отпустил Алису Бруновну на продолжительные съемки, несмотря на их занятость в театре.
Фрейндлих буквально влюбилась в эту роль и с энтузиазмом взялась за работу. Она даже удивила самого Рязанова своей готовностью предстать на экране, мягко говоря, не в самом выигрышном образе. Более того, она лично приложила немало усилий, чтобы сделать свою Калугину максимально непривлекательной. «Не могу сказать, что мне это было очень трудно. Может быть, наоборот, та степень привлекательности, которая должна была появиться в результате, далась с большим трудом», — вспоминала она.
Алиса Бруновна даже сама выбрала для своей героини костюм — унылый наряд из кримплена 54-го размера, что выглядело особенно эффектно, учитывая ее собственный 44-й размер и вес всего около 50 килограммов. Но это ее нисколько не смутило.
«Это нисколько не испугало меня, потому что я знала, что впереди — реабилитация этой женщины…» — рассказывала она с улыбкой.
Ее подход к роли оказался невероятно точным: зрители увидели, как за угловатой и строгой внешностью Калугиной скрывается мягкая, ранимая и очаровательная женщина. Именно это преображение сделало героиню Фрейндлих незабываемой, а сам фильм — бессмертным классическим произведением.
Алиса Фрейндлих обладает редким умением находить радость в простых, почти магических моментах жизни. Она обожает смотреть на огонь — будь то пламя свечи, потрескивающий камин или горящая печка. Не меньшее удовольствие ей доставляет созерцание воды — будь то река, озеро или море. Лес для нее — особое место силы. Она с удовольствием собирает полевые цветы, создавая из них небольшие букетики, которые кажутся воплощением нежности. Но одна из самых давних и неизменных ее страстей — это грибы. Она настолько увлечена этим занятием, что даже зимой ей снится грибной лес. Фрейндлих не только собирает грибы, но и мастерски готовит из них — солит, маринует, варит ароматные супы. А если представляется возможность, она с удовольствием позволяет себе подольше поспать утром, наслаждаясь этим маленьким удовольствием.
«Хорошее настроение сейчас у меня бывает, когда собираюсь с дочкой по магазинам», — с улыбкой признается Алиса Бруновна.
Варвара, ее дочь, построила дачу, и теперь совместные покупки для дома стали их особым ритуалом. «Когда Варя была маленькая, она все время строила какие-то домики. На вопрос, во что она играет, отвечала: “В уютие!” Вот и я до сих пор люблю эту игру…» — делится актриса с теплотой.
Как и многие актеры, она суеверна, и это добавляет ей особого очарования.
«Я веду себя в полном соответствии с народными обычаями, — говорит она. — Если что-то, не дай бог, пойдет не так, обязательно сплюну через плечо, постучу по дереву. Если текст роли упал на пол — это плохая примета для актера, но я сразу сажусь на него, чтобы “снять” возможное невезение. Никогда не возвращаюсь домой, если что-то забыла, чтобы не испортить день. И, конечно, в черных кошек я тоже верю». Но при этом число 13 для нее счастливое: «Как ни странно, в театре мне часто достается 13-е место или в вагоне — полка с этим номером. И это всегда к лучшему!»
Ее рассказ словно приглашает заглянуть в уютный и немного волшебный мир, где каждое событие, каждое действие наполнено особым смыслом и теплотой.
В жизни она почти никогда не плачет. Но искренние слезы могут появиться, если хороший фильм или спектакль тронут до глубины души. В молодости ей случалось плакать от обиды, но с годами это ушло. Теперь она не обижается, потому что понимает: никто не безгрешен, и часто ищет причины в себе. А если ей становится стыдно, она предпочитает извиниться — даже из инстинкта самосохранения, считая это правильным и честным решением.
Ее личность — удивительное сочетание, казалось бы, противоположных черт. В ней педантичность уживается с легкой небрежностью, рациональность — с глубокой эмоциональностью, а сила соседствует с моментами слабости. Именно в этих противоречиях кроется ее уникальность и очарование. Бывает, она чувствует себя слабой женщиной, но иногда сама поражается своей внутренней силе. Она всегда была гибкой и смелой, готовой к самым неожиданным жизненным кульбитам, но при этом никогда не «ломалась», ни физически, ни морально.
Душой она остается молодой и полной жизненной энергии. Но в этом, по ее словам, скрывается и трагедия. «Когда ты много знаешь и за свою жизнь накопил огромный опыт, но уже не можешь его реализовать — это становится болезненным. Твоя физическая данность вступает в противоречие с душевными потребностями и желаниями. И в этом вся драма стареющего человека: душа рвется в полет, а тело уже не позволяет взлететь…» — говорит она, с печальной мудростью обнажая те чувства, которые близки каждому, кто чувствует себя моложе своих лет.
Ее слова, как и сама она, пронизаны глубиной, искренностью и способностью затронуть что-то сокровенное в каждом, кто ее слушает или смотрит на ее творчество.
Алиса Бруновна называет свою жизнь счастливой. Она верит, что неожиданные повороты судьбы чаще всего оказывались удачными. Тем не менее, в ее жизни были и печали, и переживания. Но, размышляя об этом, она соглашается с мудростью: «Лишь тот, кто страдал, способен умудриться душой». Именно через трудности человек обретает глубину, без которой не было бы настоящего искусства.
Она убеждена, что абсолютно благополучный человек вряд ли сможет создать что-то значительное. По ее мнению, безоблачное счастье — удел только тех, кто слишком прост или наивен. «Безоблачное счастье бывает, наверное, только у дураков», — говорит она с мягкой иронией.
Глядя на свою жизнь, она признает:
«Моя главная ошибка — это слишком долгое убеждение, что вся жизнь еще впереди. Я думала, что всегда успею, что времени хватит на все. И, возможно, именно из-за этого странного ощущения я упустила многое».
Этот вывод, по ее словам, пришел около десяти лет назад, когда она впервые оглянулась назад и осознала, что впереди уже не так много времени.
«Тогда я поняла, что это была ошибкой. Жить надо было жаднее», — с грустью признается она.
В этих словах звучит не только сожаление, но и урок, который она щедро делится с окружающими. Они напоминают, что жизнь не стоит откладывать на потом. Нужно ценить каждый момент, действовать смело и не бояться испытывать жажду к жизни, ведь именно в этом и заключается ее истинный смысл.
0 коммент.:
Отправить комментарий