вторник, 14 января 2025 г.

Фрунзик Мкртчян: Свет, который никогда не угаснет


Фрунзик Мкртчян: Свет, который никогда не угаснет

История жизни Фрунзика Мкртчяна — это путь яркого таланта, безграничной любви и искренней человечности. Его искусство дарило миллионам зрителей радость и улыбку, а сам он оставался человеком с большим сердцем, наполненным теплом и верой в творчество. Эта статья — о том, как великий актер жил, любил и создавал, преодолевая жизненные повороты, и оставляя за собой свет, который будет согревать нас всегда.

Актер, который смеялся сквозь слезы: Фрунзик Мкртчян

Фрунзика Мкртчяна обожали все без исключения. На первый взгляд он казался настоящим любимцем судьбы: блистательные роли, неподражаемый актерский талант, искренняя всенародная любовь, которая не раз выручала его в самых разных ситуациях. Его узнавали везде — на оживленных улицах, в переполненных рынках, где ему нередко предлагали что-то бесплатно, словно знак уважения. В государственных учреждениях с него не требовали документов: для всех его лицо и выдающийся нос были самыми убедительными "удостоверениями личности".

Существует даже легенда, что актер потерял паспорт, но так и не заметил этого: он просто не нуждался в бумажном подтверждении своей личности. В Армении его портрет украшал кабинеты партийных лидеров, словно символ народной гордости и национального духа. Но даже среди самых преданных поклонников находились те, кто замечал: в глубине глаз их кумира таилась необъяснимая грусть. И почти никто из зрителей не знал, какие тяготы носил в душе этот яркий и талантливый человек. Часто, стоя на сцене или перед камерой, он дарил миру свой заразительный смех, но сам при этом смеялся сквозь слезы.

Путь к мечте

Фрунзик Мкртчян появился на свет в 1930 году в семье армян, которым удалось спастись от ужаса турецкого геноцида. Его отец решил назвать первенца необычным именем — Фрунзик. В то время армян часто обвиняли в национализме, и, чтобы доказать обратное, многие давали своим детям неожиданные имена. Так и будущий кумир миллионов получил имя в честь легендарного революционера. Однако, когда он стал популярным, поклонники окрестили его иначе — Мгер. Это имя, означающее «Солнце», казалось им более созвучным его светлой, харизматичной натуре.

Детские годы Мкртчяна трудно назвать безоблачными. В семье не хватало тепла и спокойствия. Отец нередко пил, а в моменты гнева мог поднять руку на детей. Сверстники тоже не делали жизнь мальчика проще, издеваясь над его худощавым телосложением и робким характером. Родители будущей звезды не имели высокого положения: мать работала посудомойщицей, а отец был табельщиком. Позже его арестовали за кражу небольшого отреза ткани, и он провел десять лет в заключении.

Несмотря на все испытания, этот сложный путь закалил Фрунзика и научил его стремиться к мечте, которая однажды сделает его символом светлого таланта и искренней любви к жизни.

Первые шаги к актерской карьере

Фрунзик не сразу мечтал стать актером. Его отец надеялся, что сын пойдет по пути художника. И на то были основания: мальчик с легкостью создавал портреты, а особенно удавались ему смешные шаржи на родственников и соседей. Но неожиданно для всех, включая самого себя, юного Фрунзика увлек мир кино. Вдохновленный этой магией, он находил свои способы приблизиться к ней: развешивал покрывала на лестничной площадке и устраивал небольшие представления, радуя соседей своим воображением и актерской игрой.

Однако мечта стать актером не спешила осуществляться. На плечи юного Фрунзика легли заботы главы семьи. Чтобы прокормить близких, он перепробовал множество профессий. Уже в 13 лет ему пришлось оставить школу, а спустя пару лет он устроился помощником киномеханика. Именно тогда его сердце впервые ощутило, что он нашел свое призвание. Наставник, замечая энтузиазм и неподдельное увлечение юноши, отвел его в театральную студию. Так началась его дорога в мир искусства.

Первый выход на сцену стал для Фрунзика испытанием. Ему досталась всего одна реплика, но его неуклюжий облик и по-армянски выдающийся нос вызвали бурный смех в зале. Для подростка это стало сильным ударом. Он ушел со сцены разочарованным. Однако спустя время осознал: заставить людей смеяться — особый дар, которым обладают немногие. Этот непростой момент не сломил его, а, напротив, укрепил желание стать актером. Мечта начала превращаться в цель.

Начало триумфа

Альберт Мкртчян, брат Фрунзика, вспоминал:

«Театральный успех пришел к нему с первых же шагов. Еще будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа. Интересно, что играть он должен был в паре со своим педагогом. Однако после первого спектакля его учитель, пораженный талантом Фрунзика, подошел к нему, поцеловал и… уступил роль».

Уже во время учебы в институте молодой и подающий надежды актер успел появиться в эпизодической роли фильма «В поисках адресата». Однако настоящий звездный час настал позже, когда на экраны вышли культовые фильмы: «Кавказская пленница…», где он сыграл Джабраила, и «Мимино», где воплотил образ шофера Рубика Хачикяна. Эти роли стали визитной карточкой Мкртчяна, а его обаяние и юмор покорили зрителей всей страны.

Одной из его ярких особенностей была способность к импровизации. Режиссеры, которые обычно не терпели от актеров самодеятельности, для Фрунзика делали исключение. Многие шутки и фразы, ставшие настоящими народными хитами, он придумывал на ходу.

«О чем эти «Жигули» думают?»,

«Спасибо, я пешком постою»,

«Вы почему кефир не кушаете? Что, не любите?» —

Эти и множество других остроумных реплик появились благодаря его непревзойденному чувству юмора. Каждое слово, произнесенное им, словно оживало, становясь частью народного фольклора.


Фантастическая популярность

Популярность Фрунзика Мкртчяна была невероятной, почти сказочной. Его невозможно было не узнать. Стоило ему спуститься в метро, как толпа мгновенно окружала его аплодисментами. Он мог отправиться на отдых в Сочи, имея в кармане всего 1000 рублей, и вернуться обратно, не потратив ни копейки — его повсюду встречали как дорогого гостя. Даже в Кремль, когда он прибыл на церемонию вручения Государственной премии СССР за фильм «Мимино», его пропустили без предъявления документов — его лицо было визитной карточкой, которая открывала любые двери.

Его коллега и друг, выдающийся актер Армен Джигарханян, вспоминал:

«Глядя на его сценическое существование, ты сразу понимал: он — Артист с большой буквы. Есть такие натуры, поцелованные Богом, которые уже с рождения наделены этим талантом. Их мастерство не выучено, а словно заложено в крови. Фрунзик был именно таким. Для меня он до сих пор остается загадкой. Думая о нем, я вновь и вновь задаюсь вопросом: в чем же заключается суть нашей профессии? Как актер должен разговаривать со зрителем — «на вы» или «на ты»? Фрунзика народ сразу признал за своего, словно он говорил с каждым зрителем на едином языке души».

Его талант не поддавался анализу или копированию. Фрунзик Мкртчян стал воплощением той редкой искренности, которая способна разрушить барьеры между сценой и зрительным залом, оставляя в сердцах людей неизгладимый след.

Трагическая любовь

Фрунзик Мкртчян был женат трижды, но его личная жизнь была не такой гладкой, как карьера. Первый брак с однокурсницей Кнарой быстро распался. Но когда он встретил студентку театрального вуза Донару Пилосян, все изменилось. Он понял, что это та самая любовь, которая продлится на всю жизнь. Поначалу их совместная жизнь казалась настоящей сказкой: любимая жена подарила ему дочь Нунэ, а позже на свет появился сын Вазген. Эти первые годы были наполнены счастьем и гармонией. Донара обожала своего мужа, а они с Фрунзиком начали работать вместе. Она сыграла жену Джабраила, персонажа Мкртчяна, в фильме «Кавказская пленница…».

Все складывалось идеально: любимая женщина, дети, успех, признание. Но эта идиллия не могла длиться вечно.


Непреодолимая ревность, появившаяся у Донары, начала разрушать их отношения. Она устраивала ссоры по малейшему поводу, даже если он задерживался на несколько минут. Мкртчян стал объектом постоянных подозрений: она уверена была, что он не на гастролях, а уходит к очередной любовнице. Ее ревность становилась все более иррациональной: она не позволяла ему побыть одному, требовала сопровождать ее повсюду, а порой даже устраивала сцены с разбитыми тарелками.

Фрунзик пытался успокоить жену, объяснялся с ней, но вскоре понял, что это бесполезно. В ответ на напряженные отношения в семье он начал срываться, его уже не успокаивали разговоры. Алкоголь, к которому он тянулся и раньше, стал для него единственным способом уйти от проблем. С каждым днем его пристрастие к выпивке усиливалось, он избегал возвращения домой, предпочитая блуждать по улицам города в одиночестве.

Тяжелое испытание

Когда странности в поведении Донары стали слишком очевидны, друзья убедили Фрунзика обратиться за помощью к врачам. Почти силой он отвел супругу к психиатру, но услышанное потрясло его до глубины души: у Донары была диагностирована шизофрения. Несмотря на это, актер не сдавался. Он обратился не только к отечественным специалистам, но и искал помощи за границей. Однако все усилия оказались напрасными. Болезнь прогрессировала, Донара все чаще уходила в мир собственных иллюзий, переставая узнавать даже самых близких.

Эти семейные беды стали сильно отражаться на карьере Фрунзика. Ради того чтобы быть рядом с женой, он стал отказываться от ролей. Со временем предложения поступали все реже, и актер оказался в творческом вакууме. Наконец, смирившись с безвыходностью ситуации, он решился на тяжелый шаг — поместить Донару в Севанскую психиатрическую больницу.

Фрунзик остался один наедине с заботой о детях. Но судьба словно не собиралась давать ему передышку. Дочь Нунэ вышла замуж и уехала жить в Аргентину, а вскоре и сын Вазген начал демонстрировать тревожные симптомы. На этот раз Мкртчян сразу понял, в чем дело, и показал мальчика специалистам. Диагноз подтвердился: наследственная болезнь Донары передалась сыну. Эта новость стала для Фрунзика сокрушительным ударом. Поняв, что не справится в одиночку, он был вынужден отдать Вазгена в ту же клинику, где находилась его мать.

Трагедия достигла своей кульминации: близкие люди, которые когда-то были самой большой радостью в жизни актера, больше не узнавали друг друга. Встречаясь в больничных коридорах, они проходили мимо, словно чужие. Для Фрунзика это стало самым тяжелым испытанием, которое в конечном итоге сломило его.

Трагический финал

Фрунзик Мкртчян долго пытался справиться с болью и одиночеством, но его горе казалось непреодолимым. Он находил утешение в вине, пытаясь заглушить страдания. Казалось, судьба дала ему еще один шанс на счастье, когда он вступил в третий брак с Тамарой Оганесян. Однако и этот союз оказался недолгим — спустя всего год они расстались.

К середине 1980-х Мкртчян решил оставить кинематограф, который раньше был неотъемлемой частью его жизни. В начале 1990-х он покинул родной театр имени Сундукяна, где проработал многие годы. Причиной стала обида: его не выбрали на должность главного режиссера. Этот удар по самолюбию только усугубил его внутренний кризис, и актер все больше начал погружаться в зависимость от алкоголя.

Стоит отметить, что пристрастие к выпивке сопровождало Фрунзика почти всю его жизнь. Во время съемок «Мимино» он нередко появлялся на площадке нетрезвым. Режиссер Георгий Данелия даже был вынужден поставить ему ультиматум: либо он отказывается от своей пагубной привычки, либо роль достанется другому актеру. Тогда Мкртчян, собрав всю силу воли, продержался десять дней, но побороть зависимость полностью он так и не смог.

Эти испытания и личные трагедии постепенно разрушали душу артиста, превращая его яркую жизнь в череду разочарований и боли.

Вахтанг Кикабидзе, близкий друг и коллега Фрунзика Мкртчяна, вспоминал:

«После ресторана Фрунз уговорил меня прокатиться по ночной Москве. Мы мчались по улицам, уворачиваясь от машин и сигналя. Когда наконец доехали до гаража, Фрунз просто положил голову на руль и мгновенно заснул. Он был абсолютно пьян».

Любовь к алкоголю стала для актера настоящей бедой. Постепенно это привело к серьезным проблемам со здоровьем, особенно с печенью. В один из дней его состояние стало настолько критическим, что он пережил клиническую смерть, из которой врачи чудом смогли его вернуть. Но последствия были неизбежны: режиссеры теряли терпение, перестав предлагать роли. Запойный актер на съемочной площадке означал слишком большой риск.

К концу 1980-х Фрунзик окончательно вернулся в родной Ереван. Он больше не снимался в кино, но нашел новую цель — создание собственного театра. Однако даже эта идея не смогла принести ему внутреннего покоя. Почти все свои средства он отдавал на лечение сына, но когда врачи подтвердили, что шансов на выздоровление нет, он впал в глубокую депрессию. Постепенно Фрунзик утратил желание бороться.

Из последнего запоя он так и не вышел. В канун нового 1994 года его родной брат Альберт нашел актера мертвым в его пустой квартире. Официальной причиной смерти был назван инфаркт.

Несмотря на это, многие родственники и близкие отрицали, что Фрунзик страдал алкогольной зависимостью. Для них он всегда оставался человеком с огромным сердцем, талантливым артистом, который до последнего боролся с трудностями и отдавал всю свою душу семье и творчеству.

Альберт Мкртчян, брат Фрунзика, с горечью вспоминал:

«Фрунз желал смерти, он стремился к ней, будто мечтая о спасении. Он жестоко подавлял в себе жизненные инстинкты. Его не убили ни время, ни пристрастие к вину и табаку. Нет, он сознательно шел навстречу своей гибели, потому что не мог справиться с огромным семейным горем — болезнями жены и сына. Это была боль, которая стала для него невыносимой».

Семейные трагедии Мкртчяна не закончились с его уходом. Его дочь Нунэ, которая в юности уехала в Аргентину, скончалась через пять лет после смерти отца. Причиной стал оторвавшийся тромб. В 2003 году не стало Вазгена — он умер от цирроза печени. А Донара Пилосян, его великая любовь и мать их детей, провела последние 25 лет своей жизни во французской психиатрической больнице. Она скончалась в 2011 году, пережив Фрунзика почти на два десятилетия.

Театр, над созданием которого Мкртчян работал с таким вдохновением, был открыт только после его смерти. Он так и не увидел воплощение своей последней мечты, но память о нем продолжает жить. Его роли, наполненные добротой, юмором и теплом, навсегда остались в сердцах миллионов зрителей, а его жизнь — это трагическая история о гениальном человеке, который не смог победить своих демонов.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab