среда, 29 января 2025 г.

Фраза, которую убрали из финала «Места встречи изменить нельзя»


Фраза, которую убрали из финала «Места встречи изменить нельзя»

Представьте фильм, который стал не просто детективной историей, а настоящей легендой, где каждый диалог – золото, а каждый герой – образ, который навсегда остается в памяти. «Место встречи изменить нельзя» – это тонкая игра характеров, за которыми кроются неожиданные нюансы, не все из которых дошли до зрителя. Что же изменилось в фильме по сравнению с книгой, и какие моменты остались за кадром? Давайте разберемся!

«Место встречи изменить нельзя» — один из самых культовых фильмов советского кино. Его премьера состоялась 11 ноября 1979 года, и с тех пор картина о противостоянии Жеглова и Шарапова с бандой «Черная кошка» стала настоящей классикой. Этот фильм запомнился зрителям не только великолепной актерской игрой, мастерской режиссурой и операторской работой, но и напряженным, драматичным сюжетом.


Финал картины — один из самых трагических моментов: Жеглов убивает Левченко. Однако, если задуматься, не этот эпизод мог стать самым тяжелым для зрителей. Первоначально в сценарии была еще одна трагическая сцена — гибель Вари Синичкиной во время операции по задержанию преступников. Но ее концовку решили сделать менее мрачной, оставив зрителям надежду. А вот судьба Левченко была предрешена.
Что изменили в фильме по сравнению с книгой


Сценарий фильма существенно отличается от оригинального романа братьев Вайнеров «Эра Милосердия». Конечно, перенести на экран все события, диалоги и персонажей было невозможно. Да и Говорухин не стремился к этому — даже из семи отснятых серий пришлось смонтировать всего пять.


Но вот ключевая сцена с убийством Левченко подверглась серьезной переработке. Интересный факт: съемки входа в продуктовый магазин проходили в районе Полянки, а вот двор снимали совсем в другом месте — рядом с Яузской улицей. В кадре видно, как Левченко пытается скрыться через узкий проход между домом и стеной на Серебрянической набережной. Однако даже если бы он выскочил в переулок, догнать его на машине было бы несложно.


В книге же Вайнеры описали побег по-другому: Левченко несся к заборам, за которыми тянулась полоса отчуждения Ржевской железной дороги. Там погоня на автомобиле была бы невозможна. Более того, если бы бандиту удалось перескочить через рельсы, а преследователи не успели бы, он мог бы уйти под шум поезда.


Еще одно важное отличие — в самом моменте убийства. В фильме Жеглов стреляет в Левченко из своего пистолета. В книге все было иначе: он берет у конвойного милиционера винтовку и уже из нее поражает бандита.


Эти изменения не просто изменили динамику сцены — они повлияли на восприятие всей истории. Какой вариант вам кажется более сильным и драматичным?
Фраза, которую убрали: что изменилось в разговоре Жеглова и Шарапова?


После убийства Левченко между Жегловым и Шараповым произошел напряженный диалог. Часть этой перепалки вошла в фильм, но самая острая фраза так и не добралась до экрана.


– Да, убил и не жалею об этом. Он – бандит, – жестко произносит Жеглов.
– Мне кажется, тебе нравится стрелять, – отвечает Шарапов.
Когда Жеглов в шоке переспрашивает, не сошел ли тот с ума, Володя говорит еще более холодные слова: «Я не могу тебя видеть».


Этот момент стал для него переломным. Уже в машине, по дороге с Копыриным, он понимает, что работать с Жегловым дальше не сможет. В голове созревает решение – написать рапорт и уйти.
Почему эту фразу вырезали из сценария?


Почему же так жестко отрезали слова Шарапова о том, что Жеглову нравится стрелять? Ведь подтекст здесь очевиден – ему нравится убивать людей.


Точного ответа нет – ни режиссер, ни актеры никогда этого не комментировали. Но можно предположить несколько причин.


Во-первых, цензура. Советская милиция в кино должна была выглядеть безупречно. Если показывали «оборотней в погонах» – то лишь как исключение, а не систему. Но Жеглов не коррупционер и не преступник, а значит, намек на его жажду убийств был недопустим.


Во-вторых, образ Жеглова в фильме сделали более мягким. В книге его глаза светятся озорной радостью после выстрела – он не просто выполняет долг, он получает от этого удовольствие. В экранизации все иначе: Жеглов не торжествует, а наоборот, сочувствует Шарапову. Он понимает, через что проходит его товарищ, видя смерть так близко.


Этот нюанс меняет восприятие героя. Каким Жегловым он остался в вашей памяти – героем или кем-то большим?
Почему Жеглов в фильме стал другим?


Есть еще одна важная причина, почему эту фразу вырезали.


В книге Жеглов — далеко не идеальный герой. Он жесткий, иногда даже жестокий, и местами его поступки вызывают спорные эмоции. Он скорее антигерой, чем безупречный защитник закона.


Но фильм показал его иначе. Почему?


Во многом благодаря Высоцкому. Его харизма, актерская мощь, природное обаяние сделали Жеглова любимцем зрителей. Фильм так полюбился народу не только из-за острого сюжета, но и потому, что Жеглов получился живым, настоящим.


Ну не мог такой человек убивать с наслаждением, правда? Одно дело – бездушный, хладнокровный убийца, как поручик Брусенцов в «Служили два товарища», который спокойно расстреливает Андрея Некрасова. Совсем другое – Жеглов, отважный сотрудник МУРа, «свой парень», который готов отдать последние хлебные карточки Шурке Барановой, не думая о себе, и без страха идет под пули ради поимки преступников.


И он – получает удовольствие от убийства?


Вот поэтому фразу вырезали.


И народная память сохранила Жеглова именно таким – где-то спорным, где-то запятнавшим себя, но все-таки положительным героем.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab