среда, 22 января 2025 г.

Путь артиста: как Сергей Филиппов стал символом советского кино

Со своей второй женой Антониной Георгиевной Голубевой

Путь артиста: как Сергей Филиппов стал символом советского кино

Его путь был наполнен яркими ролями, неожиданными поворотами и удивительными историями, о которых можно рассказывать часами. Сергей Филиппов — человек, чьи образы на экране вызывают искренний смех и светлую радость, а судьба вдохновляет своей многогранностью. Этот рассказ — о таланте, который умел превращать каждое мгновение своей жизни в нечто запоминающееся, оставаясь настоящим артистом до самого конца.

История артиста, который подарил смех и вдохновение

Весной 1990 года на студию «Ленфильм» вошел пожилой мужчина, чья скромная внешность привлекала не внимание, а скорее жалость. На нем был старый свитер с прорехами, который моль явно не пощадила, и неприметное пальто, будто из прошлой эпохи. Повсюду сновали занятые делами осветители, режиссеры и актрисы на высоких каблуках, не задерживая на нем взгляд дольше мгновения.

Их лица выражали лишь один немой вопрос: «Кто вообще пустил сюда этого человека?»

Мужчина, не обращая внимания на осуждающие взгляды, подошел к кассе. Склоняясь к маленькому окошку, он тихо попросил пенсию.

— Фамилия? — безучастно отозвалась кассирша, не отрываясь от бумаг.

— Филиппов. Сергей Николаевич, — ответил он, и в голосе прозвучали нотки достоинства, несмотря на его скромный вид.

Тут женщина подняла глаза и всмотрелась внимательнее. Перед ней стоял не кто иной, как Народный артист СССР, Сергей Филиппов — человек, некогда вызывавший аплодисменты тысяч зрителей. Осознание этого как будто ошеломило ее. Однако, взглянув на сумму, которую ей оставалось выдать, кассирша едва сдержала слезы: этих денег едва хватило бы на пару пакетов продуктов.

Великий артист, даривший радость миллионам, доживал свои дни в бедности и забвении.

Позже многие из его знакомых с горечью вспоминали, как Сергей Филиппов, узнав о диагнозе — рак легких, словно сознательно отказывался заботиться о своем здоровье. Он жил так, будто даже болезнь не могла заставить его изменить привычный уклад жизни.

Интересно, что путь Филиппова в мир искусства начался совершенно случайно. Изначально он не мечтал о сцене, а тем более о славе. Его первая попытка проявить себя была связана с балетом — профессией, которая кажется удивительно далекой от его будущего амплуа.

Родился Сергей Николаевич в Саратове, в семье рабочих. Отец был слесарем, а мать зарабатывала на жизнь шитьем. С самого детства мальчик выделялся не прилежностью в учебе, а буйным характером и бесконечной энергией. В школе его знали как главного хулигана, который постоянно придумывал новые проказы.

Одна из его шалостей осталась в памяти надолго. На уроке химии, решив повеселить одноклассников, он смешал соляную кислоту с железными опилками. Это, конечно, вызвало бурную реакцию, а по школе моментально распространился едкий запах, который, как говорили учителя, невозможно было выветрить еще несколько недель.

Сергей Филиппов с матерью

Филиппова отчислили из школы, и будущее казалось предопределенным: пойти по стопам отца и всю жизнь работать слесарем. Казалось, что для чего-то большего он просто не годится. Но судьба распорядилась иначе.

— Иду я как-то вечером по улице, — рассказывал Филиппов в интервью 1981 года. — Увидел в окне одного здания на втором этаже движущиеся фигуры. Это меня заинтересовало. Поднялся наверх и столкнулся с педагогом, который вел занятия в балетном кружке. Он спросил: "Что угодно?" Я ответил, что хочу научиться делать то же, что и они.

Педагог, немного удивленный таким энтузиазмом, предложил Сергею вернуться на следующий день, чтобы попробовать выполнить несколько движений. Вопреки всем ожиданиям, юношу приняли в балетное училище: оказалось, у него были природные способности, необходимые для этого искусства. Вскоре выяснилось, что Филиппов обладает необычайным талантом двигаться, и этот дар будет восхищать режиссеров даже спустя годы.

Уже через короткое время Сергей стал лучшим студентом курса, поражая преподавателей своим трудолюбием и быстрым прогрессом. Завершив обучение, он отправился в Ленинград, чтобы поступить в эстрадно-цирковой техникум. Здесь его снова заметили: наставники говорили о блестящем будущем для юного артиста.

После окончания техникума в 1933 году Сергей Филиппов был зачислен в труппу знаменитого театра имени Кирова, который сегодня мы знаем как Мариинский театр. Этот шаг стал поворотным моментом в его жизни, открывшим путь к сцене, которая сначала казалась ему лишь мечтой.

В то время как большинство новичков довольствовались ролями в массовке, Сергей Филиппов с самого начала выделялся своим талантом. Ему доверили заметную роль Кочегара в балете «Красный мак». Премьера оказалась триумфальной, и имя начинающего артиста попало на страницы многих газет. Казалось, это только начало его блестящей карьеры.

Однако слава оказалась недолгой. На одном из спектаклей Филиппов внезапно упал прямо на сцене. Боль в сердце оказалась невыносимой. В больнице ему вынесли приговор:

— Парень, если хочешь еще пожить, забудь о балете.

Ему было всего 23 года. Найдя свое призвание, Сергей и представить не мог, что оно оборвется так внезапно. Отчаяние и страх перед будущим могли бы сломить его, если бы не поддержка семьи. Еще в училище он влюбился в однокурсницу Алевтину Гринович. Их чувства были настолько сильными, что вскоре после свадьбы в семье появился сын Юра. Для Сергея семья стала тем маяком, который не позволил ему утонуть в безысходности. Он понимал: ради них он обязан найти новое место в жизни.

Алевтина, сама служившая в Ленинградском Театре Мюзик-холла, помогла мужу устроиться туда же. В этом театре блистали такие звезды, как Леонид Утесов и Клавдия Шульженко. Эстрадные танцы, которые исполнял Сергей, не представляли угрозы для его здоровья, что давало ему надежду на новую жизнь.

Именно здесь, в Мюзик-холле, свою театральную мастерскую создал режиссер Николай Акимов. Он быстро разглядел потенциал Филиппова и в 1935 году пригласил его в недавно открывшийся Театр комедии на Невском проспекте. Театр, расположенный в бывшем доме купца Елисеева, стал для Сергея новой сценой, где он смог начать все с чистого листа.

Режиссера Николая Акимова нисколько не смутило отсутствие у Сергея Филиппова опыта работы в драматическом театре. Его привлекло нечто более важное — яркий, запоминающийся типаж. Однако не все коллеги разделяли этот энтузиазм. Когда Сергей вышел из кабинета после собеседования, кто-то за его спиной язвительно прошептал:

— Что? Вот этот, с лицом убийцы, тоже актер?

Позже сам Филиппов, вспоминая этот случай, смеялся:

— И с тех пор за мной закрепилась слава всесоюзного негодяя, подлеца, мерзавца, жулика, бандита. Ну и какая там у нас еще есть мерзость? В этом печальном звании я пребывал постоянно.

Ироничное отношение к своей «репутации» не мешало ему завоевывать успех. Уже после первых спектаклей Сергей проявил неожиданный талант к комедии, который до этого и сам не осознавал. Его харизма и умение превращать даже небольшие роли в яркие сценические номера привлекли внимание кинематографистов.

Первый фильм, в котором он снялся, оказался неудачным: его эпизод был полностью вырезан. Но удача улыбнулась во второй раз. В картине «За Советскую Родину» Филиппов сыграл финского белогвардейца, пусть и всего на несколько секунд. Этот короткий момент на экране стал началом лавины предложений на эпизодические роли, которые буквально посыпались на него.

Популярность и признание вскружили голову молодому артисту. Сергей окунулся в мир новых возможностей и искушений. Появились «друзья», которые регулярно звали выпить, и поклонницы, готовые на все ради встречи со своим кумиром. Постепенно он все чаще отсутствовал дома, забывая о семье.

— Он стал пропадать, исчезать. Мог вообще не приходить домой. Постоянно был пьяный, — вспоминал его сын Юрий Филиппов. — Неправильно поняв, что такое популярность, он ушел в бесконечные попойки.

Семья, которая когда-то поддерживала его в трудные времена, теперь оставалась в тени его бурной жизни.

С сыном Юрой

- Мой отец был тоже длинный, носатый. Их встречи всегда кончались плохо. Поэтому мама очень не любила, когда они встречались. Они обязательно выпивали, и довольно крепко. Увидев отца, он бежал:

- Серега! Серега! - Голос такой сиплый. - Здорово!

И мама сразу: -Все. Папа попал.

Они здоровались, обнимались и уходили. И долго потом не возвращались.

Михаил Боярский.

Зрители, коротавшие время в театральном буфете в ожидании начала спектакля, часто становились свидетелями одной и той же сцены. Сергей Филиппов, с его неизменной уверенностью в походке, подходил к буфету. Буфетчик, видя его, не задавал лишних вопросов — понимание между ними было молчаливым. Один взгляд, и всё было ясно.

- Сергей делает шаг. Буфетчик поворачивается к нему спиной, берет с полки бутылку коньяка. Сергей делает шаг. Он наливает в рюмку коньяк. Сергей подходит. Он протягивает ему рюмку. Все это молча. Сергей опрокидывает коньяк. Ставит рюмку, поворачивается, не расплачивается. И уходит.

Олег Белов. Актер.

Руководитель театра закрывал глаза на все выходки своего любимого артиста, включая выходы на сцену в нетрезвом виде. Он считал, что талант способен оправдать многое.

— Один талантливый пьяница дороже сотни трезвых бездарей, — любил повторять он, чем еще больше укреплял уверенность Филиппова в своей незаменимости.

Но если в театре его прощали, то дома ситуация становилась невыносимой. Ленинград бурлил слухами о бесчисленных романах артиста, и особенно часто упоминали его близкие отношения с коллегой по театру — Инной Ульяновой.

Для жены Сергея, Алевтины, это стало последней каплей. Она больше не могла терпеть постоянные измены и скандалы. Её терпение, казавшееся безграничным, иссякло.

- Муж то приходит, то не приходит. Без штанов пьяный приползает. Мама была женщина решительная. В один прекрасный момент она схватила полено и замахнулась на него.

- Все, Сережа! Уходи!

Он: -Куда?

- А туда, где ты вчера был.

Юрий Филиппов. Сын.

Развод стал для Сергея Филиппова переломным моментом, но не в лучшую сторону. Освобожденный от семейных обязательств, он окончательно пустился в разгул. Выпивки становились все чаще, а ночевать приходилось там, где застанет ночь — будь то квартира друзей или лавочка в парке.

Однажды утром он очнулся на одной из таких лавочек, разбуженный не чьим-то окриком, а голосом диктора, доносящимся из репродуктора на уличном столбе. Это было страшное объявление: началась война.

С тех пор жизнь Филиппова, как и всего Ленинграда, изменилась навсегда. Среди многочисленных фотографий блокадного города сохранился один особенно трогательный снимок: исхудалый мужчина держит в руках суточную пайку хлеба. Этот образ стал символом времени, когда выживание было подвигом, а жизнь — ежедневной борьбой.

Сергей Филиппов сам признавался, что на известной фотографии, сделанной у театра в блокадном Ленинграде, изображен именно он. Однако факт этот остается под сомнением. На снимке видно истощенного мужчину, который выглядит значительно старше своих лет. На момент блокады Филиппову было еще не тридцать, но суровые испытания тех дней могли сделать человека неузнаваемым. Тем не менее, достоверно известно одно: артисты Ленинградского театра комедии, как и все горожане, пережили на себе весь ужас блокады.

К счастью, судьба оказалась к ним чуть милосерднее. Николай Акимов, руководитель театра, смог договориться о спасении своей труппы. В конце 1941 года актеров вместе с их семьями эвакуировали по Дороге жизни через Ладожское озеро.

Филиппов, несмотря на развод и разлад в отношениях, настоял на том, чтобы его бывшую жену Алевтину и сына Юру тоже включили в список эвакуируемых. Он не мог позволить себе оставить их в обреченном городе, даже если они уже не были семьей в полном смысле этого слова. Этот поступок стал, пожалуй, одним из самых человечных и благородных в его жизни.


Фильм "Блокада" (1974, 1977)

Много лет спустя Сергей Филиппов сыграет одну из ролей в фильме «Блокада». Эта работа стала для него глубоко личной, ведь придумывать ничего не пришлось — он знал все о тех страшных днях не понаслышке. После войны, пережив эвакуацию и возвращение в Ленинград в 1947 году, Филиппов, словно пытаясь заглушить воспоминания о блокаде, снова пустился в разгульный образ жизни.

Одна из самых скандальных историй того времени произошла в ресторане гостиницы «Астория». Актер, изрядно выпивший, оказался втянут в пьяную драку, которая закончилась тем, что ему вилкой проткнули руку. Прибывшая милиция уже была готова задержать дебошира, но неожиданно на помощь ему пришла писательница Антонина Голубева, оказавшаяся в ресторане. Она забрала Сергея к себе домой, где он и проснулся утром.

Эта встреча стала началом нового этапа в жизни актера. Вскоре Филиппов и Голубева поженились, и Сергей переехал к ней в знаменитый Дом писателей на Канале Грибоедова. Антонина была старше Сергея на 13 лет, и их отношения сложно было назвать обычными. Маленькая, хрупкая и скромная женщина, она, тем не менее, сумела приручить гулящего актера.

Филиппов ласково называл ее Барабулька, а она в ответ называла его Долгоносик. Каким-то образом ей удалось установить свои правила в их доме. Хотя Сергей выпивать не бросил, он стал осторожнее и старался избегать неприятностей. Если его после застолья провожали домой, он всегда предупреждал:

— Только до двери, а потом сразу убегайте. Барабулька увидит — плохо вам будет.

Антонина Голубева стала для него якорем, который помогал сохранять хоть какой-то порядок в его бурной жизни, несмотря на его слабости и недостатки.

Их брак напоминал отношения двух школьников, которые с удовольствием дурачатся и придумывают друг для друга нелепые правила. Одним из свидетельств этой особой динамики стала расписка, оставленная Сергеем Филипповым после особенно бурного празднования Нового года. В ней он с юмором и долей драматизма обещал:

«С 6 утра 1 января до 1 марта 1949 года я не пью водку, ликеры, шампанское и вообще спиртных напитков. Если я нарушу данное мною слово, то Барабуля умрет».

Эта расписка — отражение их своеобразного союза, в котором любовь и легкость соседствовали с бурным характером Сергея.

Антонина Голубева, несмотря на все годы, проведенные вместе, до последних дней оставалась ревнивой и беспокойной. Стоило мужу задержаться где-нибудь, как она бросала все дела и выходила его искать. В любую погоду — дождь, снег, ветер — она часами стояла на улице, ожидая, когда он вернется.

Такое самозабвение было не только проявлением ревности, но и символом той безусловной любви, которую она продолжала испытывать к своему Долгоносику, несмотря на все его слабости и неисправимый характер.

- Она в валенках, в зимнем пальто, шаль на ней повязана крест-накрест, гуляла по двору, ожидая своего любимого.

- Антонина Григорьевна!

Она ко мне подходит и спрашивает: - А скажи, он никуда не заезжал?

- Куда он должен был заехать?

- А к Райке он не заезжал?

- К какой Райке?

- Ну, к этой буфетчице. Она его стережет все время.

И ему уже к 70, ей в к 80-и. И они все еще друг друга ревновали.

Олег Белов. Актер.

В советские годы Сергей Филиппов вместе со своей второй женой Антониной Голубевой жил достаточно обеспеченно. Успех книги Голубевой «Мальчик из Уржума», посвященной жизни Сергея Кирова, стал их финансовой опорой: книга неоднократно переиздавалась и приносила стабильный доход. Сам Филиппов тоже не оставался в стороне — он много снимался в кино, постепенно становясь одним из самых узнаваемых лиц советских комедий.

Особенной удачей в его карьере стала роль в дебютной картине Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Однако работа над этим фильмом запомнилась режиссеру далеко не только блестящей игрой Филиппова. На съемочной площадке с ним было непросто. Один из эпизодов не удавалось снять целых 13 дублей подряд — Сергей был нетрезв и постоянно срывал кадры.

Рязанов, разозлившись, в порыве гнева отправил актера обратно в Ленинград. Но наутро Филиппов, протрезвев и осознав, что поставил под угрозу свою работу, сам пришел к режиссеру с извинениями. Его слова были искренними, и он с мольбой попросил дать ему еще один шанс.

Рязанов, к счастью, пошел ему навстречу, и этот эпизод стал важным уроком для Филиппова. Его роль в «Карнавальной ночи» не только украсила фильм, но и навсегда закрепила за ним статус мастера комедийного жанра.

"Карнавальная ночь" (1956)

На съемках фильма «Косолапый друг» Сергей Филиппов едва не расстался с жизнью. По сценарию его герой должен был бить палкой для выбивания пыли медведя, приняв его за чучело. Но актер, стремясь сделать сцену «усмешнее», решил отойти от указаний режиссера и ударил настоящего медведя прямо по морде.

Это оказалось роковой ошибкой. Разъяренный медведь встал на задние лапы и направился к Филиппову. Актер, спасая себя, забрался по трапу на самый верх павильона. Но медведь оказался не менее ловким — он полез за ним. Ситуация дошла до абсурда: Филиппов, повисший на тросах для светового оборудования, отчаянно кричал:

— Уберите зверя!

Медведь тем временем пытался дотянуться до ног актера, и вся съемочная группа была парализована ужасом. Этот эпизод стал ярким примером того, как самоуверенность и порой вызванная алкоголем бравада могли доводить Филиппова до опасных ситуаций.

Однажды эта бравада стоила ему не только сцены, но и уважения коллег. В один из вечеров он, сильно выпив, явился в театр, забыв, что сам в этот день не играет. Сев за кулисами, Филиппов начал громко комментировать происходящее на сцене:

— Вы все неправильно делаете. Сейчас я покажу, как надо играть!

Его выкрики слышали не только актеры, но и зрители. Спектакль был сорван. Даже Николай Акимов, который годами терпел его выходки, на этот раз не стал закрывать глаза. На следующий день Филиппова уволили. Этот момент стал для него тяжелым ударом. Он потерял не только работу, но и доверие человека, который когда-то поверил в его талант и дал ему путь на сцену.

Однако судьба, казалось, вновь улыбнулась ему. Режиссер Леонид Гайдай предложил Филиппову то, о чем мечтает каждый актер, — главную роль в фильме «12 стульев». Это был шанс, которого он уже не ждал, возможность вернуть былую славу. Но именно в этот момент его ожидал очередной удар, который вновь изменил его жизнь.

Ипполит Матвеевич Воробьянинов. "12 стульев" (1971)

Именно в тот момент, когда судьба подарила Сергею Филиппову шанс вернуться на вершину славы, его здоровье внезапно дало о себе знать. Сильнейшие головные боли, начавшиеся у актера, заставили обратиться к врачам. За пять лет до этого ему уже ставили страшный диагноз — рак головного мозга. Тогда опухоль оказалась доброкачественной, но теперь стало ясно, что без операции не обойтись. Это означало долгую реабилитацию и временный отказ от работы.

Режиссер Леонид Гайдай, понимая сложность ситуации, начал искать замену для главной роли в фильме «12 стульев» и обратился к Ростиславу Плятту. Однако Плятт, проявив удивительное благородство, отказался от предложения. Он понимал, что для Филиппова эта роль могла стать не просто возможностью реабилитироваться, но, возможно, последним ярким моментом в его карьере. Ростислав настоял, чтобы Гайдай все-таки снял Сергея.

"Иван Васильевич меняет профессию" (1973)

Съемки прошли успешно, и сразу после них Филиппов отправился на операцию. Она оказалась успешной и подарила актеру еще 20 лет жизни. После этого Гайдай неоднократно приглашал его сниматься в своих фильмах, а их совместная работа стала яркой страницей в советском кинематографе.

Однако не все в жизни Филиппова складывалось благополучно. Отношения с сыном Юрием серьезно испортились после того, как Сергей женился на Антонине Голубевой. Этот разлад стал особенно болезненным в 1970-х годах, когда Юрий вместе с матерью эмигрировал в США. Сергей не смог простить этот шаг и воспринял его как предательство. Эта обида легла тяжелым грузом на его сердце, оставив неизгладимый след в его жизни.


Сын Юрий стал известным художником-дизайнером

С годами Сергей Филиппов становился все более замкнутым и отстраненным. Он тяготился вниманием публики и особенно не любил поклонников, которые, по его мнению, нарушали его личное пространство. Просьбы об автографе раздражали его до глубины души, но отказаться от творческих вечеров на предприятиях он не мог — это был один из немногих источников дохода.

После выступлений артистов обычно приглашали на банкет. На одном из таких мероприятий произошел инцидент, который окончательно подорвал его желание участвовать в подобных встречах. Назойливые поклонники не оставляли его в покое, а среди них особенно отличились дамы. Одна женщина, решившая выделиться, распахнула шарф и попросила Филиппова расписаться прямо на её груди. Актер, не сдержав эмоций, обрушился на неё с потоком брани.

Взбешенный, он покинул банкет и направился к выходу. Но на лестнице его встретил очередной поклонник с дружелюбно распахнутыми объятиями. Не раздумывая, Филиппов отвесил мужчине звонкую оплеуху. Этот инцидент стал последней каплей: после него приглашения на творческие вечера прекратились.

В кино положение тоже оставляло желать лучшего. Эпизодические роли приносили копейки, а в 1980-е годы финансовое положение семьи стало совсем тяжелым. Антонина Голубева, чей труд приносил стабильный доход в прежние годы, осталась без средств — её книги больше не издавали. Ухудшилось и здоровье обоих супругов.

В 1989 году Филиппову поставили страшный диагноз — рак легких. Он подолгу лежал в больнице, борясь с болезнью. Рядом с ним была Антонина, которой к тому моменту исполнилось 90 лет. Её здоровье тоже оставляло желать лучшего, и она находилась в соседней палате. Несмотря на тяжелые обстоятельства, супруги поддерживали друг друга. Они часто гуляли вместе по больничному парку, как будто стараясь забыть о реальности.

Филиппов знал, что дни Антонины сочтены, и эта мысль причиняла ему невероятную боль. Она была рядом с ним все эти годы, в радости и в беде, а теперь он чувствовал, что теряет её навсегда.

После смерти своей любимой Барабульки в ноябре 1989 года Сергей Филиппов остался совершенно один. Его привычный мир рухнул, и вместе с ним ушел смысл его существования. Иногда он напоминал потерявшегося ребенка, который с трепетом и надеждой ждет, что за ним кто-то придет — словно мама в далеком детстве. Но теперь никто не мог заполнить эту пустоту.

Филиппов казался смирившимся с жизнью. Он ни о чем не сожалел, словно приняв все свои ошибки и потерянные шансы. В последние месяцы он просто ждал, когда завершится его путь, когда закончится череда испытаний, выпавших на его долю.

19 апреля 1990 года Сергей Филиппов скончался в реанимации, не приходя в сознание. Он умер в той же больнице, где всего пять месяцев назад ушла из жизни его жена Антонина Голубева. Без нее он не смог прожить дольше полугода.

Его жизнь была наполнена взлетами и падениями, ошибками и открытиями. Но главное, чем он навсегда остался в памяти людей, — это его уникальный талант. Сергей Филиппов умел смешить. Он дарил зрителям смех даже тогда, когда его собственная жизнь была далека от радости. И как бы ни сложилась его судьба, с этой миссией он справился блестяще.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab