Эмиль Золя: судьба великого писателя
К своим сорока восьми годам Эмиль Золя достиг всего, о чем можно мечтать: уютного дома в Медане, солидного банковского счета, элегантной квартиры на улице Булонь в Париже и счастливого брака с преданной женой Александриной Габриэль. Его жизнь была полна порядка и гармонии, а моменты уединения в кабинете позволяли ему сосредотачиваться на мыслях и новых идеях.
На протяжении долгих лет Золя жил по четкому распорядку. Ранние подъемы, утренняя прогулка, часы работы до обеда — "ни дня без строчки", как он говорил. После — встречи, исследования в библиотеке, и так день за днем. Десять лет, пока создавалась сага о Ругон-Маккарах, этот строгий график оставался неизменным. Золя превратился в идеальную "литературную машину", которая работала без сбоев. Но даже самые надежные механизмы однажды ломаются.
Со временем Эмиль заметил, как раздражительность, усталость и равнодушие к жизни захватили его. Он чувствовал, что все вокруг утратило краски. Но все изменилось в один обычный день — 11 декабря 1888 года. В своем доме в Медане он услышал легкий, радостный девичий голос, напевающий беззаботную песенку. Звук доносился из гладильной, где работала новая прачка, нанятая его женой Александриной, которая славилась своей любовью к идеальной чистоте.
Когда Золя спустился вниз и впервые увидел молодую гладильщицу Жанну Розро, что-то глубоко в его душе изменилось. Словно тяжелый груз безнадежности упал с его сердца. Прошло всего полгода после их знакомства, а сам Золя изменился до неузнаваемости. Из мрачного и грузного человека он превратился в подтянутого, уверенного мужчину с моложавым видом и энергией, которой хватило бы на двоих.
Теперь его можно было увидеть гуляющим по Елисейским полям в компании молодой женщины, которая буквально светилась счастьем. Однажды их заметили, катающихся на велосипедах: Жанна аккуратно ехала у тротуара, а Золя, словно рыцарь, смело мчался по дороге, защищая свою спутницу от потоков уличного движения. 21-летняя Жанна Розро ворвалась в его жизнь, как свежий ветер, разметав тучи, которые так долго омрачали его дни.
Золя: любовь, семья и жизнь, полная противоречий
Скоро стало ясно: история с Жанной Розро была вовсе не мимолетной интрижкой великого писателя, а чем-то куда более глубоким и серьезным.
Супруга Эмиля, Александрина, сначала пыталась бороться с новой любовью мужа. Она хорошо знала, каково это — быть избранницей Золя, ведь их история началась много лет назад на площади Клиши, где она работала цветочницей и в свободное время позировала в качестве натурщицы.
Эта брюнетка с выразительными глазами и доброй улыбкой не была классической красавицей, но обладала осанкой, статностью и сильным характером, который привлекал Эмиля. Она сразу показала себя как практичная и здравомыслящая женщина. Их совместная жизнь складывалась спокойно и удобно: Александрина взяла на себя все бытовые заботы, умела вкусно готовить и не мешала Золя работать.
Но не всем их союз казался идеальным. Мать Эмиля встретила невестку с недоверием. Она мечтала, чтобы ее талантливый сын связал свою жизнь с молодой, утонченной и аристократичной женщиной. Александрина, будучи на год старше Золя, не соответствовала этим ожиданиям. Однако она мечтала о замужестве, и Эмиль уступил. В 1870 году пара сыграла скромную свадьбу.
Детей у них не было. Александрина занималась домом, собирала голландские скатерти и ухаживала за фикусами, предпочитая сосредоточиться на бытовых мелочах, чем на внутреннем мире мужа и его литературных достижениях.
Золя, напротив, жил работой. Он не изобретал сюжеты, а черпал их из реальности. Каждая история была словно вырезана из жизни. По четвергам друзья собирались у него в Медане, и ни одна их история не проходила мимо внимания писателя.
Для создания книг Золя отправлялся в самые разные места: деревни, шахты, рынки. Ради романа "Жерминаль" он спускался в шахты, преодолевая страх замкнутых пространств, отвращение к грязи и сырости. Его присутствие часто вызывало недоумение у рабочих, а управляющий даже предупреждал не отходить от подъемника — никто не верил, что тучный господин из Парижа выдержит эти условия. Но Золя проводил под землей часы, наблюдая за шахтерами, чьи лица покрывала угольная пыль, а ноги опухали от сырости.
Перед тем как написать "Чрево Парижа", он ночами бродил по рынку Ле-Аль, вдыхая аромат сочной зелени, наблюдая за блеском серебристой рыбы и горами свежего мяса. Его внимание привлекали даже отбросы: среди них нищие находили неувядшие пармские фиалки. Эти цветы снова отправляли на бульвары, где цветочницы с фальшивой наивностью предлагали их прохожим.
Золя не просто писал о жизни — он проживал ее вместе с героями своих произведений. Благодаря его проникновенному взгляду цветочницы по всему миру получили новое имя — Нана, символ их судьбы, обнаженной в романе.
Золя: страсти, двойная жизнь и вдохновение из жизни
А как же куртизанки, о которых Золя писал с поразительной достоверностью, словно знал каждую из них лично? Его талантливый приятель, художник Поль Сезанн, однажды, заглянув к Золя в его парижскую квартиру, заметил с долей зависти:
"Должно быть, у тебя здесь полно соблазнительных знакомств, а я в провинции скучаю у мольберта."
На это Эмиль спокойно ответил:
"Если бы я встретил женщину лучше, чем моя жена, я бы, возможно, рискнул потратить на нее свое время."
Однако и эта сдержанность иногда давала трещину. Писатель Анри Сеар однажды отвел Золя в "уважаемое" заведение, известное своими роскошными куртизанками. Одна из девушек, пытаясь растормошить молчаливого гостя, воскликнула: "Ваше лицо мне знакомо! Вы, должно быть, бывали у меня в гостях?"
Золя, слегка смутившись, поспешил заверить ее, что она ошибается, но тут же галантно добавил: "Поверьте, мадам, я очень жалею об этом." После этого он поднялся с ней в комнату, но вместо страсти ночь прошла в другом ключе. Наутро Анри застал такую сцену: барышня, сидя в кресле, едва сдерживала зевки, а Золя, расположившись на полу с блокнотом, сосредоточенно записывал нюансы нанесения румян и обсуждал новинки парижского нижнего белья. Эти наблюдения, впоследствии, вдохновили его на создание романов "Нана" и "Западня," которые принесли ему всемирную славу.
Эмиль Золя и Александрина Меле-Золя
Слава изменила жизнь писателя. Теперь он мог позволить себе жить на широкую ногу. Он с детским восторгом любовался изысканными деликатесами — икрой, омарами, рябчиками — и наслаждался едой, вспоминая, как хорошо знал, что такое голод. Закупки еды и вин с супругой превратились в почти ритуал.
Однако обилие вкусной пищи сказалось на фигуре Золя. К своему невысокому росту он прибавил больше ста килограммов, его талия достигла впечатляющих 114 сантиметров. Однажды, в ноябре 1887 года, на мероприятии в Свободном театре, он с трудом пробирался между рядами. Художник Жан-Франсуа Раффаэлли посоветовал ему, если он хочет похудеть, перестать пить во время еды.
Тем временем Александрина тоже изменилась. Она становилась более жесткой, властной, ограниченной, стремящейся к внешней респектабельности. Жалость к ней долгое время удерживала Золя в этом браке. Они прожили почти двадцать лет вместе, и он старался сохранить видимость их союза, скрывая свою связь с Жанной.
Его дни проходили в кругу Александриной, а вечера — с Жанной. Но секреты не бывают вечными. Александрина, заподозрив неладное, начала следить за мужем. Ее подозрения подтвердились, и однажды, в порыве ярости, она явилась на улицу Сен-Лазар, где Золя снимал квартиру для Жанны, и устроила настоящий скандал.
Ее мир рушился. Она любила Эмиля, но мысли о разводе и скандале, который неизбежно потрясет весь литературный мир, приводили в ужас.
Любовь, прощение и семейная гармония: последние годы жизни Эмиля Золя
20 сентября 1889 года Жанна Розро подарила Эмилю Золя дочь Денизу, а спустя два года — сына Жака-Эмиля. Эти дети стали для писателя настоящим источником счастья и вдохновения. Вскоре после рождения сына он завершил роман "Доктор Паскаль" и преподнес экземпляр книги Жанне. На титульном листе он оставил трогательное посвящение:
"Моей возлюбленной Жанне, моей Клотильде, которая подарила мне царское пиршество своей молодости и вернула мне мои тридцать лет, преподнеся в подарок мою Денизу и моего Жака, двух дорогих детей, для которых я писал эту книгу, чтобы они узнали, когда в один прекрасный день ее прочтут, как я боготворил их мать и какой благоговейной нежностью они когда-нибудь должны будут воздать ей за счастье, которым она утешала меня в моих великих горестях."
Для Александрины эти годы были временем тяжелых осознаний. Она понимала, что, несмотря на все ее усилия, муж продолжает встречаться с Жанной и детьми. Окончательный перелом случился летом в Медане. Однажды она увидела, как Эмиль стоял у окна их дома, держа в руках бинокль, и с тоской наблюдал за тем, как его дети играют на пляже неподалеку. Он снял для них дом по соседству, чтобы быть ближе, даже если не может открыто быть с ними.
Для бездетной Александрины это было моментом окончательного осознания: она проиграла битву за Эмиля. Однако в ней нашлось мужество и великодушие принять единственное правильное решение, пусть и невероятно трудное.
В тот день она подошла к мужу, положила руку ему на плечо и тихо сказала:
"Позови их в дом..."
С этого момента Александрина перестала сопротивляться. Она больше не препятствовала поездкам мужа к Жанне на улицу Сен-Лазар и даже начала гулять с его детьми в Люксембургском саду. Постепенно она привязалась к мальчику и девочке так сильно, что порой ей казалось, будто это их с Эмилем собственные дети.
В знак благодарности Эмиль никогда не настаивал на разводе, понимая, как сильно Александрина дорожит своим статусом замужней дамы. Более того, мадам Золя настояла на том, чтобы дети Эмиля носили его фамилию.
Эмиль Золя с Жанной и детьми
Так они существовали долгие годы — в необычном равновесии, полном сложных эмоций и взаимных компромиссов. Золя делил свою жизнь между двумя женщинами: мудрой и надежной Александриной, которая была его опорой, и молодой, полной энергии Жанной, подарившей ему новую семью.
Последняя ночь Эмиля Золя: загадочная смерть великого писателя
В воскресенье, 28 сентября 1902 года, супруги Золя вернулись из пригорода в свою квартиру в Париже. Осенняя сырость и холод заставили Эмиля попросить прислугу хорошенько натопить спальню. Приятное тепло окутало комнату, и супруги вскоре уснули, не подозревая, что эта ночь станет последней в жизни писателя.
Ночью Золя проснулся с сильной головной болью. Его последние слова, обращенные к жене, были полны тревоги, но и попытки успокоить:
"Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, все пройдет. Не надо никого тревожить."
Собрав последние силы, он встал с кровати и попытался подойти к окну, чтобы открыть его. Но не успел. Золя упал и больше не поднялся. Утром, когда взломали дверь, 62-летнего писателя нашли мертвым, лежащим на полу. Александрина была на грани жизни и смерти, но врачи сумели ее спасти.
Вопрос о причинах этой трагедии так и остался без однозначного ответа. Что же произошло?
Одной из версий была случайность. За несколько дней до происшествия в доме проводились работы по ремонту крыши. Следствие обнаружило странные следы, а позже начали распространяться слухи, что дымоход мог быть умышленно заблокирован. Якобы трубочист Анри Буронфоссе, подкупленный кем-то, намеренно создал препятствие, что привело к отравлению угарным газом. Однако никаких доказательств не нашли, или, возможно, не захотели искать.
Другие связывали смерть Золя с его громким вмешательством в "дело Дрейфуса" — скандал, который несколько лет назад потряс всю Францию. Золя открыто выступил в защиту невиновного офицера Альфреда Дрейфуса, несправедливо обвиненного в шпионаже. Его знаменитое письмо "Я обвиняю!" вызвало огромный общественный резонанс и сделало писателя врагом для многих. Но это дело уже давно затихло, виновные были наказаны, а сам Дрейфус оправдан.
После смерти Эмиля Александрина осталась верна своему великодушию. Она сохранила за собой лишь дом в Медане, который впоследствии завещала детскому приюту. При этом она проследила, чтобы дети Золя от Жанны получили свою долю наследства.
Смерть Золя примирила двух женщин, которые долгие годы разделяли его сердце. Александрина и Жанна больше не были соперницами. Их объединило общее горе и память о человеке, который оставил неизгладимый след не только в их жизнях, но и в мировой литературе.
Иронично, что о столь насыщенной и противоречивой личной жизни Золя в "Википедии" сказано всего полторы строчки:
"Эмиль Золя дважды был женат; от второй супруги у него было двое детей."
Но за этими строчками скрывается история страстей, величия и загадок, которые до сих пор волнуют умы тех, кто открывает для себя жизнь великого писателя.
0 коммент.:
Отправить комментарий