12 удивительных фактов о фильме «Жмурки»: как создавался культовый шедевр
«Жмурки» — фильм, который навсегда остался в истории российского кинематографа благодаря своей яркой атмосфере, звездному составу и уникальному стилю Алексея Балабанова. Мы собрали для вас 12 невероятных фактов о том, как создавалась эта культовая картина, кто вдохновил режиссера и какие интересные детали скрыты за кадром. Погрузитесь в этот увлекательный мир и узнайте, почему «Жмурки» до сих пор остаются фильмом, который невозможно забыть!
12 интересных фактов из фильма «Жмурки»
В 2002 году произошла трагедия, которая потрясла весь кинематографический мир — в Кармадонском ущелье погиб Сергей Бодров. Для режиссера Алексея Балабанова это был не просто удар, а личная потеря: Сергей был не только его коллегой, но и близким другом. Эта трагедия глубоко надломила Алексея Октябриновича. На целых три года он отошел от съемок, пока, наконец, не взялся за создание фильма "Жмурки" — работы, которая стала своего рода возвращением к жизни.
1. Сценарий, вдохновленный Тарантино
Сценарий к фильму написал Стас Мохначев — драматург с необычной историей. Родившись 31 октября 1981 года, Стас в юности подавал большие надежды в футболе и даже играл в юношеской сборной. Однако тяжелая травма поставила крест на его спортивной карьере. В период восстановления, когда он практически не мог ходить, единственным его утешением стало кино. Его кумиром был культовый Квентин Тарантино, и это влияние невозможно не заметить в "Жмурках" — отсылки к "Криминальному чтиву" проступают буквально на каждом шагу.
Стас написал несколько сценариев, но судьбоносным для него оказался именно тот, который попал к Сергею Сельянову, директору кинокомпании СТВ. Сельянов, видя потенциал текста, передал его Балабанову, чтобы вдохновить режиссера и помочь ему вновь вернуться к творчеству.
2. Звездный состав без проб
Когда Алексей Балабанов взялся за доработку сценария и подготовку к съемкам "Жмурок", его коллеги сделали все возможное, чтобы поддержать режиссера. Для этого в проект пригласили только звездных актеров, создавая комфортную атмосферу на площадке. В результате актеров утверждали на роли без проб — достаточно было их профессионализма и таланта.
Так, Дмитрий Певцов получил роль адвоката Борщанского, что стало тонкой отсылкой к его персонажу из "Бандитского Петербурга". В культовом сериале Певцов сыграл Сергея Челищева — "черного адвоката" и члена преступной группировки, с которого явно перекликаются черты Борщанского.
Еще одной меткой отсылкой стало участие Виктора Сухорукова. В "Жмурках" его персонажа снова связывают, выбивают из него информацию и затем "устраняют". Это сцена отсылает к другим работам актера, в том числе к сериалу Владимира Бортко, где подобные эпизоды стали визитной карточкой.
3. Школьник, который не стал актером
Роль маленького Владика в фильме исполнил Владислав Толочко — мальчик, которого ассистенты режиссера случайно нашли в одной из школ Нижнего Новгорода. Несмотря на яркий дебют, Влад не продолжил актерскую карьеру. Сегодня он живет в родном городе, работает юристом в суде, а в свободное время занимается фермерством — разводит кур и кроликов. Эта неожиданная биография только добавляет очарования судьбе мальчика, который стал частью легендарного фильма
4. Михалков — идеальный актер на съемочной площадке
Парадоксально, но единственным актером, с которым не возникло ни малейших сложностей во время съемок "Жмурок", оказался легендарный Никита Сергеевич Михалков. Выдающийся артист, режиссер и, без преувеличения, мастер советского кино, Михалков вел себя на площадке с удивительной простотой. Даже если он предлагал свои идеи или правки, которые не находили отклика у Балабанова, Никита Сергеевич никогда не спорил. Он покорно следовал режиссерскому видению и играл сцены так, как того требовал Алексей Октябринович. Такое уважение к замыслу Балабанова стало примером для всей съемочной группы.
5. "Бандиты как французские бульдоги"
Алексей Балабанов имел четкое представление о том, какими должны быть его кинематографические бандиты. Он откровенно считал преступников людьми недалекими, смешными и даже карикатурными, что и требовал передать актерам. Дмитрий Дюжев, как и другие артисты, в полной мере воплощал это видение.
Чтобы добиться нужного образа, режиссер сравнивал своих персонажей с французскими бульдогами: грубоватыми, но немного комичными. Актеров снабжали накладными челюстями, искусственными бровями и "бандитскими" париками, которые добавляли нелепости их внешнему виду. Более того, в фильме множество сцен, где героев жестко избивают. Для таких моментов актерам под одежду надевали специальные железные накладки, чтобы избежать травм.
Особенно запоминающимся стал эпизод с Гариком Сукачевым. Во время съемок сцены в квартире музыкант закричал настолько натурально, что Дмитрий Дюжев испугался — не покалечил ли он легендарного рокера по-настоящему. Такая самоотдача со стороны актеров придала сценам остроты и правдоподобия, оставаясь при этом в рамках ироничного стиля "Жмурок".
6. Сложности сцены в морге
Одной из самых сложных для съемок сцен стала эпизод в морге. Работа над этим моментом заняла целых два дня. Если внимательно приглядеться, можно заметить, что некоторые "трупы" в кадре слегка дышат — и это неудивительно, ведь роли тел исполняли актеры нижегородского театра. Однако каждый выстрел вызывал у артистов рефлекторные вздрагивания, что сильно усложняло процесс. Из-за этого сцену пришлось переснимать множество раз, пока не добились желаемого результата.
7. Легендарные локации Нижнего Новгорода
Съемки "Жмурок" проходили в Нижнем Новгороде — городе, с которым у Алексея Балабанова были особые связи. Именно здесь он когда-то учился в педагогическом институте иностранных языков. Места, где разворачивались съемки, до сих пор вызывают интерес у поклонников фильма.
8. Чистота улиц для эпохи 90-х
Съемки "Жмурок" заняли около полутора месяцев. Для создания достоверной атмосферы 90-х годов с улиц Нижнего Новгорода тщательно убирали все машины, выпущенные после 1995 года. Такой подход к деталям позволил погрузить зрителей в атмосферу того времени. Однако, если сравнить "Жмурки" с "Бандитским Петербургом", который по качеству ни в чем не уступает фильму Балабанова, можно заметить любопытные детали. Например, в сцене встречи Олега и Кати, происходящей в 1984 году, дорожная обстановка выдает явные несостыковки — маленький нюанс, который остался незамеченным многими.
9. Металлическая "папка" Саймона — реальный атрибут 90-х
Один из самых запоминающихся элементов фильма — металлическая "папка" Саймона — вовсе не плод фантазии сценариста Стаса Мохначева или Алексея Балабанова. Этот предмет был реальным аксессуаром криминального мира 90-х. Такие "папки" использовались бандитами во время встреч на так называемых "стрелках". Этот аутентичный элемент добавил фильму дополнительный слой реализма и подчеркнул связь с эпохой.
10. 50 литров "крови" и томатный сок
Съемки "Жмурок" не обошлись без ярких сцен с обилием крови — но даже этот реквизит потребовал творческого подхода. В общей сложности было использовано около 50 литров искусственной крови. Однако из-за высокой стоимости материала "кровь" нередко смешивали с томатным соком. Такое нестандартное решение не только помогло сэкономить бюджет, но и сделало процесс съемок чуть менее формальным.
11. От "Кавардака" к "Жмуркам"
На ранних этапах работы над фильмом его рабочим названием было "Кавардак" — слово, которое как нельзя лучше отражает хаотичность событий в картине. Однако позже проект получил свое лаконичное и запоминающееся имя — "Жмурки".
Интересно, что роль Сереги в фильме озвучил Юрий Гальцев, мастер комедийного жанра. Его голос добавил персонажу особый оттенок иронии и жизненности, что прекрасно дополнило атмосферу картины.
12. Единственная комедия Балабанова
"Жмурки" стали первой и единственной комедией в карьере Алексея Балабанова. Однако режиссер был несколько разочарован реакцией аудитории. Он часто удивлялся, почему некоторые зрители восприняли фильм совсем не как комедию и не нашли его смешным. Этот контраст между авторским замыслом и восприятием публики только подчеркивает уникальность "Жмурок" в творческом наследии режиссера.
0 коммент.:
Отправить комментарий