Он сумел доказать, что не просто сын великого режиссёра и яркий представитель «золотой молодёжи»
Этот крайне рискованный трюк, рассчитанный и выполненный даже не каскадёром, а начинающим актёром, до сих пор никто не рискнул повторить ни в отечественном, ни в мировом кино...
Не только сын великого режиссёра
За 27 лет творческой жизни этот актёр успел сыграть в 53-х фильмах. Родные и друзья были абсолютно уверены, что для талантливого, бесстрашного Андрея Ростоцкого большой путь в кино только начинается, что впереди ещё много ярких не только актёрских, но и режиссёрских работ. Его героями в кино были настоящие мужики, смелые, прямые, открытые и честные. Он любил скорость, стремился быть первым, всегда рисковал, но со смертью никогда не играл. Он сумел доказать, что не просто сын великого режиссёра и большой актрисы, что не изнеженный маменькин сынок, яркий представитель «золотой молодёжи». Вокруг него всегда было много людей, нуждавшихся в совете, помощи, сочувствии, участии. Для многих он был как аккумулятор, от которого можно подзарядить батарейки. Он не был фаталистом, но в судьбу верил. Знакомые шутили: к жизни Андрей накрепко пристёгнут надёжным страховочным тросом: какие бы опасные вершины он ни штурмовал, всегда оставался целым и невредимым. Но однажды, в 45 лет страховка подвела.
Детство
Андрей появился на свет 25 января 1957 года в Москве в звёздной семье. Отец, кинорежиссёр Станислав Ростоцкий, к моменту рождения сына поставил три фильма, один из которых – «Дело было в Пенькове» – принёс ему первую славу. Потом было ещё 11 картин, среди которых «Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие...», «Белый Бим чёрное ухо», потом были звание Народного артиста СССР, Ленинская и две Государственные премии СССР, две номинации на «Оскара». Мама, Нина Меньшикова, снимется в полусотне картин, получит Государственную премию СССР и звание Народной артистки РСФСР.
В детстве Андрей жил у бабушки Лидии Карловны на окраине Москвы. Он шутил, что родился у бабушки, когда родители были на съёмках. Бабушка была хорошо образована, много читала Пушкина и других русских поэтов. Стремление к самообразованию и самосовершенствованию у Андрея было в крови: дед по отцовской линии Иосиф Болеславович, выходец из знатного шляхетского рода, был доктором, доцентом, автором многих медицинских трудов, крупным организатором советской медицины.
Район, где жила бабушка, был довольно криминальный, и невысокому щуплому пацану из интеллигентной семьи, который учился в английской спецшколе, откуда прямая дорога в недосягаемый для простой детворы МГИМО, часто приходилось кулаками отстаивать своё право ходить по тем улицам. Впрочем, продолжалось это не долго: после нескольких стычек местная шпана предпочитала с ним не связываться, обходила стороной, но, всё равно, когда обижали его друзей, Андрей первым бросался в драку.
Характером Андрей пошёл в отца, который вернулся с фронта без ноги. Я кино интересовался с детства, знал биографии многих режиссёров и актёров, но о том, что Станислав Ростоцкий передвигается на протезе, узнал лишь после его смерти: он вообще никогда об этом не говорил и не писал, а трость, с которой ходил, прятал так, что в кадр она не попадала.
ВГИК
Когда Станислав Иосифович снимал «А зори здесь тихие...» он взял с собой в Карелию 13-летнего сына, чтобы тот помогал бутафорам, реквизиторам и художникам. Когда отец руководил процессом, сын стоял рядом. Кто знает, может, великий режиссёр допустил роковую ошибку, показав сыну киношную кухню, ведь он совсем не хотел, чтобы Андрей пошёл по его и жены стопам: родители думали, что он поступит в МГИМО и станет карьерным дипломатом. А он, ещё не окончив школы, пришёл во ВГИК к Сергею Бондарчуку, и попросил разрешить ему просто присутствовать на занятиях. Сергей Фёдорович не возражал, но, очевидно, почувствовав, что Андрей своевольничает, позвонил родителям. Они в один голос закричали, чтобы он гнал Андрея подальше, но Бондарчук усмехнулся, сказал, что они сами виноваты – генетика, знаете ли, уверил родителей, что из этого парня будет толк и он ему обязательно поможет.
"В ожидании чуда" (1975)
«Они сражались за Родину»
Своё слово Бондарчук сдержал: после окончания школы он уже официально взял Андрея на свой курс, и почти сразу позвал его в свою эпическую двухсерийную картину «Они сражались за Родину» по повести Михаила Шолохова. Для 18-летнего Андрея было очень важно сыграть в этом фильме ефрейтора Кочетыгова, потому, что нечто подобное произошло на войне с отцом. Сцена, где полумёртвый Кочетыгов выбирается из песка, засыпавшего стрелковую ячейку, по которой только что прошёл немецкий танк, кое-как поджигает бутылку с «коктейлем Молотова», бросает её левой, здоровой рукой на решётку уползающего танка, поджигает его и умирает, стала, на мой взгляд, одной из самых сильных в картине. Этот крайне рискованный трюк, рассчитанный и выполненный даже не каскадёром, а начинающим актёром Ростоцким, до сих пор никто не рискнул повторить ни в отечественном, ни в мировом кино.
"Они сражались за Родину" (1975)
«Это мы не проходили»
Впрочем, «Они сражались за родину» для Андрея дебютом не были: в 1975 году он снялся ещё в двух картинах. В трогательном фильме знаменитого детского режиссёра Ильи Фрэза «Это мы не проходили» Андрей сыграл одну из главных ролей – восьмиклассника с трудной судьбой Митю Красикова, чьим родителям, как и родителям Андрея, было не до воспитания сына. Возможно, именно поэтому Андрей сделал своего героя очень достоверным и убедительным. Практически все эпизоды с участием Ростоцкого снимали в Новороссийске, и Андрею надолго пришлось оставить учёбу в институте. Второй была картина прекрасного актёра и начинающего режиссёра Родиона Нахапетова «На край света…», где Ростоцкий играл верхолаза Пальчикова, разбившегося на стройке. В этом фильме впервые появилась почти ровесница Андрея замечательная Вера Глаголева.
Это мы не проходили..." (1975)
Постоянные пропуски занятий едва не вышли Андрею боком: даже имя отца и заступничество Бондарчука не помогли, ректорат подготовил приказ о его отчислении из института, но тут очень вовремя подоспел приз, который Андрей получил на кинофестивале ВГИКа за роль Мити Красикова. Этот фильм изменил и личную жизнь Андрея. С Марианной он познакомился, когда ей было 12, а ему 19 лет. Они жили в одном доме и даже в одном подъезде, семьи дружили. Как-то они вместе встретили Новый год, а 1-го января пошли на «Это мы не проходили». Завязалась дружба, которая постепенно переросла в любовь, но до свадьбы в тот раз дело не дошло.
"Дни Турбиных" (1976)
Отчисление из ВГИКа
В 1978 году Андрея, всё-таки, из ВГИКа отчислили: он продолжал пропускать занятия и играть в кино. В 1976-м он снялся у Владимира Басова в роли юнкера Коли Турбина в «Днях Турбинных», и ездил в Киев. В 1977-м Ильи Гурина в «Запасном аэродроме» он сыграл очкарика Митю Соловьёва, через год у Владимира Саруханова в героическом боевике «Конец императора тайги» – Аркадия Голикова, прообразом которого был писатель Аркадий Гайдар. На всесоюзном фестивале детских фильмов Ростоцкий с этой картиной стал лауреатом, а спустя три года получил престижную премию Ленинского комсомола.
"Запасной аэродром" (1977)
"Это в сердце было моём" (1978)
Сразу после отчисления Андрея призвали в армию, и, так как он с детства прекрасно держался в седле, Бондарчук «пристроил» его в 11-й кавалерийский полк, который был специально сформирован для съёмок «Войны и мира», и финансировался за счёт «Мосфильма». В полку Ростоцкий встретил коня по кличке Рекорд, с которым снимался в «Императоре тайги».
"Конец императора тайги" (1978)
«Эскадрон гусар летучих»
На «Рекорде» Ростоцкий, как рядовой солдат-срочник, практически безвозмездно, то есть, даром, играл главную легендарного поэта и партизана войны 1812 года Дениса Давыдова в «Эскадроне гусар летучих». Начинал снимать картину Никита Хубов, Андрея он брал на эпизод, но потом, увидев его с усами, в гусарском мундире и на коне, передумал, и дал главную роль. Работа шла тяжело, картину передали Ростоцкому-страшему, и тот, чтобы его не обвинили в кумовстве и потворстве сыну, записался в титрах под псевдонимом Степан Степанов. Андрей хорошо играл на гитаре и пел, но песни Александра Журбина на стихи Дениса Давыдова поёт в картине ленинградский актёр Александр Хочинский. Фильм прошёл с большим успехом: его посмотрело больше 23 млн. человек.
"Эскадрон гусар летучих" (1980)
"Серебряные Озёра" (1980)
Первый брак
На съёмках «Эскадрона гусар летучих» Андрей встретил свою первую официальную жену: уже известную актрису Марину Яковлеву, которая знала себе цену, буквально упросили сыграть в массовой сцене барышню на балу. Роль была столь крохотной, что Яковлеву даже не включили в титры. Но она увидела Андрея, влюбилась в него с первого взгляда и без памяти. Он тоже обратил на неё внимание, спустя некоторое время сделал ей предложение и они поженились. В фильме Олега Гойды «Петля» Андрей и Марина даже сыграли жениха и невесту. Впрочем, брак этот продлился всего три года и детей супругам не принёс.
"Правда лейтенанта Климова" (1981)
Второй брак
После развода с Мариной Андрей вернулся к родителям и вспомнил о соседке Марианне. Она уже была замужем, но, увидев свою первую любовь, с мужем очень быстро развелась, благо, детей у них не было. Андрей и Марианна поженились. Андрей был очень импульсивным, а Марианна спокойной, они были единомышленниками и уравновешивали друг друга, не позволяя наделать глупостей. В 1989 году у них родилась дочь Ольга.
"Свадебный подарок" (1982)
«Непобедимый»
В 1983-м Ростоцкий снялся в главной роли Андрея Хромова в фильме Юрия Борецкого по сценарию Павла Лунгина «Непобедимый», который весьма вольно трактовал историю появления в России дзюдо и зарождения нового русского вида самообороны без оружия, то есть, борьбы самбо. На съёмках этого фильма Ростоцкий впервые задумался о том, чтобы быть не только актёром, но и каскадёром, и самому ставить трюки. Позже отец так определил тягу сына к каскадёрским трюкам: человек всегда стремился победить смерть, а каскадёры, это как раз те кто смерть побеждают. На площадке Андрей действительно делал то, что многим было не под силу, да и не всякий бы на такое отважился, но он никогда не возводил свою работу в ранг подвига. Своих друзей каскадёров Андрей боготворил: он знал, что они всегда окажутся рядом, подставят плечо, и никогда не предадут. У них был свой кодекс чести, и Андрей был таким же, он был одним из них.
"Непобедимый" (1983)
«И на камнях растут деревья»
Начав в 1984 году снимать советско-норвежский фильм о викингах «И на камнях растут деревья», Станислав Ростоцкий взял сына на эпизод и в качестве постановщика трюков, но на самом деле он поручал прекрасно говорящему по-английски Андрею общаться с иностранцами и снимать целые эпизоды, а сам уходил ловить рыбу. В эти моменты Андрей ему очень завидовал, потому, что сам очень любил рыбалку: его не рыба интересовала, а возможность просто тихо посидеть, слушая плеск воды и созерцая природу.
"Господин гимназист" (1985)
В 1991 году Андрей Ростоцкий стал Заслуженным артистом РСФСР, но до своих родителей ему было ещё далеко.
"Внимание! Всем постам..." (1985)
Николая II
За 12 лет, с 1989 по 2001 год Андрей у шести разных режиссёров сыграл Николая II. В образе Николая II в исполнении Ростоцкого сошлось всё: и его собственные представления о чести и бесчестии, и удивительное внешнее сходство, лишь рост чуть-чуть подводил: Николай II был немного выше. Андрей часто повторял, что русский император – это его Гамлет.
"Мать" (1989)
"Очарованный странник" (1990)
90-е
Когда в 90-е советское кино полностью развалилось, а на новое российское не было денег, Андрей своими руками делал мебель и курительные трубки на продажу. На это жила не только его семья, но и пожилые родители, которые тоже остались без работы.
"Раскол" (1993)
В 90-е в моду вошёл большой теннис, чему способствовал не только тогдашний Президент России Борис Ельцин, но и победы российских спортсменов на нескольких крупных международных турнирах. Андрей тоже поддался моде, но после первой же тренировки от затеи отказался: слишком это было академично для него, слишком скучно и медленно.
"Сны" (1993)
«ДАР»
В 1994-м Андрей обошёл состоятельных людей, и на привлечённые деньги создал кинокомпанию с незамысловатым названием «ДАР», аббревиатура которой расшифровывалась как Друзья Андрея Ростоцкого. Примерно в это же время он начал работать на телевидении режиссёром и ведущим программ о советской и российской армиях. При этом у него ещё хватало времени преподавать фехтование в одном из созданных недавно московских коммерческих ВУЗов.
"Графиня Шереметева" (1994)
Уход отца
10 августа 2001 года Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова ехали на машине в Выборг, где Ростоцкий должен был возглавить жюри на кинофестивале «Окно в Европу», созданном в 1993-м Саввой Кулешом, Марленом Хуциевым и Микаэлом Таривердиевым. В Выборге их ждал Андрей. Внезапно Станиславу Иосифовичу стало плохо, он чудом сумел припарковаться на обочине, и тут же умер – обширный инфаркт. Для Андрея это был страшный удар, до конца своей жизни он говорил, что чувствует духовный контакт с отцом, а через 9 месяцев ушёл сам.
"Чёрный океан" (1998)
«Мужская компания»
Идею фильма «Мужская компания» о каскадёрах Ростоцкий и его друг Александр Гизгизов вынашивали несколько лет, а реализовали в самые непростые для кинематографа годы. Полфильма они отсняли на Одесской киностудии – там было дешевле, чем в России – но потом всё равно пришлось доснимать на Родине. Понятно, что Ростоцкий в своём фильме играл одну из главных ролей – каскадёра по прозвищу «полковник», а по имени – Андрей Станиславович. Все трюки он выполнял сам. Мало кто знал, что за этим желанием взять штурмом новую вершину, стоял детский страх высоты, но Андрей его преодолел, выбив клин клином: он лез на высоту.
"Дальнобойщики" (2000-2001)
«Моя граница»
В 2002 году Андрей начал готовиться к съёмкам нового сериала о российских пограничниках «Моя граница». С самого начала работа не задалась: сценарий был слабым, но он поехал в киноэкспедицию в Сочи, надеясь снять захватывающий фильм. Времени было мало, Андрей спешил, и 5 мая отправился на «рекогносцировку» к водопаду Девичьи слёзы, места вокруг которого пользовались дурной мистической славой.
"Спасатели. Затмение" (2006)
Андрей всегда серьёзно готовился к съёмкам, просто так рисковать жизнью своей и своих товарищей было не в его правилах. Даже зимой, когда чистил крышу на даче, он без страховки не работал. В тот раз, взбираясь на водопад, он всё тщательно обдумал, и, как уже не раз до этого, просто делал своё дело. Ему важно было понять, как организовать съёмочный процесс здесь и сейчас. Он спокойно залез на скалу, осмотрелся, прикинул, где будет стоять камера, где свет. Дойдя почти до вершины, он поскользнулся на влажном мхе, которым были покрыты камни, и упал с высоты почти 30 метров. Когда приехала «скорая», он был ещё жив, но до больницы его не довезли: травмы были не совместимы с жизнью.
Когда Андрея хоронили, друзья сломали и положили в гроб его мистический талисман – точную копию серебряной сабли Дениса Давыдова, которую Ростоцкий получил для съёмок «Эскадрона гусар летучих», и просто купил у киностудии. Так по древнему славянскому обычаю провожали в последний путь великих воинов. Вдова Марианна создала и возглавила Мемориальный фонд культурного и творческого наследия Станислава и Андрея Ростоцких.
По материалам - AESLIB
0 коммент.:
Отправить комментарий