Кем на самом деле была «Неизвестная» Крамского?
Кто она?», — спрашивали его. «Неизвестная», — отвечал Крамской.
И. Н. Крамской, «Неизвестная», 1883.
Сегодня многие считают «Неизвестную» неотъемлемой частью коллекции Государственной Третьяковской галереи. Однако в начале 1880-х Павел Михайлович Третьяков не спешил покупать скандальную картину, и знаменитый портрет перекочевал из частной коллекции в музей спустя много лет после смерти ее основателя – в 1925 году.
Впервые работа была представлена широкой общественности на 11 выставке передвижников. Накануне художник был излишне взволнован, однако его встретила ликующая толпа. Но всех волновал один вопрос - кто изображен на картине?
Кто эта таинственная незнакомка, одетая по последнему слову моды? Бархатная шляпка «Франциск» со страусиным пером, пальто фасона «Скобелев» из бархата, подбитое соболиным мехом, тонкие перчатки из шведской (вывернутой, наподобие замши) кожи - такой модный лук был доступен далеко не всем. Кроме того, наряд таинственной красавицы неподобающего черного цвета. Вспомните, какое впечатление произвела Элен Курагина в платье на балу у Анны Павловны Шерер…
Демонстрация такого наряда была вызывающей! К тому же, в высшем обществе намеренно «отставали» от подобных новых модных тенденций. Девушки из приличных семей в то время одевались подчёркнуто скромно. В качестве примера можно привести портрет Веры Третьяковой, супруги знаменитого мецената и покровителя художников.
И. Н. Крамской, «Портрет Веры Николаевны Третьяковой», 1879.
Модницам могли быть дамы полусвета: куртизанки и содержанки. Критик Стасов и вовсе окрестил незнакомку «кокоткой в коляске». Еще более непристойной посчитали позу героини - все дело в том, что приличной даме не позволялось разъезжать в одиночестве. Такое стремление к эмансипации могли себе позволить либо очень смелые, либо очень «свободные» женщины.
Неудивительно, что на выставке работе был присвоен возрастной ценз 16+, так как картину посчитали неприлично чувственной - уж слишком вызывающий образ для строгой морали XIX века получился у художника. Возможно, в этом и кроется причина горделивого взгляда: Незнакомка бросает вызов ханжескому «приличному» обществу XIX века, в котором женщине была отведена незначительная роль.
Но Почему И. Крамской решил скрыть личность «русской Джоконды»? Молчание художника породило множество версий:
Согласно одной из версий незнакомка является супругой дворянина из рода Бестужевых. Девушка так понравилась жениху, что тот уговорил тетушку отпустить ее, обвенчался и дал образование. Но спустя время любовь прошла и мужчина понял, какую ошибку совершил - Матрена не приобрела светского лоска.
Художник вспоминал, как заглянул однажды в гости к Бестужеву: мужчины вели оживленную беседу, когда в дом со смехом ввалилась Матрена Саввишна. Снимая шубу она рассказала о том, как встретила бывшую барыню. «Что же ты, поговорила с ней?» - поинтересовался Бестужев. «Еще не хватало, я и здороваться с ней не стала, проехала мимо в коляске, да и все!» - хохотала Матрена. Возможно, этот эпизод повлиял на создание картины. Однако эта история скорее всего является городской легендой - образ томной красавицы на портрете Крамского едва ли напоминает крестьянку.
Некоторые исследователи считают, что прототипом «Неизвестной» стала Екатерина Долгорукая - последняя возлюбленная императора Александра II.
Екатерина Долгорукова.
Надменный взгляд и Аничков дворец на заднем фоне — символический ответ наследнику императора (который проживал в том самом дворце) и светскому обществу, которое ее не приняло.
Третья версия, пожалуй, самая трагичная: на картине изображена фрейлина Марии Федоровны - Варвара Туркестанова, которой приписывали романы и с императором Александром I, и с князем Голицыным.
Варвара Туркестанова.
А шляпка с пером здесь может являться отсылкой к мемуарам Туркестановой, где описано путешествия в Силезию и неумение немок носить шляпы с перьями. Увы, финал у этой истории печальный - женщина свела счеты с жизнью после появления на свет незаконнорожденного ребенка. Во внешности Неизвестной, возможно уловить ее черты, однако вряд ли художник решился бы воспроизвести эту драматичную историю.
Согласно самой распространенной версии, лицо прекрасной незнакомки уж очень напоминает черты лица жены И. Крамского, Софьи Прохоровой. Просто сравните овал лица, таинственный взгляд и линию губ.
Из этой версии вытекает и следующая: прототипом незнакомки стала дочь художника, Софья. Действительно, девушка была похожа на мать как две капли воды, однако версия сомнительная. Не верится, что художник осознанно мог придать кокотке черты собственного ребенка. И именно по этой причине Третьяков отказался покупать картину: Софья Крамская расторгла помолвку с молодым врачом, а причиной расторжения была дочь Третьякова - Саша.
Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника.
Крамской пишет портрет дочери.
Однако следует учесть, что мы не имеем каких-либо записей, где было бы написано имя таинственной музы. Искусствоведы часто сравнивают «Неизвестную» с Анной Карениной или Настасьей Филипповной и склонны считать, что красавица на портрете Крамского является собирательным образом.
А как вы считаете, кто послужил прототипом таинственной незнакомки?
0 коммент.:
Отправить комментарий