среда, 6 ноября 2024 г.

7 сцен фильмов СССР, где о любви говорили молча


7 сцен фильмов СССР, где о любви говорили молча

Сцены веселые и откровенно-смелые, романтичные и мистичные...

Волшебство без слов показывают нечасто. В основном о любви хочется кричать, что и делают многие герои разных фильмов.

Бывал и вариант в стиле «Я старый солдат, я не знаю слов любви». То бишь когда персонаж не мог связать слова и эмоции в красивые тексты и подобно Остапу Бендеру выдавал «такой длиннющий и двусмысленный комплимент, что даже не смог его довести до конца».

Показать в кадре любовь, не используя ни слова (или почти ни одного слова), но так, чтобы телезрители восхитились, – очень сложно. Мало кому такое удается.

Рассмотрим семь примеров, когда в фильмах СССР это получалось. Причем разделим сцены на разные виды – в зависимости от того, что же именно они показывали.

1. Сцена зарождения любви, или «Здравствуйте, "господин градоначальник"!..»

Возникновение влюбленности бесподобно показано в советском кино Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства» 1969 г. Впервые увидев Таню Щукину, Павел Кольцов просто обомлел. Бывалый разведчик-чекист буквально не мог сказать ни слова несколько минут.

Это была любовь с первого взгляда.


Сложность состояла в том, что Татьяна была дочкой полковника Николая Щукина, возглавлявшего контрразведку Добровольческой армии. Павел же:

- по легенде, был внедрен в качестве адъютанта другого главы этой армии – генерала Владимира Ковалевского;

- по факту, был красным.

Выходит, по факту они с Таней были на разных полях войны.

К тому же, Кольцов нарушил важный принцип разведчиков: позволил себе влюбиться.

Позже легендарный Рудольф Абель будет учить слушателей курсов подготовки разведчиков-нелегалов Управления «С» КГБ: встречаться с противоположным полом вы можете, но останавливайтесь исключительно на одиночках и с краткими встречами. «А если вдруг почувствуете, что сами влюбились по уши, тут же заканчивайте или с нелегальной разведкой, или с любовью».

Павел Андреевич жил раньше и слов Рудольфа Ивановича не слышал. Но наверняка о самом принципе догадывался. Поделать же с собой ничего не мог.

Поэтому дальше Кольцов почти все время молчал. Чаще говорила девушка. Она даже провернула милый прием: передала Кольцову записку якобы от лица градоначальника, вызывавшего его по делу… т. е. на свидание к ней.

В целом герои говорили мало. Их общение происходило на уровне взглядов, жестов, буквально флюидов.

Кстати, для роли Тани сначала выбрали актрису постарше. Однако режиссер решил остановиться на девушке, которая в силу возраста еще не должна была знать, что такое любовь. Она должна была сыграть на экране зарождение чувства, словно бы это как раз сейчас, вот прямо перед камерой, и происходило.

Этот подход привел к тому, что начинающая актриса Татьяна Иваницкая на самом деле влюбилась в Юрия Соломина. Но, увы, он тогда был крепко и надежно женат…

2. Смелая сцена, или «Ей нужно вцепиться обеими руками в какое-нибудь ничтoжecтвo, потому что это муж!»

Фильм Александра Митта «Экипаж» 1979 г. был смелым, в том числе для своего времени, во многом. Например, в сценах встреч бортинженера Игоря Скворцова со стюардессой Тамарой.

Чего всего эти двое ни о чем не говорили. Разве что после этого, и то больше рассуждал он, а она ему поддакивала.

Но то, то вeтpeный Игорь поначалу воспринимал как очередной проходной вариант, обернулось для него настоящим чувством. Тамара же и вовсе влюбилась сразу.

Да, она поддерживала его в философствованиях на тему свободы встреч. Но потом в слезах призналась, что делала это, чтоб понравиться ему, чтоб он стал ей ближе. Как ни странно, Игорь на самом деле влюбился.


3. Сцена духовного объяснения, или «Девочка правильная… На твоем месте я бы ей сам отдавал рапорт ежедневно»

В советском детективе Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» 1979 г. финал вышел просто потрясающим.

После целой круговерти злоключений Володя Шарапов решил перечеркнуть всё зловещее, что увидел в банде, свершив светлое Дело: усыновив подкидыша, благодаря которому они познакомились с Варей Синичкиной.

Он пришел в родильный дом, куда они вместе когда-то принесли малыша. Но узнал, что кто-то его опередил: мальчика забрали в семью.

Опустошенный Володя пошел к Варе и… увидел ее дома с тем самым мальчиком, которого, как оказывается, она тоже решила усыновить.

Сцена с Варей, держащей малыша на руках на фоне окна с солнечными бликами, была немая. Но говорящая по максимуму.

Володя с Варей не сказали друг другу ни слова в этой сцене. Но это было общение душ, которые теперь всегда будут вместе… почти как у древнерусского Даниилы Заточника: «Вострубим, как в златокованные трубы, в разум ума своего…»


4. Любовь зрелая – к жизни, или «Люди не языками должны разговаривать… душой!»

В советском фильме Игоря Добролюбова «Белые росы» 1983 г. любовь показана практически всеобъемлющая. 80-летний ветеран труда и трех войн Федор Ходас любил жизнь во всех ее проявлениях: своя страна, своя деревня, свой дом, свои дети… и своя жена, умершая когда-то.

И когда жителей его деревни стали перевозить в новые городские дома, а саму деревню – сносить, он переживал: рушилась вся картина мира.

В фильме было несколько трепетных сцен, когда старик разглядывал окружающее его, но словно бы мыслями видел всех и всё, с кем и чем он жил в разное время.

В том числе он учил своего непутевого сына: «Я с вашей матерью не объяснялся, про любовь никакую там не говорил – а почти 50 годов вместе, душа в душу».

5. Любовь к родителям, или «Ведь это мать моя!..»

В замечательном кино СССР Василия Шукшина «Калина красная» 1973 г. Егор Прокудин при разговоре со старушкой все время молчал, не сказав ни слова. Он даже нацепил черные очки, чтоб она уж точно его не узнала. Для разговора же взял подругу Любу Байкалову, которая и задавала вопросы старушке.

И только отойдя затем далеко от дома бабушки, Егор кинулся на землю со слезами, признавшись Любе, что это была его мать. Став вором, он уже с юности с нею не общался.

Однако и сейчас, когда добрая Люба посоветовала ему вернуться и открыться матери, он отказался. Хоть Егор и «завязал» с воровством, но стыд давил на него. И признаться во всем любимой матери он так и не смог.

6. Самая пронзительная сцена, или «Она и любит-то меня того, дальнего»

В книгах Юлиана Семенова Макс Отто фон Штирлиц вовсе не был аскетом. В разные периоды мелькали различные женщины. На одной европейке он даже хотел жениться.

Но настоящая любовь у него как у цельной натуры была одна на всю жизнь: Сашенька, с которой он познакомился на Дальнем Востоке в пору ее юности и своей молодости.

Порой он планировал уехать домой, к ней. Писал рапорты-прошения. Но каждый раз что-то мешало. Однажды он даже впал в длительную бессонницу из-за того, что ему пообещали скорое возвращение на родину. Он мечтал, как встретится с нею. Видел пронзительные сны, как Сашенька бежит по перрону ему навстречу…

…а его вместо родины отправили в Германию. Шла война с гитлеризмом.

В фильме Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны» 1973 г. изначально хотели показать встречу Штирлица с сыном.

Интересно, что Семенов, бывший почти во всех экранизациях своих книг сценаристом, из предыдущего фильма «Майор Вихрь» 1967 г. Евгения Ташкова упоминание о Штирлице убрал сам. Хотя в той книге Максим Исаев встретился с сыном и даже несколько дней с ним очень трепетно общался – пока дела не позвали его возвращаться.

Но потом решено было устроить Штирлицу секретное, законспирированное по всем правилам свидание с женой, а не с сыном.

Ситуация в кафе «Элефант» обострялась тем, что оба они не могли не просто общаться, но даже позволить себе долго друг на друга смотреть. И это придавало особой трепетности.

Эти люди не были рядом многие годы. Но через всю жизнь они пронесли любовь. А в таких случаях слова просто излишни…

Пронзительная же мелодия Микаэла Таривердиева дополнила сцену, сделав ее особенно глубокой.

Коллаж с zemla43

7. Юмористическая сцена, или «– Жалоб нет? – Есть: нет счастья в личной жизни»

Ну, а веселый вариант сцены с объяснением без слов показали в советской комедии Самсона Самсонова «Одиноким предоставляется общежитие» 1983 г.

Там социалистическая сваха Вера Голубева помогала соединиться одиноким.

Когда завистница устроила каверзу, приревновав ее к новому коменданту, Вера бросила свое дело. Но внезапно вспомнила, что осталось еще одно: недавно она написала мужчине из Прибалтики о своей соседке по комнате Ире Санько. И вот с минуты на минуту он должен приехать встретиться с тою.

Знакомство, хоть и с сумбурной подготовкой, состоялось. Ира умудрилась по-быстрому не только приодеться и накраситься, но и навести невероятно очаровательную прическу. Видимо, подключила помощь всех соседок по общаге.

В момент свидания ни Ира, ни жених почти не говорили. Они сидели рядом и общались взглядами. Мужчина вообще ничего в фильме не произнес. Но это была любовь с первого взгляда, когда слова просто не нужны.


Конечно, сцен с объяснениями без слов в истории мирового кино гораздо больше. Мы тут рассмотрели самые яркие и трепетные, причем в разных стилях и видах.

В целом же можно согласиться с выводом нашего аналитичного, но романтичного Штирлица: «Слова сильны только тогда, когда они сложились в Библию или в стихи Пушкина... А так – мусор они, да и только…»




0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab