Почему ходить в гости в XIX веке было не удовольствием, а неприятной обязанностью
Правила гостевого этикета XIX века довольно сильно отличаются от нынешних. Сегодня, в эпоху, когда люди живут как белки в колесе и мечтают только о покое и мягком диване, им не до гостей. Мы чаще стремимся к уединению и пускаем в свою берлогу посторонних только по очень значительным поводам. Чаще всё же мы предпочитаем встречаться в кафе или на прогулках. Дом стал крепостью, где нет места чужим. А что же было раньше?
Ещё два столетия тому назад дом был почти что проходным двором, а хождение по гостям – значимой частью жизни и основной формой коммуникации. Визиты делались близким, дальним родственникам, начальству по любому поводу. Это была своего рода главная светская обязанность культурного человека.
Русский писатель и сенатор Степан Петрович Жихарёв, известный своими дневниками, писал:
«…Все праздничные обязанности мои выполнил я исправно, и совесть моя покойна. У одних был с поздравлением, у других с благодарностью, а к иным заезжал по влечению сердца. У последних оставался долее. Зато как и устал!..»
Поводы посетить родственников, знакомых или не очень близких людей находились самые разные. Визиты были деловыми, благодарственными, поздравительными, в связи с приездом или отъездом, по траурному событию или после долгой разлуки. Поздравительные визиты совершались в Рождество, Пасху, именины, день рождения или по случаю свадьбы. Молодожёны при этом обязаны были в ответ навестить своих гостей позже.
По этикету после бала, званого обеда, домашнего концерта или спектакля следовало нанести благодарственный визит на следующий день или в течение недели, но не позже. Дурным тоном было игнорировать больного знакомого. Считалось обязательным приехать к нему в гости, чтобы пожелать скорейшего выздоровления. Разумеется, после этого, поправившись, человек делал ответный визит, чтобы поблагодарить за участие. Надо отметить, что в те времена родственные и социальные связи были весьма богатыми, поэтому на эту обязанность уходило много сил и времени.
В мемуарах прошлого вот что мы можем прочитать о знаменитой светской даме, великой мастерице устраивать пиры и праздники, княгине Марии Ивановне Римской-Корсаковой:
«Марья Ивановна с дочерьми, Сашей и Катей, должна была лето провести в Карлсбаде, а на зиму перебраться в Вену… Выбраться из Москвы надолго было для Марьи Ивановны, при её обширном знакомстве, не шуточное дело: надо было проститься со всеми, чтобы никого не обидеть. В четверг в 6 часов дня Марья Ивановна села в карету и пустилась по визитам, с реестром в руке; в этот день она сделала 11 визитов, в пятницу до обеда – 10, после обеда – 32, в субботу – 10, всего 63, а «кровных с десяток, – пишет она после этого, – остались на закуску». А два дня спустя начались ответные визиты: в одно после обеда перебывали у нее кн. Голицына, Шаховская, Татищева, Гагарин, Николева. На неё напал страх: «ну, если всей сотне вздумается со мной прощаться!» – и приказала отвечать, что её дома нет».
Не менее важным было явиться в нужный час и уехать вовремя. Нельзя было засиживаться или обижать хозяев скорым отъездом. Чтобы избавиться от обременительного приёма, домочадцы шли на хитрость и, например, сказывались больными. Поскольку у начальства в праздничные дни могла выстроиться целая очередь, стали использоваться карточки. Их оставляли на подносах в передней, при этом угол карточки специально загибался, чтобы адресат понял, что её оставил лично визитёр.
И всё это был крайний случай. Чаще всего хозяева дома принимали гостей всего на пару минут, чтобы обменяться пожеланиями. Если такой возможности не было, то визитёры писали в специальном журнале поздравительное послание, либо оставляли карточки. Последние у пожилых начальников часто служили поводом поворчать на невоспитанную молодёжь.
Ещё одной трудностью при нанесении визита был выбор одежды. Нельзя было приехать в чём попало, это выглядело бы как эпатажная выходка или пренебрежение. Так, до обеда мужчина мог явиться в сюртуке, а после него или вечером в мундире или фраке. Женщины не могли приехать на обед в чёрном платье. Бывало, случались казусы, когда человек не планировал заходить в дом и надеялся отделаться карточкой, но случайно сталкивался с хозяевами. Один из таких случаев описал князь Сергей Евгеньевич Трубецкой:
«…Помню, однако, как однажды с моим бальным сотоварищем, Мишей Голицыным, случилась маленькая неприятность. Он подкатил к подъезду дома Клейнмихелей, чтобы загнуть там карточки, но, как нарочно, вслед за ним подъехали и сами хозяева. Обе стороны были смущены: Миша не мог загнуть своих карточек, а хозяева не могли сказаться отсутствующими или сказать в лицо, что они «не принимают». Визит состоялся… и был сделан без сюртука! В те времена это было почти скандалом…»
0 коммент.:
Отправить комментарий