«Пейте простоквашу и читайте Амосова». Наблюдения и советы старейшего математика в мире Сергея Никольского
– Когда мне исполнилось 105 лет, я думал, что являюсь любопытным экспонатом для врачей и ученых. Казалось бы, светил науки должны особенно интересовать правила долгожителей, ведь этот опыт может быть полезен многим людям. Однако интерес к моему возрасту проявили лишь японские геронтологи, которые приглашали меня в Японию. А наши ученые не обратили на меня в этом плане внимания, – признавался в одном интервью доктор физико-математических наук, академик Сергей Никольский.
Многие знают этого человека как автора учебников по математике для школьников и студентов. Однако очень немногие знают о том, что Сергей Никольский являлся еще и долгожителем. Его называли самым старейшим живущим математиком в мире. Он прожил 107 лет.
В редких интервью Сергей Никольский рассказывал о том, что он испытывал различные методы для оздоровления своего организма, а в итоге остановился лишь на нескольких.
«Я не обладал крепким здоровьем»
Сергей Никольский родился в 1905 году в семье лесничего. Из-за переводов отца семье часто приходилось переезжать. Во время Гражданской войны Никольские были вынуждены перебраться в Чернигов.
– Это было тяжелое время для нашей семьи. Приходилось голодать. Мы в основном питались лепешками, которые мать делала из желудевой муки. Позже я и мои братья заболели холерой. Двое из них умерли, а я каким-то образом выжил. Потом случилось еще одно несчастье – моего отца убили, – вспоминал Сергей Никольский.
По словам академика, именно отец привил ему любовь к математике. Он самостоятельно обучал этой науке всех своих шестерых детей, особенно выделяя Сережу. Отец Никольского мечтал, что его сын будет инженером, но он стал ученым-математиком.
– Однажды меня спросили, почему большому количеству ученых удается прожить долгую жизнь. Я могу сказать только то, что многие из них не придерживаются здорового образа жизни. Приведу в пример своего коллегу Льва Понтрягина, который, несмотря на свою слепоту, стал выдающимся математиком. После удаления аппендицита, супруга Понтрягина настояла, чтобы тот ел только вегетарианскую пищу. Однако, приходя в институт, он сразу же просил достать из шкафа колбасу и заваривал себе крепкий кофе, – отвечал Сергей Никольский.
По словам математика, состояние здоровья и наследственность в его случае также не являлись решающими факторами долголетия. Сам Сергей Никольский не был потомственным долгожителем. Все его родственники доживали максимум до семидесяти пяти лет.
Ученый говорил о том, что он не обладал и крепким здоровьем. Он часто простывал, болел ангинами с высокой температурой. Когда Никольский был студентом, у него начались проблемы с сердцем.
«Я не старался достигнуть высокого возраста»
В день своего столетия Сергей Никольский был приглашен на торжественное мероприятие в честь своего юбилея. Здесь он рассказывал о своей жизни и о причинах своего долголетия.
– Первое что я хочу сказать: я не виноват, что мне сто лет, – пошутил математик. – Я не старался достигнуть этого высокого возраста.
Вместе с тем ученый рассказал, что он все же интересовался различными методами продления жизни. Некоторые из них Сергей Никольский испробовал на себе.
– Говорят, что нужно бегать. Я попробовал бегать. Принимал участие в кроссе. Бежишь кросс и думаешь, когда же это кончится. Тогда я понял, что это для меня не годится. Потом я узнал, что один ученый, который занимался исключительно долголетием, сделал открытие. Он говорил: ешьте простоквашу и будете долго жить (вероятно, Сергей Никольский имел в виду ученого Мечникова – авт.). А сам сколько прожил? Или семьдесят, или семьдесят два года, – рассуждал долгожитель.
Все же простокваша для Сергея Никольского стала одним из любимых продуктов. И когда его спрашивали о секретах долголетия, он кратко отвечал: «Пейте простоквашу и читайте Амосова». Но тут же предупреждал, что этот кисломолочный продукт подходит не всем. У некоторых он только расстраивает желудок.
– А мне простокваша подходит. Я люблю ее есть со свежими огурцами. А это уже совсем для желудка считается несовместимым. Но я с удовольствием ем эти продукты вместе. Это не значит, что всем так можно, – пояснял Сергей Никольский.
Никольский отмечал, что никогда не соблюдал диет, но не любил переедать. За столом перед ним всегда стояла солонка, потому что ученому не нравилась пресная пища. Чай и кофе он пил с сахаром, а между жареными и вареными продуктами выбирал жареные.
Сергей Никольский выступает на своем столетнем юбилее.
Свою точку зрения математик подкреплял примерами. Сергей Никольский вспоминал разговор со своим коллегой. Разговаривали о катании на лыжах. Коллега Никольского проходил на лыжах по пятьдесят километров. У него было такое правило: через каждые пятьдесят минут делать остановку и пить сок, который лыжник брал с собой. Сергей Никольский, катаясь на лыжах, делать остановки не любил, да и катание на лыжах не доставляло ему такого удовольствия, как его коллеге.
– Все же походы мне нравятся больше. Помню, однажды я шел под гору пешком с мешком за плечами. Была жара, но я тащил этот мешок. И когда мы осуществили подъем, наверху нас ждала машина, чтобы нас забрать. Кто-то радовался окончанию маршрута. А мне до того понравилась эта прогулка, что мне было жаль, когда мы дошли до машины. Я еще хотел идти выше и выше. Вот это совсем другое дело. Нужно заниматься тем, что вам подходит, что доставляет удовольствие, – говорил Сергей Никольский, делясь секретами своей долгой жизни.
0 коммент.:
Отправить комментарий