«Стакан воды» 1957 VS 1979
В своё время я сравнивала музыкальный телефильм «Труффальдино из Бергамо» (1976) с постановкой «Слуга двух господ» (1953), и потому решила сравнить роскошный «Стакан воды» (1979) с одноимённой версией 1957 года… Да, это была версия Малого Театра, но перенесённая на плёнку и более того, фильм показывали в кинотеатрах, о чём повествует красочная афиша.
К анализу меня подтолкнул текст автора Кинодом, который счёл «Стакан воды»-57 неудачным. У меня несколько иное мнение. Я полагаю, что оба варианта – по-своему прекрасны. У них задачи разные. Точнее – жанры. Малый Театр поступил так, как написано у драматурга Эжена Скриба, то есть перед нами лёгкая и не напрягающая комедия из жизни британской аристократии XVIII столетия.
Скриб вовсе не собирался делать из этой, никогда не бытовавшей истории, какое-то серьёзное полотно, да и герцогиня Мальборо никогда бы не влюбилась в какого-то Артура Мэшема, так как всю жизнь обожала своего орденоносного супруга. Впрочем, и королева Анна в 1710-х вряд ли могла себе позволить даже платоническое увлечение красивым офицером — ей, вдове, потерявшей всех детей, было не до того.
Пьеса Скриба – сплошной дивный ляп, точнее – допущение (о ляпах я писала тут и очень давно). И в исполнении актёров Малого — это забавная штучка с привкусом политики. Блеск болтовни под грохот пушек войны за Испанское наследство. Скриб прямо говорил, что в Галантном веке всё делалось через любовные интриги или их разоблачение. В двухсерийном телефильме мы видим прямо противоположное действо – тут всё очень серьёзно.
У режиссёра Юлия Карасика вышел настоящий политический детектив с элементами костюмной мелодрамы. Ещё небезынтересный момент — фильм-спектакль Малого весь на мажорных нотах, телеверсия Карасика – минорна. Это подчёркивается даже световыми решениями пространств. Королева-57 – скучающая барыня, а королева-79 – депрессивная, страдающая женщина, которой некуда бежать от своих обязанностей.
Абигайль-57 – маленькая, хорошенькая интриганка, Абигайль-79 – юная, решительная волчица. И так во всём. Больше всего от критиков «Стакана воды» 1957 года достаётся герцогине в исполнении Елены Гоголевой, одной из легенд театральной Москвы. Это была знаковая актриса и её Мальборо такова, как прописано у Скриба – величавая леди, решившая побыть немного легкомысленной – в отсутствие мужа-полководца.
У Аллы Демидовой – это железная леди, близкая к современности, а точнее – к Маргарет Тэтчер. Глядя на её герцогиню, вообще трудно понять – зачем ей Мэшем, вся её страсть – это политические игры. Что касается лорда Болингброка, то у Евгения Велихова получился реальный вельможа XVIII столетия – со всеми ужимками и скольжением по паркетам.
У Кирилла Лаврова – непримиримый борец за справедливость, …за мир и социальный прогресс, каковым Болингброк никогда не был. Он был, как говорили в старину — бонвиван и жуир, любивший только себя и свою выгоду. Но — безусловно талантливый и умный. Так что эти два «Стакана воды» — два разных смысла, жанра, вкуса, но вариант 1957 года гораздо ближе к замыслу драматурга.
0 коммент.:
Отправить комментарий