Ни с каким кино не сравнится тот сценарий судьбы, который ей пришлось не играть, а пережить
Расставались они тяжко – он не хотел уходить, и, возможно, если бы Инна не настаивала, остался бы. Говорят, что несколько раз видели, как Сергей ходит вокруг дома, где жили его дочь и бывшая жена. Их вдвоём и поврозь вызывали в ЦК, увещевали, что негоже двум членам партии так себя вести, но Инна была непреклонна...
Высота
В фильмографии актрисы Инны Макаровой десятки героинь, она мастерски отразила их судьбы и характеры. Но ни с каким кино не сравнится тот сценарий судьбы, который ей пришлось не играть, а пережить. Но эту судьбу Инна Макарова выбрала для себя сама, была вполне ею довольна, и никогда не жаловалась. Она считала, что состоялась в профессии, была счастлив в семейной жизни, и нашла своё продолжение в дочери и внуках.
Детство
Инна родилась 28 июля 1926 года в городке Тайга, население которого в то время не превышало 11 тыс. человек. До областного центра Новосибирска было 250 километров, до Томска – 180, до Кемерово – 100. В этой глуши Инна жила не долго – семья переехала в Новосибирск, где отец Владимир Степанович, стал работать диктором на местном радио. Мать, Анна Ивановна Герман, заведовала литчастью в только что созданном Краевом Западно-Сибирском ТЮЗе, основу которого составляли режиссёры и артисты, приехавшие из Ленинграда «поднимать культуру Сибири». Отец умер рано, и Инну и её сестру Нину поднимала мать.
Инна росла любознательным восприимчивым ребёнком. Театром она увлеклась рано, и уже в начальной школе пришла в драмкружок – там она играла бессловесную поповну в инсценировке пушкинской «Сказки о попе и работнике его Балде». Вскоре Инна придумала свой собственный театр: на крыльцо Дома писателей, где жила семья, выносили стулья для зрителей – соседей по дому. Дети это были или взрослые, значения не имело. Задача была одна – собрать, усадить, а потом удержать зрителей на местах. Инне это удавалось – её представления проходили, если и не при полном аншлаге, но всегда с большим успехом.
ВГИК
С началом войны в Новосибирске были развёрнуты первые госпитали, и Инна вместе с другими кружковцами стала давать раненным концерты. В 1943-м, 17 лет от роду, она поехала в далёкую незнакомую Москву поступать во ВГИК. Конкурс по тем временам был не очень большим – всего каких-то 20 человек на место. Инну зачислили на курс Сергея Герасимова и его жены Тамары Макаровой. Так на курсе оказалось две Макаровы – педагог и студентка. Время было суровое, и как лучшей студентке Инне выдали балетки и чулки. Уже на втором курсе режиссёр Леонид Луков, автор знаменитых «Двух бойцов» позвал Инну на небольшую роль безымянной партизанки в свой фильм «Это было в Донбассе». Картина рассказывала о подпольщиках, и была, по сути, предтечей «Молодой гвардии», тем более, что и действие разворачивалось примерно в тех же местах.
«Молодая гвардия»
Когда Герасимов только собирался экранизировать «Молодую гвардию», Инне он хотел дать роль Вали Борц – единственной уцелевшей подпольщицы. И только автор романа Александр Фадеев убедил его, что студентка Макарова – вылитая Любка Шевцова. Но тут закончился учебный год, и Инна, не дождавшись утверждения на роль, и ни на что особенно не надеясь, уехала на каникулы в Новосибирск, но к началу учёбы в Москву не вернулась. Съёмки уже шли, Герасимов не на шутку разволновался, и стал слать телеграммы-молнии в Новосибирск, сначала на домашний адрес своей студентки, а потом и в милицию – человек пропал! Когда Макарова сама объявилась, на первом же занятии Герасимов, не дав и слова сказать в своё оправдание, огорошил её известием, что она будет играть Любку. Согласия Инны никто не спрашивал, а она, собственно, и не думала перечить – авторитет Герасимова был непререкаем. Для того, чтобы Макарова была похожа на Шевцову – реально существовавшую героиню краснодонского подполья – старшая Макарова отвела её к какому-то знаменитому, как бы сейчас сказали, визажисту, и тот, пожертвовав дефицитнейшие в то время красители, сделал из не ё блондинку. Когда вышла первая часть картины, люди валом повалили в кинотеатры, а на второй, в которой наступала трагическая развязка, рыдали даже видавшие виды фронтовики мужчины. За «Молодую гвардию» в 1949-м году 8 человек получили Сталинскую премию I степени и 100 тыс. рублей на всех. Герасимов и оператор Владимир Рапопорт взяли себе по 10 тысяч, а остальные 80 разделили между собой актёры, и Макаровой досталось 13,3 тыс. рублей. Александр Фадеев свою Сталинскую премию получил за роман в 1946 году.
Брак с Бондарчуком
К моменту окончания съёмок «Молодой гвардии» Инна была уже замужней дамой. Впервые увидев во ВГИКе своего будущего мужа Сергея Бондарчука, она подумала, какой же он старик, хотя была младше него всего на 6 лет. Бондарчук был фронтовиком, в Москву приехал из Ейска. Он тут же увлёкся миниатюрной девушкой с очаровательными ямочками на щеках, и словно ниточка за иголочкой ходил за ней по пятам. Все вокруг шептались об их романе, но времена были пуританские, и отношения – лишь платоническими: Инна воспринимала Сергея только как старшего друга, звала «Папкой». Так продолжалось, пока молодых людей как-то не позвали в гости на дачу. Там всё и случилось, и с того дня они считали себя мужем и женой. На широкую свадьбу у бедных студентов денег не было, в один из свободных дней они просто пошли в ЗАГС, и расписались.
Для многих молодых актрис начало семейной жизни означало уход из профессии, но кто бы позволил Инне стать домохозяйкой? Поклонникам было невдомёк, что супруги не имели своего жилья – мыкались по съёмным углам, снимали комнату, ночевали в закутках и чуть ли не на сцене Театра киноактёра. Однажды вахтёр, не зная, что коморка обитаема, закрыл их на замок, а им нужно было ехать во ВГИК на занятия. Оказавшись взаперти, супруги колотили в дверь, но тщетно – по утрам в театре никого нет. Кто-то случайно зашёл в подсобные помещения, вызволил их, но на занятия они всё равно опоздали. Потом им дали комнатушку почти в подвале, они посчитали это за огромное благо. Несмотря на все эти трудности Инна вспоминала о тех временах как о самых счастливых.
После двух лет скитаний молодая семья получила отдельную однокомнатную квартиру на Новопесчаной улице. В 1950-м у них родилась дочь Наташа – будущая актриса и режиссёр. В это же время из Сибири приехала Анна Ивановна, а потом наняли няню. Так и жили впятером.
Медные трубы, которые запели после премьеры «Молодой гвардии», Инну ошеломили: статьи в центральной прессе, её портрет на обложке журнала «Огонёк» – всё это было чересчур громко. На улице за ней толпами ходили школьницы и навязчивые поклонники, её наперебой звали на банкеты, концерты и чествования «молодогвардейцев». В «Молодой гвардии» свою первую роль Андрея Валько сыграл и Бондарчук, и в приглашении обычно значилось: «Инна Макарова с супругом» – в те годы фамилия Бондарчук была ещё мало кому известна, но Сергей был уверен, что его время ещё придёт, а пока был искренне рад раннему успеху жены, а Инна ему часто говорил, что боится на всю жизнь остаться Любкой.
«Сельский врач»
В 1950-м Герасимов, который редко ошибался в своих учениках, следил за их карьерой и часто звал в свои фильмы, пригласил Инну в картину «Сельский врач», где главную роль играла другая Макарова – Тамара, и все думали, что Инна – их дочь. Картину приняли тепло, Инна сыграла так, что Любку в ней уже никто не видел.
К Инне клином потянулись режиссёры. Живой классик Всеволод Пудовкин, начавший снимать «Возвращение Василия Бортникова», сказал Инне, что ей придётся, ни много, ни мало, научиться управлять комбайном, и избавиться от маникюра. Несколько месяцев Макарова посещала курсы механизаторов, и с трудом, но научилась водить и трактор, и комбайн. После этого была жена подлеца Миши Снегирёва Нонна в «Деле Румянцева», и две рабочие верхолазки – задорная Люда в болгарском фильме «Димитровградцы» и разбитная Катя – в советской картине «Высота».
Развод
Вокруг Бондарчука витало множество слухов, часть из которых доходила и до Инны. Он же, доставая из почтового ящика новую пачку писем от влюблённых поклонниц, шутил: «Тут какому-то мужику пишут». Инна улыбалась в ответ и была уверена, что их любовь нерушима, что соперниц у неё нет и быть не может. Она не стала ревновать даже тогда, когда Сергей сказал ей, что был женат, и что в Ростове-на-Дону у него растёт сын Алёша. Когда же муж привёл его, пятилетнего, в их маленькую квартирку, Инна привязалась к мальчику, как к собственному сыну. Став взрослым, Алексей, приезжая в Москву, останавливался не у родного отца, а у Инны – совершенно чужого ему по крови человека.
Жену и дочь Бондарчук любил, называл «моими девчонками». Если бы тогда Инне сказали, что она сама отпустит мужа, она бы не поверила. Но именно так и вышло. Это был непростой выбор, но Макарова говорила, что по-другому поступить просто не могла – она всегда была очень категорична: сказывался сибирский характер. Именно поэтому Макарова не любила свою роль в картине «Девчата». Она даже не пришла на премьеру – ей не понравилось, что режиссёр Юрий Чулюкин вырезал сцену, где её героиня Надя бросает прижимистого зануду Ксан Ксаныча. Макарова не на шутку обиделась, за то, что её героиня в итоге получилась какая-то бесхарактерная. Сама бы Макарова никогда бы так не поступила – приспосабливаться она не умела. Она могла что-нибудь «ляпнуть», а потом долго об этом жалеть.
Прожив вместе 12 лет, Сергей и Инна внезапно для многих расстались. По мнению Макаровой их развёл кинематограф. Доля правды в этом, конечно, была: супруги много снимались, и месяцами не виделись, встречались урывками – какая уж тут семейная жизнь. Фильм «Тарас Шевченко» сделал Бондарчука Народным артистом СССР, лауреатом Сталинской премии I степени. Таких наград в семье стало две, и теперь уже Инна радовалась за мужа.
Окончательно разрушил их брак фильм «Отелло», который ещё больше прославил Бондарчука. На съёмках он увлёкся студенткойс, игравшей роль Дездемоны. Слухи моментально разнеслись по всей Москве. Макарова поняла, что больше романы мужа терпеть не может, закрывать глаза на них не хочет, ей надоели косые взгляды и шёпотки за спиной, и она решила, не устраивая сцен и скандалов, Бондарчука отпустить – семья это же не поле боя.
Расставались они тяжко – он не хотел уходить, и, возможно, если бы Инна не настаивала, остался бы. Говорят, что несколько раз видели, как Сергей ходит вокруг дома, где жили его дочь и бывшая жена. Их вдвоём и поврозь вызывали в ЦК, увещевали, что негоже двум членам партии так себя вести, но Инна была непреклонна. О своём решении она никогда не жалела – выгнав гулящего мужа, любовь-то она оставила при себе навсегда. Да и отношения Сергея и Ирины не были мимолётной интрижкой – они счастливо прожили 30 лет, воспитали дочь Алёну и сына Фёдора. Макарова всегда относилась к ним с большой теплотой. Когда Алёна серьёзно заболела, вместе с ней заболела и Инна.
«Дорогой мой человек»
В 1958-м году режиссёр Иосиф Хейфиц, с которым Макарова уже работала на «Деле Румянцева», пригласил её в картину «Дорогой мой человек», которая мистическим образом предсказала будущую судьбу самой Инны – по сюжету, любящие друг друга люди, тоже расстались. Может, именно поэтому роль Вари Степановой стала одной из лучших в карьере Макаровой, правда, в отличие от картины, в конце которой герои Алексея Баталова и Инны воссоединились, в реальности этого не случилось.
Разведясь, Макарова снималась каждый год в нескольких фильмах – с одной стороны, так ей легче было забыться, с другой – она хотела показать Сергею, что может прожить и без него, что не так уж и страдает, живёт полноценной жизнью – успешна, востребована и любима публикой. В 1962-м году Макаровой присвоили звание Заслуженной артистки РСФСР.
В 1968-м году Бондарчук закончил «Войну и мир», получившую Оскара, а Макарова в «Женщинах» сыграла Дусю Кузину, работницу фабрики в небольшом городке. Дуся в профессии состоялась, а вот личная жизнь не задалась. «Женщин» посмотрело больше зрителей, чем картину бывшего мужа. В 1971 году после фильма «Русское поле» Макаровой дали народную РСФСР. Потом была производственная драма «Ещё не вечер», после которой Макарова получила титул почётной работницы цеха гидроузлов Горьковского автозавода. Бондарчук искренне радовался успехам бывшей жены, признавая её несомненный талант. Общаться они не перестали, обиды не затаили, навсегда оставшись друзьями. Судьба постоянно сталкивала их, то на премьерах, то на фестивалях, то на просмотрах, и всякий раз они неподдельно радовались встрече.
Новый муж хирург
Макарова долгое время жила одна – в работе, заботах о дочке и маме. Замену Сергею она не искала – некогда было, хотя поклонников хватало. За ней ухаживал оперный певец Иван Козловский – звонил, и пел песни в трубку. Ухаживал за ней и режиссёр Алексей Герман, но Инна считала это несерьёзным, поскольку тот был значительно младше неё. Только через 14 лет после развода с Бондарчуком Макарова официально вышла замуж. Избранником её стал известный хирург, академик Михаил Перельман. Это была большая любовь – вместе они прожили 40 лет до самой смерти Перельмана в 2013 году.
Когда Инна ещё училась во ВГИКе, великая театральная актриса Алла Тарасова настойчиво приглашала её во МХАТ, но тогда воспротивился Герасимов. Но после окончания ВГИКа, как большинство коллег, Макарова и Бондарчук поступили в труппу Театра киноактёра, где прослужили много лет. Там она играла Попрыгунью в чеховском спектакле. В одноимённом фильме Самсона Самсонова Ольгу Дымову играла Людмила Целиковская, а доктора Дымова – Сергей Бондарчук.
На съёмках фильма Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» Макарова наигралась вволю – это был настоящий шквал эмоций. В картине Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» Макарова играла кухарку Настю, в «Мёртвых душах» Михаила Швейцера – губернаторшу. Могла она сыграть и медсестру Нину в «Белорусском вокзале», но режиссёр Андрей Смирнов предпочёл Нину Ургант.
Дела семейные и творческие
В 1975 году дочь Наталья Бондарчук, к тому времени уже известная актриса, начала работу над своим первым режиссёрским фильмом «Пошехонская старина». На главную роль барыни Анны Павловны она пригласила маму, Ваньку-Каина играл муж Натальи Николай Бурляев, Матрёну – сама Наталья, а закадровый текст читал папа Сергей Бондарчук. В 1985-м Макарова стала Народной артисткой СССР.
В 2006 году Макарова снялась в дочкином фильме «Пушкин. Последняя дуэль», музыку к которому написал сын Натальи и внук Инны Иван Бурляев. В 2009 году в фильме Натальи «Гоголь. Ближайший» Инна Макарова снова играла вместе с Николаем Бурляевым, а музыку писал Иван. В 2015-м вышел последний фильм, где играла Макарова «Тайна Снежной Королевы», и его тоже поставила Наталья Бондарчук.
В 1994 году Сергей Бондарчук оказался на операционном столе у Михаила Перельмана. Состояние было тяжёлое, никаких утешительных прогнозов доктора не делали. Макарова, зная, что Бондарчук находится на смертном одре, навестить его не решилась – она помнила его молодым и сильным, и не смогла смотреть на него умирающего. Не смогла она прийти и на похороны, и до конца жизни корила себя за то, что не попрощалась с ним.
В конце жизни самой Макаровой стало тяжело сниматься, она изредка выходила на сцену вместе с дочерью и внучкой в программе, которая так и называлась – «Три поколения».
25 марта 2020 года Инна Макарова умерла. Ей было 93 года.
По материалам - AESLIB
0 коммент.:
Отправить комментарий