«Чистое небо»: фильм о настоящей любви, прощении и презрении в эпоху «оттепели»
«Сорок первый» — драма о временах революции и Гражданской войны. «Баллада о солдате» — пронзительный и честный рассказ о павшем солдате. После выхода этих фильмов зрители и критики ждали от Григория Чухрая фильм о современности. И режиссер снял фильм «Чистое небо» — размышление о жизни в конце 50-х годов.
Для начала вспомним, о чем этот фильм: действие происходит в Советском Союзе в 40- и 50-е годы. Летчик Алексей Астахов во время войны бежит из плена. В мирное время к нему относятся с подозрением. Из-за этого он не может устроиться на работу и пытается найти свое место в жизни.
Его спасает любовь Саши Львовой, которую она пронесла через военные и послевоенные годы. Только после смерти Сталина летчику вручают награду, после чего он устраивается испытателем самолетов.
У этой киноленты непростая судьба. Ее Чухрай начинал снимать, как историю жены летчика, испытавшей переживания за судьбу возлюбленного, а потом – как эту же историю с вкрапленным сюжетом о проблеме преодоления звукового барьера.
— Много позже, когда мы отсняли больше половины фильма, у нас возник закономерный вопрос: в достаточной ли мере мы откровенны в своем рассказе о времени, о котором мы говорим? Не сглаживаем ли острые углы? – говорил сценарист Даниил Храбровицкий.
После этого сценарий стали править по ходу работы. Вечером писали новые сцены, а утром ехали на съемки. Исключительный случай. Такая спешка, кстати, не отразилась на качестве фильма. Чухрай и его команда работали в полную силу.
После премьеры картина «Чистое небо» имела большой зрительский успех. Но сам режиссер сильно его критиковал. Главные претензии заключались в разностильности и фрагментарности повествования. Композиционно, по мнению режиссера, фильм распадается на две неравноценные части.
На самом деле, «Чистое небо» нельзя представить без лирической части (это первая часть фильма), где показана любовь Саши. Во второй части показана судьба летчика Астахова.
Чухрай, конечно, коснулся не всех проблем эпохи культа личности. Но ярко и выразительно отразил моменты, которые ему позволили показать. Этим он задел зрителя за живое.
Чухрай показал самую суть трагической ситуации, в которую попадали подвергавшиеся незаслуженным репрессиям люди. По ним больно било государство.
Есть в фильме сцена, в которой люди разного возраста, придавленные гипсовым документом, говорят Астахову: «Не сочли… понимаешь… решили воздержаться», а рабочий убеждает Сашу не верить мужу, потому нельзя верить честному слову человека из плена. В этой сцене вся несправедливость ситуации.
В ответ на это Астахов говорит, что нельзя никого винить, потому что беззаконие не может твориться сознательно. Награждение летчика в конце фильм – вовсе не банальный хэппи-энд, это символическое изображение перемен, которые произошли в истории государства.
Чухрай и Храбровицкий выступили в советском кино первооткрывателями темы признания государством своих ошибок, темы обновления общества, которые в конце 50-х жило совсем не в то время, как еще пять лет назад. И это очень чувствуется в фильме.
Ну, и, конечно, нельзя не отметить прекрасный актерский ансамбль фильма «Чистое небо»: Евгений Урбанский, Нина Дробышева, Леонид Князев и Олег Табаков.
0 коммент.:
Отправить комментарий