Евдокия Петровна Ростопчина
Евдокия Ростопчина прожила недолгую, но насыщенную жизнь. Ей посвящал стихи Лермонтов. Ей досталась тетрадь Пушкина, которую вручил Жуковский со словами:
«Посылаю вам, Графиня, на память книгу, которая может иметь для Вас некоторую цену. Она принадлежала Пушкину; он приготовил ее для новых своих стихов и не успел написать ни одного; мне она досталась из рук смерти, я начал ее; то, что в ней найдете, не напечатано нигде. Вы дополните и докончите эту книгу его. Она теперь достигла настоящего своего назначения».
Как все начиналось
Евдокия появилась на свет в 1811 году в семье действительного статского советника Петра Васильевича Сушкова. Когда девочке было шесть лет, ее мать (Дарья Ивановна Пашкова) умерла.
Всего через пару месяцев после третьих родов. Евдокию и ее младших братьев забрали на воспитание в семью дедушки и бабушки, так как отец занимался рабочими делами и не мог всецело отдать себя детям.
В 1826 году Петр Васильевич был он назначен начальником Оренбургского таможенного округа и забрал к себе сыновей, дочь же оставил у деда и бабушки Пашковых. Он считал, что в Петербурге для девочки будет лучше.
Евдокия с ранних лет много читала. Она изучила французский, немецкий, английский и итальянский языки. Девочку обучали, так, чтобы она получила все знания, необходимые светской барышне.
С 13 лет юная Сушкова увлеклась сочинением стихов, а в 20 лет опубликовала свое первое стихотворение «Талисман», подписав его «Д..а». Стих ей помог опубликовать Петр Вяземский, ставший для девушки верным другом.
Бабушка с дедушкой были уверены, что внучка у них, как сыр в масле катается, но сама Евдокия тяготилась их, считая, что они на нее давят своим авторитетом и мешают ей развиваться.
Бабушка очень скептически относилась к тому, что она пишет стихи, и уверяла, что такое увлечение не подобает дворянке.
Прелестная и творческая Евдокия начала привлекать внимание поэтов того времени. В 1828 году она познакомилась с Александром Сергеевичем Пушкиным.
Она сильно волнуясь, прочитала ему одно из своих стихотворений, и поэт чуть позже записал в своей тетради: «Говорит скверно, но стихи пишет сносные».
Михаил Лермонтов написал о юной поэтессе стихотворение «Додо» (так Евдокию называли близкие):
Умеешь ты сердца тревожить,Толпу очей остановить,Улыбкой гордой уничтожить,Улыбкой нежной оживить;Умеешь ты польстить случайноС холодной важностью лицаИ умника унизить тайно,Взяв пылко сторону глупца!Как в Талисмане стих небрежный,Как над пучиною мятежнойСвободный парус челнока,Ты беззаботна и легка.Тебя не понял север хладный;В наш круг ты брошена судьбой,Как божество страны чужой,Как в день печали миг отрадный!
Кстати, о Лермонтове Евдокия оставила воспоминания. Она рассказывала о нем в письме Александру Дюма:
Лермонтов был дурен собой, и эта некрасивость, уступившая впоследствии силе выражения, почти исчезнувшая, когда гениальность преобразила простые черты его лица, была поразительна в его самые юные годы. Она-то и решила его образ мыслей, вкусы и направление молодого человека, с пылким умом и неограниченным честолюбием. Не признавая возможности нравиться, он решил соблазнять или пугать и драпироваться в байронизм, который был тогда в моде… В то время я его два раза видела на детских балах, на которых я прыгала и скакала, как настоящая девочка, которою я и была, между тем как он, одних со мною лет, даже несколько моложе, занимался тем, что старался вскружить голову одной моей кузине, очень кокетливой…
В 1833 году Евдокия согласилась на предложение бабушки, что ей пора выйти замуж. Избранником стал граф Андрей Федорович Ростопчин. Жених был моложе невесты (ему было 19 лет) и по тем временам несовершеннолетний.
Сперва Евдокия отказалась, но потом поразмыслив поняла, что лучше все-таки молодой, знатный и богатый жених. К тому же в замужестве она рассчитывала получить свободу самовыражения.
Чем все завершилось
Муж и жена оказались слишком разными людьми, что не принесло им счастья. Молодой Растопчин, по свидетельству современников, был очень легкомысленный, упрямый и расточительный.
Та самая кузина — Екатерина (в девичестве Сушкова), о которой Евдокия упоминала в письме Дюма, рассказывала, что когда Ростопчин узнал, что его невесте не нравятся безумно дорогие серьги, которые для нее заказали, то разломал их на части.
Но зато Андрей Федорович поощрял творчество Евдокии и, став ее мужем, прикладывал все усилия, чтобы издательства печатали ее.
Ростопчины начали жить каждый своей жизнью. Муж занимался лошадьми, коллекционировал картины и редкие издания книг, а жена погрузилась в писательство. Замужество позволило Евдокии без проблем печататься в московских и петербургских журналах. Молодая женщина была отмечена критиками и общалась с ярчайшими умами своего времени.
П. Бартенев писал:
Пушкин за день до своего смертельного поединка обедал у графини и, как рассказывал нам ее муж граф А. Ф. Ростопчин, неоднократно убегал из гостиной мочить себе голову: до того она у него горела.
Евдокия отметила потом в своих записях, что она была одной из последних, кому великий поэт пожал руку перед смертельной дуэлью. Примечательно, что и в 1841 году она станет одной из последних, кто общался с Михаилом Лермонтовым.
С 1837 года по 1839 год у Ростопчиной родились трое детей: дочери Ольга и Лидия и сын Гектор. Графиня не прекращала трудиться на ниве творчества. В 1839 года она издала книгу «Очерки большого света».
Так как любви в отношениях не было, то каждый из супругов находил себе чувства на стороне.
У графини была любовь с сыном писателя Карамзина, Андреем (он потом женится на восхитительной красавице Авроре Карловне и умрет на поле боя). Ростопчина считала, что каждый вправе любить того, кого выбрало сердце.
Вот только такая свободная любовь не приносила долгого счастья ни ей ни ее возлюбленному. Андрея Карамзина угнетали такие отношения и он их разорвал.
Ростопчин не умел считать деньги, он тратил их направо и налево, что привело к закономерному результату — разорению. Последние годы жизни графиня жила вместе со свекровью в ее московском доме.
Мать мужа была католичкой и неодобрительно относилась к тому, что невестка православная. Также возникали конфликты из-за того, что Евдокия любила светскую жизнь.
В 1852 году вышла на свет повесть Ростопчиной «Счастливая женщина».
А в 1858 году у Евдокия Петровна скончалась от рака. Два года она боролась с этой болезнью, но в 46 лет ее организм не выдержал…
Я остаюсь,- утешься!.. Будь что будет,-Я не уйду от участи своей!..Бог милостив!.. Меня он не забудет
Графиню похоронили на Пятницком кладбище в Москве. Ее супруг прожил до 1892 года.
На память о Евдокии Петровне осталось множество стихов, пьес и переводов. Когда-то она считалась запрещенной поэтессой (Николай l приказал ей не появляться в столице), но спустя столетия любой желающий может найти ее работы и почитать.
0 коммент.:
Отправить комментарий