«Столичный клоун рассмешил»: что писали про Юрия Никулина в 60-е годы
Юрий Никулин навсегда останется главным клоуном страны. Его талантом восхищались все, и до сих пор никто не смог его превзойти ни на экране, ни на желтом круге арены цирка.
В 1960-е года, когда Юрий Владимирович уже успел сняться в ряде громких фильмов, о нем стали писать не только в газетах – Никулин попал в список главных клоунов мира, которых признавали в СССР.
Давайте посмотрим, что писали про молодого Никулина, в первой половине 60-х ему было чуть за сорок и он был полон сил и сценических идей.
Амплуа в кадре
Фейерверк взорвался не так, как нужно: перепугал и перемазал всех окружающих, едва не покалечил самого пиротехника, а зрителей московский клоун рассмешил:
«Героям Никулина почти всегда не везет: они попадают в самые удивительные ситуации, терпят беды от собственной неумелой старательности и повсюду настигает их зажженный Никулиным фейерверк веселых неожиданностей и смеха».
«Может показаться, что это тот случай, когда, интересно сыграв одну роль, артист в последующих фильмах начинает повторяться. Ведь с некоторых пор у персонажа Никулина появилось даже постоянное имя. Зовут его Балбеса, а крестным отцом можно считать режиссера Леонида Гайдая. Тем не менее, играя одного и того же героя, актер не повторяется».
Загадки Никулина
«Чем чаще видим мы на экране Юрия Никулина, тем больше загадок он нам задает, тем необъяснимей и противоречивей кажутся нам чувства, вызываемые его игрой. Он беспредельно серьезен в роли Балбеса: а в зале хохочут — уж очень забавны его фигура, его походка, его лицо.
Но, когда в фильмах «Ко мне, Мухтар!» и «Когда деревья были большими» артист хочет, чтобы люди думали, грустили и волновались вместе с ним, мы перестаем смеяться и над фигурой, и над походкой, потому что видим его глаза.
Это просто и непостижимо, как всякое настоящее искусство.
Эти секреты во многом чисто профессиональные. У Юрия Никулина есть преимущество, которого лишены другие киноактеры: работа в цирке. Цирк – с его вековыми традициями, с репризами и сценками, научил его точности и филигранности.
Он знает цену паузе, интонации, жесту, он понимает, что одна и та же реплика может пройти незамеченной, а может показаться очень смешной, если произнести ее чуть тише.
Поэтому Юрий Никулин почти не знает промахов: цель, которую он перед собой ставит, и конечный результат чаще всего совпадают».
Пьяницы и бродяги
«Персонажи Никулина – долговязые пьяницы, бродяги с печальными глазами, нелепые, странные люди. Отчего мы смеемся, увидев их на экране?
Пожалуй, причина – в той огромной искренности, которую вкладывает Никулин в любую банальность, сказанную его героем, в любой его жест и поступок».
Фронтовик
А ведь молодость у Юрия Владимировича была непростой. Возможно, это позволяло ему так сильно играть пронзительных печальных персонажей.
«Он защищал Ленинград, пережил страшные дни блокады, потом освобождал Прибалтику, прошел всю войну: артиллерист и разведчик Юрий Никулин. Начинается очередная съемка.
Никулин приходит на студию, на него надевают какой-то несуразный наряд; уже наложен грим, сгибается спина, походка становится развинченной. Перед нами – Балбес». Камера, мотор…
На тот момент Юрий Владимирович Никулин уже успел сняться в кинолентах:
Девушка с гитарой – 1958
Неподдающиеся – 1959
Пес Барбос и необычный кросс – 1961
Когда деревья были большими – 1961
Самогонщики – 1961
Молодо-зелено – 1962
Деловые люди – 1963
Ко мне, Мухтар! – 1964
Дайте жалобную книгу – 1964
Операция «Ы» — 1965.
Самая известная компания на протяжении десятилетий. Фото: кадр из фильма «Операция «Ы»
После этих записок было еще множество ролей – «Двадцать дней без войны», «Чучело», комедии и даже многолетнее заседание клуба «Белые попугай» на пенсии в 1990-е годы.
Во всех своих образах на экранах Юрий Никулин показывал талант, искрометное чувство юмора и тепло, которого хватало на всех.
0 коммент.:
Отправить комментарий