Звезде «Приключений Петрова и Васечкина» уже 50: Почему Маша Старцева исчезла с экранов и переехала в Италию
Ее кинокарьера продолжалась всего 20 лет, и уже почти столько же времени она не появляется на экранах. Но большинство зрителей наверняка помнит ее самую первую киногероиню – Машу Старцеву из «Приключений Петрова и Васечкина». Сегодня можно было бы снять целый сериал о ее собственных приключениях, ведь после завершения актерской карьеры она освоила новую профессию, начала путешествовать по миру и поселилась в Италии.
Сегодня круг ее поклонников намного меньше, чем в детстве, зато это интеллектуалы, которые знают ее совсем с другой стороны.
Искусство как образ жизни
Инга Ильм считает, что ее выбор творческой профессии был предопределен с самого детства – уже тем, что она родилась в Ленинграде, городе с богатой историей и уникальной архитектурой. Позже она называла Ленинград своим первым учителем, подарившим ей чувство прекрасного.
Ее родители не были связаны с искусством – мать была парикмахером, а отец – врачом, но среди их друзей было немало актеров, и впервые за кулисами она оказалась в 6 лет. Они часто бывали в Мариинском театре, в их доме все много читали, и искусство стало ее жизнью еще до того, как она задумалась о выборе профессии.
Однажды кто-то из друзей ее родителей предложил отнести фотографии Инги на киностудию «Ленфильм». Девочка не лелеяла мечту стать актрисой – она занималась в кружке юных натуралистов, собиралась стать биологом или врачом, как отец. Но однажды позвонили с киностудии и пригласили Ингу на пробы в фильм Владимира Аленикова «Приключения Петрова и Васечкина».
При этом ее фотографию выбрали мальчики, которые исполнили главные роли, – Егор Дружинин и Дима Барков.
Следующие 2 года стали для нее нескончаемым праздником на Одесской киностудии. А в 12 лет, когда фильм вышел на экраны, Инга вдруг превратилась из обычной школьницы в самую популярную девочку в СССР. Всесоюзная популярность ее скорее напугала, чем обрадовала. Окончив школу, она выбрала Школу-студию МХАТ – во многом потому, что во время съемок совсем забросила учебу и уже даже не мечтала поступить на те факультеты, о которых раньше думала.
Из кумира школьников – в звезду мужского журнала и историка искусства
В 1980-х – 1990-х гг. ее кинокарьера продолжалась, актриса снималась в кино и выступала на театральной сцене, окончила актерскую школу Ли Страсберга в США, вела передачи на телевидении. В конце 1990-х гг. Инга Ильм вновь заставила о себе говорить, но на этот раз вместо восхищенных отзывов получила в свой адрес шквал критики и негодования.
А вызвано это было тем, что недосягаемая Маша Старцева вдруг снялась в откровенной фотосессии и стала первой гостьей русскоязычной версии журнала «Плэйбой».
Свое решение актриса объясняла так: «Всякий раз сталкиваться с готовым представлением о себе, то бороться с ним, то радоваться, то опускать руки – непросто. В какой-то момент я ведь и правда разозлилась. Мне надоел образ девочки-цветочка. И в первом же русском номере журнала Playboy я познакомила страну со своими вторичными половыми признаками. Как писали тогда, опошлила светлый образ пионерки».
В начале нулевых она внезапно пропала с экранов и ушла из театра. Инга вышла замуж за ирландского писателя и сценариста Джерарда Майкла МакКарти, родила сына Джейсона, начала путешествовать. Отношения на расстоянии долго не продлились, супруги вскоре расстались. Вторым мужем актрисы стал бывший одноклассник подруги, дизайнер, художник и архитектор Игорь Северцев, с котором она остается и по сей день.
После этого актриса кардинально сменила профиль деятельности – по ее мнению, актерская профессия и семейная жизнь – понятия абсолютно несовместимые. Она окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ, начала публиковать научные статьи об архитектуре, стала научным сотрудником Института Наследия. Инга Ильм объездила многие страны мира, а в последние несколько лет живет в Италии.
«Флирт украшает будни»
Италия стала для нее неисчерпаемым источником вдохновения и страной бесконечных открытий. Она говорит, что теперь ее основная работа – ходить и смотреть. Инга объездила всю страну, обошла пешком десятки городов и обо всех своих наблюдениях и впечатлениях рассказала в блоге на платформе «LiveJournal». Этот блог попался на глаза издателю, и ей предложили опубликовать книгу. Ее книга «Моя Италия» была отмечена премией «Бродский на Искье-2018».
Предметом ее восхищения стала не только местная архитектура, но и менталитет коренных жителей. Когда она жила в США, местные нравы оказались ей чуждыми, а в Италии она обрела родственную среду.
Игнорируя требования «новой этики», местные мужчины до сих пор могут присвистнуть вслед понравившейся женщине или крикнуть: «Красотка!» Инга списывает это на горячий темперамент и не видит ничего предосудительного в таком открытом выражении эмоций. По этому поводу она говорит: «Флирт украшает будни!»
Разные ипостаси одной творческой натуры
Спустя годы Инга Ильм не жалеет ни об одной странице своей биографии и не хотела бы ничего изменить. И в образе кумира советских школьников, и в роли раскованной героини откровенных фотосессий, и в амплуа блогера, писательницы и историка искусств – это все она, в разные периоды своей жизни, в разных стадиях познания себя и окружающего мира. И ни в одной из этих ролей нет ни грамма фальши.
Однажды в своем блоге она написала: «Вынуждена чистосердечно признаться: созданные в глубоком детстве и не менее глубокой юности кинематографические, фотографические и сценические образы к моей реальности отношения не имеют. Это просто работа такая – придумывать и притворяться. И этот свой навык я никогда не применяла в повседневной жизни».
Когда она занялась наукой и увлеклась путешествиями, это не было просто новой ролью или забавной игрой – ее научные статьи печатали в серьезных изданиях: «Труды Государственного Эрмитажа», «Актуальные проблемы теории и истории искусства», «Архив наследия» и т. д. А для своих книг она избрала научно-популярный формат, чтобы они были интересны массовой аудитории.
Инге Ильм одинаково дороги все ее ипостаси, ведь она считает, что всю жизнь была занята творческой работой, только в разных ее проявлениях: «Я никогда не меняла сферы деятельности. Чем бы ни занималась, всегда занималась искусством… Можно сказать, посвятила себя культуре памяти.
И театр, и кино, и книга – это ее лики». Когда ее спрашивают о том, кем ее правильнее было бы называть сейчас – искусствоведом, ученым, блогером или все-таки до сих пор актрисой, она говорит, что хотела бы оставаться просто Ингой Ильм.
И рассказывает по этому поводу такую историю: «Когда мой сын был маленький, я бросила работу, показывала ему мир, росла вместе с ним… Однажды, когда ему было лет пять, я задала дежурный вопрос самого обыкновенного взрослого: «А кем ты хочешь стать когда вырастешь?».
Я имела в виду – космонавтом, ученым, художником, врачом, музыкантом, пожарным? Он серьезно посмотрел на меня и сказал: «Мама! А можно я буду просто Джейсоном?». Это его имя. Нас так поразил ответ, что в доме до сих пор живет эта присказка».
Сегодня Инга Ильм признается: все, в чем ей хотелось себя попробовать, она успела сделать еще в юности, и сегодня ей уже не хочется играть никаких ролей. К славе она давно равнодушна, а то, что сейчас составляет ее счастье, – это семья, книги и Город, ее самая большая страсть, архитектура как застывшая музыка и увековеченная история.
0 коммент.:
Отправить комментарий