Лидия — добрый ангел Анри Матисса
Во многом благодаря Лидии Делекторской художник прожил долгую жизнь и был счастлив в свои последние годы.
Объявление о найме на работу попалось Лидии Делекторской случайно. Осенью 1932 года она позвонила в дверь неизвестного ей художника…
Русская эмигрантка, уроженка Томска, на автобусной остановке в Ницце прочла объявление: художнику требуется ассистентка. Далёкая от живописи Лидия Делекторская маститого к тому времени художника Анри Матисса увидела и услышала впервые. Ему к тому времени исполнилось 63 года, Лилии было 22. Поработав несколько месяцев моделью для грандиозного панно «Танец», Лидия покинула его мастерскую, но тут тяжело заболела жена художника Амели, и супруги вспомнили исполнительную русскую девушку, пригласив её в качестве сиделки.
Амели не чувствовала опасности, потому что была уверена, что художнику не нравятся светловолосые девушки. Не нравились… Пока в его жизни не появилась Лидия. Она стала для Матисса всем: музой, служанкой, экономкой. Она стала для него просто абсолютно необходимой практически во всём. Супруга этого не стерпела. Амели Матисс уехала к дочери в Париж, Анри с Лидией остались вдвоём.
Во многом благодаря Лидии Матисс прожил долгую жизнь и был счастлив в свои последние годы. В 1941 году ему диагностировали рак, он практически не мог уже ходить, но прожил ещё 13 лет, активно занимаясь творчеством. Когда художник умер в 1954 году, Лидия за один день собрала свои вещи и навсегда покинула его дом.
На похороны её никто не позвал. Всё время жизни Лидии в доме Матисса художник дважды в год (на Рождество и на её день рождения) дарил ей свои картины. Он понимал, что ей ничего не достанется из его наследства и хотел хоть как-то обеспечить её жизнь после своего ухода. Кроме того, в какой-то момент Лидия из своего не очень большого жалованья, которое платил ей Матисс, стала покупать у него же по разумной цене его рисунки.
К моменту смерти художника у неё скопилась весьма приличная коллекция работ Матисса, которая, продай она её, могла бы обеспечить ей роскошную жизнь до конца дней. Она не продала НИ ОДНОЙ вещи из этой коллекции. Она передала все принадлежащие ей картины Матисса в дар Эрмитажу и московскому музею имени Пушкина.
Всю жизнь она очень скромно и одиноко прожила в маленькой парижской квартире, ездила на общественном транспорте, была самым авторитетным в мире экспертом по творчеству Матисса, но до конца дней категорически отказывалась давать любые интервью. Ещё она дружила с писателем Константином Паустовским и перевела все 11 томов его сочинений на французский язык.
Когда Лидии предлагали помощь, она отвечала: «Когда мне понадобится эта помощь, я уйду к нему» — и указала пальцем вверх. Видимо, такой день настал, когда Лидия покончила с собой в возрасте 87 лет. Ее последней волей была записка со словами: «Прошу положить рядом со мной рубашку Анри Матисса».
Прах Лидии Делекторской покоится на обычном кладбище в Павловске. На памятнике слова Пикассо: «Матисс сохранил ее красоту для вечности», а также текст: «Муза. Друг. Секретарь Анри Матисса».
В 2009 году одну из картин Матисса в аукционном доме Christie’s продали за 32 миллиона евро.
0 коммент.:
Отправить комментарий