"Мне грустно на тебя смотреть": стихотворение Есенина, которое поймут лишь те, кому за 50
Общество не может отвернуться от тех, кому предстоит шагать в старость. Наверное, потому, что мы все медленно и верно туда идем, и все мы там будем.
Вот и звучат отовсюду жизнерадостные призывы жить до 100 лет, что в 50 жизнь только начинается. О том, что вся дурь выветрилась, а то, что нужно и ценно - осталось. Опыт, мудрость, ум. А медицина и косметология позволяют в 50 выглядеть на 30.
Хочется верить в это всей душой. Хочется, чтобы так было. Но ведь мы понимаем, что это не так. Что после 50 - больше "осталось", чем "предстоит". И что вместо трепетного сердца - скептицизм и прагматичность.
Да, хватает ума жить лучше, чище, проще. Хватает ума не делать резких движений, никого не обижать, не предавать и не подставлять своей наивностью и простодушием, своей недальновидностью, свойственным юности. Но - "замри и ничего не делай" - это не жизнь, а существование.
К сожалению, в 50 лет не дано испытать того, что можно испытать в 20. Безудержные юношеские порывы, первая любовь, светлые надежды, безграничное доверие к миру, вера в людей, в доброту и взаимовыручку. Это все уходит с возрастом навсегда. В никуда.
Пушкин писал в своем стихотворении "Элегия" о том, чем можно заниматься в старости. "Упиваться гармонией", например. Читать сложную литературу, смотреть арт-хаусные фильмы, вникать в идеи философов. Но это снова все - где-то в уголочке, с краешку, в тишине. А жизнь - это дорога, на которой удержаться можно только в одном положении, а именно - двигаться, но дорогу эту придется уступить молодым.
Пушкин пишет "любовь блеснет улыбкою прощальной", но ведь поэт не дожил до седин и дыхательной аритмии. С таким талантом, как у Александра Сергеевича, женщины бы до 90 лет на руках носили и души в нем не чаяли. А что остальным делать?
Тем, кто крепкий ремесленник, но Бог таланта не отвесил?
Нелегко спускаться с Олимпа, на котором тебе так вольготно жилось, а приходится. Нелегко принимать к сведению, что тебе 50, а через 10 лет - 60. А потом 70 и 80. Но 80 - не гарантировано, это либо какое-то удачное попадание в статистику, либо такая жизнь, что и даром не надо. Хочется ясного ума и крепкого духа.
Я общаюсь со своими пожилыми родственникам, с престарелыми соседями, с педагогами и воспитателями, которые меня помнят еще крохой, когда я пешком под стол ходила. Конечно, я с улыбкой говорю, как они хорошо выглядят, шучу, что мне бы так в ваши годы (например, одна дальнозоркая бабушка видит номера маршрутов автобусов лучше, чем я, близорукая, во внучки ей годящаяся).
На самом деле, когда я вижу всех этих людей, которых я уважаю, ценю и люблю, желаю им долгих-долгих лет жизни, на ум приходит строчка Сергея Есенина "Мне грустно на тебя смотреть". Кажется, что они не заслужили того, что с ними творится в данный момент, а именно - своей старости, своего увядания: снижения слуха, давления, резей, болей, слабой концентрации памяти, они заслужили прекрасной, здоровой, перспективной жизни, в которой можно мечтать, хохотать, преодолевать трудности, чтобы гордиться собой.
Но... всему свое время.
Вот и Сергей Есенин пишет о том, что не нужно в холодный период зимней стужи искать под слоем снега нежные цветы. Нет их там. И никогда не будет. Нужно принять свой возраст и прожить эти годы с достоинством, без допинга и самообмана.
"Мне грустно на тебя смотреть"
Мне грустно на тебя смотреть,Какая боль, какая жалость!Знать, только ивовая медьНам в сентябре с тобой осталась.Чужие губы разнеслиТвое тепло и трепет тела.Как будто дождик мороситС души, немного омертвелой.
Ну что ж! Я не боюсь его.Иная радость мне открылась.Ведь не осталось ничего,Как только желтый тлен и сырость.Ведь и себя я не сберегДля тихой жизни, для улыбок.Так мало пройдено дорог,Так много сделано ошибок.Смешная жизнь, смешной разлад.Так было и так будет после.Как кладбище, усеян садВ берез изглоданные кости.Вот так же отцветем и мыИ отшумим, как гости сада…Коль нет цветов среди зимы,Так и грустить о них не надо.
1923 год
0 коммент.:
Отправить комментарий