«Это даже хорошо, что пока нам плохо»: детский фильм для взрослых о бессилии зла
Уверена, вы помните, что «нормальные герои всегда идут в обход». А помните ли вы, кто подарил нам этот тезис? Меж тем, прозвучала она из уст героев отрицательных (хоть из смешных) в эксцентрической истории «Айболит-66», снятой Роланом Быковым в 1966 году.
Сам Ролан Быков считал, что именно из-за «Айболита» он и пришёл в кино,
хотя к середине шестидесятых у него было уже несколько очень успешных киноролей и режиссёрских работ, включая прекрасную комедию «Семь нянек» (1962). Помимо кино Быков трудился и в театре, и на сцене Театра юного зрителя поставил спектакль «О чём рассказали волшебники». Постановку зрители любили, и это был спектакль для семейного просмотра, так что в зрительном зале была публика разных возрастов. И как раз эту историю Быков захотел перенести на экран.
Вместе с драматургом Вадимом Коростылёвым, автором пьесы, Быков написал сценарий, который назвал «Добрый доктор Айболит». С утверждением возникли сложности:
чиновники не поняли, кому будет адресована столь необычная лента. Для детского фильма в ней было слишком много гротеска и буффонадности, для взрослого — слишком уж незамысловатый сюжет.
Да и вообще «Добрый доктор Айболит» сильно отдавал театральностью, поэтому сразу же возникли опасения, что фильм провалится: то, что допустимо на сцене, на экране может выглядеть странно, непонятно и нелепо. Смущало худсовет и то, что
животных должны были, по задумке режиссёра, играть люди. Это была всё та же театральная условность:
в театре в образах животных действительно появляются актёры, и это воспринимается естественно. Но как это будет смотреться в кино? На этот вопрос однозначно никто ответить не мог. Мало того, даже Михаил Ромм, учитель и советчик Ролана Быкова, который всегда его поддерживал, в новую задумку не особо верил, хотя в конце концов всё-таки поддержал ученика. Любопытно, что спустя десять лет с той же проблемой столкнётся режиссёр Леонид Нечаев, когда задумается снять «Приключения Буратино»: там кота и лису будут играть люди. И, по забавному совпадению, котом Базилио станет Ролан Быков. А в 1966 году он всё-таки убедил чиновников, что сумеет сделать весёлую и поучительную ленту и выбил разрешение.
Роли обезьянки Чичи и собаки Аввы получили Лидия Князева и Евгений Васильев.
Фото со съёмок. Олег Ефремов и Евгений Васильев
Оба играли в тюзовском спектакле те же роли, так что с образами своими были отлично знакомы. Бармалея Ролан Быков решил играть сам, поскольку в этом образе он появлялся и в спектакле, а вот роль доброго доктора отдал Олегу Ефремову.
Фото со съёмок. Олег Ефремов и Евгений Васильев
Ефремову пока не приходилось появляться в кино в столь эксцентрических образах, поэтому для него это был эксперимент (впрочем, и вся картина была экспериментом).
Ему нужно было стать героем не просто положительным, а безусловно положительным, который никогда и ни при каких условиях не совершит нехороший поступок.
Фото со съёмок. Олег Ефремов. Многие нашли, что в образе Айболита актёр напоминает Константина Сергеевича Станиславского.
Это была положительность и доброта на грани абсурда, возведённая в абсолют, но зато этот характер отлично считывался маленькими зрителями. Так же, как и нрав злобного Бармалея, над проказами которого хотелось смеяться, а не бояться их.
Фото со съёмок. Алексей Смирнов с юными поклонниками
Приспешников Бармалея сыграли Фрунзик Мкртчян и Алексей Смирнов, и тут тоже какое-то странное и немного печальное совпадение:
обоих часто приглашали в комедии, но обоим досталась непростая жизнь.
Фото со съёмок. Ролан Быков
Съёмки комедии про доктора Айболита потребовали путешествий по стране. Часть эпизодов отсняли на «Мосфильме», а натурные сцены создавали в Абхазии и Азербайджане, а финал сняли в Сухумском обезьяннем питомнике.
Фото со съёмок. Олег Ефремов
Для массовых сцен пригласили артистов цирка (в эпизоде можно увидеть очень популярного тогда клоуна Леонида Енгибарова), студентов циркового училища и ребят из детского хора имени Локтева.
Фото со съёмок. Работа над финалом в Сухуми
Сложнее всех было, разумеется, Ролану Быкову, который взял на себя организаторскую работу, руководил съёмками и снимался в одной из главных ролей.
Фото со съёмок. Ролан Быков
Но тут ему на помощь пришёл дублёр, и, как ни поразительно, это был модельер и парикмахер Валентин Савельев. В кино он новичком не был: ещё в 1961 году он трудился на съёмках картины «Москва музыкальная». Потом его пригласил Виллен Азаров на крошечную роль парикмахера в комедии «Взрослые дети» (1961), а спустя время Валентина позвали на съёмки «Войны и мира», где он создавал образы для исполнителей. Там его и приметил сам Ролан Быков.
На площадке «Айболита» Валентин Савельев заменял его в трюковых сценах, например, бесстрашно залезал в болото и окунался в бассейн с ледяной водой.
Фото со съёмок
Фото со съёмок. Репетиция трюков
Режиссёр Ролан Быков оказался новатором не только в части подачи сюжета, но и в технической области. Объединив усилия с операторами, он решил использовать технологию «вариоэкран», которая предполагала изменение изображения с почти квадратного формата 4:3 на полноценный формат 16:9 в зависимости от сюжета.
Этот приём создавал эффект присутствия и был своего рода предшественником 3D-кино.
Фото со съёмок. Ролан Быков
Уже на финальном этапе комедия Ролана Быкова получила название «Айболит-66». Очевидно, что для режиссёра было важно показать год создания ленты, при этом сам Быков говорил про неё так:
«Наш фильм — это старая сказка шестьдесят шестого года».
В этой сказке авторы настойчиво проводили мысль, что добро нельзя победить и что нужно верить в прекрасное. И главное, что не стоит разочаровываться, даже если вокруг бармалеи. Ну а в заключение ещё одна крылатая фраза из песенки из детского фильма, полезного и для взрослых «Айболит-66», в которой, к слову, цензоры увидели нешуточную крамолу на тогдашнюю действительность. Правда, и сейчас эта фраза актуальна более чем:
«Это даже хорошо, что пока нам плохо».
Согласны?
0 коммент.:
Отправить комментарий