вторник, 17 февраля 2026 г.

Гeнepaлoв убивaли, бaнкoмaты гpaбили, зoны дoили: кaк Пичугa cтaл хoзяинoм Кoми


Гeнepaлoв убивaли, бaнкoмaты гpaбили, зoны дoили: кaк Пичугa cтaл хoзяинoм Кoми

В криминальном мире есть фигуры, которые становятся легендами ещё при жизни. Юрий Пичугин, известный как Пичуга, был именно таким. Вор в законе в 26 лет, хозяин Республики Коми на протяжении почти четверти века, крестный отец для двух десятков авторитетов. Его слово значило больше, чем любой приговор суда. В 90-е, когда криминал врастал во власть, Пичуга выстроил систему, которой мог бы позавидовать любой губернатор. Под ним ходили все: рэкетиры, таксисты, проститутки, бизнесмены. У него были свои люди в шестнадцати колониях, и каждая зона ежемесячно сливала в общак от 25 до 50 тысяч рублей. А ещё у него были покровители в погонах, которые снабжали информацией и прикрывали спину. Но империи, построенные на крови, имеют свойство рушиться. И чем они выше, тем страшнее падение.

Пичуга родился в Свердловской области, но вырос в Коми, в посёлке Жешарт. С детства — ни дня без приключений. В школе отказался вступать в пионеры — для того времени поступок дерзкий. Воровал, попадал в милицию, но каждый раз его отпускали. В 16 лет терпение лопнуло — первая ходка, Усть-Вымское СИЗО. И там, в камере, он нашёл себя. Молодой, дерзкий, не признающий правил — такие быстро становятся своими среди воров. Старшие взяли над ним шефство, разглядев потенциал. Уже в 1992-м, едва перешагнув четвертьвековой рубеж, Пичуга получил корону. Для криминального мира это был нонсенс: слишком молод. Но старшие товарищи видели в нём ту самую породу, из которой делают настоящих хозяев.

Воры в законе Владимир Клещ (Щавлик, справа) и Юрий Пичугин (Пичуга) в Минске. Архивное фото

В 1992–1993 годах он ещё учился быть вором. А в 1994-м уже сам начал раздавать короны. За его плечами — более 20 «крёстных детей», среди которых Сергей Асатрян (Осетрина Младший), Абесалом Папиашвили (Бесо) и Александр Хлынов, известный как Саша Белый или Фигура. Последний был отдельной историей. Хлынов стал вором в законе в 24 года, вообще не проведя ни дня в тюрьме. Для старых законников это было дико, но Пичуга решал сам. И Саша Белый платил ему преданностью. Правда, иногда слишком рьяно.

В 2005-м в ночном клубе «Релакс» охранник случайно толкнул Пичугу. Хлынов, не раздумывая, выстрелил секьюрити в глаз. Убийство, девять лет колонии. Сначала Хлынов сидел в ИК-1 под Сыктывкаром, но потом его перевели в омскую ИК-9. Там произошло то, что в воровском мире считается страшнее смерти: под давлением тюремных генералов Саша Белый публично отрёкся от титула. Записался в секцию дисциплины и порядка, подписал бумаги. Для Пичуги это был плевок в душу.


В июне 2009 года Верховный суд России неожиданно отменил приговор Хлынову. Формально — из-за «непричастности к преступлению», хотя все свидетели и записи камер указывали на него. Просто нашёлся подчинённый, который взял вину на себя. Хлынов вышел на свободу и вернулся в Сыктывкар. Но в воровском мире его статус повис в воздухе. Одни говорили, что его сломали, другие — что подставили. Решения не было, и это вызывало глухое недовольство.

А дальше события понеслись вскачь. 17 мая 2010 года в Омске забили палками начальника службы конвоирования Кайрата Дюсенева — того самого, кто участвовал в «перевоспитании» Хлынова. 10 июня на территории больницы в Волгограде расстреляли генерал-майора Николая Папичева. 12 июня Хлынов улетел в Москву и пропал. А 3 июля рыбаки вытащили из реки Вязьма спальный мешок с его телом. Голова обмотана скотчем, сверху пакет, четыре пули в голову. Рядом — два блина от штанги по 15 килограммов. Вопрос с отречением был закрыт.

Пичуга не прощал предательства. Это была лишь одна из многих историй. Коммерсант Игорь Николаев, задолжавший партнёру, — расстрелян в машине. Смотрящий Усинска Олег Токмачев, решивший, что может работать сам на себя, — застрелен у дома. Максим Мишарин, подставной гендиректор, начавший давать показания против людей Пичуги, — найден мёртвым за городом с пулей в голове. Евгений Богданович, директор ЧОП, посмевший ударить Пичугу в драке, а потом написавший заявление в милицию, — семь лет охоты и финал во дворе собственного дома. Пичуга умел ждать. Он мог годами вынашивать план, но всегда добивался своего.

Связи Пичуги в правоохранительной системе были легендарными. При обыске в его московской квартире находили постановления о возбуждении уголовных дел и протоколы допросов, датированные днями, предшествовавшими задержаниям. Известно минимум о двух случаях, когда сотрудничавшие с ним полицейские получали повышение и уезжали в Москву в центральный аппарат МВД. Ныне осуждённый полковник Григорий Модянов, работая в ОБОП Коми, неоднократно сливал Пичуге оперативную информацию. В 1997 году Пичугу внесли в санкционный список Госдепа США — наравне с девятью другими ворами в законе. Для международного преступника это было своеобразным признанием статуса.


Началом конца стало банальное ограбление банкомата 9 мая 2010 года в Сыктывкаре. Среди грабителей был экс-спецназовец Рустам Амонов, прошедший Чечню, а позже ставший телохранителем Хлынова. После ограбления Амонов исчез. В 2016-м в полицию позвонила его мать: кто-то сообщил ей, что сына больше нет. Вычислили звонившую — знакомую криминального авторитета Хадиса Азизова (Ломоно), работавшего на Пичугу. Тот в пьяном угаре рассказал женщине, как Амонов пытался отомстить за смерть Хлынова, ранил одного из бандитов, но был скручен, несколько дней просидел связанным на базе, а потом его вывезли в лес, допросили и зарубили топором. Тело сожгли, а могилу несколько раз проехали лесовозом, чтобы никто не нашёл.

Показания женщины стали ключом. Когда оперативники нагрянули к Ломоно, им повезло вдвойне: прямо перед обыском у него собрались активные члены группировки и спрятали оружие — три автомата Калашникова с глушителями, пистолеты ТТ, Стечкина, Макарова, патроны, порох. Всё это нашли под потолком ресторана «Узбекский дворик» и на станции техобслуживания. На оружии обнаружили ДНК участников банды. А в изъятом компьютере Пичуги нашли подробнейшую бухгалтерию общака: каждая из 16 колоний Коми ежемесячно перечисляла от 25 до 30 тысяч рублей.

17 февраля 2017 года началась зачистка: Сыктывкар, Москва, Архангельская и Ивановская области — брали всех. В июне 2023-го суд вынес приговор: Пичуга и Ломоно получили пожизненное. Ещё 15 их подручных — от 7,5 до 24 лет. В августе 2025-го последовал второй приговор — за новые эпизоды, включая занятие высшего положения в преступной иерархии. Пичуге добавили 18 лет, Ломоно — 11, но для приговорённых к пожизненному это уже не имело значения. Штраф — по два миллиона каждому.


Империя, строившаяся 23 года, рухнула. Из-за одного ограбления, одного пьяного разговора и одной женщины, которая решила рассказать правду. И maybe ещё из-за того, что в какой-то момент Пичуга перестал чувствовать опасность. Поверил, что его связи и авторитет защитят всегда. Но в этом мире не защищают ни связи, ни авторитет. Только время, которое рано или поздно заканчивается для всех.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab