Цapицa, кoтopую пocaдили нa кoл вмecтe c любoвникoм
Свадьба случилась зимой 1689 года. Жениху шестнадцать, невесте девятнадцать. Она темноволосая, с огромными глазами, он высокий и нескладный. Выбирала его мама, потому что так полагалось. Прасковья Лопухина стала царицей Евдокией буквально за одну ночь. Правда, имя ей тоже пришлось сменить — вторую невестку с таким именем в семье никто не хотел.
Звучит как начало сказки, да? Только концовка у этой истории совсем не про "жили долго и счастливо".
Лопухины были дворянами, но бедными. Жили в деревушке под Калугой, растили четверых детей. Прасковью готовили к обычной судьбе: рукоделие, хозяйство, церковь. Читать-писать особо не учили — зачем девице лишние знания? Когда за ней приехали сваты от самой царицы Натальи Нарышкиной, семья решила, что это божье благословение.
А вот сама царица-мать думала иначе. Ей нужна была невестка из незнатного рода — чтобы не задиралась, чтобы знала свое место. Многочисленная родня Лопухиных казалась удобной: будут благодарны, станут опорой. Наталья Кирилловна просчиталась.
Первые месяцы молодые даже переписывались. "Дунька" и "Петрушка" — так они называли друг друга в письмах. Через год родился Алешенька. Потом еще двое сыновей, которые не выжили. Евдокия обожала своего мальчика. Петр тоже вроде бы радовался сыну, но все чаще уезжал то строить флот, то в Немецкую слободу.
Кстати, про слободу. Там жили иностранцы, и жизнь текла совсем по-другому. Женщины носили открытые платья, мужчины брили бороды, все пили вино и танцевали непонятные танцы. Для Москвы конца семнадцатого века это был другой мир. Петр влюбился в него сразу. А Евдокия осталась в Кремле, в старых русских традициях.
В 1690 году царь познакомился с Анной Монс. Дочь немецкого виноторговца, красавица с белокурыми волосами. Роман начался через пару лет, когда Петру было всего двадцать. Он даже пытался скрывать это от матери, но в Москве секретов не бывает.
Евдокия узнала. Как бы вы отреагировали на такое? Она кричала, плакала, устраивала сцены. Петр отвечал тем же — у него был взрывной характер. Ссоры становились все жестче. А еще царица категорически не понимала, зачем мужу все эти новшества: корабли, иноземные костюмы, бритые лица. Она была за старую Русь, за патриархальный уклад.
В 1694 году умерла Наталья Кирилловна. С этого момента Петр вообще перестал общаться с женой. Всю родню Евдокии отправил в опалу. Она продолжала жить в Кремле, но фактически стала невидимкой.
Через четыре года, вернувшись из Европы, царь первым делом поехал не к жене, а к Анне Монс. К законной супруге заглянул только через две недели. Разговор был коротким: "Собирайся в монастырь".
"А как же Алешенька?"
"Воспитаем без тебя".
Осенью 1698 года двадцатидевятилетнюю царицу насильно постригли в монахини. Сына забрал Петр — мальчика отдали на воспитание царской сестре. Алексею было восемь лет. Он рыдал и звал маму, но никто не слушал.
Первое время в Покровском монастыре в Суздале Евдокии жилось тяжко. Муж даже содержание не назначил — кормила родня. Но царица быстро поняла, что играть в монахиню не будет. Через полгода она сняла черное платье, надела светское и зажила как обычная женщина. Петр был далеко, ему было все равно.
Одиннадцать лет прошло. Евдокии сорок, она уже свыклась с мыслью, что жизнь закончилась. И тут приехал Степан Глебов.
Майору тридцать семь. Они знали друг друга с детства — их семьи жили по соседству. Встретились случайно, он приехал в Суздаль по службе. Что там произошло между ними — никто не знает. Только вспыхнуло так, что царица потеряла голову.
Она писала ему письма, которые потом станут уликами: "Душа моя, радость моя! Лучше бы мне с телом расстаться, чем с тобой!" Они встречались в ее покоях, и всем было все равно. В монастыре к Евдокии относились как к настоящей царице, а не как к монахине.
Девять лет они были вместе. Глебов даже в отставку вышел, чтобы быть рядом.
А потом случилось страшное. В 1718 году царевич Алексей сбежал за границу от отца. Петр организовал розыск, начались допросы. Дошли и до Евдокии. В ее келье нашли любовные письма к Глебову и послания к сыну. Еще выяснилось, что царица поддерживала бояр, которые были против петровских реформ.
Петр взбесился. При том что сам он к тому моменту был женат на Екатерине (бывшей Марте Скавронской, простой служанке). Но царю можно, а его бывшей жене нельзя.
Глебова арестовали, привезли в Москву, пытали. По свидетельствам иностранных дипломатов, он ничего не признал — даже под пытками. Шестнадцатого марта его казнили на Красной площади. Посадили на кол. Он умирал сутки. Евдокию привезли смотреть.
Попробуйте представить эту картину. Женщина сорока девяти лет стоит и смотрит, как умирает человек, которого она любила. По приказу бывшего мужа.
Потом ее саму били кнутом при священниках. Отправили в другой монастырь — Ладожский Успенский. Там ей запретили вообще с кем-либо видеться. А летом умер в тюрьме ее сын Алексей. Петр обвинил его в государственной измене.
Интересная деталь: обе женщины, которых любил Петр, в итоге изменили ему. Анна Монс закрутила роман с саксонским посланником. Екатерина спуталась с братом Анны — Виллимом Монсом. Два сына от Екатерины, которых царь мечтал сделать наследниками, умерли младенцами.
Карма? Может быть.
Евдокия просидела в заточении до 1725 года, пока Петр не умер. Логично было бы думать, что теперь-то ее освободят. Но нет. Императрицей стала Екатерина I, которая прекрасно понимала: Евдокию многие считают законной женой Петра. Значит, она опасна. Бывшую царицу отправили в Шлиссельбургскую крепость — как особо опасную преступницу.
Освободили только в 1727 году. На трон взошел ее внук — Петр II, сын погибшего Алексея. Мальчику тринадцать лет, и он впервые в жизни увидел бабушку. Свидетели писали, что встреча была настолько трогательной, что многие плакали. Евдокии пятьдесят восемь.
Внук дал ей титул "государыни-бабушки", выделил деньги на содержание. Английская леди Рондо, видевшая царицу в это время, написала: "Она полная, но сохранила следы красоты. Лицо выражает важность и мягкость, а глаза настолько живые, что кажется, будто она читает в сердцах".
Счастье длилось недолго. Сначала умерла внучка Наталья от чахотки. Через год — сам Петр II от оспы. Евдокия пережила удар, ее едва спасли. Верховный совет даже предложил ей престол, но она отказалась.
Императрицей стала Анна Иоанновна, племянница Евдокии по мужу. Она навещала старую царицу, относилась с уважением. Но после смерти внука Евдокия сломалась окончательно.
Она умерла в 1731 году. Ей было шестьдесят два. Тридцать лет из них — в монастырях. Пережила мужа, любовника, всех детей и внуков. Последние слова: "Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного".
Вот и вся история девушки, которую в девятнадцать лет выбрали в царицы, потому что у нее были большие глаза и правильная родня. Она не умела читать сложных книг, не говорила на иностранных языках, не понимала европейских танцев. Просто жила, как ее учили. Любила сына, любила мужчину, молилась богу.
За что ей досталась такая судьба? Может, за упрямство. Может, за то, что родилась не в то время. А может, просто потому, что оказалась не там и не с тем человеком.
Петр Первый вошел в историю как великий реформатор. Евдокия Лопухина — как постылая жена. Но если подумать, кто из них прожил жизнь честнее?


0 коммент.:
Отправить комментарий